Программа развития музея школы
рабочая программа по теме

Склярова Майя Алексеевна

Материал для руковолителей школьных музеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_muzeya_sosh_2.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

округа Муром

Программа развития  музея

«История развития

 народного образования

в микрорайоне Вербовский»

на 2013-2017учебные годы.

                                                                    Разработала:

                                                                    руководитель музея-

                                                                    учитель истории

                                                                    и обществознания

                                          Склярова М.А.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Нормативно-правовые документы.
  3. Цель и задачи программы.
  4. Обоснование значимости программы.
  5. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
  6. Педагогические технологии.
  7. Принципы работы школьного музея.
  8. Основные виды деятельности школьного музея.
  9. Руководство работой школьного музея.
  10. План работы музея на 2013-2017 учебные годы.
  11. Ожидаемые результаты и оценка эффективности  реализации программы.
  12. Приложение 1.

Взаимодействие школьного музея «История развития народного образования в микрорайоне Вербовский» и социума.

13.Приложение 2.

Модель краеведения в средней школе №2.

Пояснительная записка.

         

      События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
         В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения своей «малой Родины» в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.

         Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Нормативно-правовые документы

  1. ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271
  3. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,
  6. Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
  7. Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол № 47, раздел I;
  8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.                  № 1760-р;
  9. Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;
  10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16  «О деятельности музеев образовательных учреждений»

Цель  программы:

       Воспитание внимания у педагогов и школьников к историческому прошлому и современным достижениям в области образования микрорайона Вербовский через внедрение инновационных технологий в музейную практику.


 
Основные задачи:

1. Изучить историю возникновения и развития средней школы №2.

2. Исследовать школьные традиции прошлого.

3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.

7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

9. Вовлечение в работу ребят из детской организации «Новое поколение» с целью их сплочения, расширения кругозора.

10. Связь с ветеранами войны и труда.

11. Освоение правил оформления и хранения собранного материала.

12. Внедрение информационно-коммуникативные технологий в программу работы музея.

13. Создать виртуальный школьный музей «XXI века».

Обоснование значимости программы.

Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с Муромским историко-краеведческим музеем, кабинетом истории, с библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Но в последнее время возникает проблема как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современных детей. В связи, с чем становится актуальным использование современных инновационных технологий в данном направлении.

                       Педагогические технологии

         Успех работы школьного музея зависит, прежде всего, от участия в ней широкого постоянного ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие педагогу в их использовании. Реализация цели и задач Программы предполагает активное участие школьников в работе музея, а, следовательно, требует применения технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа музея строится на использовании таких педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании, как:

  1. метод проектов,
  2. ученическое исследование;
  3. игровые технологии,
  4. образовательные путешествия,
  5. технология коллективных творческих дел (КТД),
  6. технология проблемного обучения.
  7. ИКТ

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  1. Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
  2. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
  3. Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
  4. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
  5. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
  6. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
  7. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  8. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  9. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

1. Поисковая деятельность.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

3. Экскурсионно – просветительская деятельность.

4. Оформительская деятельность.

5. Методическая работа.

6. Урочная деятельность.

7. Работа кружков «Музейное дело», «Юный экскурсовод»

Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

Методическая деятельность 

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

Урочная деятельность

      - проведение на базе музея музейных уроков;

      - использование материалов музея при проведении уроков;

          - организация работы с документами музея на уроках;

- формирование на базе музея, фонда краеведческой литературы, наглядных и дидактических материалов для проведения уроков по истории Муромского края.

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2013-2017 гг.)

Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 9-11 классов, классные руководители.


Перспективный план работы музея на 2013-2017 учебные годы.

Мероприятия

Сроки

Ответственные


I Организационная работа

1

Заседание Совета музея

1 раз в четверть

Руководитель музея

2

Оформление инвентаризационной книги

в течение года

Руководитель музея

3

Оформление учетных карточек и актов на новые поступления

в течение года

Руководитель музея

4

Составить перспективный план работы музея на 2013-2017 уч.гг.

сентябрь каждого года

Совет школы

Руководитель музея

5

Изучение опыта работы виртуальных школьных музеев Владимирской обл

2013

Совет школы

Руководитель музея

6

Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея

2013

Совет школы

Руководитель музея

7

Разработка проекта «Виртуальный музей XXI века»

2013

Совет школы

Руководитель музея

Преподаватель информатики

8

Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности

2013-2017

Совет школы

Руководитель музея

Преподаватель информатики

9

Создание школьного виртуального музея и включение его в единую локальную систему школы, перенос накопленной информации и материалов в Interhet    на  Web-caйте школы

2013-2017

Совет школы

Руководитель музея

Преподаватель информатики

Проектная группа школьников


II Научно-исследовательская и поисково-собирательная  деятельность

7.Создание электронной картотеки музея.

1

Разработать поисковые задания для учащихся 5-11 классов

ежегодно

Совет музея

2

Продолжить сбор материала

а) об истории школ Вербовского поселка;

б) документов, подтверждающих значительные события в жизни школы, учителей, учащихся;

в) сбор воспоминаний, личных документов, публикаций о школе, ее учениках и учителях;

г) выпускники разных лет, оставившие свой след в жизни школы, поселка, города, страны;

д) сбор экспонатов, старой атрибутики школьной жизни и уходящих реквизитов;

е) презентации, видеоинтервью, фоторепортажи о выдающихся выпускниках и учителях школы:

ж) видео и фотолетопись значительных событий школы

ежегодно

Поисковые отряды

3

Организация поиска выпускников школы (учителей, участников «горячих точек» и ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников, оставивших свой след в истории края и страны) через военно-учетный стол города, СМИ, Интернет.

постоянно

Поисковые отряды

4

Продолжить сбор информации о директорах школы для оформления материала в разделе «История школы»

2013-2017

Руководитель музея

Поисковые отряды

5

К 70-летию Победы над фашистской Германией продолжить сбор материала об учителях-участниках Великой Отечественной войны (воспоминания личные и родственников, письма, фотографии, газетные публикации)

2015

Поисковые отряды

6

Продолжить работу над составлением списка ветеранов и участников Великой Отечественной войны микрорайона Вербовский

2013-2017

Поисковые отряды

7.

Продолжить сбор материала по теме «Профессия -защищать Родину» ( о выпускниках школы, погибших в Афганистане и Чечне., Балаев Алексей, Хохлов Виктор и др.)

ежегодно

Поисковые отряды

8

Продолжить сбор материала на тему «Детские общественные организации поселка Вербовский»

2013-2014

Поисковые отряды

9

Продолжить поиск материала на тему «История развития народного образования в микрорайоне Вербовский»

- Заслуженные учителя России.

- Отличники народного просвещения.

- Учителя-призеры: «Учитель года», «Классный руководитель года», «Мисс образования»

- выдающиеся выпускники школы

2013-2017

Поисковые отряды

10

Продолжить сбор материала о спортивных достижениях школы.

ежегодно

Поисковые отряды

11

Своевременно собирать фотоматериал о медалистах школы

2013-2017

Поисковые отряды

12

Вести систематический учет победителей городских и областных школьных олимпиад

2013-2017

Поисковые отряды

13

Вести обязательный отчет руководителей школьных кружков о проделанной работе с фото и видеоматериалами о достигнутых успехах и победителях.

2013-2017

Зам. дир по ВР

14

Продолжить сбор фото и видеоматериала о выпускных классах школы №2

2013-2017

Поисковые отряды

15

Собирать статистические данные о выпускниках всех школ микрорайона

2013-2017

Поисковые отряды

16

Систематизировать информацию о современных достижениях школы в образовательно-воспитательном процессе к 35-летию со дня открытия школы №2 (создание мультимедийной базы данных)

2014

Поисковые отряды

Проектная группа школьников

17

Обобщить итоги работы музея к его 15-летию со дня создания

2014

Поисковые отряды, рук музея

18

Создание электронной картотеки

2013-2017

Проектная группа школьников


III. Использование материалов научно-исследовательской деятельности на уроках


Уроки по учебным предметам, используя материал музея:

постоянно

Учителя-предметники

1

-Урок истории в 11 классе «Образование XXI века на примере работы школы №2»

май

Учитель истории

2

- Урок географии в 9 классе «Развитие социальной сферы округа Муром на примере развития образования»

Ноябрь, декабрь,

Февраль,

Апрель (ежегодно)

Учитель географии

3

- Урок обществознания в 6 классе «О них знает вся страна» ( о выдающиеся личностях школы №2)

Сентябрь

(ежегодно)

Учитель обществознания

4

- Уроки истории в 9 классе «Развитие образования в г. Муроме в годы  Великой отечественной войны

Апрель

(ежегодно)

Учитель истории.

5

- Уроки литературы в 11 классах «Духовный мир воина и исторические судьбы Родины

Апрель

(ежегодно)

Учителя истории

6

- Нравственное испытание и воспитание человека

Октябрь

(ежегодно)

Учителя литературы

7

- Уроки английского языка в 8 классе «Спорт», в 7 классе «Школа», Неделя иностранных языков

Апрель

(ежегодно)

Учителя иностранного языка

8

- Уроки немецкого языка в 5 классах на тему «Наша школа»

Октябрь

(ежегодно)

9

- Уроки ручного труда в 5 классах. Конструирование и моделирование одежды. Виды одежды. Форменная одежда.

Октябрь

(ежегодно)

Учитель технологии

10

- Уроки физкультуры в 9 классах. История Олимпийских игр и их значение

Ноябрь

(ежегодно)

Учитель физкультуры

11

- Уроки рисования в 3 классах. Музей искусств

4 четверть

(ежегодно)

Учителя начальных классов

12

- Мудрость старости 4 класс

13

Викторина «Знаешь ли ты историю образования Вербовского поселка?»

Май

(ежегодно)

Совет музея

14

Принять участие в слетах, семинарах, конференциях

по плану управления образования

Совет музея

15

Использование возможностей электронного музея на уроках

2014-2017

Учителя-предметники

Проектная группа школьников




IV Пропагандиская работа

1

Проведение школьных праздников

а) Единый день краеведения

б) встреча выпускников

в) встреча с участниками афганских и чеченских событий

г) вручение паспортов

д) слет отличников учебы

е) слет ветеранов ВОв микрорайона

(ежегодно)

6 декабря

2 февраля

20-21 февраля


март

апрель

7-8 мая

Зам. дир по ВР

2

Участие в школьной окружной и  областной научно-практической конференции

ежегодно

Педагоги школы

3

Поддерживать связь с городским советом ветеранов, с советом ветеранов завода МПЗ, с Муромским историко-краеведческим музеем, с библиотекой школы, с военкоматом и полицией – с выпускниками, работающими в ОВД.

в течение года

Зам. дир по ВР Руководитель музея

4

Практиковать написание заметок в местные органы печати о работе поисковых отрядов по изучению истории создания и развития образования микрорайона Вербовский

2013-2017

Зам. дир по ВР Руководитель музея

Преподаватели литературы

5

Организация лекториев для родителей на базе музея

2013-2017

Зам. дир по ВР Руководитель музея

6

Организация презентации школьного интерактивного музея

2013

Зам. дир по ВР, Руководитель музея

Проектная группа школьников

7

Создание информационных буклетов о музее

2013-2017

Проекная группа школьников


V. Организационно-оформительская деятельность

1

Создание экспозиции детской организации с пионерской и комсомольской атрибутикой

январь

2013

Руководитель музея

2

Создание электронных экспозиций, интерактивного экспозиционно-выставочного материала

2013-2017

Проектная группа школьников

3

Реставрация экспонатов:

- школьная форма для девочек и для мальчиков, старые учебники, брошюры;

- фотолетопись школы;

- альбомов, брошюров и книг о ветеранах Великой Отечественной войны

По мере необходимости

Проектная группа школьников

4

Продолжить оформление альбома об учителях Вербовского микрорайона, получивших звание «Заслуженный учитель»

2013-2017

Поисковые отряды

5

Оформление  стенда:«К 30-летию средней школы №2»

2014

Поисковые отряды

6

Пополнение фондов музея, оформленными силами учащихся поисковым материалом

ежегодно

Кл. руководители

Педагоги школы

7

Оформление стенда «Воспитательная работа СОШ №2»

2016

Поисковые отряды

8

Реставрация стендов.

 -«Генеалогическое древо просвещения Вербовского».

-«Подболотская земская школа»

- «Первый педагогический коллектив школы №2».

- «Директора школы».

- «Учителя Вербовских школ -участники ВОв».

-«Серебряные и золотые медалисты школы».

-«Патриотическое воспитание».

-«Детские организации микрорайона Вербовский».

-«Победители и призеры региональных конкурсов учительского мастерства»

- «Спортивная гордость школы»


2014


2014

2014


2015

2015

2016

2016

2017


2017


2013

Поисковые отряды

9

Продолжить оформление альбома «Фотолетопись школы»

2013-2017

Поисковые отряды

9

Оформление стенда «Спортивная династия Парусовых»

2013

Поисковые отряды

10

Оформление стенда «Они всегда с нами…»(о выпускниках, погибших в Чечне, Балаев А, Хохлов В)

2013

Поисковые отряды

11

Создание брошюров-аннотаций к каждому стенду в письменном и электронном варианте.

2013-2017

Проектная группа школьников

                                   

                                            VI. Экскурсионно-массовая деятельность.

1

Проведение экскурсий в школьном музее для ветеранов Великой Отечественной войны, учителей и выпускников школы, оставивших свой след в истории края и страны.

в течение года

Экскурсоводы музея

2

Выступление на ШМО учителей-предметников и ШМО классных руководителей о значении музея в обучении и воспитании школьников

ежегодно

Руководители МО,

Руководитель музея

3

Проведение тематических экскурсий для родителей, учащихся и гостей школы

в течение года

Экскурсоводы музея

4

Участие в областной краеведческой конференции «Отечество» с использованием материалов музея

ежегодно

Поисковые отряды

5

Оказание помощи педагогам школы с использованием музейного материала

в течение года

Руководитель музея

6

Проведение тематических экскурсий для учащихся 5-11кл. по всем разделам музея.

- Обзорная экскурсия по истории развития народного образования на поселке Вербовском.

- Подболотская земская школа.

-Учительская династия Покровских и Сопорских

-Учителя школ Вербовского поселка – участники Вов.

- Детские общественные организации: комсомол, пионеры, октябрята.

- Основоположники спортивного направления 40-х гг. в Подболтской средней школы №14 (Иван Герасимович Чичваркин, Алексей Николаевич Ильин).

- Первый учительский коллектив и первый директор школы №2 Соколов Сергей Николаевич.

- Выпускники школы – наша гордость: дирижер Большого симфонического оркестра центрального телевидения В. Федосеев, профессор медицинских наук Странадко.

- Спортивная гордость школы: Трелин Д, Шелоумова А, Парусов А.

- Олимпийские чемпионы: Алексей Прокуроров и Виктор Лосев.

в течение года

Экскурсоводы музея

7

Проведение тематических экскурсий для учащихся начального звена в рамках предмета «Наш край:

- Обзорное ознакомление с разделами музея.

- Из истории школы.

- Из истории поселка Вербовский в годы Великой Отечественной войны(история завода МПЗ)

- Учителя и выпускники – ветераны ВО в.

- Почетные граждане микрорайона Вербовский

в течение года

Экскурсоводы музея

8

Участие в окружном конкурсе на лучшую организацию работы музея ДОУ в патриотическом воспитании учащихся

ежегодно

Руководитель музея

Агитбригада

9

Проведение единой недели краеведения «С любовью к Отечеству»

ежегодно

Руководитель музея

 Учителя-предметники

10

Декада «Служу Отечеству»

ежегодно

Зам. директора по ВР

 Преподаватели истории, ОБЖ, Классные руководители

11

Вахта памяти: линейка у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам-вербовчанам

ежегодно

Зам. директора по ВР

12

Выпуск газеты «Школа №2: вчера, сегодня и завтра»

ежегодно

Зам. директора по ВР

Руководитель музея

13

Проведение вечеров памяти:

- «Тропинка школьная моя» (об учителях-ветеранах Вов)

- «Выпускники школы-защитники Отечества» (о ветеранах фронтовиках и ветеранах тружениках тыла – выпускниках Подболотской средней школы №14)

- «Они всегда с нами…»( о выпускниках школы №2, погибших в «горячих точках»)

ежегодно

Зам. директора по ВР

 Руководитель музея

 Поисковые отряды

14

Проведение на базе музея выставки детских сочинений:

- Мой самый лучший школьный день.

- Мой любимый учитель.

- Мой любимый предмет.

- Мои пожелания школе и др. мини-сочинений и стихотворений, посвященных школе.

ежегодно

Преподаватели литературы

Классные руководители

15

Организация книжной выставки «Они прославили наш край»

ежегодно

Библиотекарь

Руководитель музея

16

Провести школьный конкурс ученических проектов по истории создания и развития музея, посвященный его 15-летию

2014

Зам. Директора

 по ВР

 Руководитель музея

17

Праздник «Нам уже 15», посвященный 15-летию со дня создания музея

2014

Зам. директора

по ВР

Руководитель музея Агитбригада

18

Участие в общешкольном празднике, посвященном 35-летию со дня открытия школы №2.

2014

Зам. директора

по ВР

Руководитель музея Классные руководители и др.

19

Создание виртуальных экскурсий

2014-2017

Проектная группа школьников



                                            VI. Материально-техническая база

1

Изготовление стендовых щитов и витрин в соответствии с тематикой экспозиций и современными технологиями

постоянно

Директор школы

Ответственный

 за ХЧ

2

Подведение подсветки к  стендовым щитам и витринам

2014-2017

Директор школы

Ответственный

за ХЧ

3

Текущий ремонт музея

2014, 2017

Директор школы

Ответственный

а ХЧ

4

Приобретение мультимедийной установки и выход в Interhet  

2013

Директор школы

Ответственный

 за ХЧ

5

Приобретение видеокамеры

2013

Директор школы

Ответственный

 за ХЧ

6

Смена  покрытия пола на ламинат.

2016

Директор школы

Ответственный

за ХЧ


Ожидаемый результат реализации программы.

  1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.
  2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
  3. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
  4. Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
  5. Организация взаимодействия ОУ с музеями  в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
  6. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
  7. Расширение возможностей школьных музеев за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, городским музеем, образовательными учреждениями, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.
  8. Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями,  отделом образования и культуры.
  9. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.
  10. Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ

Оценка эффективности реализации программы.

  1. Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.
  2. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.
  3. Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.
  4. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других  мероприятий воспитательного характера.
  5. Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.
  6. Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.
  7. Повышение эффективности взаимодействия школьных музеев с государственными музеями г.Муром методом повышения коммуникативной культуры

Перспективы развития программы.

  1. Создание сайта школьных музеев в районе.
  2. Благодаря Internet-ресурсам появляется  найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
  3. Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

       ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития музея истории школы

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитани...

Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"

Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...

Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53 на 2013-2018 год

В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии.  Музей был основан 25 мая 1983 года.  Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздуш...

Программа развития ГБОУ школы № 346 Невского района Санкт-Петербурга

Программа развития создана на основе анализа работы ГБОУ школы №346 Невского района Санкт-Петербурга.  В Программе  охвачены все основные направления работы образовательного учреждения, опре...