Занятие "Веселые матрешки"
план-конспект занятия на тему

Сынча Алена Анатольевна

Цель этого занятия - формирование у детей представлений о народной игрушке -матрешке.

Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки; особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов - Майданской матрешек.

Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konspekt_zanyatiya_veselye_matreshki.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  учреждение Республики Коми

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом ” г. Усинска

Конспект занятия  «Веселые матрешки»

Составитель:

Сынча Алена Анатольевна

педагог 1 квалификационной категории

ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206

Пояснительная записка.

Актуальность темы .

Цели занятия:

Формирование у детей представлений о народной игрушке – матрешке.

Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской,  Полхов-Майданской матрешек.
Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Материал и оборудование:
Кукла Матрешка
        Презентация о Семеновской, Полхов-Майданской и Загорской матрешках.

Элементы одежды матрешки для гимнастики глаз (2 комплекта).

Шаблоны матрешек  разного размера.
Краски,кисти, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки
.
Музыкальное сопровождение - песня "Русские матрешки".
Ноутбук.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день гости, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Сегодня  мы должны будем чему- то научиться, а чему вы узнаете сами. Я для вас  приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.

Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку.

 II. Основная часть занятия.

 1.Сообщение темы занятия
Воспитатель:   Сейчас мы узнаем, кто же появится у нас в гостях.

Отгадайте-ка загадку:
Здесь лежит для вас игрушка -
Не лошадка, не Петрушка.

 Здесь красавица-девица.

 Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская ….
Воспитатель достаёт из шкатулки матрёшку.
2. Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! (показ деревянных матрешек)
        - Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?

-Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Ученые считают, что прообразом матрешки могли послужить «писанки»- деревянные расписные пасхальные яйца. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни. Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума и деревянных Кокэси, внутри которых оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Ее создателями были: токарь В.П. Звездочкин, который ее выточил, а расписана она по эскизам куколок художника С. Малютина. (Слайд презентации). Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках; за девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя - восьмая,  изображала завёрнутого в пелёнки младенца. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Почти всегда матрешки имеют яйцеподобную форму с плоским донцем, и состоят из двух частей – верхней и нижней. Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрена», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства. (Слайд презентации).
Воспитатель: Ребята как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева? Ответы детей.

 Воспитатель: Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце), для следующей матрешки. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.
(Слайд презентации).
3. Представление матрешек.
 Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек.
Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: Загорской, Семеновской и Полхов-Майданской.

Матрёшка из Загорска. (Слайд презентации ).
Я матрешка из Загорска. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. На голове у Загорской матрешки разноцветный платочек в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. Две пряди волос прячут под платок, завязанный узлом, нос изображают двумя точками, губы - тремя точками (две вверху, одна внизу). Рукава кофты, сарафан и передник оформляется простым цветочным узорам. Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто точек. Линии лица и одежды обведены черным контуром. Круглую серединку цветка или "горох" выполняют, используя прием "тычка".
Матрёшка Семёновская. (Слайд презентации ).
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых.
В подарок принесла.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, который занимает почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок расписывают чаще желтым цветом.
Матрёшка из Полхов - Майдана. (Слайд презентации).
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными
.
Есть такое село в Нижегородской области. Майдан - сборище людей.   Полховка – река, на которой стоит село.
Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек чаще всего нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Лицо обрамляют «кудри». Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
5. Подготовка к выполнению расписывания матрёшек.
Воспитатель: Ребята, у нас есть заготовки матрешек,  мастер ей успел нарисовать только контуры. Давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки.
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

 Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
Что у неё на голове?
(косынка)
На туловище?
(сарафан)
Чем украшен сарафан?
(цветами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Физминутка. Ребята, я вам предлагаю поиграть и нарядить  с помощью ваших внимательных глаз матрешек. Для матрешки девочки: платок, сарафан, фартук, букет.

Для мальчика: фуражка, рубашка, гармошка штаны.

Воспитатель: - А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!
- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров по изготовлению матрешек. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый создаст свою авторскую матрёшку.
6. Расписывание матрёшек.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Рисовать будем гуашью. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами. А  чтобы работать было веселее, я включу народную музыку.
(
Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек).
                                     III. Подведение итога занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих матрешек. Как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.  А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

Откуда  появилась первая матрешка?

Почему матрешка называется именно так?

Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Кукла матрешка – это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых.

Матрёшки русские -
По свету славятся,
На них взгляните вы,
Чем не красавицы?
Сто лет матрёшке,
Но не стариться она,
Живет в ней русская душа.


Литература:

  1. Конспект занятия «Русские матрешки».  Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ООО «Детство – ПРЕСС» 2009г.
  2. Н. Н. Алексахин «Матрешка». Москва «Народное образование» 1998г.
  3. А. Алехин «Матрёшка». Москва издательство «Малыш» 1989г.
  4. В. С. Горичева «Куклы». Ярославль «Академия развития»  1999г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские матрешки

Конспект урока для предметов МХК и ИЗО...

Открытый урок "Русская матрешка" во 2 классе.

Перед уроком была проведена с детьми большая подготовительная работа по изучению различных промыслов....

Описание игрушки (матрешка). 5 класс презентация

СМ. урок  русского языка Описание игрушки (матрешка). 5 класс...

Аппликация "Русская матрешка"

Аппликация "Русская матрешка"...

Матрешка. Русская народная игрушка.

Урок изобразительного искусства. 2 класс...

Матренина неделя или праздник русской матрешки

Сценарий детского праздника в народном стиле с песнями,танцами,играми и викториной + презентация...