Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.
рабочая программа по немецкому языку по теме

Юрченко Светлана Александровна

Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Немецкий язык

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. основное содержание с календарно-тематическим планированием;
  3. требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка к рабочей программе

Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы, как государства, так и общества и отдельной личности. Возможности и потребности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику в стране: появилось много типов школ, новых курсов обучения, и, соответственно, появился выбор образовательных путей. Наличие выбора в сфере образования - одно из проявлений демократизации и гуманизации школы и в значительной мере показатель схемы парадигмы образования. Официально признанной становится личностно-ориентированная парадигма образования, согласно которой ученик становится в центр учебно-воспитательного процесса, рассматривается не как объект воздействия учителя, а как субъект своей учебной деятельности, потребности, возможности и способности которого должны постоянно учитываться.

Изменился и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Практическое владение иностранным языком стало восприниматься и как личностно значимое. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

Иностранный язык был перемещен с одного из последних мест в учебном плане на одно из первых, в непосредственную близость к родному языку, точнее, вошел в базисном плане в цикл языковых учебных предметов. Выбор изучаемых школьниками иностранных языков определяется их ролью в современном мире, а также стремлением сохранить в соответствии с решениями Совета Европы языковой плюрализм.  Актуальность овладения школьниками немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.

Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет использовать сенситивный период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их языковых способностей, в том числе иноязычных, а также в большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета.

Рабочая программа предназначена для 2-4 классов общеобразова-тельных учреждений и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В данной программе нашли отражение тенденции в развитии общего образования на его первой ступени, которые закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и прежде всего следующие:

  1. личностно-ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
  2. значительно больше внимания развитию уже в начальной школе общеучебных умений и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

Иностранный язык – один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение немецкого языка способствует приобщению школьников к культуре другого народа и, вместе с тем, осознанию себя, как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и, соответственно, осознанию своей национальной идентичности.

Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, показывает распределение учебных часов по темам курса и выстраивает последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрепредметных связей.

Программа реализует следующие основные функции:

  1. информационно-методическую;
  2. организационно-планирующую;
  3. контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция  предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по немецкому языку на начальном  этапе обучения.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, определяя требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

3. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык».

Иностранный язык (немецкий) входит в общеобразовательную область «Филология». Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

  1. межпредметностью;
  2. многоуровневостью;
  3. полифункциональностью.

Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям  постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

4. Цели обучения немецкому языку.

Изучение немецкого языка в начальной школе имеет следующие цели:

  1. учебные (формирование коммуникативной компетенции  элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
  2. образовательные (приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
  3. развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении немецкого языка и расширение познавательных интересов);
  4. воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).

5. Задачи обучения немецкому языку в начальной школе.

C учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» в начальной школе формулируются следующие задачи:

  1. формировать у младших школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
  2. расширять лингвистический кругозор младших школьников; развивать элементарные лингвистические представления, доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
  3. обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
  4. развивать личностные качества младшего школьника, его внимание, мышление, память и воображение в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  5. развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
  6. приобщать младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  7. обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.

6. Место предмета «Иностранный язык» в учебном плане.

Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в начальной школе (2-4 классы) общеобразовательных учреждений: 68 часов во 2, 3 и 4 классах (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего на изучение немецкого языка в начальной школе отводится 204 учебных часа.

Представленная рабочая программа ориентирована на начальный курс обучения немецкому языку, который охватывает 2-4 классы МОУ СОШ №3 и строится из расчета 2 учебных часов в неделю для каждого класса , 114 часов на этапе основного (общего) образования.  

7-9 КЛАССЫ

(114 часов)

Основное содержание языкового образования.

Предметное содержание речи.

  1. Родная страна и страны изучаемого языка.
  2. Их географическое положение, климат, погода, столицы, достопримечательности.
  3. Городская и сельская среда проживания.
  4. Природа и проблемы экологии. Защита окружающей среды.
  5. Здоровье и личная гигиена. Здоровый образ жизни.
  6. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе;
  7. Внешность и характеристики человека, досуг, увлечения, молодежная мода;
  8. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
  9. Проблема выбора профессии.
  10. Роль иностранного языка

Речевые умения.

Говорение

*Диалогическая речь.

  1. Диалог этикетного характера.
  2. Диалог-расспрос.
  3. Диалог – побуждение к действию.
  4. Диалог – обмен мнениями

*Монологическая речь.

  1. Кратко высказываться о фактах и событиях;
  2. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст.
  3. Делать сообщение в связи с прочитанным\прослушанным текстом.

*Аудирование

  1. Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.
  2. Выделять главные факты, опуская второстепенные.
  3. Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст.

 

Чтение

*Чтение с пониманием основного содержания текста.

  1. Определять тему, содержание текста по заголовку;
  2. выделять основную мысль;
  3. выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
  4. устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

*Чтение с полным пониманием  текста.

  1. Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки;
  2. оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
  3. прокомментировать\объяснить те или иные факты, описанные в тексте.

*Чтение с выборочным пониманием  текста.

  1. просмотр аутентичного текста, выбор необходимой информации.

Письменная речь

  1. Делать выписки из текста;
  2. писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками (30-40 слов, включая адрес);
  3. заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
  4. писать личное письмо с опорой на образец \ без образца (50-80 слов)

Социокультурные знания и умения.

Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета. Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство:

  1. с фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
  2. с оригинальными или адаптированными материалами  детской поэзии и прозы;
  3. с иноязычными сказками и легендами, рассказами;
  4. с государственной символикой (флагом, его цветовой символикой, гимном, столицей страны изучаемого языка);
  5. со словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира, в том числе и в русский, и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка;

Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка и овладевают знаниями о:

  1. значении немецкого языка в современном мире;
  2. наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реализациях при изучении учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные особенности);
  3. социокультурном  портрете стран и культурном  наследии стран  изучаемого языка;

Языковые знания и навыки.

Графика и орфография

Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данной ступени обучения, и навыки их употребления в речи.

Фонетика

  1. Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка;
  2. соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
  3. членение предложений на смысловые группы;
  4. соблюдение интонации в различных типах предложений.

Лексика

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики. Знание основных способов словообразования:

1) аффиксации:

  1. существительных c cуффиксами:  -е (die Sorge)  -ler (der Sportler)  -ie (die Autonomie);
  2. прилагательных c cуффиксами:  -sam (sparsam)  -bar (wunderbar);
  3. существительных и глаголов c cуффиксами:  -vor (das Vorbild, vorkommen)  -mit (mitmachen)
  1. существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
  2. глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа fernsehen;

2) словосложения:

  1. прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
  2. глагол + существительное (der Springbrunnen)

3) конверсии:

  1. существительное от глаголов (das Schreiben, das Rechnen);
  2. распознавание и использование интернациональных слов (der Computer)

Грамматика

  1. Сложносочиненные предложения с союзами den, darum, deshalb;
  2. сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными, причины, условными, времени, определительными, цели;
  3. модальные глаголы в настоящем времени;
  4. неопределенно-личное местоимение man;
  5. будущее время Futurum I и глагол warden;
  6. предлоги mit, nach, zu, von, bei, их многозначность.
  7. все временные формы Passiv;
  8. предложения с инфинитивными группами:  statt… zu,  ohne… zu;
  9. Plusqamperfekt, образование и употребление;
  10. прямая и косвенная речь.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения немецкого языка в 7-9 классах  ученик должен

Знать/понимать:

  1. Основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия).
  2. Особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений.
  3. Признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов).
  4. Основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка.
  5. Роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

Уметь:

говорение

  1. Начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,  уточняя.
  2. Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал.
  3. Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка.
  4. Делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
  5. Использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения.

аудирование

  1. Понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию.
  2. Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные.
  3.  Использовать переспрос, просьбу повторить.

чтение

  1. Ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку.
  2. Читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста).
  3. Читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение.
  4. Читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.

 письменная речь

  1. Заполнять анкеты и формуляры.
  2. Писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
  2. создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
  3. приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
  4. ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начальная школа. Иностранный язык

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начальная школа. Иностранный язык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начальная школа. Иностранный язык

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начальная школа. Иностранный язык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» начального общего образования для 2 класса к УМК "Deutsch" авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 68 учебных часов на обязательное изучение немецкого языка  в 2 классе из расчёта 2 часа в нед...

Рабочая программа кружка по немецкому языку "Говорим и пишем по-немецки"

Основная цель обучения немецкому языку на занятиях кружка—совершенствование и дальнейшее развитие иноязычных компетенций через УУД обучающихся.В результате посещения занятий у детей формируется ...