Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «АБВГДейка» «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир русской народной игрушки. Изготовление куклы – оберега «Кувадка»
    план-конспект на тему

    Светлана Тимофеевна Пасюченко

     

    Цель: Познакомить обучающихся с историей и традициями игрушечного ремесла, с возникновением кукол, с их видами. Научить обучающих, изготавливать куклу – оберег «Кувадку».

     

    Задачи:

    Образовательные:

    • Сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
    • Помочь детям освоить новый способ поделки – рукоделие из лоскутков, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность её внешнего вида: объём, самобытность.
    • Научить мастерить традиционную тряпичную куклу «Кувадка», совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
    • Активизация словаря: оберег, кукла – кувадка, безликая, бесшовная, тряпичная, лоскутная, текстильная.

    Развивающие:    

     

    • Развивать творческие способности детей, память, наблюдательность.
    • Совершенствовать речь, как средство общения, используя поговорки и образные выражения.
    • Развивать чувство цвета, ловкость.
    • Развивать чувство прекрасного.

     

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
    • Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, желание самим сделать тряпичную куклу.
    • Воспитывать  терпение, усидчивость, чувство гармонии и красоты, живой интерес к народной культуре.

     

    Тип занятия:  Урок – путешествие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ   КАЗЁННОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

    АДМИНИСТРАЦИИ МО КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

    В  СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «АБВГДейка»

    «ТВОРЧЕСКАЯ  МАСТЕРСКАЯ»

    ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир русской народной игрушки. Изготовление куклы – оберега «Кувадка»

    (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

    педагог дополнительного образования

     Пасюченко Светлана  Тимофеевна

    Дата: 02. 12.  2016 год,   группа 2-й год обучения 6-7 лет.

    Тема:  «Путешествие в мир  игрушечного ремесла. Изготовление куклы – оберега «Кувадка»

    Цель: Познакомить обучающихся с историей и традициями игрушечного ремесла, с возникновением кукол, с их видами. Научить обучающих, изготавливать куклу – оберег «Кувадку».

    Задачи:

    Образовательные:

    • Сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
    • Помочь детям освоить новый способ поделки – рукоделие из лоскутков, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность её внешнего вида: объём, самобытность.
    • Научить мастерить традиционную тряпичную куклу «Кувадка», совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
    • Активизация словаря: оберег, кукла – кувадка, безликая, бесшовная, тряпичная, лоскутная, текстильная.

    Развивающие:    

    • Развивать творческие способности детей, память, наблюдательность.
    • Совершенствовать речь, как средство общения, используя поговорки и образные выражения.
    • Развивать чувство цвета, ловкость.
    • Развивать чувство прекрасного.

    Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
    • Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, желание самим сделать тряпичную куклу.
    • Воспитывать  терпение, усидчивость, чувство гармонии и красоты, живой интерес к народной культуре.

    Тип занятия:  Урок – путешествие.

    Техническое оснащение:  Ноутбук, мультимедийка.

    Литературный ряд:   Загадки, пословицы о труде и рукоделии.

    Оборудование и материал: для туловища лоскут цветной ткани 30х20, для рук лоскут другого цвета 10х10, лоскут 10х5, на косынку треугольный лоскут, прочные нитки заранее нарезанные, тесьма.

    Наглядное пособие: в классе оборудован уголок русской избы: прялка, этажерка с деревянной и глиняной посудой, печка с чугунками, столик, икона, полотенца, рушники, домотканая дорожка, шкатулка с куколками: кукла «Кувадка», «Пеленашка», «Десятиручка», «Мартенчики» из ниток, «Нянюшка», «День и Ночь»,  презентация «Людям на потешение, всему свету на удивление», гимнастика для глаз, физкультминутка

    План  занятия:

    1. Организационный момент.

    2. Подготовительный этап

    3. Путешествие в мир игрушечного ремесла.

    • Беседа с детьми
    • Знакомство  с куклами - оберегами.
    • Физкультминутка для глаз
    1. Объяснение нового материала

      5.   Практическая работа.

     6.   Физкультминутка

      7.  Подведение итогов занятия.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Организационный момент.

    Педагог проверяет готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов. Повторение правил техники безопасности. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

    2. Подготовительный этап.

    Здравствуйте гости дорогие, сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, а живу я в старинной русской избе, проходите, пожалуйста. Под р. н. мелодию все проходят в класс. Вот мой уголок русской избы.

    Слайд 2. Вот в такой избе жили наши предки.  В русской избе почти всё сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная. Это прялка, этажерка, стол, печка, лавки, много посуды из дерева, глины. На печке стоят чугуны. Они сделаны из металла чугуна. Вот дорожка сделана своими руками. Полотенца вышивали женщины. А ещё в крестьянской избе был очень нужный предмет, а какой отгадайте.

    Слайд 3.  Загадка:   У бабушки сейф. Он давно уж не новый,
                                        К тому же совсем не стальной, а дубовый.
                                        Он скромно стоит у неё в уголочке.
                                        В нём бабушка держит халаты, носочки, отрезы на платья,  

                                         Немножечко пряжи, пуховый платочек и пенсию даже.
                                        Но только не дверца, а  крышка на нём.
                                        Тяжелая очень с  висячим замком.
           (Сундук)

    А у меня есть деревянная шкатулка. А  в ней сюрприз. А чтобы узнать, надо отгадать ещё одну загадку.

    Слайд 4.  Глазки голубые, кудри золотые

    Губки розовые, что это значит?

    Дочка, а не плачет, спать уложишь –

    Будет спать день, и два, и даже пять.   (Кукла)

    Молодцы! А давайте познакомимся с куклами поближе. Садитесь за столы.

    3. Путешествие в мир русской народной куклы.

    Слайд5.  Народная мудрость гласит: Кто в детстве в  куклы не играл, то счастья не видал.

    Посмотрите, как много здесь разных кукол, какие они все красивые.  Мы с вами поговорим о русской народной кукле. Раньше кукол делали в каждой семье и в каждом доме. Традиционные русские куклы в первую очередь изготавливались на забаву детям, ведь считалось, что в той семье, где малышня  много и усердно играет с куклами, всегда будет лад и достаток. Но имела кукла и другое применение – они участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых, были защитниками и помощниками рода людского.

     Слайд 6. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как называли таких кукол? Ответы детей.

    Слайд 7. Тряпичную народную куклу делали из разных материалов: из травы, соломы, лыка, веточек, палочек. Но больше всего любили в русской деревне тряпичных кукол, созданных из лоскутков старой разноцветной ткани. Тогда изготовление ткани было делом трудоёмким, дети донашивали одежду взрослых, а потому на куклы всегда оставалась лишь сильно изношенная ткань. Однако люди верили, что именно она идеально подходила для изготовления обережных кукол, ведь ношенная одежда сама по себе является защитной, так как хранит тепло душ людей, которые её носили. Чтобы одежда не утратила своего магического дара, её не резали, а разрывали на лоскутки руками, а при изготовлении кукол не использовали железные, колющие и режущие предметы. Готовых кукол наряжали, но никогда не рисовали им лиц, чтобы в игрушку не могли вселиться злые силы. Таких кукол называли безликие. Как называли таких кукол? Созданная по этим нехитрым правилам кукла оставалась безвредной для ребёнка и служила ему и игрушкой и оберегом. Чем служили такие куклы для детей? (оберегом) тряпичная кукла – игрушка не простая, а заветная. Можно про неё так сказать, искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

    А сейчас  я расскажу вам о разных русских куклах. А потом мы с вами попробуем сделать куклу сами.

    Слайд 8. Кукла материнство. Это женская фигурка с младенцем на руках. Приобретали или дарили в подарок девушке, которая мечтала о семье и детях.

    Слайд 9. Кукла  кукушка. На нее наговаривают боль, печаль. Потом эту куколку уничтожают, например, сжигают в печи, чтобы боль ушла, не оставалась при тебе.

    Слайд 10. Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

    Слайд  11.  Многоручка -  кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

    Слайд 12.  Кукла   домовиха. Хранительница дома. Причем, она не жена домового, а сама по себе: вполне самостоятельная, фактически современная женщина. Сама зарабатывает, сама себя содержит.

    Слайд 13.  Счастье – это маленькая куколка с очень длинной косой и поднятыми ручками. Главное в кукле – коса, которая символизирует женскую силу. Коса так же служит опорой самой кукле. Кукла дарилась  на счастье.

    Слайд 14. Кукол - Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку - мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.

    Слайд 15. Кукла Бессоница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

    Слайд 16. Кукла “День-ночь”. Это самая простая древнейшая куколка-оберег. Эти куклы оберегали жилище. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день), а другая - из черной (ночь). Днем выставляли  вперед,  светлую, а ночью темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую целую композицию.

    Слайд 17. Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

    Физкультминутка «Потанцуем вместе».

    4. Объяснение  нового материала.

    Мы  вновь возвращаемся на занятие, а что бы у нас осталось воспоминание о путешествии давайте сделаем  на память  оберег куклу «Кувадку». Все согласны? Хорошо.

    Слайд 18.. Есть такая пословица: Всему можно научиться – важно не лениться. Самый умелый и талантливый мастер, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. 

    Кукла просто загляденье,

    Детям всем на удивленье.

    Коль хотите научиться

    Эту куклу мастерить

    Вам придётся не лениться

    И старанье приложить!

    Слайд 19.  А девиз нашего урока:

    • «Умение везде найдёт применение»
    • «Не будет и скуки, когда заняты руки»
    • «Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся»

     Давайте внимательно рассмотрим «Кувадку». Из чего она сделана? Правильно из лоскутков материала. Давайте рассмотрим схему изготовления куклы. Слайд 20 – 28. Показываю изготовление куклы.  Задание всем ясно? Тогда приступаем к работе. У кого возникают трудности, смотрим схемы на экране, задаём вопросы.

    5. Практическая работа

    В процессе работы каждому обучающему (по необходимости) даю консультацию, помогаю. Обращаю внимание на осанку.

    Итак, с поставленной задачей все справились успешно. Молодцы! Вы прекрасно потрудились. На следующих  занятиях  мы с вами продолжим мастерить куколок. Анастасия Мельникова прочитает стихотворение «Лоскутная куколка» В. Шипунова.

    Вот возьму я палочку, замотаю в тряпочку,

    В лоскуточки наряжу, сверху бантик повяжу,

    Получилась не игрушка, а любимая подружка.

    6.  Гимнастика для глаз

    Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о рукоделии.

    Слайд 29. Не трудное дело, да не всякому даётся.

    • Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.
    • По ремеслу и  промысел.
    • За ремеслом ходить -  землю сиротить.
    • Не учи безделью, а  учи рукоделью!
    • Умение везде найдёт применение.
    • Не будет и скуки, когда заняты руки.
    • Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся.

    Молодцы!  Все справились.

    7. Подведение итога занятия.

    Настало время подвести итоги нашего путешествия. Где мы сегодня были? (Ответы детей). Чем занимались? (Ответы детей). Что узнали? Вам понравилась путешествие? Давайте покажем своё настроение и заплетём косичку.

     «Заплетем косичку».

    Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

    красная – весело, интересно, занимательно;

    коричневая – трудно, волнительно;

    белая – безразличие, скука, усталость.

    Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета. Каких лент будет больше, из тех и заплетём косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение вовремя занятия. Заплетаю косичку. Всем спасибо. Получилась замечательная косичка!

    8.   Использованная литература:

    • Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. И. А. Лыкова.  ООО Издательский дом «Цветной мир», ООО «Алтай и Ко»  2014.
    • Лыкова И. А. Куколки из сундучка (рукотворные игрушки). Книга для детей и юношества. М.: Цветной мир, 2012. – 64с., 30 цв. илл.
    • Бабушкин сундучок. Народный календарь. Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе.  2/2012.
    • Лыкова И. А. Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками. ООО Издательский дом «Цветной мир», 2013.



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КИРЕЕВСКИЙ ДПЦ»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

    КОНСПЕКТ   ОТРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ  

    ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ.

    ЗНАКОМСТВО С ПИНГВИНАМИ».

    (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

    педагог дополнительного образования

    Пасюченко Светлана Тимофеевна

    Дата:  февраля 2016 года группа 1-й год обучения.

    Тема: «Путешествие в Антарктиду. Знакомство с пингвинами».

    Цель:  Применение и закрепление полученных ЗУН при шитье игрушки «Пингвин» - туловище.

    Задачи:

     Образовательные:

    • Закрепить полученные знания, умения, навыки шитья игрушки  «Пингвин», закрепить технику петельного шва.
    • Последовательность выполнения задания.
    • Познакомить детей с различными видами пингвинов.

     Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
    • Воспитание у обучающихся навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.

     Развивающие:

    • Развить мотивацию и творческое отношение к заинтересованности обучающихся делу;
    •  Познание своего внутреннего мира через игрушку, сделанную своими руками.

     Здоровьесберегающая:

    • снять усталость.

    Тип занятия: урок – путешествие.

    Техническое оснащение:   Ноутбук, мультимедийная установка.

    Художественный ряд:  Образцы поделок – пингвин, имитация «Островок Антарктиды» с животными: белый медведь, тюлень, касатка, пингвин, кит.

    Музыкальный ряд:    песня «Три пингвина» шоу – группа «Улыбка», «Песня про пингвинов» - «Верасы», «Великолепный пингвин» звуки животных; звуки «Шум ветра».

    Литературный ряд:  Загадки об Антарктиде, пингвинах, пословицы о рукоделии, скороговорки.

    Материалы и оборудование:  детали выкройки пингвина,   ножницы, нитки, игольница с иголками.

    Ожидаемый результат занятия:

    Обучающиеся должны знать:

    • Дополнительные знания о пингвине  – птицы, через загадки;
    • Применение ЗУН на практике;
    • Принципы кроя и шитья деталей игрушки;
    • Творческий подход к выполнению данного задания;
    • Изготовление детали игрушки;
    • Подготовка готового изделия к выставке.

    Методы обучения:

    Наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемой игрушки.

    Словесные – рассказ.

    Практические – закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность.

    Аналитические – наблюдение, сравнение, самоанализ.

    Предварительная работа:

    Чтение рассказов об Антарктиде; рассматривание иллюстраций с изображением материка, животных и птиц, живущих на Южном полюсе; рассказ педагога о пингвинах, их среде обитания.

    Используемые приёмы, методы:

    Сюрпризный момент, использование познавательной мотивации, проблемные вопросы, демонстрация презентации, рассматривание иллюстраций, рассказ педагога, беседа, организация взаимодействия детей со сверстниками.

    Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая.

    Структура  занятия:

    1. Организационный момент:  3 мин.

                              Проверка посещения обучающихся на занятие.

                              Подготовка рабочего места.

    1. Подготовительный этап:

                          Обозначение темы, постановка цели.  1 мин.

    1.  Путешествие по Антарктиде. Компьютерная презентация. 3 мин.
    • Беседа с детьми
    • Знакомство с обитателями Антарктиды.
    • Физкультминутка для глаз «Веселье в Антарктиде».
    1. Объяснение нового материала. 2мин.
    2. Практическая работа:  20 мин.
    3. Физкультминутка «У жирафа пятнышки».
    4. Подведение итогов занятия. 4 мин.

                       Обобщение по пройденному материалу. Опрос детей.

                       Мини – выставка.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Педагог проверяет готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

    2. Подготовительный этап.

    Педагог:   Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела,

                       Будем мы кроить и шить, всё должно в порядке быть.

    Назовите инструменты, которые необходимы нам при шитье мягких игрушек?

    А поможет нам волшебная шкатулка.

    Какие правила ТБ нам необходимо знать?

    Обучающиеся по очереди в стихотворной форме называют инструменты.

    Педагог:      Как в нашей шкатулочке есть и дома, и улочки.

                          Постучимся в дверцу. Кто за ней? Проверь-ка!

    Напёрсток:       Я напёрсток стальной, молодец удалой.

                               Злые без меня иголки жалят пальцы у девчонки.

                               А с напёрстком, никогда не уколется она!

    Иголки:  Что он болтает и нас задевает? Разве без дела иголки сидят?

                    Шьют они куклам красивый наряд. Кто чинит им платья,    

                    чулки зашивает? Это иголки. И всякий нас знает.

    Педагог:   Что надо знать и не забыть при использовании иголочки?

    Катушки:  Что там иглы раскричались, расшумелись, распищались?

                       Мы, катушки, всех важнее, наши нитки всех нужнее!

                       Ты с иголкой не шути, с ней по клубу не броди,

                       Где попало, не бросай, всегда в игольницу втыкай.

                       Ведь без нитки нипочём ничего мы не сошьём.

                       Нитка кончилась – тогда это вовсе не беда.

                       Пустая катушка – для ребят игрушка.

    Игольница:      И иголки, и булавки здесь сидят, словно на травке

                               В швейной сказочной стране им удобно быть во мне.

                               Коль мне в спинку их втыкать, будет их удобно брать.

                               Я игольница, как ёж, — без напёрсточка не трожь.

    Мел:       Вы в гостях у многих были, только про меня забыли.

                    Я мелок. Рисую ловко, будет куколка с обновкой.

                    Расчерчу любую ткань всем на диво, только глянь!

    Ножницы:     Мы острые ножницы! Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк.

                            Не строим мы рожицы – мы любим толк.

                            Да, мы работяги, чик, чик, чик, чик

                           Тот полон отваги, к  труду кто привык.

    Педагог:  Как правильно надо пользоваться ножницами?

    Обучающиеся:        С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

                                       И, держа за острый край, другу их передавай.

                                       Лишь окончена работа – ножницам нужна забота

                                       Не забудь их закрыть и на место положить.

    Итог организационной части – готовность рабочего места и оборудования для занятия.

    3. Путешествие по Антарктиде. 

               Звучит музыка «Шум ветра». Давайте закроем глаза и представим, что мы на южном полюсе. Представили. Вот и он.

              Антарктида - самый южный и самый холодный континент нашей планеты, он весь закован в лёд. Но под слоем льда, толщина которого составляет несколько километров, находится суша. В этом отличие Антарктиды от Арктики. Скользящие солнечные лучи не способны растопить ледяной панцирь. Студёный ветер наносит всё новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются, превращаются в лёд. И так из года в год, из века в век.

    Презентация Антарктида.

    4. Практическая часть.

    Отгадайте загадки: Мы найдём на глобусе два различных полюса!
                                        А у Южного найдём материк, покрытый льдом! 

                                       Этот южный материк  и  не мал, и не велик. 
                                      Нунатаки, снег и льдины,  и веселые пингвины,
                                      Здесь давно нашли приют. Материк тот как зовут? 

    Посмотрите и у нас есть небольшой островок Антарктиды, давайте подойдём и рассмотрим его. Кто на  нём живет? Обращаю внимание на пингвина у него конверт. Здесь письмо, адресованное нам, в котором самых смелых и отважных детей просят о помощи и предлагают отправиться в Антарктиду. Как выдумаете, кто нас просит о помощи? (ответы детей) А где находится эта таинственная Антарктида?

    Давайте прочитаем письмо, может там есть подсказка? (чтение письма)

    «Здравствуйте ребята! Привет вам с Южного полюса!

    Я очень надеюсь, что вы мне сможете помочь. Решил написать вам письмо, потому что вы самые умные, смелые и находчивые. Я проживаю в Антарктиде, но у меня нет друзей. Надеюсь на вашу помощь, помогите мне найти друзей!

                                                                                            Пингвинёнок Пепе».

    Звучит музыка. Игровой момент: закроем глаза и обернемся вокруг себя 3 раза.

    Слышите, как шумит ветер? Значит, мы точно попали в Антарктиду.

    Дети,  посмотрите, как много животных. Наверно, среди них есть и сородичи нашего пингвина Пепе. Некоторые животные нам уже знакомы - это животные, которые проживают на северном полюсе.

    В глубине материка не встретишь ни зверя, ни птицы, но на побережье и близлежащих островах, где и теплее, и пищу в море легче раздобыть, живут пингвины, тюлени, морские слоны и морские леопарды. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины, летают альбатросы, буревестники и поморники.

    Звуки животных «Великолепный пингвин».

    - Дети, слышите? Как вы думаете кто это? Давайте определим, откуда доносится звук?

    Презентация «Пингвины».

    Педагог:  Находясь в Антарктиде, мы с вами повстречали множество пингвинов. Нашли Пепе. А, вы знаете, что существует 17 видов пингвинов? Вот только некоторые из них: императорский, пингвин Адели, золотоволосый и др. Вы догадались, к какому виду относится наш Пепе? Пингвин Адели – самый распространенный вид в Антарктиде. Его очень легко отличить от его собратьев: у пингвина Адели вокруг глаз есть кольцо из пёрышек белого цвета. Эти пингвины очень трепетно относятся к выбору партнёрши и выращиванию птенцов. Пингвин Адели выбирает подругу и приносит ей камешек, который подыскивает специально для неё. И если она принимает дар, то становится его спутницей на всю жизнь. Будущие родители вместе собирают камешки, строят из них гнездо, выводят своё потомство.

    Теперь мы с вами знаем, что наш Пепе - не простой пингвин, а пингвин Адели. Давайте поможем нашему новому другу обрести друзей - пингвинов.

    Физкультминутка для глаз «Веселье в Антарктиде».

    Объяснение  нового материала.

    Садимся на свои места.

    Кто может описать пингвина? Что есть у пингвина? Какого цвета голова? спинка? животик? крылья? клюв?

          А что мы делали на прошлых занятиях, кто мне скажет. Ответы детей. Правильно, мы с вами выкроили пингвина, молодцы. А дальше чем мы будем заниматься? Ответы детей. Правильно, это и есть цель нашего занятия.  Взяли свои мешочки, достали детали нашего пингвина, нашли туловище. Сколько деталей туловища у нас? Как мы их будем сшивать? Кто скажет? Правильно, мы их складываем мехом друг к другу и сшиваем вот здесь (показываю спинку). Затем находим деталь брюшко и пришиваем  к туловищу. Вот так (показываю). Дети выполняют работу, хожу, помогаю. Во время работы звучит песня «Три пингвина», «Песня про пингвинов»,

    Практическая работа по шитью туловища пингвина.

    В процессе работы каждому обучающему (по необходимости) даю консультацию. Обращаю внимание на осанку, правильное использование инструментов.

    Итак, с поставленной задачей все справились успешно. Молодцы! Вы прекрасно потрудились. На следующем занятии мы с вами продолжим шить пингвина.

    Физкультминутка «У жирафа пятнышки»

     А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о рукоделии:

    - С миру по нитке – голому………..рубаха.

    - Длинная нитка – ленивая ………...швея.

    - Где тонко, там……………………..и рвётся.

    - Какова пряха – такова на ней…… рубаха.

    - Глаза боятся, а руки………………делают.

    - Начатое дело доводи……………... до конца.

     Загадки о пингвинах:

    • Где мороз и холодина, в океане ходит льдина.
      У него дружков не счесть, брюшко беленькое есть:
      Он на льдине не один и  зовут его 
      (пингвин).
    • На полюсе южном морозном и вьюжном,
      Родился у мамы детёныш один. Он в море ныряет,
      Простуды не знает, ведь он настоящий…  
      (Пингвин)
    • Удивительный Народ здесь на полюсе живёт.
      Вперевалку ходят братцы в полынью зимой купаться,
      И солдатиками с ходу все ныряют дружно в воду!
      А на куче снеговой остаётся часовой.
      Если грозная акула погостить к ним завернула.
      Вылетают из воды, как бы не было беды.  
      (Пингвины.)
    • Эта птица не простак. Носит только черный фрак.
      Закаленная та птица, прямо на снегу гнездится.
      Нежно греет между лап опушившихся цыплят.
      Папа верный семьянин, а зовут его… (
      пингвин).
    • День деньской идёт потеха: на морозе, среди снега,
      В чёрном фраке господин вниз ныряет в море с льдин.
      Как заправская пловчиха там гоняет рыб он лихо.
      Крылья есть, но вот пока не взлетал он в облака!

    Не грустит о том он страшно, ходит чинно, гордо, важно.
    Ведь такой он не один Императорский ... (
    Пингвин).

    Скороговорки:

    • Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
    • Ткёт ткач ткани на платье Тане.

    Подведение итогов.

    Настало время подвести итоги нашего путешествия. Где мы сегодня были? (Ответы детей). Что узнали? Вам понравилась прогулка? Давайте покажем своё настроение вот на этом нарисованном пингвине. Если вам понравилось всё на занятии, вы на туловище приклеиваете красный кружок, если не очень понравилось – синий. И если совсем не понравилось – чёрный. Обучающиеся  выбирают цветные кружки и создают цветограмму настроения. Всем спасибо. Получились  замечательные пингвины!

    Вот закончился урок, все убрать нам нужно в срок,

    Мусор быстро уберём, всё в шкатулку соберём!

    Использованная литература:

    • 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители И. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. Художники В. И. Куров, Г. В. Соколов – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2010 – 224с.; ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
    • Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки /Т. В. Лагутина. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 256с.: ил.

    http://s006.radikal.ru/i215/1212/d5/798c56341ca4.jpg



    Предварительный просмотр:

                                     

    Муниципальное Казённое Учреждение Дополнительного Образования «Киреевский Детский подростковый центр»

    Администрации Киреевский район

    Методическая разработка открытого занятия

    Изготовление мягкой игрушки «Тыквёнок».

    Автор: педагог дополнительного образования  ПАСЮЧЕНКО С. Т.

    Творческое объединение «Мягкая игрушка»

    Изготовление мягкой игрушки «Тыквёнок».

    Тема занятия: «Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

    Цель: Формировать знания и умения учащихся в области технологии  пошива мягкой игрушки.

    Закрепить шов «петельный» при  изготовлении простейшей мягкой    

                игрушки – тыквёнок;

               формировать навыки работы с иглой;

               формировать навыки подбора ниток и материала для   выполнения    

               изделия.

    Задачи:

     Обучающие:

    • Закрепить шов «петельный» при  изготовлении простейшей мягкой    

                игрушки – тыквёнок;

               формировать навыки работы с иглой;

               формировать навыки подбора ниток и материала для   выполнения    

               изделия.

    • Закрепить навыки применения «петельного шва»; 
    • Организовать деятельность детей по изготовлению мягкой игрушки с разработанным планом работы;
    • Упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы;
    • Закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, иголкой.

    Развивающие:

    • Развитие навыков мысленного анализа последовательности выполнения изделия и практического выполнения задания;
    • развитие творческих способностей.

     Воспитывающие:

    • Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности;
    • бережного отношения к материалам и инструментам;
    •  воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду;
    • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива.

    Методы проведения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.

    Ожидаемые результаты:   Дети:

    • изучат факты из истории появления игрушки;
    • освоят приемы и приобретут навыки пошива игрушки
    •  продолжат работу над изготовлением игрушки;
    • приобретут некоторые навыки ведения диалога с педагогом и  друг с другом.

    Оборудование

    Материалы и инструменты 

    Столы, демонстрационно-наглядный материал, мультимедийное оборудование.

    мех, нити, ножницы, иглы для ручного шитья.

    Литература для  подготовки

    Литература для детей

    Методическое обеспечение и методические материалы

    Работы детей из методического фонда,  альбомы, слайды, презентация.

    Тип занятия: комбинированный.

    Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

    Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Межпредметные связи: история, информатика, ИЗО, ОБЖ.

    Продолжительность занятия 90 минут.

    Практическая работа:

    1. знакомство с технологией  пошива мягкой игрушки
    2. знакомство с видами операций
    3. пошив  деталей мягкой игрушки
    4. пооперационное изготовление деталей мягкой игрушки 

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный момент:

    Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Моими помощниками сегодня будут (назначение дежурных). Все вместе мы снова отправимся с вами в волшебную страну – страну «Мягкой игрушки». Проверка готовности детей к занятию. Повторение правил техники безопасности при работе с иголками, ножницами.

    Слайд 2. Техника безопасности.

    2.Сообщение темы занятия:

    «Путешествие в сказку. Знакомство с овощами».

    3.Подготовительный этап к путешествию.

    Ребята, какое время года сейчас идет? Правильно. За окном осень, деревья надели осенний наряд. На огородах убрали урожай. Давайте  совершим путешествие на  огород. А чтобы попасть туда, мы должны ответить на некоторые вопросы и отгадать загадку-ключ. Вы согласны? Хорошо. Я задаю вопросы. Чтобы не заблудиться, не потеряться, все успеть узнать и сделать, мы будем держаться дружно – работать коллективно.

    Вопросы демонстрируются в презентации: слайд 3,4.

    Назовите швы, которые вы знаете.

    Как называется шов, который используется при пошиве игрушек из драпа, меха? (петельный)

    Назовите материал, который мы используем для изготовления выкроек.

    (Картон)

    Как называется выкройка из картона? (Лекало)

    Какие материалы мы чаще всего используем в работе? (Мех, драп, х-б ткани).

    Назовите материал, которым можно набить игрушку. (Синтепон, ватин, вата).

    Как мы переводим на ткань парные детали? (В зеркальном отображении).

    Как правильно передать ножницы? (Ручками вперед).

    Как правильно хранить иголки? (В игольнице или специальной коробочке).

    Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. А вот чтобы попасть на огород нам надо отгадать загадки. И так, готовы, смотрим на экран. Загадки демонстрируются в презентации слайд 5 – 8.

    ***
    Лето целое старалась - одевалась, одевалась …
    А как осень подошла, нам одежки отдала.
    Сотню одежонок сложили мы в бочонок.
    - Капуста –

    ***
    За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
    На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар сладкая.
    - Морковь –

    ***
    Пришла Таня в желтом сарафане: стали Таню раздевать,
    Давай плакать и рыдать.
    - Луковица –

    ***
    Очень длинным вырастает и  пол грядки занимает.
    Этот овощ тыквы брат, летом все его едят.
    - Кабачок -

    ***
    Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
    Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
    - Репка

    -***
    Как на нашей грядке выросли загадки
    Сочные да крупные, вот такие круглые.
    Летом зеленеют, к  осени краснеют.
    - Помидоры –

    ***
    Как на грядке под листок закатился чурбачок -
    Зеленец удаленький, вкусный овощ маленький.
    - Огурец –

    ***
    Раскололся тесный домик на две половинки.
    И посыпались оттуда бусинки-дробинки.
    - Горох –

    ***
    В огороде, на дорожке, под моим окошком
    Расцвело сегодня солнце на высокой ножке.
    - Подсолнух –

    ***
    Всех овощей она царица, своей величиной гордится.
    На дыню издали похожа, на рыжий мяч большущий тоже.
    - Тыква 

    ***
    В огороде – желтый мяч, только не бежит он вскачь,
    Он как полная луна, вкусные в нем семена.
    - Тыква -

    Молодцы! Все справились с этим заданием.

    Ребята, мы с вами путешествовали довольно долго. Давайте немного отвлечемся и сделаем небольшую разминку.

    3. Гимнастика для глаз «Шарики воздушные» Слайд 9.

    А сейчас мы с вами отправимся в сказку. Выставка мягких игрушек сюжет по мультфильму  «А что ты умеешь?»

    4. Практическая работа

    Мы вновь возвращаемся на занятие. И приступаем к работе. На прошлом занятии мы с вами сшивали детали тыковки: по две детали с лицевой стороны и хвостик. А теперь мы будем  сшивать двойные детали с изнанки. На последнем шве оставляем место для набивки. Набиваем тыковку, зашиваем её и пришиваем хвостик, его тоже немного набьём синтепоном.

    В процессе работы каждому ребёнку (по необходимости) даю консультацию. Обращаю внимание на осанку, правильное использование инструментов.

    Итак, с поставленной задачей все справились успешно. Молодцы! Вы прекрасно потрудились.

    5. Физкультминутка «Давайте потанцуем». Слайд 10.

    6. Давайте посмотрим мультфильм «А что ты умеешь?» про нашу тыковку.

    Слайд 11.

    7. Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о рукоделии. Я начинаю пословиц, вы должны продолжить пословицу. Смотрим на экран. Слайд 12.

    • Семь раз отмерь, … (один раз отрежь).
    • Где аккуратность, … (там и опрятность).
    • Дело делай, а переделок … (не оставляй).
    • Делано наспех, … (а сделано на смех).
    • Труд человека кормит…(а лень портит).
    • От скуки…(бери дело в руки).
    • Терпение и труд…(все перетрут).
    • Глаза страшатся… (а руки делают).
    • У нашей пряхи (ни одёжи, ни рубахи).
    • Либо ткать, либо прясть,   (либо песни петь).
    • Рада б я прясть,  (да лень напала).
    • Каково полотно, такова (и строчка).
    • Новую одежду кроят, к  (старой примеряют).
    • Кроить, не шить, после  (не распорешь).
    • По ремеслу и  (промысел).
    • За ремеслом ходить -  (землю сиротить).
    • Не учи безделью, а  (учи рукоделью!).

    Молодцы!  Все справились.

    8.  Подведение итогов.

    Настало время подвести итоги нашего занятия. Вы все справились с заданием. На занятии все соблюдали технику безопасности. Аккуратно и качественно  выполнили мягкую игрушку тыковку. Давайте прорекламируем свою игрушку.

    Вопросы к ученикам.

    • Понравилась вам игрушка, выполненная своими руками? Какая она?
    • Можно ли назвать эту игрушку «полезной» и почему?
    • Для кого и для чего вы изготовили эту тыковку?
    • Кто хочет изготовить подобную игрушку и для чего?

    Давайте покажем своё настроение  и  «Заплетем косичку».

    Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

    • красная – весело, интересно, занимательно;
    • коричневая – трудно, волнительно;
    • белая – безразличие, скука, усталость.

    Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

    Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

    Объявление темы следующего задания.

    ПДО заканчивает учебное занятие.

            Вот закончился урок,

            Все убрать нам нужно в срок,

            Мусор быстро уберём

            Всё в шкатулку соберём!

      Использованная литература:

    • 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители И. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. Художники В. И. Куров, Г. В. Соколов – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2010 – 224с.; ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
    • Соколова Ю. П., Сидорович Ю. А. Мягкая игрушка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208с.: ил. («Академия увлечений»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по технике вышивка шелковыми лентами на тему: «Изготовление картины «Букет цветов».

    вашему вниманию представлен конспект мастер-класса, который был проведен для педагогов дополнительного образования....

    Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности. Кружок "Бумажная фантазия". Тема: Путешествие в снежную страну.

    Занятие разработано для воспитанников кружка "Бумажная фантазия" и проведено в рамках совещания директоров и заместилелей директоров по УВР общеобразовательных организаций города Курчатова Курской обл...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗВУКОВ [С] и [Ш]»

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗВУКОВ [С] и [Ш]»...

    Конспект открытого занятия по сенсорному развитию. Тема: "Согласие - отказ"

    Открытое занятие по сенсорному развитию "Согласие отказ" наглядно показывает, подобранный воспитателем инструмент альтернативной коммуникации для Вани. Персональная коммуникативная книга, вк...