Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»
консультация

Ким Любовь Игоревна

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» направлен на решение правильного произношения звуков. Представлен теоритический материал, но больше практического. Вместе с родителями выполняется правильное выполнение артикуляционной гимнастики и упражнения на правильное речевое дыхание.

 Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей, через информационную и обучающую информацию.

Задачи: 

  • знакомство с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
  • обучение правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
  • использование здоровье-сберегающих технологий для исправления звукопроизношения;
  • содействие в создании коррекционно – педагогической среды в семье с учетом речевого  нарушения ребенка.

 

В конце представлена анкета-отзыв о проведении мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  образовательное учреждение «Устьянская СОШ»

СП  детский сад  «Солнышко»

 

 

 

Мастер-класс 

«Обучение родителей

приёмам артикуляционной гимнастики» 

                             на родительском собрании

                                                 Учитель-логопед: Ким Л. И.

                                                      высшая квалификационная категория

Октябрь  2022 год

 

 

 

 

 

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

                                                Мария Лангер.

Цель: формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевых нарушений детей, через информационную и обучающую информацию.

Задачи: 

  • знакомство с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
  • обучение правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики;
  • использование здоровье-сберегающих технологий для исправления звукопроизношения;
  • содействие в создании коррекционно – педагогической среды в семье с учетом речевого

нарушения ребенка.

Участники: родители, дети, учитель-логопед.

Материал и оборудование: экран, проектор, компьютерная презентация «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»; столы, стулья; мячик; настольные зеркала и салфетки, листок

бумаги с плодовым деревом, цветные карандаши на каждого участника; дидактическая игра «Сдуй бабочку с цветка» на каждого участника.

Предварительный этап: анкетирование родителей (выявление запросов родителей по речевому развитию детей), беседы, индивидуальные консультации. Пригласительные открытки родителям

 на собрание.

 

Ход мероприятия:

  1. Приветствие.

–Здравствуйте! Мне очень приятно видеть Вас на нашей встрече. Сегодня она организована в рамках мастер-класса. И хочется сказать, что сегодня

мы собрались для того, чтобы… (Родителям предлагается закончить

фразу по своему усмотрению).

  1.  Вступительный этап.

Для продуктивного знакомства, чтобы снять напряжение и скованность, предлагаю познакомиться поближе. Каждый взрослый, называя свое имя и имя ребенка, передает мячик соседу.

А теперь поиграем в игру «Слушай внимательно – выполняй старательно».

-Поднять правую руку вверх, кто считает, что у его ребенка нет проблем в речевом развитии.

-Поднять левую руку вверх, кто считает, что у его ребенка есть проблемы в речевом развитии.

-Вытянуть правую руку вперед, кто считает речь своего ребенка эмоциональной, выразительной.

-Вытянуть левую руку вперед, кто считает речь своего ребенка чистой с четким произношением.

       Это простое упражнение показывает не только, как вы понимаете речевую проблему своего ребенка, но и то, насколько трудно слушать и,

в то же время выполнять задание. Теперь вы имеете представление, насколько это трудно делать нашим детям. 

Ваши ответы говорят о том, что тема нашей встречи АКТУАЛЬНА и ЗНАЧИМА. Заботливым и думающим родителям в увлекательной игровой форме поможет сегодняшняя информация в проведении с детьми речевой гимнастикой – артикуляционной. 

  1. Мини-лекция «Гимнастика для язычка».

          Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает гимнастика для языка.

Как вы думаете, что такое артикуляционная гимнастика?

Нужна ли она нашим детям? Действительно, артикуляционная гимнастика – это упражнения для

 тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что арт. гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение упражнений позволяет:

– подготовить артикуляционный аппарат к произношению искаженных звуков;

– детям со сложными речевыми дефектами помогает быстрее их исправить.

Ведущая роль по исправлению нарушений звуков

принадлежит логопеду, но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения, которые могут использоваться родителями дома. Посмотрите на картинки – образы, которые служит образцом для подражания движениям артикуляционной гимнастики. В начальный период гимнастику проводят перед зеркалом. Ребенок должен видеть, движения языка, губ. Мы взрослые, не задумываемся, где находится наш язык, проговаривая слова. У нас автоматизирован навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз. Лучше выполнять упражнения 3 — 4 раза в день по 3- 5 минут. Из выполняемых 2 -3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье  берутся для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение, лучше выполнять старые упражнения.

Исходя из того, что мышление детей с ОВЗ носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Со всем этим материалом вы можете познакомиться в конце нашего мероприятия на мини-выставке.

  1. Игровой практикум «Гимнастика для язычка».

Выполнение родителями артикуляционной гимнастики.

Сядьте удобнее перед зеркалом. Выполняем вместе упражнения, контролируя себя в зеркало : 

Упражнения для губ: «Улыбка», « Трубочка», усложнение « Улыбка – Трубочка» (удержание артикуляционной  позы по 10 – 15 секунд) и другие.

Упражнения для языка: « Блинчик», »Лопаточка», « Грибок», « Качели», «Часики» и другие. Варианты постановки звуков:

свистящие звуки живут на нижнем этаже, за нижними зубами. Чтобы произношение их было правильным, учимся держать язык за зубами. Упражнение «Горка» и правильная выдыхаемая воздушная струя или

«дует ветерок на горку».

Шипящие звуки – на верхнем этаже за верхними зубами. Упражнение «Чашечка».

Звук  Л можно поставить от упражнения «Чистим верхние зубы»,

«Пароход».

  1. Мини-лекция «Речевое дыхание».

Как вы думаете, какую роль играет дыхание в речи человека?

Дыхание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса и дикции. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Но правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Работа по формированию правильного дыхания – длительный и кропотливый процесс, который протекает в несколько этапов. На первом этапе логопед учит детей прислушиваться к собственному акту дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Ребенок должен научиться совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох.

  1. Игровой практикум

Упражнение «Сдуй бабочку с цветка» (с использование дидактической игры).

Инструкция: держим цветок напротив рта и дуем на бабочку, при этом, делаем вдох носом, не поднимая плеч, и длительный плавный выдох, не раздувая щек. Вот так.

Упражнение «Раз, два, три – слово, фразу повтори» (работа в парах).

Инструкция: На одном выдохе произнести от 1 до 5-6 слов:

делаем вдох – ах,

делаем вдох – ах, как

делаем вдох – ах, как пахнет

делаем вдох – ах, как пахнет в саду

делаем вдох – ах, как пахнет в саду роза!

  1. Оценка мероприятия родителями.

Упражнение на релаксацию «Радуга улыбается». Поднимаем руки через голову вверх  над  головой, как бы рисуем  дугу радуги. Одновременно делаем медленный вдох. На выдохе широко улыбнемся.   Произносим   звук  «С – С- С»,  опускаем  плавно руки вниз.

Благодарю Вас за участие, если мои рекомендации помогли Вам в решении вопросов в  коррекции звукопроизношения, я буду очень рада. 

Прошу в анкете – отзыве  заполнить  ваше мнение о проведенной встрече, о ее результативности:

Анкета-отзыв о проведении мастер-класса 

«Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» 

бесполезная

едва ли полезная

полезная

очень полезная;

  • необходимости в подобных встречах в дальнейшем, как часто: 1 раз в месяц,1 раз в квартал, 1 раз в полгода, 1 раз в год.

ваши пожелания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Мастер-класс "Интенсивное обучение при подготовке к ЕГЭ (часть С)"

Чтобы действительно  подготовка к ЕГЭ была интенсивной, я составляю и использую различные наглядные таблицы, схемы, диаграммы и т.д. Все это можно показать либо через персональные компьютер...

мастер-класс "Проблемное обучение на уроках английского языка"

Данный материал демонстрирует работу учителя по применению проблемного метода обучения на уроке. Приводятся примеры проблемного обучения чтению, грамматике, говорению....

Мастер-класс "Интерактивное обучение: организация учебного диалога

Динамика развития системы образования диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Практика показывает, что коррекция содержания образовательных программ происходит быстрее, чем меняю...

мастер-класс на тему: "Использование партерной гимнастики на дополнительных занятиях хореографией"

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво.  Для овладения искусством танца необходимы определённые способности. При наборе детей для занятий в хореографический к...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа».Картотека бодрящей гимнастики.

В наше время гимнастика пробуждения после дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.Пробуждение – является одним из важнейших моментов, спосо...

Мастер-класс для родителей "Увлекательная артикуляционная гимнастика"

Часто родители обращаются к логопеду, когда замечают, что их ребенок не выговаривает определенные звуки.Одной из важных причин нарушения звукопроизношения у детей является недостаточная подвижность ор...