Программа развития музея истории школы
материал по краеведению по теме

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи и единства Родины, родного края и семьи. Наша школа имеет много хороших традиций. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов; выпускниками, которые стали известными и уважаемыми людьми; учителями, имеющими награды и поощрения не только областного, но и всероссийского уровня.  Многие педагогические работники – выпускники нашей школы.

Поэтому возникла идея создания музея истории школы, а вместе с тем и написание программы развития музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития музея истории школы

муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения

«Лицей №22 города Белово»

на 2011-2016 годы

Содержание

Паспорт Программы

Обоснование необходимости реализации Программы

Ресурсы для эффективного решения поставленных задач

Цель Программы

Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

Принципы функционирования Программы

Сроки реализации Программы

Перечень и описание программных мероприятий

Ожидаемые конечные результаты

Литература

Паспорт Программы

Наименование программы

Программа развития музея истории школы муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Лицей №22 города Белово» на 2011-2016 годы (далее Программа)

Заказчик  программы

Администрация МБНОУ лицея №22 города Белово

Цели Программы

Изучение основ музееведения и исторического краеведения, разработка основных этапов развития музея истории школы, формирование у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине.

Задачи программы

1. Изучить основы музееведения и исторического краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея.

2. Проанализировать опыт работы школьных музеев.

3. Выявить наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации познавательной активности школьников.

4. Разработать поэтапный план развития музея истории школы.

Сроки реализации Программы

2011-2016 г.г.

Исполните

ли и соискатели

Администрация, руководитель музея, Совет музея, учителя истории, географии, биологии, литературы

Источники финансирования

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов  являются:

  1. средства, полученные в результате организованных акций;
  2. добровольные пожертвования от родителей;
  3. средства, полученные в виде добровольных взносов;

другие источники в соответствии с законодательством РФ.

Ожидаемые конечные результаты

Формирование следующих компетентностей у учащихся:

  1. коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего,  при решении социальных проблем;
  1. компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;
  2. морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;
  3. когнитивная компетентность:  готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки  в профессиональном плане, в личной и общественной жизни;
  1. компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.

В результате осуществления Программы ожидается:

- выработка и проведение единой политики в области формирования патриотизма в школе;

-создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;

- закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог.

Обоснование необходимости реализации Программы

Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства, и направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами пражанина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм – отличительное качество граждан России во все времена.

От общеобразовательных школ требуется больше, чем воспитание чувства гордости по отношению к государственным символам, таким как флаг, гимн, герб. Они должны давать ученикам прочные основы знаний, опирающиеся на непротиворечивую систему общих ценностей.

Патриотическое и нравственное воспитание приобретает по своему содержанию и форме качественные изменения. Во-первых, следует отметить рост самосознания каждого народа на территории России, отражающей с одной стороны, зрелость его социально-экономического и культурного развития. Отсюда потребность в переосмыслении своего исторического прошлого, стремление найти в исторических корнях стимул самостоятельного развития. Во-вторых, осознание народами России общности не только своего прошлого, своей исторической судьбы, но и своего будущего как цивилизации особого типа со своими особыми законами, условиями существования и менталитета.

Для реализации поставленных задач была разработана всероссийская Программа патриотического воспитания. Для ее реализации предполагается создание местных программ патриотического воспитания школьников. Общеобразовательная школа способна внести ощутимый вклад в формирование личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую  и политическую культуру. Особую роль в этом играет школьный музей. Так как именно в музеях особенно четко прослеживается взаимосвязь истории страны и края.  

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи и единства Родины, родного края и семьи. Наша школа имеет много хороших традиций. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов; выпускниками, которые стали известными и уважаемыми людьми; учителями, имеющими награды и поощрения не только областного, но и всероссийского уровня.  Многие педагогические работники – выпускники нашей школы.

Немаловажное значение в воспитательной работе имеет развитие интересов учащихся в области краеведения. Она связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, поселке, школе и их лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения, гордости за успехи школы и обучающихся  в различных областях знаний.

Школьный музей является одним из видов народных музеев.  Музей является связующей нитью поколений, хранителем памяти, традиций прошлого. В процессе работы в школьном музее учащиеся изучают историю, культуру, традиции  родного края и школы.

        Школьный музей содействует развитию познавательных способностей учащихся. Они знакомятся с документами, работая в различных архивах. Это способствует формированию навыков работы с различными историческими источниками и специальной научной литературой. Обращаясь за помощью к ближайшему окружению, учатся наблюдать, систематизировать, обмениваться опытом, передавать знания другим, приобретают навыки культуры общения. Благодаря школьному музею реализуется принцип учебы через дело.    

Работа в школьном музее позволяет привить молодому поколению любовь к Родине, желание видеть ее цветущей и сильной, формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история школы, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить учащихся бережно относиться к обычаям и традициям различных народностей.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов четкой работы музея с целью конструирования и организации этого процесса путем применения современных исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей. Наиболее эффективным решением проблемы с этой точки зрения, является создание программы развития музея.

В связи с этим, опираясь на всероссийскую Программу патриотического воспитания молодежи, с учетом «Программы духовно-нравственного воспитания лицеистов», была разработана Программа развития музея истории школы.

Программа учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития российского гражданского общества и государства, определяет основные пути поэтапного развития школьного музея на научной основе, ориентирована на учащихся общеобразовательных школ, способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию учащихся в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию патриотизма.

Ресурсы для эффективного решения поставленных задач

Кадровые:

Руководитель музея – 1

Совет музея – 5

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – 1

Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности – 1

Учителя истории, географии, биологии – 4

Заведующий методическим объединением классных руководителей – 1

Материально-технические: 

  1. Отдельная комната, площадью 48 кв. метров, находящаяся в пристройке лицея на 2 этаже.
  2. Комната для хранения архивных материалов 12 кв. метров.
  3. Рекреация второго этажа, где размещаются временные экспозиции.
  4. 6 стендов, размещенных в коридорах лицея.
  5. Хозяйственное содержание помещения музея (отопление, освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования осуществляет администрация лицея при содействии Управляющего совета.
  6. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов  являются:
  1. средства, полученные в результате организованных акций;
  2. добровольные пожертвования от родителей;
  3. средства, полученные в виде добровольных взносов;
  4. другие источники в соответствии с законодательством РФ.

Информационные:

Модемная связь, Internet, электронная почта. Лекционный класс. Библиотека, оснащенная электронным каталогом систематической картотеки статей (СКС). В читальном зале с мультимедийный комплекс: экран, проектор, телевизор, видеомагнитофон, принтер, сканер; автоматизированная библиотечная система (АИБС «МАРК – SQL – версия школьных библиотек). 4 компьютерных класса. В 6 кабинетах интерактивные доски, проекторы.

Цель Программы

Изучение основ музееведения и исторического краеведения, разработка основных этапов развития музея истории школы, формирование у обучающихся мотивации к сохранению традиций школы способствующих воспитанию у учащихся патриотизма, любви к Родине.

Задачи, обеспечивающие достижение заявленных целей

1. Изучить основы музееведения и исторического краеведения, выявить наиболее перспективные формы и методы работы школьного музея.

2. Проанализировать опыт работы школьных музеев.

3. Выявить наиболее приемлемые варианты работы школьного музея, а также апробировать новые формы активизации познавательной активности обучающихся.

4. Разработать поэтапный план развития музея истории школы.

Принципы функционирования Программы

Принципы продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом.

Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках Программы.

Принцип коллективности – воспитание у учащихся социально значимых качеств, развитие и обучение их как членов общества.

Сроки реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011-2016 годов в три этапа:

I этап – подготовительный  2011-2012 годы;

II этап – основной  2013-2016 годы;

III этап – рефлексивный 2016 год.

На первом этапе предусматривается:

  1. анализ научной литературы и изучения опыта работы музеев области и страны;
  2. создание нормативной базы музея истории школы;
  3. инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги;
  4. организация работы с архивом;
  5. обновление стендов, смена экспозиций;
  6. проработка организационных основ реализации Программы;
  7. создание методической базы для наиболее эффективной работы с учениками в музее истории школы.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.

На третьем этапе анализ реализации мероприятий Программы, составление новой Программы развития.

Перечень и описание программных мероприятий

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Финансовые затраты

1.

Инвентаризация музейных экспонатов, создание инвентарной книги

2011-2012г.г.

Руководитель музея, актив музея

2.

Утверждение Положения и Программы развития

2011-2012г.г.

Руководитель музея, Совет музея

3

Паспортизация музея истории школы

2011-2012г.г.

Руководитель музея, Совет музея

4

Активизация изучения истории школы на уроках и во внеурочной деятельности

2011-2012г.г.

Руководитель музея,

Совет музея

5

Проведение исследований  проблематики основ музееведения и  краеведения

2011-2012г.г.

Учителя истории, руководитель музея, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

6

Создание системы взаимодействия с музеями города и области

2011-2013г.г.

Руководитель школьного музея, Совет  музея

2 т.р. в год

7

Разработка системы поощрения учащихся, занимающихся работой в школьном музее

2011-2012г.г.

Руководитель музея

8

Составление перспективного плана работы

2011-2012г.г.

Руководитель музея, Совет музея

4 т.р. в год

9

Расширение музея за счет новых площадей

2013-2016г.г.

Директор, руководитель музея

200 т.р.

10

Оснащение музея мультимедийным проектором

2013-2016г.г.

Директор, руководитель музея

80 т.р.

11

Создание системы взаимодействия с вузами

2011-2013г.г.

Директор, руководитель музея

12

Создание электронной базы данных музея

2011-2016г.г.

Руководитель музея, совет музея

13

Участие в социальных проектах

Регулярно

Руководитель музея

14

Организация элективного курса для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

Ежегодно

Руководитель музея

15

Утверждение Положения о проведении декады по военно-патриотическому воспитанию учащихся

Январь

2012 г.

Руководитель музея, Совет музея

16

Организация и проведение декады по военно-патриотическому воспитанию учащихся

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, Совет музея, учителя физической культуры

17

Организация и проведение вахты Памяти, других мероприятий, посвященных Дню Победы

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, совет музея

18

Организация и проведение научно-практических конференций лицея

Ежегодно

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

19

Организация и проведение общешкольных праздников, посвященных памятным датам

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей

20

Проведение общешкольных конкурсов, викторин, комплекса мероприятий гражданского, патриотического, нравственного характера

Постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей

21

Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях патриотической  и краеведческой направленности

Постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе, зав. МО классных руководителей, руководитель музея

22

Организация допризывной подготовки учащихся (проведение уроков по основам военной подготовки; встреч с выпускниками школы, отслуживших в армии; военно-спортивных игр и конкурсов)

Постоянно

Заместитель директора по ОБЖ, Совет музея, руководитель музея

23

Организация публикаций в СМИ

Постоянно

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель музея

24

Выступление на научно-методическом совете «Реализация Программы развития музея истории школы»

апрель 2016 г.

Руководитель школьного музея, Совет  музея

Итого затраты:

306 т.р.

Ожидаемые конечные результаты

Формирование у учащихся следующих компетентностей:

  1. коммуникативная компетентность: выработка способности взаимодействовать с другими людьми и, прежде всего,  при решении социальных проблем;
  1. компетентность в учебно-познавательной деятельности (исследовательская компетентность): самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.;
  2. морально-нравственная компетентность: совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям и др.;
  3. когнитивная компетентность:  готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки  в профессиональном плане, в личной и общественной жизни;
  1. компетентность в социальной сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, понимание личной ответственности за будущее страны, уважительное отношение к Родине, толерантное отношение к окружающим и т.д.

В результате осуществления Программы ожидается:

  1. выработка и проведение единой политики в области формирования патриотизма в школе;
  2. создание постоянно действующей системы патриотического воспитания, включающей в себя соответствующие структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у учащихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, благородстве и любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите;
  3. закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Обухов А.С. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
  2. Амелина Г.А., Пронина А.И. Музейная педагогика в гимназии как средство ценностного отношения к культурно-историческому наследию // Перемены. - 2002. - № 1.
  3. Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использования краеведческого  материала  в  школе  // Преподавание  истории в школе. - 2000. - № 10. - С. 47-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...

Программа развития музея школы

Материал для руковолителей школьных музеев...

программа работы музея истории школы на базе Лицея №1 г. Усмани

Программа деятельности музея истории школы, созданного в лицее№1 г. Усмани Липецкой области...

Краеведческая находка 2013 года музея истории школы МБОУ лицея №1 г. Усмани Липецкой области

В данной работе представлен  результат деятельности школьного музея в плане поисковой работы.  В сохранении исторических памятников важнен не только процесс поиска  памятников истории, ...

Программа развития музея 1-й воздушной армии МБОУ гимназии № 53 на 2013-2018 год

В нашей школе уже на протяжении многих лет работает военно-патриотический музей 1-й воздушной армии.  Музей был основан 25 мая 1983 года.  Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздуш...

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...