Методическая разработка «Игры и эстафеты с элементами волейбола»
методическая разработка

Диденко Александр Владимирович

По мере усвоения обучающимися технических приемов волейбола полезно использовать на учебно-тренировочных занятиях подвижные игры и эстафеты с волейбольными эле¬ментами. Однако кажущаяся легкость проведения подобных соревнований нередко приводит к обратным результатам. Ведь эмоциональный накал игр и эстафет, стремление команд во что бы то ни стало одержать победу отнюдь не всегда способствуют грамотному и тщательному выполнению технических приемов и затрудняют проведение подобных соревнований. Кроме того, надо постоянно помнить, что во время игр менее подготовленные ученики могут подвергаться упрекам со стороны партнеров по команде, что, конечно же, недопустимо. Поэтому, выбирая соревновательный материал, учитель должен быть уверен в физических и технических возможностях подавляющего большин¬ства учеников, чтобы исключить проявление недовольства учащихся друг с другом и создать в командах атмосферу взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.v._didenko.igry_i_estafety_s_elementami_igry_voleybol.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Пыть-Ях

Методическая разработка

«Игры и эстафеты

с элементами волейбола»

Выполнил:

Диденко Александр Владимирович

Учитель физической культуры

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

По мере усвоения обучающимися технических приемов волейбола полезно использовать на учебно-тренировочных занятиях подвижные игры и эстафеты с волейбольными элементами. Однако кажущаяся легкость проведения подобных соревнований нередко приводит к обратным результатам. Ведь эмоциональный накал игр и эстафет, стремление команд во что бы то ни ста ло одержать победу отнюдь не всегда способствуют грамотному и тщательному выполнению технических приемов и затрудняют проведение подоб ных соревнований. Кроме того, надо постоянно по мнить, что во время игр менее подготовленные ученики могут подвергаться упрекам со стороны партнеров по команде, что, конечно же, недопустимо. Поэтому, выбирая соревновательный материал, учитель должен быть уверен в физических и технических возможностях подавляющего большинства учеников, чтобы исключить проявление недовольства учащихся друг с другом и создать в командах атмосферу взаимовыручки.

Если подвижные игры и эстафеты используются как средство эмоциональной разрядки, их надо проводить непосредственно перед заключительной частью урока.

Предлагаемые подвижные игры и эстафеты, безусловно, можно усложнять и упрощать, сообразуясь с уровнем подготовки занимающихся, количеством волейбольных мячей и размерами спортивного зала.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Подвижные игры с элементами волейбола

«Мяч над головой»

 (отработка техники верхней передачи).

Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1- 1,5 мин.) объявляется заранее. Одновременно могут играть две, четыре и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или любыми имеющимися разметка ми. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу тренера все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Обучающийся, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше человек. Игру повторяют 2-3 раза.

Правила игры.

1. Не разрешается заступать на площадку команды-соперницы.

2. Не разрешается подбрасывать мяч. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.

«Мяч перед собой» 

(отработка техники нижней передачи).

Условия игры те же, что и в игре «Мяч над головой», только верхняя передача заменяется нижней.

«Передача центральному». Команды располагаются на площадке, образуя два, три или более кругов. В середину каждого круга встает ученик — центральный — с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выделяет ученика, контролирующего игру соперника. По сигналу учителя центральный посылает мяч любой передачей каждому игроку. Тот делает ответную передачу центральному. И так, соблюдая строгую очередь, мяч по кругу обходит всех игроков. Выигрывает команда, выполнившая в оговоренное время большее количество передач. Игру повторяют 2-3 раза, при этом желательно менять центральных игроков. Можно также играть, пока все игроки не побывают в роли центральных. В этом случае побеждает команда, набравшая большую сумму передач.

Правила игры.

1. Мяч передают игрокам строго по очереди. В противном случае передача не засчитываем и центральный должен выполнить про пущенную передачу.

2. Если до окончания игры центральный успел передать мяч всем ученикам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу.

3. Падение или ловля мяча не считаются ошибкой, и счет передач сохраняется. В усложненном варианте падение или ловля мяча ведут к «сгоранию» предыдущих передач, и счет начинается с нуля.

«Волейбольные салочки».

Команда делится на две группы. Водящая группаа надевает цветные ленточки через плечо (или лыжные номера). Все игроки произвольно расходятся по площадке. По сигналу тренера игроки водящей группы передают мяч друг другу любой волейбольной передачей, ловят его и броском мяча стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через оговоренное время группы меняются ролями. Выигрывает группа, осалившая большее число игроков.

Правила игры.

1Игроки обеих групп имеют право свободно перемещаться по площадке.

2. Игрок водящей группы, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения передачи или броска.

3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей группы.

4. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может:

а) не считаться осаленным и продолжить игру

6) принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному игроку остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.

Варианты. 

1. Игру проводят по тем же правилам, но до того момента, когда будут осалены все игроки. Выигрывает группа, закончившая игру за более короткое время.

2. Водящая группаа имеет два или более мячей.

«Завладей мячом».

Игроки делятся на две команды, которые еще раз делятся пополам (условно  будем говорить «полная команда» и «половина команды»). Одна полная команда и половина команды соперников произвольно располагаются на площадке. Игроки «половинки» надевают через плечо цветные ленточки или лыжные номера. По сигналу учителя игроки полной команды начинают передавать мяч друг другу любой волейбольной передачей. Игроки «половинки» стараются перехватить мяч, а завладев им, передают его полной команде и получают очко. Через определенное время очки, набранные игроками половины команды, подсчитываются и в игру вступает другая половина этой команды. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая обеими «половинками» большую сумму очков.

Правила игры. 

1. Игрок полной команды, выполнивший вместо волейбольной передачи бросок, вновь получает мяч для выполнения передачи.

2. Игроки полной команды могут ловить мяч перед очередной передачей.

3. Запрещается вырывать или выбивать мяч у игроков полной команды.

4. Упавшим на пол мячом могут завладеть игроки любой команды. При касании мяча игроком «половинной» команды она получает очко.

5. Игроки обеих команд могут произвольно передвигаться по площадке.

6. Игрок полной команды, владеющий мячом, может передвигаться по площадке только после выполнения передачи.

«Прими подачу».

Игроки делятся на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу учителя игрок второй команды выполняет подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила игры.

1. Подачу выполняют только по сигналу учителя. В противном случае она не засчитывается и первая команда получает очко.

2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.

3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко.

4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко первой команде не засчитывается.

5. Первая команда перекатывает под сеткой мяч, когда он находится на ее площадке, второй команде.

6. Игроки второй команды выполняют по одной подаче строго по очереди.

7. Подачу можно выполнить любыми оговоренными в волейбольных правилах способами.

Варианты.

1. Ловить мяч игрокам первой команды разрешают только после второй передачи.

2. Подачу одновременно выполняют два игрока второй команды.

  1. Эстафеты с элементами волейбола

«Мяч капитану».

Произвольное количество команд выстраивается в колонны, не менее чем в одном метре друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном учителем, встают капитаны с волейбольным мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводят ограничительные линии. По сигналу учителя капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым, стоящим в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все члены команды выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше закончившая передачи.

Правила. 

1. Запрещается переступать ограничительную разметку.

2. Не разрешается нарушать очередность передач в колоннах и пропускать передачи членами команд.

3. При неудачном броске мяча обучающийся повторяет передачу.

4. При падении мяча его подбирает обучающийся, которому была адресована передача.

5. По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.

6. Рекомендуется менее подготовленных обучающихся ставить во главе колонн, тогда им легче принять Мяч от капитана. При договоренности можно разрешить отдельным игрокам переступать ограничительные линии, корректно мотивировав такое разрешение.

Варианты. 1. Когда все игроки в колоннах передадут мяч своему капитану, на его место выбегает новый капитан и эстафета продолжается. Заканчивается она после того, как все игроки побывают на месте капитана.

2. Команды делятся пополам, выстраиваются в колонны друг против друга за ограничительными разметками и по сигналу учителя выполняют встречную передачу мяча. Эстафета заканчивается, когда начавший ее ученик принимает мяч.

3. То же, но мяч передают через сетку.

«Передача мяча с третьего темпа».

Расстановка команд та же, что и в предыдущей эстафете. Во главе колонн становятся наиболее подготовленные ученики — разводящие. По сигналу тренера капитан передает мяч разводящему, который выполняет передачу над собой и смещается чуть в сторону. Следующий за разводящим игроком выполняет передачу своему капитану и уходит в конец колонны. Разводящие во время проведения эстафеты не меняются. Эстафета заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех членов своих команд. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила. 

1. Запрещается переступать за ограничительные линии.

2. Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить попытку.

3. При неудачной передаче мяч подбирает обучающийся, которому она адресована, и выполняет ответную передачу.

4.Запрещается нарушать очередность передач мяча в колоннах и пропускать передачи игроками.

Варианты.

1. Проводится встречная эстафета в стоящих напротив друг друга колоннах с разводящими впереди. Эстафета начинается передачей мяча разводящими над собой.

2. То же, но с передачей мяча через сетку. Если мяч не перелетел через сетку или не был принят разводящим на  противоположной стороне площадки, во избежание недоразумений надо придерживаться следующих правил:

а) в любом случае разводящий должен выполнить передачу над собой;

б) игрок, совершивший при подаче ошибку, повторяет подачу, но уже без помощи разводящего.

«Поймай и передай».

На одной из разделенных волейбольной сеткой площадок выстраиваются в колонны две, три или четыре команды. Расстояние до волейбольной сетки определяет учитель, или оно обозначается ограничительной линией. На противоположной площадке напротив своих колонн и тоже за ограничительной линией стоят по одному ученику от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат по волейбольному мячу. По сигналу тренера первые в колоннах выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на противоположной стороне площадки ученики стараются поймать этот мяч (или подбирают его с пола), после чего подбегают к ограничительной линии и выполняют передачу в свою колонну. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах игроки примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила. 

1. Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии. По предварительной договоренности менее подготовленные ученики могут выполнять их с удобной для них точки.

2. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет упражнение.

3. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.

4. Подачи выполняют по очереди все участники эстафеты.

5. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мячи над головой, фиксируя окончание эстафеты.

Вариант. Игрок, выполнивший подачу, перебегает на противоположную сторону площадки. Игрок, совершающий передачу, перебегает в свою команду и становится в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах принимают последнюю передачу.

Каждую из предложенных эстафет проводят 2-3 раза, чтобы обучающиеся лучше приспособились к ней. Командные места определяют по наименьшей сумме мест, занятых в каждой эстафете (например: 2-е, 1-е и 4-е места = 7 очков). При проведении разных эстафет можно суммировать все места, занятые командами в данных соревнованиях. Если игры и эстафеты являются основной темой учебно-тренировочного занятия, определение победителей зависит от педагогических задач и конкретной ситуации.

Предположим, во время проведения подвижных игр одна из команд значительно оторвалась от других. Тогда вряд ли стоит суммировать результаты проведенных игр с результатами предстоящих эстафет: победитель и так известен. Целесообразнее перед проведением эстафет переформировать команды и результаты подвижных игр считать отдельно. Другое дело, если тренер хочет наглядно продемонстрировать обучающимся уровень общей и технической подготовки каждого. Анализируя занятие, он указывает, в силу каких причин одна из команд постоянно одерживает уверенные победы над соперниками.

Если же к окончанию игр команды подошли достаточно ровно, то результаты можно суммировать — это увеличивает эмоциональный накал борьбы, поскольку неудача в одном виде соревнований нередко компенсируется успешным выступлением в другом.

При необходимости, а она, как правило, бывает, тренер после каждого соревнования указывает на типичные и конкретные ошибки обучающихся, подбадривая проигравших и отмечая победивших. Важно продумать и способ формирования команд. Например, потеря времени и беспорядок возникают, когда игроки предлагают объединиться по принципу «кто с кем хочет» или позволяют капитанам подбирать себе команду. Это не только отнимает от урока много времени, но и обижает неумелых, которые оказываются никому не нужны и, не желая быть в тягость товарищам, заявляют, что сами не хотят участвовать ни в каких соревнованиях. Вряд ли нужно на все время прохождения темы составлять и постоянные команды. В организационном отношении это, конечно, удобно, но и вероятность появления команды-лидера тоже велика, что снижает соревновательный интерес остальных учеников. Лучше всего формировать команды произвольно по ходу занятия. Например, при работе с мячом в парах, когда ученики стоят друг против друга в двух шеренгах, достаточно разделить каждую шеренгу пополам, чтобы получить четыре команды, или объявить каждую шеренгу командой. Какой бы способ формирования команд ни был избран, он должен отвечать следующим требованиям: отнимать минимум времени, не собирать в одной команде наиболее подготовленных обучающихся, не обижать менее подготовленных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игра-эстафета "Путешествие в страну здоровья""

Цель "Игры-эстафеты "Путешествие в страну здоровья": выявить представление детей о понятии  «Что такое хорошо и что такое плохо», создать   ситуации выбора ме...

Подвижные игры и эстафеты при изучении волейбола

При обучении детей волейболу по мере усвоения технических приемов необходимо использовать на уроках подвижные игры и эстафеты с отдельными его элементами. Их можно проводить как в основной, так и в за...

Игры и эстафеты с элементами настольного тенниса

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, воли, настойчивости.Игры с мячом и ракеткой для детей дошкольного возраста и школьного возраста н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Общими задачами, на решение которых направлены подвижные игры, являются: - укрепление  здоровья,  закаливание,  содействие  правильному физическому развитию; - разностороннее и гар...

«Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола

Тема: «Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола.  Цель урока: Дать представление о занятиях волейболом, т...

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола

Игры и упражнения для знакомства с игрой футбол для 2 - 4 классов...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ В ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ

В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены ...