Программа дополнительного образования: «Коммуникативная грамматика»
рабочая программа (7 класс) на тему

Воробьева Маргарита Николаевна

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Коммуникативная грамматика»

для учащихся 7 классов

срок обучения 1 год

Актуальность программы «Коммуникативная грамматика» определяется недостаточной теоретической разработанностью грамматического материала в УМК «Мозаика» и практической необходимостью выработки «автоматической» грамотности при спонтанном говорении. Коммуникативная грамматика – это не набор правил и норм, а продуманная система занятий по формированию и развитию навыков, непосредственно помогающих общению на иностранном языке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obr_kommunikativnaya_grammatika.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

ТАМБОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №29

Принята на МО учителей

немецкого языка

г. Тамбова

06.04.2009

Утверждена на

методсовете лицея 29

директор МОУ лицея 29

А. И. Мексичев

26.02.2009

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Коммуникативная грамматика»

для учащихся 7 классов

срок обучения 1 год

Составитель:

учитель немецкого языка

Воробьева М. Н.

Тамбов 2009


Пояснительная записка

 

Основная задача школы с углубленным изучением иностранного языка состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур.

Преподавание немецкого языка в МОУ лицее № 29 осуществляется по УМК «Мозаика» авторов Гальсковой Н.Д., Артемьевой Н.А., Гавриловой Т.А., тексты, тематика, ситуации общения которые, соответствуют коммуникативно-познавательным интересам учащихся.

В процессе обучения немецкому языку, имеющем коммуникативную направленность, работа над грамматической стороной речи играет подчиненную, служебную роль. Так же как и лексика, грамматические явления, предусмотренные программой этого УМК, предлагаются для продуктивного и рецептивного, или только рецептивного усвоения.

Ни один учебник и/или учебно-методический комплект не могут полностью соответствовать реальным потребностям учебного процесса в конкретной учебной группе.

Анализ апробации учебника немецкого языка «Мозаика» для 7 класса в МОУ лицее № 29 показал, что грамматический материал для учащихся 7 классов достаточно сложен, имеет много несоответствий со знаниями учащихся в русском языке, например пассивные конструкции, сослагательное наклонение, все временные формы глаголов и т.д. В УМК отводится недостаточно времени для закрепления грамматических тем, технологии заданий однообразны, что вызвало необходимость создания программы дополнительного образования «Коммуникативная грамматика» для учащихся 7 класса.

Грамматика - это та сфера языка, без владения которой речь не может считаться правильной. Формирование лингвистической компетентности связано в первую очередь с овладением грамматическим навыком. Итак, потребность в изучении немецкого при акцентировании внимания на самом сложном его аспекте – грамматике дает возможность говорить о необходимости и целесообразности создания программы по грамматике немецкого языка, которая призвана удовлетворить тех учащихся: а) кому не хватает упражнений на занятиях, чтобы отработать грамматическую тему, б) кому тяжело дается грамматика, а самостоятельно нет возможности осмыслить и начать использовать ту или иную конструкцию, в) кто допускает много ошибок в разговорной речи, г) которые желают углубить знания по грамматике в целях формирования коммуникативной компетенции.

Актуальность и новизна программы «Коммуникативная грамматика» определяется недостаточной теоретической разработанностью грамматического материала в УМК «Мозаика» и практической необходимостью выработки «автоматической» грамотности при спонтанном говорении. Коммуникативная грамматика – это не набор правил и норм, а продуманная система занятий по формированию и развитию навыков, непосредственно помогающих общению на иностранном языке.

Цель программы – формирование коммуникативных умений устной и письменной речи в тесной взаимосвязи с владением учащимися лексико-грамматическими средствами общения, развитие креативности мышления и памяти.

Указанная цель раскрывается в единстве ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

 Воспитательный компонент цели заключается в формировании интереса к изучаемому языку, культуре страны изучаемого языка.

 Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей личности.

 Образовательный компонент предусматривает расширение эрудиции обучаемых, их лингвистического и общего кругозора.

Практический компонент отработка навыков практического использования грамматики в речи.

Достижение целей этой программы реализуется посредством реализации личностно-ориентированного, компетентностного, коммуникативно-когнитивного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку.

Программой предусмотрена возможность индивидуализации объема грамматических заданий, повышения мотивации обучения путем привлечения различных видов работы, коммуникативных заданий, рациональной организации самостоятельной работы с использованием инновационных технологий обучения. 

Отличительная особенность данной программы состоит не только в усиленном грамматическом тренинге, но и подборе коммуникативных заданий на соответствующие правила. Грамматические правила являются только вспомогательными опорами для понимания, важнее применение правил в речи. Этой цели служат упражнения, имеющие форму естественных диалогов в типичных ситуациях общения. Большинство упражнений, написанных современным разговорным немецким языком, составлены с использованием ситуативного контекста. Кроме того, с целью повышения мотивации обучения в программу включены короткие познавательные или забавные истории, языковой материал которых служит наглядной иллюстрацией сущности того или иного грамматического явления.

Эта программа является дополнением к курсу немецкого языка и рассчитана на учащихся 7 классов, имеющих потребность в углубленном изучении разделов грамматики немецкого языка, без знания которых невозможно формирование навыков и умений разговорной речи.

Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации 1 год.

Для проведения учебных занятий используются различные формы и методы работы.

Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, практические работы, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия, дидактические игры, самостоятельные работы, проекты.

Основные методы:

  1. Преподавания: Объяснительный, информационно-коммуникативный, информационно-сообщающий, иллюстративный, поисковый.
  2. Учения: репродуктивный, исполнительский, проблемно-поисковый, рефлексия.
  3. Воспитания: убеждение, упражнения, личный пример.

Ожидаемые результаты 

     В результате окончания курса учащиеся должны

знать:

- грамматическую терминологию;

- принципы организации грамматического строя современного немецкого языка как системы, элементы которой определенным образом связаны друг с другом;

- морфологические формы частей речи немецкого языка;

- особенности синтаксической сочетаемости слов в составе фразы и предложения;

- особенности синтаксической организации предложения;

- порядок слов в предложении, виды и функции инверсии;

- типы сложных предложений, средства связи, виды придаточных предложений в составе сложноподчиненного;

- особенности использования грамматических единиц в зависимости от типа ситуации речи (устная/письменная, формальная/неформальная);

уметь:

- идентифицировать и комментировать использование изученных грамматических явлений в связном письменном тексте и устной речи;

- правильно использовать изученные грамматические структуры адекватно ситуациям речевого общения в соответствии с заданным функционально стилистическим регистром;

- определять и передавать соответствующими языковыми средствами коммуникативный центр предложения-высказывания;

- строить связные тексты с соблюдением правил текстопостроения;

- переводить с русского языка на немецкий язык и с немецкого языка на русский с соблюдением грамматических норм обоих языков;

- обнаруживать ошибки в своих и чужих (устных и письменных) речевых произведениях и исправлять замеченные ошибки; 

- пользоваться лингвистическими справочными материалами и современными техническими средствами.

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, в результате проведения проверочных работ, тестирования по грамматике и лексике, а также ведении диалога с учащимся, включение в полилог, участие в мероприятиях по иностранному языку.


Тематический план программы дополнительного образования

«Коммуникативная грамматика»

Раздел/тема

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

I.

Глагол

1. Предпрошедшее время, будущее время; употребление времён; систематизация временных форм глаголов;

2. Пассив: настоящее, прошедшее, будущее время;

3. Инфинитив с [zu] и без [zu]; инфинитивные конструкции (an)statt ... zu, ohne ... zu

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Лексико-грамматический тест

Лексико-грамматические кроссворды

Проект: «Зачем мы путешествуем?»

II.

Имя существительное

  1. Типы склонений существительных;

  1. Систематизация множественного числа существительных; существительные, образованные от глаголов

1

1

2

1

3

2

Лексико-грамматический тест

Викторина: «Предметы вокруг нас».

III.

Местоимения

  1. Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределённо-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение es

1

3

4

Лексико-грамматический тест.

IV.

Прилагательные

1. Склонение имён прилагательных после определённого, неопределённого артикля и без артикля

1

3

4

Письмо другу (свободная тема с максимальным употр. прилагат.)

V.

Числительные

1. Дробные числа

1

1

2

Грамматический тест

VI.

Предлоги

1. Употребление предлогов, требующих Akkusativ (bis, durch, für, gegen, ohne, um, entlang ), Dativ (seit, außer, gegenüber, dank), Genitiv (während)

1

2

3

Проект «Незабываемые впечатления о Германии».

VII.

Союзы

1. entweder ... oder, sowohl ... als auch, weder ... noch, nicht nur ... sondern auch, deshalb, deswegen, darum

1

1

2

Грамматический тест

VIII.

Сложноподчинённые предложения

1. Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)

2

3

5

Озвучивание видеосюжетов; перевод текста; заключительный лексико-грамматический тест

Всего:

12

22

34


Содержание программы

  1. Морфология. Части речи.
  1. Глагол

Общие сведения.

Классификация глаголов по их роли в предикате: самостоятельные, вспомогательные, модальные

Основные формы немецкого глагола

Отделяемые и неотделяемые приставки

Морфологическая классификация глаголов: стандартные (слабые), нестандартные (сильные и неправильные), глаголы с вариантным спряжением.

Грамматические категории личной формы глагола. Категория лица и числа; категория времени; система временных форм; образование, значение и употребление форм предпрошедшего и будущего времени.

Категория залога. Пассив действия, его значение, образование и употребление (двухчленная и трёхчленная конструкция). Одночленный пассив действия, пассив состояния, его значение, образование и употребление.

Употребление инфинитива с [zu] и без [zu], употребление инфинитивных конструкций.

  1. Существительное

Общие сведения.

Семантико-структурные классы существительных: абстрактные, конкретные, нарицательные, собирательные, вещественные, имена собственные.

Грамматические категории

Категория (классификационная) грамматического рода; род производных и сложных существительных.

Категория (формоизменительная) числа; её структура (единственное и множественное число. 5 (суффиксальных) типов образования множественного числа: -e, -er, -n/en, нулевой (без суффикса), -s; вариативность форм множественного числа некоторых существительных.

Категория (формоизменительная и синтаксическая) падежа. Система падежей немецкого существительного. Склонение существительных, его связь с категориями грамматического рода и числа; парадигмы склонения в единственном и множественном числе.

  1. Местоимение

Классификация местоимений, их синтаксические функции.

Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределённо-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение [es]

Типы склонения местоимений.

  1. Прилагательное

Общие сведения.

Синтаксические функции прилагательных: определение, обстоятельство, предикатив.

Типы склонения прилагательных: при определённом артикле и его заместителях, при неопределённом артикле, при нулевом артикле, при притяжательном местоимении.

  1. Числительное

Дробные (простые и десятичные) числительные. Образование числительных, синтаксические функции числительных.

  1. Предлог

Сущность и функции предлогов. Наиболее употребительные предлоги. Управление предлогов (только винительным, только дательным, только родительным) падежами. Слияние предлога с артиклем. Устойчивые предложные сочетания.

  1. Союз

Сущность и функции союзов. Виды союзов: сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных союзов; их употребление в простом и сложносочинённом предложениях.

  1. Синтаксис.

  1. Простое предложение

Базовые схемы порядка слов и их употребление в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях.

  1. Сложноподчинённое предложение.

Порядок слов в придаточном предложении с союзом или релятивом. Порядок слов в главном предложении, расположенном после придаточного.

Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)

Для реализации программы «Коммуникативная грамматика» необходимо:

Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитофон или CD/DVD проигрыатель.

Подборка информационной и справочной литературы, учебно-тренировочные материалы по грамматике, CD - диски, аудиокассеты, материалы по грамматике из журналов «Vitamin.de» (интернет версия) и «Letter», Аудиокурс „Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik“, доступ в Интернет.


Методическое обеспечение программы

Название раздела

Формы
организации занятий

Методы и приёмы

Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Формы
подведения итогов

1

Глагол

1. Предпрошедшее время, будущее время; употребление времён; систематизация временных форм глаголов;

2. Пассив: настоящее, прошедшее, будущее время;

3. Инфинитив с [zu] и без [zu]; инфинитивные конструкции (an)statt ... zu, ohne ... zu

Урок-лекция,

работа в малых группах, система «консультант», индивидуальная самостоятельная работа.

Грамматические игры, работа на грамматическом тренажёре, выполнение КЗ, метод проекта.

Грамматические схемы и таблицы, Sprachkarten  журнала «Vitamin.de», аудиоматериалы, доступ в интернет, мультимедийный проектор, компьютер.  

Тестовые задания, проект «Зачем мы путешествуем?»

2

Имя существительное

  1. Типы склонений существительных;
  2. Систематизация множественного числа существительных; существительные, образованные от глаголов

Учебное занятие,

творческие задания,  индивидуальная самостоятельная работа.

Грамматические игры, проблемно-поисковый метод, выполнение КЗ, воспроизведение, составление
по аналогии.

Конспект занятий, СД диск, СД проигрыватель, тесты из брошюры А. Бартош «Alles Klar!».  

Тестовые задания, викторина «Предметы вокруг нас».

3

Местоимения

Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределённо-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение es

Учебное занятие, работа в малых группах, индивидуальная самостоятельная работа.

Репродуктивный, исполнительский,

творческое
использование полученных
знаний, перенос знаний из
знакомой в незнакомую
ситуацию.

Электронный иллюстративный материал, Sprachkarten журнала «Letter».

Лексико-грамматический тест.

4

Прилагательные

1. Склонение имён прилагательных после определённого, неопределённого артикля и без артикля

Ролевая игра, творческие задания, индивидуальная работа.

Работа на грамматическом тренажёре, грамматические игры.

Конспект занятий, Sprachkarten  журнала «Vitamin.de».

Письмо другу (свободная тема с максимальным употр. прилагат.)

5

Числительные

1. Дробные числа

Учебное занятие, работа в малых группах.

Репродуктивный, воспроизведение, составление
по аналогии.

СД диск, СД проигрыватель или мультимедийный проектор.

Грамматический тест

6

Предлоги

1. Употребление предлогов, требующих Akkusativ (bis, durch, für, gegen, ohne, um, entlang ), Dativ (seit, außer, gegenüber, dank), Genitiv (während)

Учебное занятие, индивидуальная самостоятельная работа, творческие задания.

Работа с иллюстрациями, Грамматические игры, выполнение К.З., метод проекта.

Конспект занятий, Sprachkarten журнала «Letter», К.З. из брошюры J. Busse  «TRAINING DEUTSCH».

Проект «Незабываемые впечатления о Германии».

7

Союзы

1. entweder ... oder, sowohl ... als auch, weder ... noch, nicht nur ... sondern auch, deshalb, deswegen, darum

Учебное занятие, работа в малых группах.

Проблемно-поисковый метод, перенос знаний из
знакомой в незнакомую
ситуацию.

Грамматические схемы и таблицы, Sprachkarten  журнала «Vitamin.de».

Грамматический тест

8

Сложноподчинён-ные предложения

1. Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)

Мини лекция, ролевая игра,  индивидуальная самостоятельная работа, творческие задания.

Проблемно-поисковый метод, творческое использование полученных знаний, выполнение КЗ.

Грамматические схемы и таблицы, тесты из брошюры М. Воробьёвой «Тренировочные тесты по немецкому языку», Sprachkarten журнала «Letter», мультимедийный проектор.

Озвучивание видеосюжетов, перевод текста, заключительный лексико-грамматический тест.


Список литературы для учителя

  1. Баева Г.А. Морфология современного немецкого языка в комментариях и упражнениях: Учебное пособие; С.-Пб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
  2. Биркенгоф Г.М., Молчанова И.Д. Bist du in der deutschen Grammatik beschlagen? M., 1974.
  3. Dreyer, H. Lehr- und Übungsgrammatik der deutschen Grammatik / H. Dreyer, J. Schmitt. – München: Max Hueber Verlag, 2000.
  4. Duden. Das Standardwerk zur deutschen Sprache: in 12 Bänden / hrsg. von der Dudenredaktion. – 6., neu bearb. Aufl. – Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag, 1998. – Bd. 4: Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache / hrsg. v. Dudenred. – 1998.
  5. Jung W. Grammatik der deutschen Sprache. - Leipzig, 1980.
  6. Мейль К., Арндт Т.М. Немецкие глаголы: Справочн. рук-во. - СПб: Лань, 1997.
  7. Паремская, Д.А. Немецкий язык. Практическая грамматика / Д.А. Паремская, О.В. Борчук. – Минск: Выш. школа, 1992.
  8. Сущинский И.И. Местоимения в современном немецком языке. – М., 1998.
  9. Сущинский И.И. Предлоги в современном немецком языке. – М., 1998.
  10. Шульц Х., Зундермайер В. Немецкая грамматика с упражнениями. – М.: Лист,1998.

Интернет-ресурсы 

www.daf-unterricht.ru

www.deutschalsfremdsprache.com

www.fremdsprachenunterricht.de

www.studygerman.ru

www.1september.ru

Список литературы для учащихся

  1.  А.К. Бартош, Alles klar!, тесты 7 класс, Дрофа, Москва, 2006
  2. Jochim Busse, TRAINING DEUTSCH, Max Hueber, München, 1989
  3. М.Н. Воробьёва, Тренировочные тесты по немецкому языку, ТОИПКРО, Тамбов, 2007
  4. Т.А. Ершова, От формы к содержанию ТЕСТЫ, Высшая школа, Москва, 2009
  5. О.Ю. Зверлова, Немецкий язык 30 тестов по грамматике, Изд. МАРТ, Москва 2000
  6. Grundwortschatz Deutsch, ÜBUNGEN UND TESTS, Ernst Klett, Stuttgart, 1979
  7. EINSTUFUNGSTESTS FÜR ANFÄNGER – UND FORTGESCHRITTENENKURSE, DaF, Verlag für Deutsch, 1999
  8. О.А. Радченко, ТЕСТЫ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, Дрофа, Москва, 2002
  9. TEST DEUTSCH ALS FREMDSPRACHE, TestDaF-Institut, HAGEN, 2005
  10. М.А. Черкасс, TEXTE UND TESTS, Аверсэв, Минск, 2001

Интернет-ресурсы 

www.testdaf.de

www.goethe.de

www.w4.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»

I.  Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в  образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...

Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»

Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная грамматика»

        Данный  курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные ...

Программа дополнительного образования "Пилигрим: английская грамматика"

Цель программы – развитие способности эффективно употреблять грамматические явления в разнообразно социально детерминированных ситуациях....

Программа дополнительного образования "Этическая грамматика"

Программа «Этическая грамматика» предполагает глубинное проникновение во внутренний мир старших подростков и призвана помочь им в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с...

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Занимательная грамматика"

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся "Занимательная грамматика"...