Уроки психологической культуры "Обида"
материал на тему

 

Данный урок психологической культуры «Обида» актуален и имеет практическую значимость, его можно воспроизвести  в условиях любого учреждения дополнительного образования или общеобразовательной школы. Урок может быть проведен в рамках классного часа или включен в учебное занятие класса, объединения, как его логический элемент.
Предлагаемый урок психологической культуры, как и другие, не только дают нравственные и психологические понятия, а главным образом развивают коммуникативные навыки. В качестве основных организационных форм проведения таких уроков используются игры, дискуссии, привлечение ярких жизненных ситуаций, личный опыт участников.
Цель урока «Обида»: разобраться в смысле обиды с целью снижения остроты этого чувства, описать способы снятия напряжения, обозначить показатели внешних проявлений обиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obida.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Станция юных техников

города Каменск-Шахтинский

Методическая разработка

на тему «Психологические игры для детей»

«Обида»

Выполнила: методист,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮТ

        Будайчиева Е.С.

2015 год

Данный урок психологической культуры «Обида» актуален и имеет практическую значимость, его можно воспроизвести  в условиях любого учреждения дополнительного образования или общеобразовательной школы. Урок может быть проведен в рамках классного часа или включен в учебное занятие класса, объединения, как его логический элемент.

Предлагаемый урок психологической культуры, как и другие, не только дают нравственные и психологические понятия, а главным образом развивают коммуникативные навыки. В качестве основных организационных форм проведения таких уроков используются игры, дискуссии, привлечение ярких жизненных ситуаций, личный опыт участников.

Цель урока «Обида»: разобраться в смысле обиды с целью снижения остроты этого чувства, описать способы снятия напряжения, обозначить показатели внешних проявлений обиды.

Упражнение «Закончи предложение»

Два стандартных листа бумаги, на одном из которых написано: «Когда я обижаюсь, то…», а на другом: «Я обижаюсь, когда…». Пустить их по кругу в разных направлениях. Участники упражнения записывают свой вариант ответа и передают соседу.

Инструкция: «Внимательно прочтите неоконченное  предложение на полученном вами листке. Постарайтесь вспомнить ситуацию, которая обычно вызывает у вас чувство обиды, а также ваши действия в этих случаях. Отвечайте честно. Свое имя на листе не проставляйте. Напишите свой вариант и передайте следующему участнику упражнения».

Цель: Проанализировать ситуации, вызывающие чувство обиды и реакцию на это чувство.

Обсуждение: Во время обсуждения обоих получившихся списков, педагогу необходимо подчеркнуть, что существуют ситуации, которые ранят многих, но в то же время, каждый человек реагирует на них по-разному.

Упражнение «Маски»

Всем детям, кроме водящего, раздают карточки, на которых написаны различные эмоции (радость, горе, обида, печаль, восхищение, страдание, удивление и т.д., причем «обида» - на нескольких карточках). Ребята своим поведением показывают то состояние, которое указано на их карточках. Водящий должен угадать, у кого из них была карточка со словом «обида».

Инструкция: «Покажите, что вы обиделись, развеселились и т.д., согласно полученной карточке. Можно использовать различные восклицания, но нельзя произносить слова. Водящий должен определить, кто из вас обижен.»

Игра продолжается до тех пор, пока большинство ребят не попробует себя в роли водящего.

Обсуждение: Как выразить обиду? Легко ли ее определить водящему? В чем смысл реакции на обиду (зачем показывать, что ты обижен)? Важно, чтобы дети задумались над этим вопросом, ведь часто дети выражают свои эмоции неосознанно.

Упражнение «Портрет обиженного»

Данное упражнение позволит ребятам задуматься не только над внешними признаками обиды, но и, возможно, осознать непривлекательность обиженного человека, углубленного в свои негативные переживания, его закрытость от внешнего мира.

Материал: большой лист ватмана, цветные карандаши.

Инструкция: Дети по очереди рисуют части тела обиженного человека, которые, по его мнению, более ярко выражаю чувство обиды. Рисунки группе не показывают. После того, как все завершают свои рисунки, ватман разворачивают для общего обозрения.

Примечание: можно провести это упражнение в индивидуальной форме: каждый участник рисует портрет обиженного на отдельном листочке.

Обсуждение: Все рисунки выкладываются так, чтобы вся группа могла их рассмотреть. Все высказывают чувства, которые вызывает каждый рисунок и группа выбирает те черты, которые особенно типичны для обиженного, и решает, насколько они привлекательны.

После этого упражнения целесообразно предложить ребятам рассказать об их обычных реакциях на обиду, и затем выбрать наиболее оптимальные способы снятия напряжения в подобных ситуациях.

Способы «борьбы» с обидой:

1. Физическое напряжение: физические упражнения (бег, быстрая ходьба, прыжки и т.п.), уборка в доме и пр.

2. Музыка: прослушивание любимой музыки, пение.

3. Свежий воздух, вода: принять ванну, прогулка, сон в хорошо проветренном помещении.

4. Выражение эмоций: плач, разговор «по душам» с кем-то из близких, письмо обидчику, которое потом надо порвать.

Завершить урок можно совместным написанием письма обидчику, которое затем рвется на мелкие кусочки, что символизирует исчезновение обиды, прощение и примирение.

После этого все вместе рисуют портрет счастливого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало урока. Психологический настрой.

Организационный этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки  в классе, чтобы дети п...

Психологическая программа развития когнитивной сферы обучающихся 9-х классов «Уроки психологического развития»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связыва­ет развитие мышления с процессом усвое...

Веселая работа – использование игр на уроке (психологический аспект).

Игра один из инструментов учительской профессии, который можно использовать на любом этапе урока, в любом компоненте учебного процесса для решения дидактических и развивающих задач. Игра поможет там, ...

план урока_Психологический портрет личности

Материалы для организации групповой и парной работы на уроке...

120 уроков психологического развития

В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно ос...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»

Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...