Мастер - класс для родителей «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по методу М. И. Лынской»
консультация

Высовень Лариса Анатольевна

Данный мастер - класс для родителей детей с  ОВЗ был проведенв дистанциооном формате.                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс  для родителей  «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по методу М. И. Лынской»

Цель. Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства.                                                                                                                                            Задачи.

  1. Передача учителем – логопедом своего опыта проведения сенсорно -  интегративной гимнастики путем прямого и комментированного показа метода.
  2. Совместная отработка с родителями приемов сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.
  3. Сплочение родителей через совместную деятельность, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Оборудование: поднос,   бутылочка с шариками из пенопласта с трубочкой,   вата,  сосновые и еловые шишки, крупные орехи,  бублики, порезанный чеснок, ребристые печенья, хлебные палочки или коктейльные трубочки, пластмассовая вилка, виноградинки, кружочки лимона и апельсина.                      

 I. Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с алалией с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего дошкольного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Мы предлагаем систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

  Набирает популярность теория «сенсорной интеграции»,  разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.

Отечественный логопед М.И. Лынская, адаптировала  метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми,  имеющими речевые нарушения и разработала метод   сенсорно-интегративной логотерапии.

Цель данного метода коррекции - научить одновременно, обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

Сенсорно-интегративная артикуляционная  гимнастика (М. И. Лынская). 

Поскольку автор пособия выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос»,  который представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов), на котором  рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства.  Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса.

 — авторский игровой материал, использование которого позволяет:

—        развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказкотерапевтического массажа;

—        ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

—        развить чувство эстетики и художественный вкус;

—        обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия. 

Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты»

(сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению ребенком разнообразных сенсорных стимулов н развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы). Эти мероприятия могут включать в себя:

—- прием одного стакана воды, либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т.п.), в т.ч. с использованием бутылочки с соской;

—        жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр.;

—        висение на руках или принятие положения вверх ногами;

—        массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;

—        «тактильный ввод», выполняемый родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.

Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивидуально эфирных масел.

Предлагаемые комплексы взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточный куклы (герой выбирается в соответствии с тематикой комплекса), создавая дополнительную мотивацию к занятиям.

Для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или «будем выполнять, пока сыпется песок»). Также игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:

—        найти деревянные и т.п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями). Найденная цифра означает количество повторений;

—        повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачно мешочке. Задача ребенка — достать предмет, узнать и выполнить упражнение;        

— выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;

  • использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани; ракушку, наклеенную на картон и т.п.: выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».

Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций используется визуализированная система поощрений и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

—        зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);

—        желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);

—        красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение конфеты/любого другого лакомства. Получение желтой — половина лакомства, невозможность сделать его выбор, а предложение жестко регламентированного вида. Получение красной — отсутствие лакомства. Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка».

Каждое занятие начинается и заканчивается коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик, покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

Упражнения, которые мы вам представляем, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме. Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе). Таким образом, выполняя упражнения, решаются следующие задач: активизируется небно-глоточное смыкание; растягивается подъязычная уздечка; дифференцируется носовой и ротовой выдохи; улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений; повышается качество обратной связи от артикуляционных органов.  Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные. Метод сенсорной  интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие  сенсорных,  моторных,  речевых и познавательных возможностей у детей с ОВЗ, позволяет им социализироваться. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС ОВЗ.

То , что не надо смотреть в зеркало,  приобретает особенно важное значение в работе с детьми с ОВЗ, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии, расстройства аутистического спектра, тяжелые формы умственной отсталости. При этих нарушениях дети,  как правило, не будут смотреть  в зеркало, и повторять за вами упражнения. В результате применения  этой инновационной методики становится возможным привлечь детей к выполнению артикуляционной,  дыхательной гимнастики, которая очень важна для развития мышц артикуляционного аппарата. Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе. Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения мы рекомендуем проводить:

  • сидя на большом мяче (фитболе);
  • сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;
  • Динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.

3а счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь. При этом, если ребенок может осуществлять дополнительный контроль с помощью зеркала, это стоит сделать. Однако работа с зеркалом не возможна для детей с аутичным спектром, с такими детьми использование сенсорно-интегративной гимнастики порой становится единственно возможным способом для проведения упражнений.

Таким образом, развитие сенсорной интеграции во время занятий обеспечивается:

—        упражнениями из «сенсорной диеты»;

—        игровым взаимодействием с сенсорными подносами;

—        проведением игровых массажиков;

—        использованием материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов питания, специй). Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

В качестве завершающего занятие игрового упражнения можно использовать тематические свечи для задувания.

Внимание! Перед проведением такой гимнастики необходимо убедиться, что у детей нет аллергии на тот или иной продукт. Упражнения с запахами очень осторожно надо использовать с детьми с эпилепсией, т.к. вдыхание различных запахов может провоцировать эпилептические приступы.

II. Разрешите представить вашему вниманию сенсорно-интегративную   гимнастику: 

Тема «Зимний вечер».

Ход гимнастики.

1.Логопед: - Какое сейчас время года? (Зима)

- Здравствуй, Зимушка зима!                                                                                                     Хорошо, что ты пришла.                                                                                                                 У тебя мы, зима,  мы, спросим:

- Что зима нам принесла?

1,2, 3, 4, 5.- будем зиму мы встречать

Что зима нам принесла?

Ветер, снег и холода.

Вносит «сенсорный поднос».

Логопед:  Ребята, хотите не только рассмотреть подарки, но и поиграть с ними?

2 Дыхательная гимнастика. Отправляемся на прогулку. Какая же там погода. Разыгралась снежная буря.  Подуть через трубочку в бутылочку с шариками из пенопласта.

3.Сочетание тактильной и дыхательной гимнастики

Все снежинки (Перед ребёнком на столе – кусочки ваты.)                                        Соберём в сугроб. (Подуть, собрать всю вату в кучку.)                                                       Чтоб не разлетались,                                                                                                         Накроем ручкой: Хлоп! (Соответствующее движение ладошкой).

- Что это лежит под сосной и елкой. Да это же шишки. Возьмем эти шишки покатаем в руках, дотронемся до щечек.

4. Уточнение произношение согласных звуков [б], [б'], [х], [х'] и гласных Снежок                                                                                                                           Мы снежок слепили: Ух! В стенку запустили: Бух! Раскололи в прах и пух!

5.Артикуляционная гимнастика. 

1.Успокоилась буря,  выглянуло солнышко. Артикуляционное действие:  облизываем бублик по кругу,  делают язык острым, просовывая его в дырку от бублика.

2. Решили слепить снеговика. Артикуляционное действие: скатали снежный ком (перекатываем орешек за щекой) сначала один (правая щека),  потом другой (левая щека), потом самый большой (орехи за обеими щеками).

Нагулялись, наигрались на улице. Пора возвращаться домой. Дома нас ждет много вкусного.

3.Нас встречают усатые повара. Артикуляционное действие: удержание на верхней губе веточки укропа, хлебной палочки,  коктейльной палочки с дождиком. Готовят они для нас печенье.

 4. Давайте проверим готово ли тесто. Артикуляционное действие. Покалывание пластикой вилкой кончика языка. Тесто готово.

5. Испекли нам повара печенье. Артикуляционное действие: облизывание круглого ребристого печенья с серединкой из варенья по кругу, по  часовой стрелке.

6. А вы любите виноград? Давайте с ним тоже поиграем. Артикуляционное действие: упражнение «Фруктовый шарик» (перекатывание виноградины во рту от щеки к щеке)

7. Упражнение «Сладкое варенье»

-  Карлсон больше всего на свете любил варенье.

- Однажды он не нашел ложки и стал слизывать варенье прямо из блюдечка языком.                                                                                                                                 - Хотите попробовать? Артикуляционное действие: Дети слизывают капельки варенья широким языком из блюдца.

8. - Ребята, понюхайте и угадайте, что лежит в этом блюдце? (чеснок).                      «Носиком вдохнули, ротиком подули.                                                                                          Чесночек вдыхаем – болезни выдыхаем»

7. Игра «Кислый - сладкий»

- Перед вами кружки лимона и апельсина. Мы сейчас будем проводить язычком по кругу и определять по вкусу: если кислый- то лимон, если сладкий апельсин.  

Это только некоторые упражнения сенсорно- интегративной гимнастики. Познакомится более подробно с другими упражнениями Вы можете в книге Марианны Ильиничны Лынской.  

III. Обмен мнениями.  

Литература.  1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. - М. : «Теревинф», 2019.                                                                                         2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада. // Под ред. Л. А. Венгера.-  М. : Просвещение, 1988..                                                                                                                                    3. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М. : Парадигма, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - эффективный метод коррекционной работы по формированию звукопроизношения

В данной статье родители узнают, что такое артикуляционная гимнастика, "познакомятся" с органами артикуляционного аппарата, узнают как правильно выполнять артикуляционную гимнастику....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы....

Мастер-класс для родителей "Увлекательная артикуляционная гимнастика"

Часто родители обращаются к логопеду, когда замечают, что их ребенок не выговаривает определенные звуки.Одной из важных причин нарушения звукопроизношения у детей является недостаточная подвижность ор...

Мастер-класс для родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"

Представляю Вашему вниманию мастер-класс, проведенный для родителей детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов»

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» направлен на решение правильного произношения звуков. Представлен теоритический материал, но больше практического....

Мастер-класс для родителей "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"

Познакомить и научить родителей проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику с детьми дома....