Конструирование 1 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Основная цель курса «Конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления.
Основными задачами курса являются: привлечение интереса к изучению геометрии, изучение основных геометрических понятий.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур.
Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения.
Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. В 1-м классе пространственные представления вырабатываются в процессе приобретения детьми практического опыта пространственной ориентировки реальных предметов, материальных моделей геометрических фигур.
Формирование навыков. Важное методическое условие реализации этой системы: ученик должен научиться осознанно выполнять действия и лишь затем шлифовать навыки, доводя их до автоматизма. Результат обучения - не только создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности.
Использование наглядности.
Роль и место средств наглядности в изучении материала на каждом этапе обучения различны. Для 1 -го класса основное средство наглядности - конкретная вещь.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Курс рассчитан на 1 час в неделю: 33 часа в 1 классе. Относится к внеурочной деятельности по познавательному направлению с включением проектной деятельности, предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по математике (автор В.Н. Рудницкая) и другим предметам, расширяя и обогащая его.
Предполагаемые результаты.
Курс предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения геометрических и проектных задач. Результат выражается в понимании детьми основных геометрических понятий, сути проектной деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи. Геометрические фигуры воспринимаются как целое, ученик распознает фигуры по их форме. Свойства фигур устанавливаются экспериментально, они только описываются, но не определяются. Учащиеся начинают различать элементы фигур, устанавливают отношения между этими элементами. Это происходит в процессе наблюдений, измерения, вычерчивания, моделирования.
Методы и приемы педагогической техники
Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:
- деятельностный,
- поисковый,
- эвристический,
- исследовательский,
- практический,
- наглядный,
- самостоятельный,
- метод моделирования и конструирования,
- метод создания игровых ситуаций,
- метод проектов,
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- индивидуальное обучение,
- обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:
- Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.
- Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
- Лови ошибку!:
а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
- Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
- Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
- Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
- Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
- Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
- Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
- Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).
- Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).
- Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.
- Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.
- Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
- Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
- Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
- Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
- Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.
- «Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».
В ходе решения системы геометрических, исследовательских и проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Формирование универсальных учебных действий
К концу 1 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
Планируемые результаты
Ожидаемые итоговые тематические результаты обучения
Обучающиеся, используя математические термины, будут описывать некоторые свойства пространственных тел и плоских фигур.Они научатся давать простые указания о направлении и следовать им, использовать для описания местоположения.
К концу букварного периода все дети научатся:
- группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
- исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками и телами вращения;
- устанавливать, моделировать и описывать расположение объектов и зданий, находящихся в непосредственном окружении относительно заданного тела отсчета, используя общеупотребительную лексику (внутри, вне, вверху/выше, внизу/ ниже, слева/левее, справа/правее, рядом с, перед/впереди, за/сзади/ позади, между и т.п.).
Концу 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:
- различать плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, пятиугольник)
- выполнять простейшие чертежи с помощью линейки,
- сравнивать длины отрезков и предметов,
- классифицировать объекты, сравнивать,
- планировать свою деятельность,
- развивать геометрическую наблюдательность и пространственное мышление.
Содержание обучения
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Предполагаемый результат | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм» | Стартовая диагностика | |
2. | Геометрические фигуры. | 2 | 0.5 | 1.5 | треугольник, четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | Графический диктант | |
3. | Отрезок, точка | 2 | 0.5 | 1.5 | Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка). | Логическая игра | |
4. | Измерение длины отрезка. | 2 | 1 | 1 | Сантиметр. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков). | Графический диктант | |
5. | Вычерчивание отрезка заданной длины. | 1 | 0 | 1 | Вычерчивание отрезка заданной длины. | Логическая игра | |
6. | Единица длины – дециметр. | 2 | 1 | 1 | Измерение длин отрезков в дециметрах. | Логическая игра | |
7. | Проект «Что меряют, чем меряют» | 2 | 0.5 | 1.5 | Знакомство класса с темой. Выбор подтем (областей знания).Сбор информации. Выбор проектов. Работа над проектами. Презентация проектов. | Презентация проекта | |
8. | Многоугольник. | 3 | 1 | 2 | Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.) Закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации и продолжение классификации геометрических фигур. | Графический диктант | |
9. | Плоские геометрические фигуры | 3 | 0.5 | 2.5 | По рисункам составить фигуры из частей квадрата | Логическая игра | |
10. | Элементы графического диктанта. | 2 | 0.5 | 1.5 | Уточнение пространственных представлений (вправо-влево, вверх, вниз) | Графический диктант | |
11. | Геометрические тела | 6 | 3 | 3 | цилиндр, конус, шар, пирамида. Моделирование геометрических тел из пластилина. Моделирование геометрических тел из бумаги. | Логическая игра | |
12. | Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» | 2 | 0.5 | 1.5 | Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» | Презентация проекта | |
13. | Симметрия. | 2 | 1 | 1 | Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных точек, отрезков | Графический диктант | |
14. | Проект «Моя головоломка» | 2 | 0.5 | 1.5 | Проект «Моя головоломка» | Презентация проекта |
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
-отдельное учебное помещение площадью 25 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; соответствующее требованиям СанПин, охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель: регулируемые парты и стулья, адаптированные с учетом физиологических особенностей детей; доска; освещение над доской в соответствии с СанПин и требованиями по охране и пожарной безопасности; стол письменный, стенды, тематические планы по охране труда; шкаф.
- мебель, в количестве соответствующем контингенту (регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты, стулья, доска меловая, освещение над доской, стол письменный, стул офисный, тематические стенды/информационные доски, шкафы для хранения пособий);
- технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска/экран, мультимедийный проектор)
Список литературы
- Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
- Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
- Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
- Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
- Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
- Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой – М., 1996.
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.
- Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. – Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
- Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
- Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М., 1990.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М., 2001.
- Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
- Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
- Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
- Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
- Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч – М.: Сентябрь, 1996.
Приложение к рабочей программе (РП № )
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности обучающегося | № учебной недели | Фактическая дата проведения урока* |
1 | Вводное занятие. | Введение нового материала. | 1 | |
2 | «Уголки» и «Танграм» | Введение нового материала. | 2 | |
3 | Геометрические фигуры | Введение нового материала. Комбинированный урок | 3 | |
4 | Геометрические фигуры | Комбинированный урок. Самостоятельная работа | 4 | |
5 | Отрезок, точка | Введение нового материала. | 5 | |
6 | Отрезок, точка | Комбинированный урок. Самостоятельная работа | 6 | |
7 | Измерение длины отрезка | Введение нового материала. Комбинированный урок | 7 | |
8 | Сантиметр | Введение нового материала. Комбинированный урок | 8 | |
9 | Вычерчивание отрезка заданной длины | Комбинированный урок. Самостоятельная работа | 9 | |
10 | Единица длины – дециметр | Введение нового материала. Комбинированный урок | 10 | |
11 | Единица длины – дециметр | Комбинированный урок. Самостоятельная работа | 11 | |
12 | Проект «Что меряют, чем меряют» | Проектная деятельность | 12 | |
13 | Проект «Что меряют, чем меряют» | Проектная деятельность | 13 | |
14 | Многоугольник | Введение нового материала | 14 | |
15 | Многоугольник | Комбинированный урок. Самостоятельная работа | 15 | |
16 | Многоугольник | Повторение. Самостоятельная работа | 16 | |
17 | Плоские геометрические фигуры | Введение нового материала. Комбинированный урок | 17 | |
18 | Плоские геометрические фигуры | Комбинированный урок. Повторение | 18 | |
19 | Плоские геометрические фигуры | Комбинированный урок. Повторение | 19 | |
20 | Элементы графического диктанта | Повторение. Самостоятельная работа | 20 | |
21 | Элементы графического диктанта | Повторение. Самостоятельная работа | 21 | |
22 | Геометрические тела | Введение нового материала. Комбинированный урок | 22 | |
23 | Цилиндр | Введение нового материала. Комбинированный урок | 23 | |
24 | Конус | Введение нового материала. Комбинированный урок | 24 | |
25 | Шар | Введение нового материала. Комбинированный урок | 25 | |
26 | Пирамида | Введение нового материала. Комбинированный урок | 26 | |
27 | Моделирование геометрических тел | Введение нового материала. Комбинированный урок | 27 | |
28 | Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» | Проектная деятельность | 28 | |
28 | Проект «Макеты зданий из простых геометрических тел» | Проектная деятельность | 29 | |
30 | Симметрия | Введение нового материала. Комбинированный урок | 30 | |
31 | Симметрия | Повторение. Самостоятельная работа | 31 | |
32 | Проект «Моя головоломка» | Проектная деятельность | 32 | |
33 | Проект «Моя головоломка» | Проектная деятельность | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Конструирование фартука" 5 класс
Презентация "Конструирование фартука" 5 класс...
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.
Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...
Художественное конструирование на уроках технологии в 5-7 классах
Данная статья помогает учителю найти приёмы и ввести школьников в процесс художественного конструирования...
Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Конструирование башни из кубиков. Понятие "много"
Здесь представлен конспект интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование"...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».
Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...