Веселая работа – использование игр на уроке (психологический аспект).
статья по психологии на тему

Белкина Марина Львовна
Игра один из инструментов учительской профессии, который можно использовать на любом этапе урока, в любом компоненте учебного процесса для решения дидактических и развивающих задач. Игра поможет там, где надо что-то улучшить, изменить, разнообразить, привлечь. Игра изменяет среду обитания. С помощью игры можно скучную информацию – занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного и внимательного. Игра создает атмосферу жизнерадостности, соревновательности, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_na_uroke.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Веселая работа – использование игр на уроке (психологический аспект).

…Дайте же детям играть, пока игра их

Радует, влечет к себе и вместе с тем приносит

Им громадную пользу!.. Своей игрой

Они  служат и отечеству!

Е.А. Покровский

        Крупнейший специалист по детским играм, врач и педагог  Егор Арсеньевич Покровский, живший в 19 веке, писал, что детские игры представляют собой неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развивается дух и тело ребенка.

Игра один из инструментов учительской профессии, который можно использовать на любом этапе урока, в любом компоненте учебного процесса для решения дидактических и развивающих задач. Игра поможет там, где надо что-то улучшить, изменить, разнообразить, привлечь. Игра изменяет среду обитания.

С помощью игры можно скучную информацию – занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного и внимательного.

Игра создает атмосферу жизнерадостности, соревновательности, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, «включить» творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Игра должно соответствовать целому ряду критериев:

- во – первых, в игре должна быть интрига

- во – вторых, участники должны решать не простые, но посильные задачи. Ведь игра – это всегда работа над собой, пусть даже веселая. А значит, в игре возможен процесс личностного развития, прогресса.

- в-третьих, у игры должен быть интересный детям сюжет

- в-четвертых, правила понятны всем участникам и безоговорочно выполняться

- в –пятых, для игры нужен позитивный настрой

Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Главное, что может свести все положительные итоги игры на нет, допущенная преподавателем несправедливость в оценке действий игроков или команд. Избежать подобных неприятностей  сможет четкие критерии оценки результатов игры. Желательно озвучивать промежуточные итоги каждого этапа игры. Если по итогам игры предполагается вручение призов, то идеальным выходом будет награждение всех участников без исключения, очевидным победителям можно вручить более ценные призы или грамоты.

Использование игры преподавателем, понимание того. Что свобода личности ребенка важнее всех педагогических идей даже самых инновационных. Тот кто понимает, что игра – для человека, а не наоборот

Приведем пример игр, которые применялись на интегрированных уроках литература-психология, русский язык-психология.

1. Будь внимательным

Цель. Развить наблюдательность, зрительную память и внимание; улучшить взаимоотношения учеников.

Продолжительность. 2 — 3 минуты.

Содержание. Учитель предлагает детям проверить свою внимательность. Для этого они должны опустить голову на парту и закрыть глаза. Затем учитель начинает задавать ребятам различные вопросы, которые связаны с внешностью их соседей. Например: «У тебя сосед по парте с темными волосами?»

Вместо того чтобы сказать «Да», дети должны поднять руку. После этого учитель предлагает открыть глаза и проверить правильность ответа, затем игра продолжается.

Рекомендации. Игру целесообразно проводить в период знакомства детей друг с другом.

Развитие игры. Возможен вариант игры с одним или несколькими водящими, когда ученики встают у доски спиной к классу и отвечают на вопросы, связанные с обстановкой в классном помещении и с особенностями внешности своих товарищей.

2. Секундомер

Это едва ли не самая тихая в мире игра. Даже если в нее играют самые шумные мальчики стоит полная тишина. А все потому, что во время игры все ее участники становятся... секундомерами.

Цель. Повысить концентрацию внимания учеников, развить чувство времени.

Продолжительность. 1—2 минуты.

Инвентарь. Секундомер.

Содержание. Ведущий, взяв часы или телефон с секундомером, просит всех приготовиться и подает сигнал начала отсчета времени. Например, говорит: «Старт!» С этого момента всякий шум моментально прекращается, а все участники сосредоточенно начинают считать про себя. Через некоторое время ведущий говорит: «Стоп!» Все по очереди отвечают, сколько секунд, по их мнению, прошло с начала отсчета. Выигрывает тот, кто точнее сумеет определить это время.

Рекомендации. Игру можно проводить в любой момент, когда требуется обеспечить сосредоточенное состояние учеников. Например — перед объяснением важного материала или перед проверочной работой. Для того чтобы ускорить процесс оценки результатов игр можно попросить ребят записать время на листах бумаги или в тетрадях, а «точное время» объявить в конце занятия. Вполне допустим и вариант самооценки.

3. Активные ответы

Цель. Повысить активность и внимание воспитанников, снять физическую и эмоциональную усталость.

Содержание. Преподаватель задает вопросы классу, которые могут относиться как к данному учебному предмету, так и к повседневной деятельности. Дети отвечают не вербально, а выполняют определенные движения, названные преподавателем.

Например, преподаватель просит: «Встаньте все, кто написал букву «а» в слове»; «Потопайте ногами все, кто выполнил упражнение»; «Похлопайте в ладоши все, кто хочет отвечать у доски» и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Гин А.А. Приемы педагогической техники. М.,2005

2. Гурин Ю.В. Веселая работа: психологическая ценность игры// Классное руководство и воспитание школьников 2009. №14

3. Заморев С.И. Игровая психотерапия. Совсем не детские проблемы. СПб.Речь,2002

4. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб. Речь 2003

5. Покровский Е.а. Детские игры. Преимущественно русские. СПб.,1994

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Обобщение опыта по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка" с презентацией....

описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"

Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы  показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени....

Обобщение опыта работы :"использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Использование ИКТ делает урок современным,приближает урок к мировосприятию современного ребенка...

Курсовая работа «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»

Работа выполнена в рамках курса  «Информационные технологии в гуманитарном образовании»                              ...

Презентация к курсовой работе «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»

Презентация иллюстрирует курсовую работу «Использование ИКТ на уроках английского языка как элемента формирования эффективной образовательной среды»...

Опыт работы "Использование ИКТ на уроках математики и информатики"

Использование ИКТ на уроках математики и инфрпматики...

Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...