Программа развития музея школы
рабочая программа по теме
Материал для руковолителей школьных музеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_muzeya_sosh_2.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
округа Муром
Программа развития музея
«История развития
народного образования
в микрорайоне Вербовский»
на 2013-2017учебные годы.
Разработала:
руководитель музея-
учитель истории
и обществознания
Склярова М.А.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Нормативно-правовые документы.
- Цель и задачи программы.
- Обоснование значимости программы.
- Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
- Педагогические технологии.
- Принципы работы школьного музея.
- Основные виды деятельности школьного музея.
- Руководство работой школьного музея.
- План работы музея на 2013-2017 учебные годы.
- Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.
- Приложение 1.
Взаимодействие школьного музея «История развития народного образования в микрорайоне Вербовский» и социума.
13.Приложение 2.
Модель краеведения в средней школе №2.
Пояснительная записка.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения своей «малой Родины» в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Нормативно-правовые документы
- ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,
- Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
- Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол № 47, раздел I;
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;
- Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
Цель программы:
Воспитание внимания у педагогов и школьников к историческому прошлому и современным достижениям в области образования микрорайона Вербовский через внедрение инновационных технологий в музейную практику.
Основные задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития средней школы №2.
2. Исследовать школьные традиции прошлого.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.
7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
9. Вовлечение в работу ребят из детской организации «Новое поколение» с целью их сплочения, расширения кругозора.
10. Связь с ветеранами войны и труда.
11. Освоение правил оформления и хранения собранного материала.
12. Внедрение информационно-коммуникативные технологий в программу работы музея.
13. Создать виртуальный школьный музей «XXI века».
Обоснование значимости программы.
Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с Муромским историко-краеведческим музеем, кабинетом истории, с библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Но в последнее время возникает проблема как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современных детей. В связи, с чем становится актуальным использование современных инновационных технологий в данном направлении.
Педагогические технологии
Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация цели и задач Программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании таких педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании, как:
- метод проектов,
- ученическое исследование;
- игровые технологии,
- образовательные путешествия,
- технология коллективных творческих дел (КТД),
- технология проблемного обучения.
- ИКТ
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
- Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
1. Поисковая деятельность.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
3. Экскурсионно – просветительская деятельность.
4. Оформительская деятельность.
5. Методическая работа.
6. Урочная деятельность.
7. Работа кружков «Музейное дело», «Юный экскурсовод»
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с районной газетой;
Методическая деятельность
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.
Урочная деятельность
- проведение на базе музея музейных уроков;
- использование материалов музея при проведении уроков;
- организация работы с документами музея на уроках;
- формирование на базе музея, фонда краеведческой литературы, наглядных и дидактических материалов для проведения уроков по истории Муромского края.
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2013-2017 гг.)
Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 9-11 классов, классные руководители.
Перспективный план работы музея на 2013-2017 учебные годы.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
I Организационная работа | |||
1 | Заседание Совета музея | 1 раз в четверть | Руководитель музея |
2 | Оформление инвентаризационной книги | в течение года | Руководитель музея |
3 | Оформление учетных карточек и актов на новые поступления | в течение года | Руководитель музея |
4 | Составить перспективный план работы музея на 2013-2017 уч.гг. | сентябрь каждого года | Совет школы Руководитель музея |
5 | Изучение опыта работы виртуальных школьных музеев Владимирской обл | 2013 | Совет школы Руководитель музея |
6 | Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея | 2013 | Совет школы Руководитель музея |
7 | Разработка проекта «Виртуальный музей XXI века» | 2013 | Совет школы Руководитель музея Преподаватель информатики |
8 | Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности | 2013-2017 | Совет школы Руководитель музея Преподаватель информатики |
9 | Создание школьного виртуального музея и включение его в единую локальную систему школы, перенос накопленной информации и материалов в Interhet на Web-caйте школы | 2013-2017 | Совет школы Руководитель музея Преподаватель информатики Проектная группа школьников |
II Научно-исследовательская и поисково-собирательная деятельность | 7.Создание электронной картотеки музея. | ||
1 | Разработать поисковые задания для учащихся 5-11 классов | ежегодно | Совет музея |
2 | Продолжить сбор материала а) об истории школ Вербовского поселка; б) документов, подтверждающих значительные события в жизни школы, учителей, учащихся; в) сбор воспоминаний, личных документов, публикаций о школе, ее учениках и учителях; г) выпускники разных лет, оставившие свой след в жизни школы, поселка, города, страны; д) сбор экспонатов, старой атрибутики школьной жизни и уходящих реквизитов; е) презентации, видеоинтервью, фоторепортажи о выдающихся выпускниках и учителях школы: ж) видео и фотолетопись значительных событий школы | ежегодно | Поисковые отряды |
3 | Организация поиска выпускников школы (учителей, участников «горячих точек» и ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников, оставивших свой след в истории края и страны) через военно-учетный стол города, СМИ, Интернет. | постоянно | Поисковые отряды |
4 | Продолжить сбор информации о директорах школы для оформления материала в разделе «История школы» | 2013-2017 | Руководитель музея Поисковые отряды |
5 | К 70-летию Победы над фашистской Германией продолжить сбор материала об учителях-участниках Великой Отечественной войны (воспоминания личные и родственников, письма, фотографии, газетные публикации) | 2015 | Поисковые отряды |
6 | Продолжить работу над составлением списка ветеранов и участников Великой Отечественной войны микрорайона Вербовский | 2013-2017 | Поисковые отряды |
7. | Продолжить сбор материала по теме «Профессия -защищать Родину» ( о выпускниках школы, погибших в Афганистане и Чечне., Балаев Алексей, Хохлов Виктор и др.) | ежегодно | Поисковые отряды |
8 | Продолжить сбор материала на тему «Детские общественные организации поселка Вербовский» | 2013-2014 | Поисковые отряды |
9 | Продолжить поиск материала на тему «История развития народного образования в микрорайоне Вербовский» - Заслуженные учителя России. - Отличники народного просвещения. - Учителя-призеры: «Учитель года», «Классный руководитель года», «Мисс образования» - выдающиеся выпускники школы | 2013-2017 | Поисковые отряды |
10 | Продолжить сбор материала о спортивных достижениях школы. | ежегодно | Поисковые отряды |
11 | Своевременно собирать фотоматериал о медалистах школы | 2013-2017 | Поисковые отряды |
12 | Вести систематический учет победителей городских и областных школьных олимпиад | 2013-2017 | Поисковые отряды |
13 | Вести обязательный отчет руководителей школьных кружков о проделанной работе с фото и видеоматериалами о достигнутых успехах и победителях. | 2013-2017 | Зам. дир по ВР |
14 | Продолжить сбор фото и видеоматериала о выпускных классах школы №2 | 2013-2017 | Поисковые отряды |
15 | Собирать статистические данные о выпускниках всех школ микрорайона | 2013-2017 | Поисковые отряды |
16 | Систематизировать информацию о современных достижениях школы в образовательно-воспитательном процессе к 35-летию со дня открытия школы №2 (создание мультимедийной базы данных) | 2014 | Поисковые отряды Проектная группа школьников |
17 | Обобщить итоги работы музея к его 15-летию со дня создания | 2014 | Поисковые отряды, рук музея |
18 | Создание электронной картотеки | 2013-2017 | Проектная группа школьников |
III. Использование материалов научно-исследовательской деятельности на уроках | |||
Уроки по учебным предметам, используя материал музея: | постоянно | Учителя-предметники | |
1 | -Урок истории в 11 классе «Образование XXI века на примере работы школы №2» | май | Учитель истории |
2 | - Урок географии в 9 классе «Развитие социальной сферы округа Муром на примере развития образования» | Ноябрь, декабрь, Февраль, Апрель (ежегодно) | Учитель географии |
3 | - Урок обществознания в 6 классе «О них знает вся страна» ( о выдающиеся личностях школы №2) | Сентябрь (ежегодно) | Учитель обществознания |
4 | - Уроки истории в 9 классе «Развитие образования в г. Муроме в годы Великой отечественной войны | Апрель (ежегодно) | Учитель истории. |
5 | - Уроки литературы в 11 классах «Духовный мир воина и исторические судьбы Родины | Апрель (ежегодно) | Учителя истории |
6 | - Нравственное испытание и воспитание человека | Октябрь (ежегодно) | Учителя литературы |
7 | - Уроки английского языка в 8 классе «Спорт», в 7 классе «Школа», Неделя иностранных языков | Апрель (ежегодно) | Учителя иностранного языка |
8 | - Уроки немецкого языка в 5 классах на тему «Наша школа» | Октябрь (ежегодно) | |
9 | - Уроки ручного труда в 5 классах. Конструирование и моделирование одежды. Виды одежды. Форменная одежда. | Октябрь (ежегодно) | Учитель технологии |
10 | - Уроки физкультуры в 9 классах. История Олимпийских игр и их значение | Ноябрь (ежегодно) | Учитель физкультуры |
11 | - Уроки рисования в 3 классах. Музей искусств | 4 четверть (ежегодно) | Учителя начальных классов |
12 | - Мудрость старости 4 класс | ||
13 | Викторина «Знаешь ли ты историю образования Вербовского поселка?» | Май (ежегодно) | Совет музея |
14 | Принять участие в слетах, семинарах, конференциях | по плану управления образования | Совет музея |
15 | Использование возможностей электронного музея на уроках | 2014-2017 | Учителя-предметники Проектная группа школьников |
IV Пропагандиская работа | |||
1 | Проведение школьных праздников а) Единый день краеведения б) встреча выпускников в) встреча с участниками афганских и чеченских событий г) вручение паспортов д) слет отличников учебы е) слет ветеранов ВОв микрорайона | (ежегодно) 6 декабря 2 февраля 20-21 февраля март апрель 7-8 мая | Зам. дир по ВР |
2 | Участие в школьной окружной и областной научно-практической конференции | ежегодно | Педагоги школы |
3 | Поддерживать связь с городским советом ветеранов, с советом ветеранов завода МПЗ, с Муромским историко-краеведческим музеем, с библиотекой школы, с военкоматом и полицией – с выпускниками, работающими в ОВД. | в течение года | Зам. дир по ВР Руководитель музея |
4 | Практиковать написание заметок в местные органы печати о работе поисковых отрядов по изучению истории создания и развития образования микрорайона Вербовский | 2013-2017 | Зам. дир по ВР Руководитель музея Преподаватели литературы |
5 | Организация лекториев для родителей на базе музея | 2013-2017 | Зам. дир по ВР Руководитель музея |
6 | Организация презентации школьного интерактивного музея | 2013 | Зам. дир по ВР, Руководитель музея Проектная группа школьников |
7 | Создание информационных буклетов о музее | 2013-2017 | Проекная группа школьников |
V. Организационно-оформительская деятельность | |||
1 | Создание экспозиции детской организации с пионерской и комсомольской атрибутикой | январь 2013 | Руководитель музея |
2 | Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного материала | 2013-2017 | Проектная группа школьников |
3 | Реставрация экспонатов: - школьная форма для девочек и для мальчиков, старые учебники, брошюры; - фотолетопись школы; - альбомов, брошюров и книг о ветеранах Великой Отечественной войны | По мере необходимости | Проектная группа школьников |
4 | Продолжить оформление альбома об учителях Вербовского микрорайона, получивших звание «Заслуженный учитель» | 2013-2017 | Поисковые отряды |
5 | Оформление стенда:«К 30-летию средней школы №2» | 2014 | Поисковые отряды |
6 | Пополнение фондов музея, оформленными силами учащихся поисковым материалом | ежегодно | Кл. руководители Педагоги школы |
7 | Оформление стенда «Воспитательная работа СОШ №2» | 2016 | Поисковые отряды |
8 | Реставрация стендов. -«Генеалогическое древо просвещения Вербовского». -«Подболотская земская школа» - «Первый педагогический коллектив школы №2». - «Директора школы». - «Учителя Вербовских школ -участники ВОв». -«Серебряные и золотые медалисты школы». -«Патриотическое воспитание». -«Детские организации микрорайона Вербовский». -«Победители и призеры региональных конкурсов учительского мастерства» - «Спортивная гордость школы» | 2014 2014 2014 2015 2015 2016 2016 2017 2017 2013 | Поисковые отряды |
9 | Продолжить оформление альбома «Фотолетопись школы» | 2013-2017 | Поисковые отряды |
9 | Оформление стенда «Спортивная династия Парусовых» | 2013 | Поисковые отряды |
10 | Оформление стенда «Они всегда с нами…»(о выпускниках, погибших в Чечне, Балаев А, Хохлов В) | 2013 | Поисковые отряды |
11 | Создание брошюров-аннотаций к каждому стенду в письменном и электронном варианте. | 2013-2017 | Проектная группа школьников |
VI. Экскурсионно-массовая деятельность. | |||
1 | Проведение экскурсий в школьном музее для ветеранов Великой Отечественной войны, учителей и выпускников школы, оставивших свой след в истории края и страны. | в течение года | Экскурсоводы музея |
2 | Выступление на ШМО учителей-предметников и ШМО классных руководителей о значении музея в обучении и воспитании школьников | ежегодно | Руководители МО, Руководитель музея |
3 | Проведение тематических экскурсий для родителей, учащихся и гостей школы | в течение года | Экскурсоводы музея |
4 | Участие в областной краеведческой конференции «Отечество» с использованием материалов музея | ежегодно | Поисковые отряды |
5 | Оказание помощи педагогам школы с использованием музейного материала | в течение года | Руководитель музея |
6 | Проведение тематических экскурсий для учащихся 5-11кл. по всем разделам музея. - Обзорная экскурсия по истории развития народного образования на поселке Вербовском. - Подболотская земская школа. -Учительская династия Покровских и Сопорских -Учителя школ Вербовского поселка – участники Вов. - Детские общественные организации: комсомол, пионеры, октябрята. - Основоположники спортивного направления 40-х гг. в Подболтской средней школы №14 (Иван Герасимович Чичваркин, Алексей Николаевич Ильин). - Первый учительский коллектив и первый директор школы №2 Соколов Сергей Николаевич. - Выпускники школы – наша гордость: дирижер Большого симфонического оркестра центрального телевидения В. Федосеев, профессор медицинских наук Странадко. - Спортивная гордость школы: Трелин Д, Шелоумова А, Парусов А. - Олимпийские чемпионы: Алексей Прокуроров и Виктор Лосев. | в течение года | Экскурсоводы музея |
7 | Проведение тематических экскурсий для учащихся начального звена в рамках предмета «Наш край: - Обзорное ознакомление с разделами музея. - Из истории школы. - Из истории поселка Вербовский в годы Великой Отечественной войны(история завода МПЗ) - Учителя и выпускники – ветераны ВО в. - Почетные граждане микрорайона Вербовский | в течение года | Экскурсоводы музея |
8 | Участие в окружном конкурсе на лучшую организацию работы музея ДОУ в патриотическом воспитании учащихся | ежегодно | Руководитель музея Агитбригада |
9 | Проведение единой недели краеведения «С любовью к Отечеству» | ежегодно | Руководитель музея Учителя-предметники |
10 | Декада «Служу Отечеству» | ежегодно | Зам. директора по ВР Преподаватели истории, ОБЖ, Классные руководители |
11 | Вахта памяти: линейка у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-вербовчанам | ежегодно | Зам. директора по ВР |
12 | Выпуск газеты «Школа №2: вчера, сегодня и завтра» | ежегодно | Зам. директора по ВР Руководитель музея |
13 | Проведение вечеров памяти: - «Тропинка школьная моя» (об учителях-ветеранах Вов) - «Выпускники школы-защитники Отечества» (о ветеранах фронтовиках и ветеранах тружениках тыла – выпускниках Подболотской средней школы №14) - «Они всегда с нами…»( о выпускниках школы №2, погибших в «горячих точках») | ежегодно | Зам. директора по ВР Руководитель музея Поисковые отряды |
14 | Проведение на базе музея выставки детских сочинений: - Мой самый лучший школьный день. - Мой любимый учитель. - Мой любимый предмет. - Мои пожелания школе и др. мини-сочинений и стихотворений, посвященных школе. | ежегодно | Преподаватели литературы Классные руководители |
15 | Организация книжной выставки «Они прославили наш край» | ежегодно | Библиотекарь Руководитель музея |
16 | Провести школьный конкурс ученических проектов по истории создания и развития музея, посвященный его 15-летию | 2014 | Зам. Директора по ВР Руководитель музея |
17 | Праздник «Нам уже 15», посвященный 15-летию со дня создания музея | 2014 | Зам. директора по ВР Руководитель музея Агитбригада |
18 | Участие в общешкольном празднике, посвященном 35-летию со дня открытия школы №2. | 2014 | Зам. директора по ВР Руководитель музея Классные руководители и др. |
19 | Создание виртуальных экскурсий | 2014-2017 | Проектная группа школьников |
VI. Материально-техническая база | |||
1 | Изготовление стендовых щитов и витрин в соответствии с тематикой экспозиций и современными технологиями | постоянно | Директор школы Ответственный за ХЧ |
2 | Подведение подсветки к стендовым щитам и витринам | 2014-2017 | Директор школы Ответственный за ХЧ |
3 | Текущий ремонт музея | 2014, 2017 | Директор школы Ответственный а ХЧ |
4 | Приобретение мультимедийной установки и выход в Interhet | 2013 | Директор школы Ответственный за ХЧ |
5 | Приобретение видеокамеры | 2013 | Директор школы Ответственный за ХЧ |
6 | Смена покрытия пола на ламинат. | 2016 | Директор школы Ответственный за ХЧ |
Ожидаемый результат реализации программы.
- Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.
- Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
- Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
- Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
- Организация взаимодействия ОУ с музеями в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
- Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
- Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, городским музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.
- Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями, отделом образования и культуры.
- Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.
- Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ
Оценка эффективности реализации программы.
- Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.
- Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
- Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
- Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
- Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.
- Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
- Повышение эффективности взаимодействия школьных музеев с государственными музеями г.Муром методом повышения коммуникативной культуры
Перспективы развития программы.
- Создание сайта школьных музеев в районе.
- Благодаря Internet-ресурсам появляется найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
- Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития музея истории школы
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитани...
Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...
Здоровьесберегающие технологии – магистральный путь в программе развития спортивной школы города Шатуры. Автор-составитель Фокин С.В, тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ
Здоровьесберегающие технологии...
Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53 на 2013-2018 год
В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии. Музей был основан 25 мая 1983 года. Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздуш...
Программа развития ГБОУ школы № 346 Невского района Санкт-Петербурга
Программа развития создана на основе анализа работы ГБОУ школы №346 Невского района Санкт-Петербурга. В Программе охвачены все основные направления работы образовательного учреждения, опре...
Концепция развития музея Героя Советского Союза М.С.Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы №104 Санкт-Петербурга "Музей - развивающая образовательная среда".
Работа для начинающих заведующих школьными музеями. Учитесь составлять Уставные музейные документы....
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...