Методическая разработка для учащихся 4-5 классов "Рождество Христово"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Традиции, приметы, особенности рождественских праздников нашли отражение в разработке. Презентация прилагается

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 » г. Валуйки Белгородской области

Методическая разработка

урока музыки 

«Православные праздники. Рождество Христово»

 для учащихся 3-4 класса

                                                                                     

                                                                                Автор:

                                        Еленко Наталья   Александровна

                                                     учитель музыки высшей                                                                  квалификационной категории

                                        МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки

                                        Белгородской области

                                        

Валуйки

        Разработка сделана на основе программы «Музыка» авт. Г.П.Сергеева. Е.Д.Критская. Цели и задачи урока направлены на формирование навыков православной культуры и возрождение православных традиций Руси.

        Тип урока: урок изучения нового материала.

        Жанр урока: тематический.

        Цели урока: -Познакомить учащихся с историей

                праздника Рождества Христова.

                -Воспитывать в духе христианских традиций.

                -Учить правильно колядовать.

                -Закрепить  навыки кантиленного пения.

        Ведущими методами музыкального воспитания являются: метод соучастия, позволяющий приобщиться к коллективной форме музыкальной деятельности (пение в хоре), метод погружения, позволяющий осознать ценностно – смысловое значение музыкальных произведений в жизни человека, а также метод «мозговой штурм».

        Дидактическое обеспечение урока: презентация, слова песни «Христославы», поощрительные жетоны в виде снежинок.

        Проектируемый результат: учащиеся должны узнать историю праздника, научиться правильно колядовать, познакомиться с традициями проведения Святок на Руси, разучить рождественскую песню «Христославы».

        Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят стихи, поговорки и пословицы о зиме, а также колядки.

        Методические рекомендации по проведению данного урока:

Учитель должен хорошо знать историю праздника и народные традиции, связанные с ним.  Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети научились колядовать: заходя в дом, в первую очередь поздравляли хозяев с праздником, вели себя уважительно, спрашивали разрешения «Можно ли Рождество прославлять?», а затем уже колядовали. Песню можно заменить на другую, соответствующую по тематике.

        Можно использовать дополнительную литературу при подготовке данного урока:

        Т.Ямпольская «История русской культуры».

        Б.Арапович и В. Маттелмяки «Детская библия»

        С.Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе».

        

                                        Ход урока.

Учитель:

        Скоро наступит Новый 2010-й год. Первый месяц года – январь – холодный и суровый.

        Открываем календарь – начинается январь.

        В январе, в январе много снегу на дворе,

        Снег на крыше, на крылечке,

        Солнце в небе голубом.

        В нашем доме топят печки,

        В небо дым идёт столбом. (С.Маршак).

        А какие стихи о зиме вы знаете?

        (дети читают стихи)

        Учитель:

        О зиме, о январе есть много пословиц и поговорок. Назовите их, если знаете.

        Январь – году начало, зиме середина.

        Январь – ломонос, береги свой нос.

        Зима не лето – в шубу одета.

        Зима без снега – лето без хлеба.

        Мороз не велик, да стоять не велит.

        В древней Руси этот месяц называли «просинец»; прибавлялся день, постепенно светлели зимние небеса… Другое название января – «сечень»: он как бы рассекает зиму на 2 части.

        В январе на Руси отмечают православный праздник – Рождество Христово.

        В древнем городе Иерусалиме, у бедных, но добрых людей Иакима и Анны родилась дочь Мария. Скоро родители умерли и девочка осталась сиротой. Она поселилась у дальнего родственника – плотника Иосифа. Она была скромной, доброй, трудолюбивой. Это увидел Господь и назначил ей быть матерью Господа Иисуса Христа.

        Однажды Марии явился ангел Божий и сказал: «Радуйся, святая добрая дева! Своею скромностью, своею любовью к Богу ты заслужила великую милость. На тебе сойдёт святой Дух, и у тебя родится Сын. Ты назовёшь его Иисус. Он будет велик, потому что он Сын Божий, Спаситель мира». А Мария ответила: «Пусть будет так, как хочет Господь, ведь я – его раба».

        Как-то Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем. Там, по случаю народной переписи, собралось много народу, все дома были заняты. И они упросили одного человека разрешить переночевать в пещере, где ночевал скот. В этой пещере, на соломе, и родился Иисус Христос.

        Пастухи в эту ночь были в поле. Вдруг к ним слетел сияющий ангел и принёс добрую весть: «Идите в пещеру, там родился Иисус – Спаситель Мира». Пастухи пошли туда, чтобы поклониться божественному ребёнку, а над пещерой засияла красивая, большая звезда. Поэтому на Рождество принято по вечерам в каждом доме зажигать огни и славить Христа, ставить ёлки – ведь вечнозелёная ель – символ обновляющейся жизни.

        Давайте и мы зажжем звезду на нашей ёлке.

        (Учитель прикрепляет к символической ёлке звезду и предлагает исполнить песню «Звезда покатилась». Обратить внимание на цепное дыхание, распевы и скачки мелодии. Петь легко, светло, приподнято.)

        Учитель:

        А кто из вас знает, когда на Руси начали праздновать праздник Рождества?

        Учитель:

        Вы правы.        В 10 веке, после того, как Русь при князе Владимире крестилась и приняла Христианство в 988 г. 6 января – время, когда миновала самая длинная ночь и день стал увеличиваться, а это значит, что свет победил тьму. Праздник Рождества – это день надежды, символ избавления от грехов. Рождению Христа посвящали свои стихи многие поэты (Б.Пастернак, И. Бродский). Бродский в стихотворении «Рождественская звезда» создал почти документальную картинку тех часов и минут, когда родился Богочеловек.

                        Рождественская звезда.

В холодную пору, в местности, привычной скорее к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более. чем к горе,

Младенец родился в пещере. чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.

Ему всё казалось огромным: грудь матери. жёлтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы- Балтазар, Гаспар

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

Внимательно. не мигая, сквозь редкие облака

на лежащего в яслях ребёнка издалека,

из глубины Вселенной, с другого её конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

                                                                24.12.1987

        Учитель:

        Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, забываются проблемы, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, делают подарки, вспоминают о бедных, больных, одиноких людях. Предлагаю вам послушать церковное песнопение «Ангелы в небе песнь воспевают» - рождественский концерт.

Какие чувства эта музыка у вас вызывает?

        Ответы: светло на душе, легко, приятно.

        Учитель:

В Рождественскую ночь дети ходили по улицам, носили изображение звезды, пели песни – колядки. Какие колядки вы знаете?

(дети вспоминают известные им колядки)

        Учитель:

        Очень радует то, что в последнее время возрождаются многие православные традиции, в том числе и старинный обряд колядования, когда в рождественский сочельник дети ходили по дворам своих родственников и соседей, носили вечерю: кашу из зёрен пшеницы с добавлением мёда и фруктов. Именно таким блюдом должны были разговляться после поста верующие люди.

        Тексты колядок были забыты, а теперь вновь возрождаются, восстанавливаются. Вот как проходило колядование:

приходили ребята к старым людям, держа в руках букетик колосьев из ржи или пшеницы и говорили:

        Я маленький хлопчик,

        Принёс богу снопчик,

        Христа величаю,

        А вас с праздником поздравляю.

        За каждую веточку детям давали по конфетке, по пирожку. Было принято, заходя в дом спрашивать: «Надо ли Рождество прославить?» Получив разрешение, пели колядку:

        Коляда, коляда,

        Подавай пирога.

        Дай блин, дай лишку,

        Свиную ножку,

        Всем понемножку.

        Неси, не тряси,

        Давай, не ломай!

 Или:

Пришла коляда накануне Рождества!

        Пришла коляда, отворяй ворота.

        Дайте коровку, масляну головку!

        А дай бог тому, кто в этом дому.

        Ему рожь густа, рожь ужимиста!

        После таких слов дети вели хоровод, осыпали хозяев зерном. А если хозяева проявляли жадность, колядовщики их не прощали, пели озорные колядки:

        Не дашь пирога – мы корову за рога.

        Не дашь кваску – мы свинью за виску.

        Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.

        Подавайте, не ломайте, не закусывайте!

        Не дадите пирога – сведём корову за рога!

        Колядовщиков в старину называли «христославы». Это про них писал великий Гоголь: «Месяц величаво поднялся на небо посветить всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».

        Послушайте песню «Христославы».

        Исполнение песни учителем.

(разучивание 1 куплета, слова на экране. Работать над плавным звуковедением, над дикцией)

Учитель:

         А ещё на Рождество гадали и играли в разные игры.

Если на вечерних посиделках вдруг смолкали – значит началась игра в молчанку. Но это ненадолго, кто-то не выдержит, да и прыснет со смеху. Тогда нарушителя ждёт суровый штраф: съесть уголёк из печи, поцеловать старушку или того хуже: принести из овина ночью пучок соломы. А ведь там овинник живёт! А бывало, появлялся в избе кто-то из парней, накрытый покрывалом, а из него торчит голова гуся, быка или лошади. А гусь больно клевался, бык бодался, а лошадь лягалась… То-то было переполоху!

        Девушки гадали на протяжении нескольких дней с 7 по 19 января, пока длились Святки. Считалось, что в эти дни небеса раскрываются и по земле разгуливает нечистая сила! Давайте и мы погадаем по книге. Задайте мне страницу и строку и узнаете что ждёт вас в новом году.

(проводится гадание по книге)

        Подведение итогов:

-   Когда на Руси стали праздновать Рождество?

  • Кто такие Христославы?
  • Как надо правильно колядовать?
  • Как люди узнали о рождении Христа?
  • Какие музыкальные произведения на уроке вы услышали, запомнили?

Д/з: нарисовать рисунок к любой части урока.

На каникулах обязательно проведать своих бабушек, дедушек, вспомнить о нуждающихся, одиноких и поздравить их, пожелать добра.

На уроке хорошо работали: ……………

        

Рефлексия: приклеить метку в том секторе, который подходит под ваше настроение-  какие чувства испытали от урока:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Методическая разработка. Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе

Данная разработка содержит анализ заданий по материалам ЕГЭ , образец сочинения, пожелания учащимся....

Методическая разработка для учащихся 1-4 классов "Изготовление новогодней звезды методом плетения из бумажных трубочек"

Данная методическая разработка поможет вам легко и быстро сделать с детьми отличный подарок к празднику....

Методическая разработка для учащихся 9-11 классов «Туристическая эстафета».

Мероприятие туристический слёт проводится в сентябре каждого учебного года, в  лесном массиве в районе аэропорта (на расстоянии 2 км от с. Кочево ). В течении 5-6 часов. Во время похода...

Методическая разработка «Аттестация учащихся 1-3 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для учащихся по проверки усвоения учебного курса....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 3-4 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....

Методическая разработка «Аттестация учащихся 5-8 классов по предмету фортепиано»

Примеры заданий для проверки усвоения учебного курса предмета....