Мастер-класс для родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"
проект

Бармина Наталья Владимировна

Представляю Вашему вниманию мастер-класс, проведенный для родителей детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

средней группы

компенсирующей направленности

для детей с ЗПР

«Выполнение артикуляционной гимнастики

с детьми дома»

Подготовила и провела:

учитель-дефектолог, логопед

МАДОУ «Детский сад №177»

Бармина Н.В.

        Нижний Новгород

2020

Цель: повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей. 

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением.
  2. Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома.
  3. Познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).
  4. Научить родителей правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.
  5. Развивать навыки взаимодействия родителей с детьми и учителем-дефектологом в совместной деятельности.

Оборудование: индивидуальные зеркала, презентация, ноутбук, антисептик.

Участники: родители детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, учитель-дефектолог.

План проведения мастер-класса

  1. Вводная часть: знакомство родителей с темой, целью, задачами мастер-класса. 
  2. Основная часть
  1. Что такое «артикуляционная гимнастика». Ее значение.
  2. Правила проведения артикуляционной гимнастики.
  3. Знакомство с видами артикуляционных упражнений, их показ с комментариями.
  4. Выполнение артикуляционных упражнений родителями, показ презентации.
  1. Заключительная часть

Ответы учителя-дефектолога на вопросы родителей.

Отзывы родителей.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Выполнение артикуляционной гимнастики

с детьми дома». Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной

гимнастики при коррекции звукопроизношения и научимся правильно выполнять артикуляционные упражнения самостоятельно дома с детьми.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно одни из важнейших целей, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием взрослых. Безусловно, ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. Однако только занятий с педагогом недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома, а значит, необходима помощь родителей. Чтобы дошкольники научились произносить звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

При проведении артикуляционной гимнастики дома необходимо соблюдать следующие правила:

  1.  Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2.  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  3.  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  4.  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  5.  Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  6.  Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  7.  Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  8.  После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  9.  Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  10.  Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
  11.  Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  12.  Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
  13.  Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Теперь я познакомлю вас с различными артикуляционными упражнениями, и мы все вместе попробуем их выполнить.

Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Чтобы ребенок хотел выполнять артикуляционные упражнения дома, и ему было интересно заниматься с родителями, все занятия должны проводиться в игровой форме. Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка.

Сейчас мы с вами отправимся в «Зоопарк».

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. (Показ презентации.) Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Нужно открыть ротик, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Бегемотики», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки(Показ презентации.) Давайте изобразим, как лягушки улыбались. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Лягушки», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон(Показ презентации) Давайте покажем, какой у слона хобот! Сомкнутые губы вытянуть вперед, в таком положении удерживать до счета «пять», вернуться в исходное положение. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Слон», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея(Показ презентации.) Давайте, изобразим змею! Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Змея», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. (Показ презентации) Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке. Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Лошадка», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. (Показ презентации.) Давайте покажем, как он это делал. Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Расческа», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли мне домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики! (Показ презентации.) Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Часики», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так.

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? (Показ презентации.) Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажите, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз. (Дефектолог показывает правильность выполнения упражнения «Шарики», затем выполняет данное упражнение вместе с родителями).

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой.

Вы помните, как вместе с Язычком ходили в зоопарк? Давайте вспомним и изобразим, кого видел Язычок в зоопарке и что там делал? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Вы помните, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика?

Нужно следить, чтобы Ваш ребенок выполнял все упражнения правильно и четко, вначале – под счет взрослого.


     Уважаемые родители, надеюсь, что проведенный сегодня мастер-класс был интересен и полезен Вам. Сегодня мы познакомились с артикуляционной гимнастикой и научились правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Используемая литература

  1. Косинова Е. Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2003.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Изд. «Литера», 2004.