Матрешка. Русская народная игрушка.
олимпиадные задания по мхк по теме

Урок изобразительного искусства. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novoselceva_nataliya_nikolaevna.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новосельцева Наталия Николаевна

МОУ Тогурская НОШ, с Тогур, Колпашевский район, Томская область

Автор: Новосельцева Наталия Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ Тогурская НОШ

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3 класс

Тема: Русская народная игрушка. Матрешка.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Изобразительное искусство в начальной школе» 3 класс, автор Кузин В.С.

Время реализации занятия: 45 минут

Компьютерные медиапродукты: презентация 18 слайдов (среда POWER POINT, Microsoft Word)

Цели и задачи:

Создать эскиз росписи матрешки;

добиваться органического сочетания художественной практики детей и эстетических познаний учащихся в области народного искусства;

развивать потребность детей в творчестве;

продолжить формирование у детей умения кистевой росписи

рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке;

учить детей различать разные техники росписи матрешек;

развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка  сарафана для матрешки;

продолжать воспитывать детей на русских народных традициях;

углублять знания о народном творчестве;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Материалы для занятия:

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.

Карта урока

Комментарий к ходу урока

Время (мин)

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

1.Организационная часть

1 мин.

Внимание

2. Экспресс выставка народных игрушек. Беседа об истории создания русской матрешки. Чтение стихотворений, загадок о матрешке.

3 мин.

Внимание, память, мышление

Точность речи

Активность

3.Учитель предлагает сравнить роспись трех  наиболее известных промыслов росписи матрешек. Детям предлагается ответить на вопрос: Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские. Для разрешения проблемы организуется групповая работа.  Дети анализируют иллюстративный материал.

В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.

5 мин.

Внимание, память,

мышление

Аналитичность, аргументированность, коммуникативная культура,

культура эмоций

3. Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице. Упражнение. Эмоциональный настрой.

7мин

Внимание, память, мышление

Ответственность

Любознательность

Гибкость

4.Постановка творческой задачи.

1 мин

5. Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки. Практическая работа.

25 мин

Внимание, память, мышление

Ответственность,

аккуратность,

творчество

6.Итог. Выставление оценок. Хоровод матрешек.

3 мин

Внимание

Память

Глубина рассуждений,

аргументированность,

аналитичность,

рефлексивность,

культура эмоций,

точность, уместность

выразительность речи

Конспект урока

1.Организационная часть

2. Экспресс выставка народных игрушек. Беседа об истории создания русской матрешки. Чтение стихотворений, загадок о матрешке.

Предлагаю совершить путешествие в далекое прошлое нашей страны.

В детстве все любят играть. Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Когда-то давным-давно в России, где еще не было специальных фабрик детских игрушек, в деревнях и посадов городов мастерили народные мастера всякие игрушки и забавы.

 -Как вы думаете, из каких материалов изготавливали в старину игрушки?

Их лепили из глины, обжигали в печах, резали из дерева, мастерили из бересты и соломы, из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек.

-Какие игрушки  были особенно популярны в то время?

-Обратите внимание на выставку игрушек, какими разными были игрушки.

Матрешка.

А вот еще одна игрушка. Угадайте, только загадку до конца прослушайте, она вам о многом расскажет.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочкам на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть:

Разрумянилась немножко

Наша русская …  

Матрешка

Русская деревянная матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (Загорск). Русским художникам - умельцам понравились японские игрушки, и они захотели придумать свой национальный вариант. Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

 По сравнению с другими игрушками эта деревянная расписная куколка молода. Ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениром за рубежом. Образ матрешки воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Давным-давно имя Матрена, Матреша  считалось одним из самых распространенных женских имен. В его основе лежит слово «мать». Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.

Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка. В руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Но, главное, эта куколка - с секретом!

С каким секретом?

Внутри нее прячутся сестрички, мал-мала меньше. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Теперь сядем, посидим,

На матрешек поглядим.

Выходят девочки, заранее выучившие стихи и частушки. На них юбочки, платочки, на щеках румянец.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки.

Одежки деревянные,

Щечки румяные!

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем!

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из бруска березы.

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы!

Пять матрешек из шести

Днем и ночью взаперти.

Но однако не в обиде,

Что меня нечасто видят. Аккуратные матрешки

Берегут свои одежки.

Я винить их не могу

-Сама шестую берегу.

Такую всю нарядную,

Румяную да ладную

Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.

3. Предлагаю сравнить роспись трех  наиболее известных промыслов росписи матрешек. Ответьте на вопрос: Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские. Чем похожи и чем различаются игрушки? Для разрешения проблемы организуется групповая работа.  Дети анализируют иллюстративный материал.

Загорская матрешка.

На загорской матрешке локальными цветами: красным, зеленым, синим, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой».

Прием декоративной росписи аналогичен приему «тычка». Загорские мастера, украшая матрешку, часто работают сразу двумя тампончиками разной величины: более крупным тампончиком наносят светлые пятна, а тем, который поменьше, делают узоры темной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается своеобразный «лепесток» декоративного цветка.

Семеновская матрешка.

В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки  выглядят иначе. Узор наносится на естественную золотую фигурку. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами.

Полхов – Майданская матрешка.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двуцветном фоне – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и т.д.

Полховский Майдан – это название села. «Майдан» очень старинное село, и означает оно «сборище людей». А Полховка – это река, на которой стоит село.

В разных местах нашей большой страны игрушки привыкли делать по-своему. Обратите внимание на игрушки: боярыни, боярин, витязь. В Сергиевом Посаде даже создан музей русской игрушки. Давайте внимательно посмотрим на них. Вот, матрешка сюжетная, выполненная по сказке «Репка». В этой игрушке 15 матрешек: «мышка», «кошка», «Жучка», «внучка», «дедка», «бабка» и сюжеты:  «дед тянет репку», «дед с бабкой тянут репку» и т.д.

4.Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице. Упражнение. Эмоциональный настрой.

Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще.

5.Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки. Практическая работа.

Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.                              

Итог урока.

Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?

Понравилась ли тебе практическая часть урока?

Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?

Дети выходят с рисунками к доске, образуя хоровод матрешек.

Расскажи о своем рисунке.

Благодарю за участие в уроке.

Всем большое спасибо за проявленное творчество. До новых встреч! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные игрушки"

Презентация на тему: "Русские народные игрушки" (матрешка, дымковская, каргопольская, богородская, филимоновская)....

Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки

Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС...

Русская народная игрушка

В презентации представлены иллюстрации и краткое описание русских народных игрушек ,их  истории возникновения  и отличительные особенности...

Презентация к занятию «Русская народная игрушка — матрешка»

Занятие по образовательным областям«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»для детей второй младшей группы«Русская народная игрушка — матрешка...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «АБВГДейка» «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир русской народной игрушки. Изготовление куклы – оберега «Кувадка»

Цель: Познакомить обучающихся с историей и традициями игрушечного ремесла, с возникновением кукол, с их видами. Научить обучающих, изготавливать куклу – оберег «Кувадку»....