рабочая программа дополнительного образования (25/08/2018)
календарно-тематическое планирование по теме
Рабочая программа дополнительного образования детей (конкурс )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obrazovaniya.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Нивенское
Утверждаю
Директор школы Г.Г. Граховская
30 августа2014 года
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Волшебные краски»
для детей 6-12 лет
срок реализации программы 1 год
Составитель:
Галкина Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
Согласовано
Зам. директора И.В. Пискунова
« 28 » августа 2014г
п. Нивенское Багратионовского района Калининградской области
2014 г.
Пояснительная записка.
Программа “Волшебные краски” предназначена для обучающихся дошкольного возраста, а также интересующихся предметом, одаренных детей 6-12 лет и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Программа разработана в соответствии с нормативными документами.
Актуальность:
Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Цель:
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Программа разработана для детей 6-12 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 37 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с группой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 35 минут.
Предполагаемый результат:
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
- Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
- Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских
- взаимоотношений.
- Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
- Здоровье: физкультминутки.
- Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
- Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методы работы:
* Индивидуальный.
* Групповой.
* Наглядный.
Формы работы:
* Игры.
* Беседы, работа с наглядным материалом.
* Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
* Чтение и заучивание художественной литературы.
* Рассматривание репродукций картин.
Способы проверки:
- диагностические задания;
- выставки детских работ.
Программное содержание
1. Вводное занятие “Как стать художником? Знать технику безопасности при работе с различными материалами.
2-4. Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету) "знакомая форма - новый образ"
Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику "старая форма - новое содержание" для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.
5-6. Бабочки Монотипия. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.
7-9. Ежики на опушке.
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
Закрепить умение пользоваться техниками "тычок жесткой полусухой кистью", "печать смятой бумагой". Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
10-12. Рябина Рисование пальчиками
Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
13-14. Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.
Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски, обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой
15. Использование карандашей в рисовании цветов.
По замыслу совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
16. Ковер из осенних листьев.
Познакомить с техникой рисования чаем и кофе. Закрепить умение работать с техникой. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
17. Кошечка.
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
18. Осенние дары.
Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью, торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции
19. Кляксография,
"Знакомая форма - новый образ". Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике "старая форма - новое содержание". Развивать воображение
21. Снежинки.
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности как линия, штрих, свеча+ гуашь.
22.
Новый год. Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки. Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.
23. Сова.
Тычок полусухой жесткой кистью. Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
24. Любимый узор.
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)
25-26. Портрет.
Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.
26-27 Подводное царство.
Акварель+соль Рисование ладошкой, соль+ акварель. Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике: восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
28. Зимний пейзаж.
Учить изображать снег, лед, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности
29. Ваза с ветками.
Оттиск печатками. Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
30. Подарок маме.
Печать по трафарету, рисование чай+ кофе. Учить украшать цветами и рисовать необычными красками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.
31. Весенние цветы.
Акварель + восковой мелок. Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
32. Автопортрет.
Уголь. Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека.
33. Пчелки.
Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции
34. Одуванчики.
Живопись на картоне, камне. Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
35-36. Самоподготовка.
Основные технологии, используемые при организации самоподготовки - дифференциация обучения. К организации самоподготовки предъявляются следующие требования:
- формирование навыков рационального использования времени;
- формирование приемов самостоятельной работы по заданным темам;
- оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся (но без лишней опеки по телефону).
37. Итоговая выставка - обсуждение творческих работ обучающихся.
К окончанию курса ребята должны уметь
- сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображать формообразующие линии;
- изображать предметы по памяти;
- использовать цвет для создания различных образов;
- создавать композиции на листах бумаги разной формы; передавать настроение в творческой работе;
- использовать разные приёмы нетрадиционного рисования;
- развёрнуто комментировать свою творческую работу;
Учебно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Ко-во час | Содержание контроля знаний и умений | |
план | факт | ||||
1. |
|
| Вводное занятие “Как стать художником? | 1 | Знать технику безопасности при работе с различными материалами. |
2-4 |
|
| Ваза для цветов. Печать | 3 | Знать, что такое композиция, правила её составления. Уметь выбирать сюжет для составления композиции, составлять индивидуальный рисунок, выполнять его в цвете акварелью. |
5-6 |
|
| Бабочки Монотипия | 2 | Знать этапы выполнения техники монотипия. Уметь выполнять индивидуальный рисунок, соблюдая правила при работе в данной технике. |
7-9 |
|
| Ёжик на опушке | 3 | Знать этапы построения Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
10-12 |
|
| Рябина. | 2 | Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. |
13-14 |
|
| Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. | 2 | Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли. |
15 |
|
| Использование карандашей в рисовании цветов. | 1 | Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей. Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. |
16 |
|
| Ковер из осенних листьев.(кофе. чай) | 1 | Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба и листьев. |
17 |
|
| Кошечка | 1 | Уметь выполнять облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
18 |
|
| Многослойная живопись на тему: “Осенние дары”. | 1 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. |
19 |
|
| Кляксография обычная. Рисование природы. | 1 | Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”, способы рисования кляксами. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. |
20 |
|
| Кляксография трубочкой. | 1 | |
21 |
|
| Снежинки Техника рисования “Свеча + акварель”. | 1 | Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. |
22 |
|
| Новый год. Рисование пальчиками (творческая работа). | 1 | Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. |
23 |
|
| Сова. | 1 | Знать понятие техники рисования тычок + уголь. Уметь выполнять работу в данной технике. |
24 |
|
| Любимый узор. | 1 | Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) Уметь рисовать узор в технике печатания. |
25-26 |
|
| Портрет | 2 | Знакомить с пропорциями при изображении портрета Уметь выполнять лицо глаза, уши , нос, губы и. т .д |
26-27 |
|
| Подводное царство. Акварель +соль | 2 | Знать правила рисования рыб в технике акварель + соль Уметь выполнять рисование рыб разного вида. |
28 |
|
| Зимний пейзаж. | 1 | Знать этапы рисунка снега, льда. Уметь строить композицию, подбирать колорит. |
29 |
|
| Ваза с ветками | 1 | Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. |
30 |
|
| Подарок маме. Рисование чай + кофе | 1 | Знать понятие композиция. Уметь составлять однотипные изображения и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. |
31 |
|
| Весенние цветы Акварель +восковой мелок | 1 | Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах. |
32 |
|
| Автопортрет | 1 | Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. |
33 |
|
| Пчелки | 1 | Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию. |
34 |
|
| Одуванчики Живопись на картоне, камне. | 1 | Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты. |
35-36 | Самоподготовка | 2 | Уметь определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи. | ||
37 |
|
| Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | 1 | Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. |
Литература.
Аверьянова А. П. "Изобразительная деятельность в детском саду" - М., 2012г.
Александрова Т. Н. "Чудесная клякса", - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" - М. 2013г.
Кожохина С. К. "Сделаем жизнь наших малышей ярче" - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. "Цветные ладошки", - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2012г.
Утробина К. К. "Рисованием тычком" - М., 2013г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. - М: ТЦ "Сфера", 2011. - 80с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. - Ярославль: "Академия развития", "Академия К", 1998.- 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2013. -
Ссылка на мой сайт:
"http://nsportal.ru/elena-gelena"
Сайт учителя ИЗО
Галкина Елена Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности , В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (дополнено 2018 год)
Оркестр – одна из форм работы на уроках музыки в общеобразовательной школе в урочной и внеурочной деятельности и В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ4 класс «Б» МАОУ г. Иркутска Гимназ...
План самообразования педагога дополнительного образования 2015 - 2018 уч.гг
Актуальность темы по самообразованию обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре и искусству края, в котором мы живем, а так же к общечеловеческим ценностям, получение о...
План воспитательной работы педагога дополнительного образования на 2018-2019 уч.год
Профилактическая работа в детских объединениях «Центра «Созвездие» на 2018-2019 уч.год...
Отчет ШМО учителей искусства и дополнительного образования за 2018-2019г
Отчет ШМО учителей искусства и дополнительного образования за 2018-2019г...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год...