Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки
проект на тему

Гузик Елена Александровна

Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon guzik_e._a.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

- детский сад № 10 станицы Старовеличковской

Опыт работы по теме:

                                                       

Воспитатель: Е. А. Гузик

                                               

2014г.

      В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым. Восприимчивость ребенка дошкольного возраста особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства создавать развивающую среду, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая и постоянно обогащая развивающую среду в группе, подбираю книги, иллюстрации, предметные картинки, плакаты, дидактические игры, схемы, театры, макеты. Активно перенимаю передовой опыт коллег, ищу эффективные методы и приемы обучения, воспитания, развития детей. В частности, успешно использую метод проектов. Один из проектов – это   «Мини-музей народной игрушки »

• Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

• мини-музеи в группе играет роль помещения для психологической разгрузки детей.

Расширение кругозора детей – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Музей– эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Выделяются следующие педагогические функции музея «Народной игрушки»:

- образовательная;    - развивающая;

- просветительская;   - воспитательная.

Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В подготовительной группе разработан проект музей «Народной игрушки». Проект долгосрочный, важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Совместно с родителями продолжаю сбор экспонатов и оформление экспозиций.

Большую помощь в организации развивающей среды и создании мини-музея оказывает макетирующая деятельность. Макет – это не только результат конструктивно – творческой деятельности, но и очень привлекательное для детей игровое пространство. Совместно с детьми мы создаём  макеты кукольных домиков, деревенской избы, подворья.

К макетированию привлекаются родители. Они помогают собрать природный и бросовый материал. Действуя с этим материалом, дети знакомятся со свойствами предметов. Многие виды деятельности, в том числе и макетирование, воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.

Цель создания мини-музея «Народной игрушки» – познакомить детей с историей народной игрушки, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как трансформировалась в течение многих десятилетий до наших дней.

Экспонатами мини-музея станут куклы, сделанные руками воспитателей, а также мам и бабушек, совместно с их детьми.

Народная игрушка вот уже более ста лет привлекает внимание исследователей – историков, археологов, этнографов, искусствоведов, культурологов и, чуть ли не в первую очередь, - педагогов и психологов.

Уже в конце XIX века народную игрушку начали активно коллекционировать. В наши дни она хранится в самых больших музеях страны – Эрмитаже и Русском музее, в Российском Историческом музее, в Музее народного искусства, во Всероссийском музее народного и декоративно-прикладного искусства.

Народная игрушка – это действительно бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры.

Кукла – это не только игрушка, это часть культуры со своей историей. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Русская пословица говорит: «С куклами возиться - бытию учиться».

Для русского человека кукла была не просто игрушкой, забавой, а носительницей определённого смысла, обряда.

Кукла является первой среди игрушек в русской игровой культуре 

Тряпичные куклы и куклы-обереги, помогают знакомить детей с народными традициями. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, истории, культуре, обычаях и обрядах.

Планируемые результаты: Надеюсь, что мини-музей «Народной игрушки» позволит расширить знания детей о русской народной культуре и традициях. Экспонаты можно будет использовать для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Мини-музеи должны стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

По окончании проекта мы с ребятами устроим выставку народных игрушек, сделанных руками детей и их родителей из различного материала. Я надеюсь,  что совместная работа ещё больше сплотит коллектив: воспитатели – дети – родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»

Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ

Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Консультация для педагогов "Современные требования к созданию предметно-развивающей среды"

В данной консультации Вы найдете всю необходимую информацию по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения ребёнка в специально организованную предметно- развивающей среды....

«Создание предметно – развивающей среды для детей младшего школьного возраста».

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой ко...