Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Беляева Надежда Аркадьевна

Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

БЛИНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ

ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

        Я работаю учителем 23 года  и  каждый учебный год вспоминаю свои первые уроки, свой первый открытый урок, который я дала на 15 минут раньше звонка, свои первые планы на  листочках в клеточку, своих первых учеников. Всё время задаю вопрос «Интересно  ли им было у меня на уроках?»  

                  И с каждым годом  появлялось желание уроки разбавлять наглядностью, насыщать изюминками, усовершенствовать, другими словами, я ставила перед собой цель – сделать свой урок таким, чтобы  мой ученик  изученный материал смог запомнить и воспроизвести  не только на следующий день, но и  через год обучения.  И сегодня, сравнивая  урок вчерашний с уроком сегодняшним, я  со всей ответственностью могу сказать, что я  этой цели добилась.

               И потому свой творческий отчёт я бы хотела начать со слов Максима Горького, который  в свой время писал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается  с невероятной быстротой»

            И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, когда компьютер в каждом доме стал такой же привычной вещью, как телевизор и музыкальный центр, особенно актуально звучат слова  М. Горького : «В карете прошлого никуда  не уедешь…»  

                        Соскочив с кареты  прошлого, не отказываясь от его  достижений, я не мгла не воспользоваться совершенно уникальным для сегодняшних дней  явлением  - информатизации, продуктом  которой является мультимедиа.

  1.  Мультимедиа — это компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимся видео. Если структурировать информацию, с которой может работать мультимедиа, то можно сказать, что мультимедиа - синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки).

Как известно, одной из главных задач системы  среднего образования является все более полное раскрытие интеллектуального потенциала ученика, его способностей генерировать и воспринимать новые знания и практически их использовать в своей повседневной деятельности. Опыт показывает, что весьма эффективным средством для решения этой задачи является использование информационных мультимедиа-технологий.

            Представляю традиционную модель урока,  где на каждом этапе  можно проследить использования   ИКТ.

Проверка домашнего задания.

  Это один из важных этапов в  структуре урока, и оттого, как мы его сделаем интересным, зависит  дальнейший ход урока. Что может сделать этот этап интересным? Гораздо интереснее, когда ребёнок непросто читает с листа домашнее мини-сочинение, а представляет его  на видеоролике, и тогда  участниками этого сочинения становится весь класс. (Приложение №1)

Использование  именно такой формы проверки домашнего задания   позволяет развить творческие способности ребят, выбрать необходимый иллюстративный материал из жизни и сопроводить его  мини-сочинением.

Разнообразит проверку домашнего задания можно различными презентациями, которые я задаю детям приготовить дома.  Вот такая презентация может быть к теме «Виды глагола». Вполне реально, что такую  работу могут выполнить  учащиеся с помощью  моей консультации.  (Приложение №2) Демонстрируются слайды с мультипликационными героями, задача  детей –  записать словосочетания, определить вид глагола.

Одним из важнейших этапов урока является подготовка  к  изучению нового материала. Как его сделать интересным?  Во-первых,    можно  оттолкнуться от  мудрого эпиграфа на доске (Приложение №3) , можно   прочитать стихотворение и найти там связь с новым материалом, можно поработать по иллюстрациям учебника. На уроке русского языка по теме «Инфинитив» я дала установку  к основному этапу занятий  вот такой композицией, целью которой явилось не только   усвоение нового материала, но и  воспитать чувство любви к малой родине. (Приложение №4)    На экране были выделены слова, которые  несли  основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста. Определить их - необходимая основа для понимания учебного материала. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов.

                      Привычную чёрную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в сказках и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. (Приложение №5) – Объяснение по теме «Возвратный глагол» 

 

Одна из новых форм словарной работы на уроке – использование  видеодиктантов. Демонстрируется сюжетный видеоролик, учащиеся его смотрят,  составляют словосочетания по заданной схеме и записывают в тетрадь,  один ученик эту работу делает у доски.  (Приложение №5 видеодиктант по теме «Глагол» 6 класс)  

Ещё один вид словарной работы на уроке – угадывание слова по его лексическому значению. Материал  к таким видеофрагментам  мы готовим  на кружке «От познания к творчеству», ребятам очень интересно, они сами выбирают слово, мы ему придумываем  много лексических значений, и выходом всему  получается  словарный видеоролик. (Приложение №7)

         

Закрепление.  Основной недостаток классической традиционного урока — трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребёнка). Использование компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту, по закреплению материала. Одна или две группы  работают по одним заданиям, а третьей  выполняет задания другого уровня.

Вот такую работу я проводила  на одном из уроков по теме «Глагол», где демонстрировался сделанный мною фильм, перед  просмотром  которого  группам  учащихся  были даны задания.

(Приложение №8) Шаман. – после просмотра  у каждой группы на партах лежали  тексты с разноуровневыми заданиями. 1 ( сильная группа) – просмотреть, пересказать, выписать 5 глаголов, определить морфологические признаки,  2 (средний уровень способностей) -  выписать только глаголы и определить их роль в предложении, 3 -  ответить на вопрос «В чем ценность  данного  дальневосточного памятника Шаман-камня»

 

Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все учащиеся оказываются включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск материала, творческая работа, вывод правил, построение предложений.

Чтобы интереснее и ярче прошла систематизация знаний о времени глагола, я  использовала  видеоролик, который  смонтировала сама.

 (Приложение №9) – Колобок

        При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения -программы-тренажёры,

          Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать видеоклип, из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом согласно пройденному на уроке материалу. Это авторский документальный компьютерный видеоклип учащегося, но пока я такие документальные фильмы делаю с ребятами вместе.

(Приложение №10) - Амут 

  1. Подводя итог, хочу отметить, что  уроки с использованием компьютера и мультимедийной поддержкой в моей работе  не отменяют полностью традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить время и  использовать в большем объеме информационный материал;
  • позволяют использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку;
  •           применение тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности;
  •          неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку; использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

         

Использование компьютерных технологий  необходимо в работе, так как  происходит:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

                 Мне всегда интересны новые информационные технологии, я хочу владеть современными образовательными методиками, они должны приносить пользу моим ученикам, дадут реальную возможность закреплять и углублять свои знания, заниматься интересным для меня делом. Это диктует время, это сегодняшний и завтрашний дни нашего образования.

Педагогическое чтение актуально  закончить  небольшими  стихотворением «Рай»

Как здорово в уроке применять

Эмоции, они там не помеха,

И каждый день стараться создавать

Большую ситуацию успеха.

Успех есть там, где льётся речь рекой,

Где сообщения и сценки нарасхват,

Успех, когда  не хочется им всем  идти домой,

И в глубине души ты  не по-детски рад.

Ты рад, когда на русском все поют

И повторяют правила с героем,

И иногда нам мало сорока минут,

Мы их одолеваем с дружным боем.

Так будь всегда на страже, педагог!

Не бойся брать компьютер на урок!

Включай, показывай и сочиняй,

И тогда  это будет не урок, а рай.

                                                                              Блинова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Организация КСО на уроках русского языка и литературы.

В статье раскрывается опыт работы по организации Коллективного способа обучения на уроках. Рассматриваются этапы работы в группах, учебные задания, виды контроля. Излагаются преимущества КСО....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....