Методическая разработка «Аттестация учащихся 5-8 классов по предмету фортепиано»
методическая разработка на тему

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Путь к искусству. Фортепиано»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Аттестация учащихся по предмету фортепиано

5-8 классов на 3 года обучения

(примеры заданий)

1 год обучения

Развитие музыкальных способностей

Подбор по слуху: работа над голосоведением в аккомпанементе.

Работа над техникой

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные гаммы до четырех диезов в ключе, минорные с одним знаком в ключе (трех видов) в четыре октавы в прямом и противоположном движении. Короткие трехзвучные арпеджио, трехзвучные аккорды в две октавы. 4—6 этюдов.

Работа над музыкальными произведениями.

В течение учебного года ученик должен: подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 7—10 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

Чтение нот с листа

Графические образы – освоенные ранее, септаккорды.

Игра трехголосных упражнений с параллельным движением двух голосов и выдержанным третьим голосом.

Чтение с листа пьес для 1—2 класса:

  • предварительный простейший анализ;
  • умение заранее представить себе движение рук вдоль клавиатуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры.

Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
  • подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
  • читать с листа пьесы и этюды для 1—2  класса;
  • читать графические образы (простые интервалы, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд) и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

Примеры репертуара для зачетов в течение года

  1. Бетховен Сонатина Соль мажор

Циполи Фугетта

Гречанинов «Грустная песенка»

Гладковский «Паяц»

Беренс Этюд соч.61, № 1

Бертини Этюд соч.29, № 14

2.       Клементи Сонатина Соль мажор

Бах И. С. Маленькая прелюдия Фа мажор

Франк С. Пьеса

Сильванский Н. «Музыкальная шкатулка»

Лешгорн К. Этюд соч.65, № 18

Бургмюллер Этюд соч.100, № 13

2 год обучения

Развитие музыкальных способностей

Ознакомление с фактурными и стилевыми особенностями различных музыкальных жанров. Использование жанровых формул при подборе по слуху.

Работа над техникой

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные гаммы до четырех диезов и до двух бемолей в ключе, минорные до трех знаков в ключе (трех видов) в четыре октавы в прямом и противоположном движении. Короткие и ломаные четырехзвучные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом движении в две октавы. 4—6 этюдов.

Работа над музыкальными произведениями.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 5—7 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

Чтение нот с листа

Графические образы – освоенные ранее, обращения септаккорда.

Игра трехголосных упражнений с параллельным движением двух голосов и выдержанным третьим голосом.

Чтение с листа пьес и этюдов для 2—3 класса:

  • предварительный анализ;
  • навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры;
  • узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
  • читать с листа пьесы и этюды для 2—3  класса;
  • читать графические образы (простые интервалы, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд и его обращения) и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

Примеры репертуара для зачетов в течение года

1.       Циполи Менуэт из сюиты № 4

Чимароза Сонатина Ре минор

Сибелиус Я. «Менестрель»

Гуммель И. Пьеса

Гедике Этюд соч.47, № 15

Шитте Л. Этюд соч.68, № 3

2.       Гольденвейзер соч. 11 Фугетта Ми минор

Моцарт Сонатина До мажор

Прокофьев «Сказочка»

Йенсен Вальс

Лемуан Этюд соч.37, № 35

Шмит Г. Этюд соч.3, № 3

3 год обучения

Развитие музыкальных способностей

Закрепление и развитие полученных навыков в подборе по слуху

Работа над техникой

Упражнения, связанные с техническими трудностями в разучиваемых произведениях. Мажорные и минорные гаммы до пяти знаков в ключе в четыре октавы в прямом и противоположном движении, параллельными терциями и секстами. Короткие, ломаные и длинные арпеджио, четырехзвучные аккорды в четыре октавы. Хроматическая гамма в прямом и противоположном движении в четыре октавы. 4—6 этюдов.

Работа над музыкальными произведениями.

В течение учебного года ученик должен:

подготовить 7—9 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2—3 пьесы, 1—2 ансамбля, 2 этюда;

разучить 5—7 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта;

разучить 4—6 ансамблей.

Чтение нот с листа

Графические образы – закрепление освоенных ранее.

Чтение с листа пьес и этюдов для 3—4 класса:

  • предварительный анализ;
  • навык предслышания основных элементов мелодии и фактуры;
  • игра не глядя на клавиши;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть;
  • фразировка;
  • упрощение фактуры;
  • узнавание в тексте жанровых и стилевых оборотов;
  • стремление передать художественный образ.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года ученик должен уметь:

  • подбирать по слуху музыку, используя жанровые и стилистические формулы;
  • читать с листа пьесы и этюды для 3—4  класса;
  • читать графические образы и ритмические формулы;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.

Примеры репертуара для зачетов в течение года

  1. И.С. Бах «Двухголосная инвенция» ре-минор

Д. Кабалевский «Легкие вариации на тему украинской народной песни»

Э.Григ «Вальс» ля-минор

И. Шамо «Скерцо»

К.Черни «Этюд» соч.299 №3

С.Майкапар «Стаккато-прелюдия» соч.31 №6

2. Н. Мясковский Фуга «В старинном стиле»

             Г. Грациоли Соната Соль-мажор

             П. Чайковский «Сладкая греза» соч.39

             К. Дебюсси «Маленький негритенок»

             К.Черни «Этюд» соч.299 №4

             Ф. Лекуппе «Этюд» соч. 20 №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учащихся 4-5 классов "Рождество Христово"

Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Традиции, приметы, особенности рождественских праздников нашли отражение в разработке. Презентация прилагается...

Методическая разработка для учащихся 1-4 классов "Изготовление новогодней звезды методом плетения из бумажных трубочек"

Данная методическая разработка поможет вам легко и быстро сделать с детьми отличный подарок к празднику....

Методическая разработка для учащихся 9-11 классов «Туристическая эстафета».

Мероприятие туристический слёт проводится в сентябре каждого учебного года, в  лесном массиве в районе аэропорта (на расстоянии 2 км от с. Кочево ). В течении 5-6 часов. Во время похода...

Методическая разработка «Аттестация учащихся 1-3 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для учащихся по проверки усвоения учебного курса....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 3-4 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 8-9 классов по предмету фортепиано»

Примерные задания по проверке усвоения учебного курса предмета....

Методическая разработка для учащихся 5-6 классов «Биологическая игра по станциям»

Методическая разработка  командной игры для учащихся шестых классов, рассчитанная на несколько (2-4) команд по пять - семь человек. Каждая команда придумывает название, эмблему и приветствие прот...