Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53 на 2013-2018 год
рабочая программа на тему

В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии.  Музей был основан 25 мая 1983 года.  Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздушной армии, бывший директор школы Демин Александр Петрович и учитель истории, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Райкин Григорий Львович.В основу создания музея были положены материалы о боевых заслугах соединений 1 ой воздушной армии, предоставленные бывшим командиром 1 ой воздушной армии Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем. Большую помощь в создании музея оказали летчики и штурманы 1-й Воздушной армии. Музей – это гордость нашей гимназии. Он стал частью жизни учеников, родителей и учителей, и представить нашу гимназию без музея  уже невозможно.

     Но чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению.

Для решения этой задачи и  была разработана "Программа развития музея". Она  тесно связана с программой развития гимназии «Интеграция  и индивидуализация»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_programma_dokument_microsoft_office_word.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53

Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53

на 2013-2018 год

                                                                  Автор: Горбачева Е.М.,

                                                                                         учитель истории,

                                                                                     руководитель музея

Нижний Новгород

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Вопрос о патриотическом воспитании молодёжи- это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь. Важно понять, что есть патриотизм в России сейчас. Прежде всего, патриотизм ― это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас ― с Россией.

     Патриотизм выступает делом совести каждого, его внутренним зовом. Патриотизм – это важнейший ресурс социальной энергии, направленный на возрождение страны. Без  формирования и развития патриотических чувств говорить о воспитании гармоничной личности нельзя И именно  музейная педагогика имеет огромный потенциал для формирования и развития у подрастающего поколения исторического сознания, патриотических ценностей и ощущения себя в потоке времени. Именно музейная среда обладает значительными возможностями нравственно – эмоционального воздействия на формирующуюся личность школьника.

  В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии.  Музей был основан 25 мая 1983 года.  Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздушной армии, бывший директор школы Демин Александр Петрович и учитель истории, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Райкин Григорий Львович.В основу создания музея были положены материалы о боевых заслугах соединений 1 ой воздушной армии, предоставленные бывшим командиром 1 ой воздушной армии Героем Советского Союза легендарным летчиком Громовым Михаилом Михайловичем. Большую помощь в создании музея оказали летчики и штурманы 1-й Воздушной армии, которые проживали  в Н.Новгороде-это председатель Совета ветеранов авиации Н.Новгорода Поделякин Иван Григорьевич, Короткевич В.В., Воронин Георгий Павлович, Минеев Лущюк В.А.,   бывший командир авиационного полка. Участие учеников гимназии в сборе и обработке материалов, создание экспозиций музея, проведение экскурсий и просветительских мероприятий по тематикам музея – все это является той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследований значимость истории Отечества. Много внимания  в работе нашего музея Боевой славы уделяется встречам с ветеранами. В процессе совместной поисковой деятельности ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества и коллективного труда. Музей – это гордость нашей гимназии. И, главное, он стал частью жизни учеников, родителей и учителей, и представить нашу гимназию без музея  уже невозможно.

     Но чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению. Ведь «самая главная «засада», самая главная опасность этой работы – если она будет формальной. Она тогда убьёт нашу конечную цель на корню, с первых шагов. Ведь люди настолько устали от прямой и тупой пропаганды, что они перестали ей доверять. А в этом деле очень важны честность, открытость и, в конечном счёте, эффективность. »В.В. Путин.

Программа развития музея тесно связана с программой развития гимназии «Интеграция  и индивидуализация» Эта программа развития предназначена для педагогов, сотрудников, родителей и обучающихся гимназии №53.

«Мы уверены, что человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если он однажды не познает успех в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. В случае неудачи на каком-либо этапе обучения, вероятность того, что он преуспеет в жизни, резко падает.

Поэтому мы считаем, что успешное развитие гимназии – это процесс, в ходе которого будет решаться острейшая проблема всех школ - проблема неудачников. Другими словами, реализация данной программы должна содействовать поиску путей к достижению успеха как можно большего числа учащихся.

Мы полагаем, что успешная личность – это, прежде всего, полноценная личность, это человек, нашедший свой путь к любви и самоуважению. Последнее во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умения решать жизненные проблемы.

Мы считаем, что гимназия должна открыть каждому учащемуся путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью. Поэтому большинство проектов, реализуемых в рамках программы развития, направлены, прежде всего, на приобретение социального опыта и воспитание социальной ответственности, которые позволят каждому ребенку не только получить хорошее образование, но и самое главное, поверить в себя.» Этими словами из программы мы и руководствовались, разрабатывая направления дальнейшего развития музея.

 

В основу  программы развития   музея гимназии на 2013-2018 годы были заложены следующие принципы:

принцип индивидуализации (успех всегда индивидуален)

принцип интеграции (добиваться успеха лучше совместными усилиями).

-Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
-Принцип партнерства всех школьных структур в организации работы музея.
-Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея

  Цель деятельности Музея: развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой, исследовательской, экскурсионной работе Музея.

Задачи:

1. Познавательные:

1.1. Формировать интерес к основам музееведения, истории страны и  Нижнего Новгорода.

1.2. Привлекать учащихся к поисковой, научной, исследовательской деятельности.

1.3. Передавать определенную информацию, конкретные знания по истории, культуре родного края;

1.4.Организовать учет и обеспечение сохранности музейных материалов;

1.5. Организовать экскурсионную деятельность.

2. Воспитательные:

2.1. Формировать духовно-нравственные основы личности.

2.2. Осуществлять эстетическое, этическое, правовое воспитание музейными средствами.

2.3. Воспитывать  уважение и бережное отношение к памятникам истории и культуры у подрастающего поколения;  развитие детского самоуправления

3. Развивающие:

3.1. Обеспечить возможность самореализации и саморазвития личности ученика через работу в Музее.

3.2. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.

Основные направления деятельности Музея

Направления решения задач

  1. Военно-патриотическое воспитание «На страже Родины»
  2. Краеведческая работа «Край любимый, край родной»
  3. Изучение истории школы «Родная 53-я»
  4. Проведение выставок различной направленности, показ семейных коллекций и т.п. «Мир музея»-
  5. Учебно - методическая работа, обучение юных экскурсоводов «Музейных дел мастер
  6. Информационное сопровождение деятельности музея «На медиа-волне»

Ожидаемые результаты

  • создание эффективной и результативной системы методической работы в музее;
  • увеличение числа временных выставок и экспозиций;
  • увеличение числа проведенных экскурсий для учащихся и учителей гимназии, а также приглашенных гостей;
  • оформление страницы  музея на сайте гимназии, создание сайта музея.

Мероприятия в рамках реализации проекта

Направления

Виды деятельности

«На страже Родины»

Проведение музейных уроков, посвященных дням Боевой Славы России, экскурсий к Дню Победы «Моя семья в годы войны»,проведение экскурсий по постоянным экспозициям музея.

 «Край любимый, край родной»

Работа в рамках проекта «Малые города России», участие в проекте «Рождественская сторона», разработка экскурсий по  Нижнему Новгороду, проведение этнографических экскурсий

«Родная 53-я»

Проведение экскурсий о Г.В.Ратинском, посвященных юбилею гимназии. Исследование истории гимназии, создание банка данных о выпускниках и учителях гимназии. Создание экскурсий, посвященных истории школы.

«Мир музея»

Подготовка и проведение временной выставки «История Новогодней игрушки» и др., Проведение фестиваля временных выставок «Мир моих увлечений»

«Музейных дел мастер»

Учебно-методическая работа, обучение юных экскурсоводов на базе гимназии, создание видеотеки экскурсий

«На медиа-волне»

Разработка оформления сайта музея и материалов для сайта, статьи в газете «Диалог»

 Виды деятельности на базе Музея:

  1.Экспозиционно  -  фондовая работа

  • заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании
  • переучет основного и вспомогательного фонда, сверка фонда с документацией
  • подготовка новых экспозиций
  • подготовка выставок
  • подбор материалов для уроков мужества, классных часов формирование выставок
  • правильное ведение специальной документации
  • комплектование и описание новых поступлений

   2.   Экскурсионная  работа

  • организация экскурсий по музею
  • Сбор материалов для новых экскурсий
  • Проведение бесед, лекций, мини – экскурсий
  • Участие в городском конкурсе экскурсоводов
  • Проведение уроков мужества, праздников, викторин к памятным датам

  3.  Поисковая работа

поиск необходимых материалов для экскурсий, бесед

  • обработка найденных материалов, экспонатов
  • переписка с музеями страны с целью поиска нужной информации
  • подготовка отчетов в виде дневников, газет, докладов, исследовательских работ
  • работа в архивах
  • встреча с очевидцами

4.Информационно – пропагандистская работа

  • участие в выпусках  газеты «Диалог»,передачах гимназического радио
  • работа сайта музея
  • выступает на страницах печати
  • представляет материалы о музее
  • участие в городских конкурсах

5.Научно – исследовательская работа

  • готовит исследовательские работы на конкурсы
  • готовит сообщения, рефераты, доклады для работы музея
  • ведет работу в областном архиве
  • осуществляет исследовательскую деятельность в фондах библиотек
  • составление картотеки
  • составление каталога презентаций, исследовательских работ

6.Организационно – массовая работа

  • проводит уроки мужества
  • выставки
  • лекции к памятным датам
  • участие в городских конкурсах школьных музеев
  • участие в общешкольных делах

7. Краеведческая работа

  • подготовка материалов к городским краеведческим конкурсам, олимпиадам
  • работа в архивах
  • подготовка и проведение экскурсий по городу

             Механизм реализации программы развития  музея

Музей организует свою работу на основе самоуправления.  Музейный актив формируется из учащихся с 5-11 класс  по принципу добровольности и интереса. Работой музея руководит Совет музея. Совет музея выполняет следующие функции:

  • разрабатывает, утверждает и определяет сроки реализации основных мероприятий по выполнению программы;
  • анализирует и координирует реализацию основных мероприятий программы;
  • рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;
  • организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.

             

СХЕМА СВЯЗЕЙ МУЗЕЯ

Техническое обеспечение реализации  программы:

  • Музейные предметы
  • Библиотечный фонд
  • Презентации
  • Методическая база
  • Аудиокассеты
  • Видеофильмы
  •  Мультимедийные  программы.

Использование возможностей музея в деятельности гимназии:

  • разработка классных тематических часов, лекций, выставок
  • использование библиотечных фондов
  • кружковая работа
  • организация встреч с ветеранами
  • подготовка презентаций по краеведческой тематике
  • подготовка исследовательских и творческих работ
  • обеспечение тесной связи с музеями города
  • обеспечение тесной связи с библиотеками
  • обеспечение тесной связи со школьными  музеями города и район.

    Межпредметные связи:

  • получение знаний по истории, обществознанию, праву
  • получение дополнительных знаний по ОБЖ, литературе, географии
  • получение практических навыков комплектования коллекций, учета материалов, экспонатов
  • получение навыков библиотечного дела
  • овладение первичными навыками научного исследования
  • овладение умениями и навыками экскурсоводческой деятельности.

 Обеспечение техники безопасности:

Инструктаж во время занятий музейного кружка

Инструктаж во время поисковой деятельности

Инструктаж во время работы с экспонатами

Инструктаж во время экскурсионных поездок

Инструктаж во время походов.

 Ожидаемые результаты.

Программа развития музея Боевой Славы предполагает освоение подростками и молодежью жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, которые в дальнейшем помогут не только ответственно строить свое будущее, но и мотивировать сверстников на общественно-значимую деятельность.

К качественным показателям по итогам реализации программы развития можно отнести:

  • освоение подростками и молодежью качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности
  • формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своего народа;
  • укрепление взаимодействия между государственными и общественными структурами, в целях создания системы нравственно- патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения

 Критерии оценки результатов реализации программы.

       Результаты    будут    отслеживаться    Советом музея.

Диагностика    реализации    программы    осуществляется    с    помощью разнообразных методов:

  • собеседования с учащимися;
  •  наблюдения;
  •  анкетирования;
  • метода самооценки;
  • ведение «Книги отзывов»;
  • систематические публикации материалов творческие отчеты;
  • фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

                                   Сроки реализации программы

Реализация программы развития  музея Боевой Славы ОМСБОН  рассчитана на 2013-2018 г.г.

Этапы реализации программы

 

Этапы реализации программы

Сроки реализации программы

Цель работы на данном этапе

Ответственные

Iэтап

Организационно-подготовительный

2013-2014 год

Цель:

1.Выявить позитивный опыт школьного музея, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности

2.Определить приоритетные направления развития музея как центра патриотического воспитания школы.

3.Выявить возможности общественно-экономической среды социума.

4. Разработать программу развития музея.

Руководитель музея

Зам.директора по ВР

Совет музея

IIэтап

Организационно-внедренческий

2014-2015 год

Цель:

1.Разработать программы совместной деятельности музея с субъектами городской среды

2. Создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации планов и программ.

Руководитель музея

Зам.директора по ВР

Совет музея

IIIэтап

Практический этап

2015-2016

2016-2017

уч.год

Цель:

1.Реализация программ совместной деятельности.

2.Внесение коррективов в концептуальные положения

Руководитель музея

Зам.директора по ВР

Совет музея

IVэтап

Обобщающий этап

2017-2018

уч. год

Цель:

1.Обобщить позитивный опыт реализации концепции развития  музея

2. Выявить уровень развития совместной деятельности

Руководитель музея

Зам.директора по ВР

Совет музея

Мероприятия на 2013-2014 уч.год.

Мероприятие

Ответственный исполнитель

Сроки реализации

Показатели

Проведение организационного собрания творческой группы учеников и педагогов – актива музея.

Е.М. Горбачева.

2 -я неделя сентября

Создание Актива музея, творческих групп, распределение обязанностей, обсуждение  плана

Проведение музейных уроков, посвященных 70-летию Курской битвы

Е.М. Горбачева, О.А. Хлынова

А.А. Батарин

сентябрь

Статья в газете, информация на странице музея

Проведение экскурсий, посвященных юбилею гимназии о Г.В.Ратинском

Е.М. Горбачева

М.Л.Гусевская

сентябрь-октябрь

Экскурсии на русском и французском языках, реферат и брошюра о Г.В.Ратинском, видеоэкскурсия

Разработка оформления сайта музея и материалов для сайта

Е.М. Горбачева

А.В.Наумов

в течение года

сайт

Подготовка и проведение временной выставки «История Новогодней игрушки»

Е.М. Горбачева

Актив музея

декабрь

Новогодние экскурсии, мастер-классы на базе музея

Проведение музейных уроков, посвященных 70-летию снятия Ленинградской блокады

Е.М. Горбачева, О.А. Хлынова

А.А. Батарин

январь

Уроки, информация на странице музея

Проведение фестиваля временных выставок «Мир моих увлечений»

Е.М. Горбачева

Актив музея

февраль-март

Выставки, статья в газете

Проведение экскурсий к Дню Победы «Моя семья в годы войны»

Е.М. Горбачева

Актив музея

апрель-май

Выставки, статья в газете

Проведение экскурсии о П. А. Вышкинде фотолетописце Волги ХХ века

Е.М. Горбачева

Актив музея

апрель-май

Выставки, статья в газете

 Программа «Хранитель древностей» на 2014-2015 уч.год

          Количество часов и формы занятий: программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

  На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с  основами музееведения, проблемами комплектования музейных коллекций, историей музейного дела. На практических занятиях учащихся получают навыки проведения и организации экскурсий по музею, организации конкурсов, викторин, игровых программ; организуют встречи с ветеранами и выпускниками школы.

     Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • Музейную терминологию
  • Основные музейные профессии

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять текст экскурсий, сценарии игровых программ.
  • Работать с экспозицией
  • Проводить экскурсии методически грамотно, содержательно
  • Владеть музейной терминологией
  • Оформлять музейную документацию.

     Формы контроля:

1. Тесты, викторины.

2. Проведение экскурсии

3. Оформление картотеки, книги поступлений, экспозиций, творческих материалов, книги отзывов и предложений.

     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ(3 часа)

     Определение понятий «музей», «Школьный музей». Музеи разных типов и профилей. История становления музейного дела.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ (44 часа)

Тема 1. Музейная терминология как азбука музейного дела.

     Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат. Раздел экспозиции, текст, этикетаж. Экспозиционное оборудование.

     Практическая работа

  • Составление словаря музейных терминов
  • Знакомство с экспозицией Музея Боевой Славы

Тема 2. Музейные фонды и их накопление

     Основные правила и принципы сбора памятников. Состав музейного фонда. Основной фонд. Научно-вспомогательный. Создание видеотеки.

     Практическая работа

  • Знакомство с фондами Музея
  • Оформление картотеки музейных экспонатов

Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов.

     Первичная работа музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Оформление документации. Хранение музейных фондов.

     Практическая работа

  • Работа над имиджем «экскурсовод»

РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ БОЕВОЙ СЛАВЫ (55  часов)

Тема 1. Научно-просветительская работа

     Экскурсия: методика организации и проведения. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы. Знакомство с музейными профессиями.

     Практическая работа

  • Написание сценария одной из игровых программ
  • Работа над текстом экскурсии.

Тема 2. Поисковая работа

     Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учет. Сбор материала о выпускниках школы, учителях – участниках ВОВ.     Практическая работа

  • Работа с архивными документами
  • Репетиция экскурсии
  • Оформление экспозиций.

Тема 3. Оформление тематических выставок

     Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к  разделам.

     Практическая работа

  • Оформление выставок в течение года.

     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ тем

Наименование темы

Общее кол-во

часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Введение.

Вводное занятие. Музеи разных типов и профилей

3

1

2

1

1

2

История становления музейного дела

1

1

3

Первичная экскурсия в школьный Музей.

1

1

Раздел 1. Основы музееведения.

 Тема 1. Музейные термины

44

22

4

Основные понятия: экспозиция, музейный предмет, экспонат.

2

2

5

Раздел экспозиции, текст, этикетаж

2

2

6

Знакомство с экспозициями

2

2

7

Работа в музее, подготовка к выставке

2

2

8

Составление словаря музейных терминов

1

1

9

Предмет музейного значения

1

1

10

Тексты в экспозиции

2

1

1

11

Посещения музея и подготовка к выставке

10

10

Тема 2. Музейные фонды и их накопление

11

12

Научно-вспомогательные материалы

3

3

13

Экспозиционные материалы

2

2

14

Основные правила и принципы сбора памятников

1

1

15

Основной фонд

1

1

16

Оформление картотеки музейных

экспонатов

2

1

1

17

Знакомство с фондами школы

1

1

18

Посещение музея

2

2

Тема 3. Основные формы учета и хранения музейных фондов

11

19

Первичная обработка музейных предметов

1

1

20

Научная регистрация музейных предметов, их хранение

2

1

1

21

Экскурсия в музей

2

2

22

Оформление документации

4

1

3

23

Посещение выставки

1

1

Раздел 2. Формы работы

 Тема 1. Научно-просветительская работа

55

32

24

Научно-просветительская работа в музее

2

2

25

Методика организации и проведения экскурсий, бесед, лекций

2

2

26

Викторины, игровые программы

1

1

27

Знакомство с музейными профессиями

1

1

28

Встреча с работниками музея

1

1

29

Работа над текстом экскурсии, имиджем экскурсовода

4

4

30

Встреча с представителем музейного дела

1

1

31

Работа по составлению таблицы «Моя родословная», генеалогического древа

4

4

32

Организация передвижных выставок, лекций в школе

17

17

Тема 2. Поисковая работа

22

33

Поисковая работа. Актуальность работы

1

1

34

Создание картотеки

15

5

10

35

Сбор материала

5

5

36

Оформление документации, инвентарная книга, анкеты

1

1

Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002