мастер-класс "Проблемное обучение на уроках английского языка"
статья по теме

Скалина Ирина Васильевна

Данный материал демонстрирует работу учителя по применению проблемного метода обучения на уроке. Приводятся примеры проблемного обучения чтению, грамматике, говорению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование проблемного метода обучения

на уроках иностранного языка»

Выполнила: учитель

                        английского языка МОУ СОШ №2

                                 Скалина И.В.

МОУ СОШ №2 р.П.Мокроус

Федоровского района Саратовской области

 2010 г

Важным  в проблемном методе обучения является  тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока  создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.

Например, при изучении темы: « Разные пейзажи – разные страны» на предтекстовом этапе предлагается следующая проблемная ситуация:

    На слайдах несколько фотографий пейзажей англоговорящих стран. Какие пейзажи вы видите на фотографиях? Какие слова вам подходят для описания этих пейзажей?( список слов предлагается). Для каких стран эти пейзажи характерны? Таким  образом, учащиеся должны решить данную проблему, не читая и не слушая аудиотекст. Затем с помощью аудирования или чтения ученики проверяют правильность своих предположений. Т.е. за основу  для высказывания учащимся дается не готовый текст, а слово.

  Используя технологию прoблемного обучения говорению, следует заранее предложить учащимся подготовить вопросы друг другу по теме, определить правила ведения обсуждения: организационный момент, этические нормы, обязанность всех использовать речевые клише в речи, определить средний объем высказываний (количество предложений), аргументированность высказываний. А также стимулы и опоры. Например, текст (общий или индивидуальный). Он может даваться одному ученику заранее для изучения и изложения в своей группе.

Тексты должны включать знакомый лексико-грамматический материал, не должны быть большими по объему. Возможно использование текста на русском языке.

Опора может быть в виде тезиса, краткой формулировки точки зрения по проблеме (чье-то высказывание).

       Например, при изучении темы: «Театр» (УМК Кузовлева В.П.) ученики изучают предложенные высказывания подростков о театре, любимых театральных жанрах. Затем выбирают тот, который в большей мере соответствует  их мнениям. И, опираясь на данное высказывание, рассказывают о своем отношении к театру. Можно построить свое высказывание на том , с чем они не согласны и почему, рассказать о своих предпочтениях. В данном случае учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения; побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять различные мнения.

      Я также предлагаю  классу рассмотреть проблему с различных позиций, например, с точки зрения артиста, зрителя, режиссера, человека, который предпочитает театру кино и др.

       Также, я активно использую проблемное обучение при изучении темы «Легко ли быть молодым», организуя различные виды деятельности: чтение, аудирование, говорение. Учебник предоставляет большой и интересный материал для решения проблемных ситуаций. Тем не менее, я стараюсь находить информацию в интернете, поскольку эта тема  актуальная и современная и отвечает интересам подростков. Это тексты о жизни подростков в англоговорящих странах, различные мнения о том, легко ли быть молодым и др. Я стараюсь не только познакомить учащихся с интересной информацией, а стимулировать поисковую деятельность учащихся, не просто преподнести знания в готовом виде, а научить учащихся размышлять, анализировать, обобщать. Я предлагаю такие ситуации:

    Как бы вы отреагировали на жалобу подростка, если бы вы были а) родителем, учителем, психологом, врачом, другом подростка.

     Вам предлагается написать статью для молодежного журнала. О каких проблемах вы бы написали?

     Вы встречаетесь с зарубежными сверстниками. О чем бы вы спросили их, о чем бы рассказали им? И др.

   Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Для того, чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут зарабатывать баллы ( получать карточки различного цвета) за удачный вопрос или ответ, использование лексики, употребление коммуникативных клише и т.д. в конце урока баллы суммируются, и по результатам проставляются оценки.

  Технологию проблемного обучения можно использовать при последующем объяснении грамматического материала. Рассмотрим это на следующем примере. Прежде чем предъявить учащимся правило образования косвенного вопроса при изучении раздела №1учебника для учащихся 10-11 классов (УМК Кузовлева В.П.), ученики слушают диалог, затем выбирают услышанную фразу из трех предложенных.

1) Do you know what time it is now in New York?

2) Excuse me, could you tell me how I can get to the National Park, please?

3) Could you tell me what kind of weather they are having in London now, please?

   Далее им предлагается найти отличия между этими фразами, найти ту фразу, которая является более вежливой в данной ситуации. Таким образом, учащиеся сами могут сформулировать правило использования косвенного вопроса: если мы задаем вопросы, начиная со слов « Не могли бы Вы…», то они звучат более вежливо. Затем остается выяснить порядок слов в косвенном вопросе. Поскольку учащимся трудно дается усвоение английской грамматики, я считаю, данный подход в объяснении грамматического материала является намного эффективнее, нежели «сухое» объяснение правила. Более того, они могут увидеть применение грамматического материала в ситуациях реального общения.

  Проблемное обучение уместно применять не только на занятиях  формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом                                                                                                                              при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также при обучении диалогической речи и  общению на изучаемом языке.

Равнина – plain

Пустыня – a desert

Океан-an ocean

Лес -  a wood

Гонные цепи - mountain ranges

Побережье – a coast

 Уникальный  - unique

Бесполезный - useless

Огромный- huge

Глубокий - deep

Обширный - vast

Горный- mountainous

Остров –an island

_________________________________________________________________

Равнина – plain

Пустыня – a desert

Океан-an ocean

Лес -  a wood

Гонные цепи - mountain ranges

Побережье – a coast

 Уникальный  - unique

Бесполезный - useless

Огромный- huge

Глубокий - deep

Обширный - vast

Горный- mountainous

Остров –an island

__________________________________________________________________

Равнина – plain

Пустыня – a desert

Океан-an ocean

Лес -  a wood

Гонные цепи - mountain ranges

Побережье – a coast

 Уникальный  - unique

Бесполезный - useless

Огромный- huge

Глубокий - deep

Обширный - vast

Горный- mountainous

Остров –an island

1) Do you know what time it is now in New York?

2) Excuse me, could you tell me how I can get to the National Park, please?

3) Could you tell me what kind of weather they are having in London now, please

_________________________________________

1) Do you know what time it is now in New York?

2) Excuse me, could you tell me how I can get to the National Park, please?

3) Could you tell me what kind of weather they are having in London now, please

______________________________________________

1) Do you know what time it is now in New York?

2) Excuse me, could you tell me how I can get to the National Park, please?

3) Could you tell me what kind of weather they are having in London now, please

____________________________________________

1) Do you know what time it is now in New York?

2) Excuse me, could you tell me how I can get to the National Park, please?

3) Could you tell me what kind of weather they are having in London now, please


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение

Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....