мастер-класс на тему: "Использование партерной гимнастики на дополнительных занятиях хореографией"
статья на тему

Гафнер Нина Александровна

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво.  Для овладения искусством танца необходимы определённые способности. При наборе детей для занятий в хореографический коллектив обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а так же  проводят проверку его профессиональных данных. Таких как выворотность, танцевальный шаг, состояние стоп, гибкость тела, прыжок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование партерной гимнастики на дополнительных занятиях хореографией

Цель и задачи:        обмен опытом работы между педагогами ;

                        создание условий для сотрудничества детских объединений

разных направлений;

анализ современных методик, приемов, форм работы по

реализации образовательных программ;

Привлечение внимания руководителей творческих и

спортивных объединений к данной теме.

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво.  Для овладения искусством танца необходимы определённые способности. При наборе детей для занятий в хореографический коллектив обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а так же  проводят проверку его профессиональных данных. Таких как выворотность, танцевальный шаг, состояние стоп, гибкость тела, прыжок.

Выворотность ног - это способность развернуть ноги (бёдра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бёдра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12 годам. К этому времени носки стоп у ребёнка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь («косолапие»). В случае свободной выворотности в бёдрах  при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного и сустава и голеностопа.

Гибкость тела является показателем пластичности артиста, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа. Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость  (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков.

Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества - лёгкость , воздушность, полётность. Для прыжка необходимо качество, обозначаемое словом ballon,- умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы. Высота прыжка  зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.

Подъём стопы- это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит от строения стопы и эластичности её связок. По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы 2 продольных свода: внутренний и наружный. Стопа имеет поперечный свод.

Детей с хорошо развитыми профессиональными данными  мало. Приходят дети с разными физическими данными: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие прыжка. Хореографическое искусство не стоит на месте, оно развивается, предъявляя определённые требования  к исполнителям, не только  к взрослым, но и к детям. Партерная гимнастика помогает устранять физические недостатки и развивать тело.

Общеизвестно, что гимнастика- это совокупность физических упражнений, специально подобранных и ориентированных на общее развитие организма. Среди разнообразия направлений  во-второй половине XX века стала известной балетная или партерная гимнастика. Система занятий партерной гимнастикой изобретена Борисом Князевым, воспитанником  русской балетной школы, и основана на базовых упражнениях классического танца. Информация о балетной гимнастике Б.Князева стала распространяться в СССР в послевоенные годы.  Начиная с 60-х годов она не только привлекает внимание хореографов, но и обогащается элементами, приёмами акробатики, художественной гимнастики. С 2004г. балетная гимнастика как предмет вводится и в учебные планы детских школ искусств.

Физическое развитие учащихся предполагает свободное владение техникой, приёмами исполнения движений и координации различных поз, необходимой амплитуды и грациозных по архитектонике художественно-эстетических движений. Положительные эмоции в процессе осознания необходимости преодоления собственных физических недостатков, преодоления трудностей в освоении того или иного упражнения являются основой обучения, основой осознанной потребности каждого учащегося обучать себя. В художественном образовании всех направлений принято считать, что наличие природных данных – основа успеха. Танец, балет в этом смысле не исключение. Однако важнейшее значение в процессе обучения и овладения техникой танца, арсеналом его выразительных средств, является трудолюбие и прилежание.

Партерная гимнастика эффективна с первых шагов обучения. Уже на этапе приёма и формирования группы обнаруживаются различные дефекты: избыточный вес, сутулость,  явления сколиоза, плоскостопие. Партерная гимнастика, её специфические упражнения помогут устранить многие из перечисленных недостатков.

Упражнения партерной гимнастики прекрасно развивают мышцы живота, спины, выворотность  ног от тазобедренного сустава до голеностопа, гармонично формируют мышечную массу, значительно увеличивая силу мышц, амплитуду шага, вырабатывают точность координации движения.

Балетная гимнастика в хореографическом классе исключает  внешнее механическое воздействие. Ученик сам, собственными усилиями должен развивать гибкость, выворотность, увеличивать шаг, через ежеурочные затраты ощущать прибавочные результаты.

Цель балетной гимнастики - воспитать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы ученика по собственному развитию, физическому воспитанию и систематическому физическому совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить комплекс задач: правильно подготовить суставо-связочный аппарат и всё тело к хореографическим занятиям; устранить физические недостатки каждого ученика; формировать упругость, развить эластичность и силу мышц при максимальной подвижности суставов; максимально, с учётом возрастных особенностей развить гибкость позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставо-связочного аппарата.  Обязательными условиями являются регулярность и  непрерывность занятий. Сохранять нагрузку на одном уровне необходимо 3-4 занятия. По ходу занятий, возможно заменить одно упражнение другим,  аналогичным, но длительность занятия и объём физической нагрузки держать под контролем.

Элементы художественной гимнастики или партерная гимнастика - система специально подобранных упражнений и методических приёмов, которые позволяют подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии. Гимнастика позволяет развить и укрепить природные данные ребёнка, активизировать мышечный потенциал способствует выработке необходимой выворотности, устранению разнообразных недостатков, приобретению навыков самоконтроля. Гимнастика дополняет процесс обучения хореографии.

План конспект

Тема: «Использование партерной гимнастики на  занятиях хореографией»

Цель: Правильно подготовить суставо-связочный аппарат к занятию, способствовать устранению физических недостатков, формировать упругость, развить эластичность и силу мышц, подвижность суставов.

1.Подготовительная часть.

Проверить готовность к уроку. Поклон. Разминка по кругу.

2.Основная часть.

Упражнения на ковриках.

Упражнения

Что развивает

  1. На «выворотность»

Вверх, вниз

Подвижность голеностопного сустава, эластичность мышц голени и стопы.

  1. «Складка»

 эластичность подколенной связки

  1. «складка» в V позиции

Подвижность голеностопного сустава, эластичность мышц голени и стопы. эластичность подколенной связки.

  1. «складка» на подъемах

Подвижность голеностопного сустава, эластичность мышц голени и стопы.

  1. «складка» с вращением

 эластичность подколенной связки, развивает координацию движений.

  1. И.п.-сидя, опора на руки сзади ноги в V позиции, махи на 45о выворотно, поочерёдно каждой ногой.

Укрепляет мышцы бедра.

  1. И.п. – ноги врозь, наклон корпуса вперед.

Разрабатывает выворотность, подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц бедра.

  1. «лягушка» с прогибом

Развивает эластичность паховых связок

  1. И.п. -Лежа на спине, ноги вверх, развести ноги в поперечный шпагат

Укрепляет мышцы  и развивает эластичность паховой мышцы.

  1. И.п.-лёжа на спине, ноги в  5поз., поочерёдно выполнить махи на  90о , удержание + поднимание нижней ноги

Развивает выворотность и танцевальный шаг.

  1. Наклоны назад из и.п. стоя на коленях

Развивает силу и гибкость спины, а также крестцового отдела позвоночника.

  1. Мосты,

Лежа,

Стоя,

С выкрутом одной, двух рук

С разворотом

Развивает силу и гибкость рук, спины, а также грудного, поясничного отделов позвоночника.

  1.  И.п.- сидя на полу,  руки вытянуты назад в замок, перейти в положения лежа на полу.

Развивает  эластичность рук.

  1.  Замок за спиной

Развивает  эластичность рук.

  1. Скручивание

Развивает эластичность боковых связок

 3.Заключиельная часть.  – Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер – класса Тема: «Использование сюжетного рассказа «Теремок» при проведении занятия по фитболу для дошкольников»

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии по фитболу, а также увидят возможность использование компьютерной презе...

Мастер-класс по теме: «Современные образовательные технологии, применяемые в дополнительном образовании»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества»         Мастер-класс по теме:&la...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов»

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....

Мастер - класс для родителей «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по методу М. И. Лынской»

Данный мастер - класс для родителей детей с  ОВЗ был проведенв дистанциооном формате.                              ...

Мастер-класс для родителей "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"

Познакомить и научить родителей проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику с детьми дома....