Дополнительная общеобразовательная программа "Удивительный мир кукол"
рабочая программа на тему

Худякова Мария Владимировна

Программа способствует реализации потребностей детей в организации познавательного и содержательного досуга, развитию личных качеств, повышению культуры.     Занятия помогают развивать внимание, наблюдательность, пространственное воображение и творческое мышление обучающихся, умение обращаться с рабочими инструментами, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_kukol_khudyakova_m.v.doc688 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительный мир кукол» художественно-эстетической направленности, ориентирована на обучающихся младшего и среднего школьного возраста, создана на основе требований к результатам освоения образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2011 г.).

В процессе обучения предполагается осуществление первого и второго уровневого подхода, где обучающиеся получат не только ЗУН, но и смогут применить первоначальный опыт в практической деятельности.

Игрушка всегда сопутствовала человеку – она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз.

Актуальность программы обусловлена возрастанием внимания к куклам ручной работы. В отличие от фабричных, авторская кукла уникальна не только тем, что она сделана в единственном экземпляре. Частица души создателя живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства. Куклы выступают в качестве украшения интерьера, части коллекции, эксклюзивного подарка, оберега. Другими словами, куклы являются существенным дополнением эстетической стороны жизни или являются ее организаторами.

 В виде оберега и талисмана чаще всего выступают народные куклы, выполненные из ткани и природных материалов (соломы, лозы, мочала и так далее) по старинным технологиям. Здесь важно соблюдение ритуальной части создания куклы, соответствие народным традициям и технологиям.

Авторская кукла в большей степени предназначена для созерцания, а не для игры. Изготовление кукол своими руками – процесс творческий и трудоемкий.

Работа над современной и народной куклой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного творчества. Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка.

Затруднения у ребят вызывает отсутствие опыта владения материалом, поэтому важно научить школьника использовать технические свойства материала в работе над изготовлением кукол.

Включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Это позволит повышению производственной культуры, продуктивной деятельности, что создаёт уникальную основу для самореализации личности, для более успешной социализации.

Новизна программы заключается в следующем: развитие интереса детей к декоративно-прикладному искусству не только через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициями, но и через использование традиционных приемов в создании собственных   художественных образов на современном этапе.

Практическая значимость дает возможность духовно-нравственного воспитания, расширению кругозора посредством экскурсий, эстетичного образования. Обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению социальной культуры народа, способность к дальнейшему развитию культуры, опыта ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявления к окружающему миру. Усвоение детьми элементов социального опыта направленно на трансформацию его в личный опыт. Знание традиций играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальной культуры других народов. Программа нацелена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления.

В учебном процессе используются игровые технологии, способствующие усвоению теоретического материала. Просмотр иллюстративного и видеоматериала с использованием технических средств оснащения позволяет развивать познавательные функции деятельности детей, волю, изучить их потребности, мотивы. На занятиях используется технология коллективной творческой деятельности (построена на активном сотрудничестве, предполагает взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление), технология проблемного обучения, (основана на решении учебной проблемы), технология полихудожественного обучения (предполагает синтез искусств).

Программа в содержательном плане предполагает метапредметную связь: «Изобразительное искусство» (изготовление изделий на основе правил декоративно-прикладного искусства и дизайна); «Окружающий мир» (формирование общей культуры, развитие эрудиции, использование научно-познавательной и художественной литературы); «Технология» (формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений, знакомство с трудовой деятельностью человека в разные исторические времена); «Математика» (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, работа с геометрическими фигурами, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии); «Литература» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии); «Мировая художественная культура» (развитие морально-нравственных качеств личности человека, познавательной и художественной активности).

Занятия дают возможность обучающимся расширить объём знаний и навыков, полученных в школе, делают эти знания более глубокими и осознанными, способствуют целенаправленному индивидуальному развитию их творческих способностей.

Программа ориентирована на различные виды учебной  деятельности обучающихся:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
  • моделирование и конструирование из различных материалов по образцу;
  • решение творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  • проектная деятельность (принятие идеи, поиска и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
  • развитие личностных качеств (нравственно-эстетических, моральных, духовных), формирование творческой активности;
  • практическая связь с жизнью (усвоение элементов социального опыта и трансформация его в личный опыт).

Изобразительная деятельность обучающихся в творческой группе  находит разные формы выражения: выполнение зарисовок, работа над эскизами, изготовление изделия, обсуждение работ товарищей и результатов собственного творчества, прослушивание музыкальных произведений и просмотр иллюстрированного материала, подготовка к выставкам.

 Данная программа ориентирована на детей 7-14 лет, рассчитана на 2 года обучения.

Цель программы: создание условий для творческой самореализации ребенка, развитие умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности, формирование духовно-нравственных ориентиров через декоративно-прикладное искусство.

Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач: 

Обучающие:

1. обучение детей методам работы с различными материалами, разнообразным технологическим приемам;

2. расширение знаний об истории возникновения и развития кукол, традиционных  и современных методах изготовления кукол;

3. обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

1. воспитание трудолюбия и аккуратности;

2. развитие творческой активности и самостоятельности;

3. воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Развивающие:

1. развитие творческого потенциала и художественного вкуса у детей средствами декоративно-прикладного искусства;

2. развитие способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

3. формирование у детей навыков ручного труда;

4.  развитие образного мышления, памяти, внимания, воображения.

Мотивационные:

1. создание комфортной  обстановки на занятиях;

2. создание условий для атмосферы доброжелательности, сотрудничества и взаимоуважения;

3. создание ситуаций успеха.

Эстетические:

1. овладение эстетическим и культурным наследием прошлого

2. приобщение детей к прекрасному в жизни.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008)».
  5. Устав МАУ ДО «ЦДТ».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. №27 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03.

В основе реализации программы лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

  • Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация воспитанников в техническом творчестве возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. При выполнении творческой работы есть право выбора темы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряется собственный взгляд ребёнка, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия, для реализации творческих возможностей обучающегося, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
  • Принцип продуктивности (обучение должно быть продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект).
  • Принцип природосообразности обучения (предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их возможностей и индивидуальных особенностей творческого роста  каждого из них).
  • Принцип культуросообразности  (заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура).
  • Принцип доступности и последовательности (предполагает, чтобы знания по объему  соответствовали возрасту обучающихся, уровню подготовки, познавательным возможностям и физическим силам);
  • Принцип научности (изучение техники и технологии ведется на строгой научной основе);
  • Принцип систематичности и последовательности (основан на том, чтобы учебный материал усваивался в строгом логическом порядке от простого к сложному);
  • Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
  • Принцип связи теории с практикой (т.е. ограниченное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков);
  • Принцип сознательности и активности (чтобы обучающиеся в процессе обучения могли сознательно и активно овладеть техническими и технологическими знаниями, умениями и навыками для развития творчества и инициативы);
  • Принцип результативности (предполагает выявление знаний и умений каждого ребенка).
  • Принцип демократизации (предоставление полных свобод для саморазвития, самоопределения, самообразования, самовоспитания).

Условия реализации программы

Данная программа является типовой. Аналогом для составления использованы программы:

  1. Обухова Л.А., Гаврилкина Н.И., Буркова Т.М. «Поурочные разработки: 1 класс».- М.: ВАКО, 2007.
  2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я. Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Данная программа отличается от предыдущих направленностью, видами практической деятельности, в содержании программы предполагается метапредметная связь. Увеличены часы  по теме: «Обработка бумаги», «Культовые и обрядовые куклы», «Русский народный костюм, его орнаментика и семантика». Включены темы: «Торцевание мозаикой», «Квиллинг», «Папье-маше», «Театральные куклы», «Валяние из шерсти», «Куклы из пластики». Паузы и перемены динамичные, проходят в игровой форме - это способствует укреплению здоровья детей.

Учебный план составлен на основе модулей (блоков):

  • В первый год обучения:

- Вводный блок: «Волшебное превращение».

- Плоскостные и рельефные модели из бумаги: «Сказка из бумаги».

- Объемные модели из бумаги: «Бумажное царство».

- Коллективная творческая работа.

  • Во второй год обучения:

- Введение в историю возникновения и развития куклы. Культовые и обрядовые куклы.

- Игровые куклы.

- Куклы народов мира. Одежда и аксессуары.

- Авторские художественные кукла.

- Творческий проект.

В первый год обучения в качестве материала для изготовления поделок используется бумага. Различные техники бумажной пластики имеют определенное значение для умственного развития и пространственного мышления ребенка. Работа с бумагой раскроет удивительный мир творчества, поможет ребенку поверить в себя и в свои способности. Бумагу достаточно легко обработать, она прекрасно складывается, сминается, хорошо сохраняет форму, имеет запас прочности, может принять практически любую форму. Выполняя поделки из бумаги, ребенок развивается творчески, проявляет индивидуальность, нестандартность мышления, художественные, конструкторские и изобразительные способности. Работа с бумагой помогает детям понять, что «мусора» для художника не существует. Ведь поделку можно изготовить практически из любого материала.

Второй год обучения направлен в основном на изучение различных техник изготовления кукол из различных материалов (природные материалы, ткань, проволока, глина, шерсть, пластика и другие). Навыки конструирования и моделирования, полученные в первый год обучения, способствуют более творческому подходу к разработке кукол.

Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Участниками программы являются обучающиеся 7 - 15  лет.

От 7 до 9 лет – младший школьный возраст. Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества. В начале обучения дети еще не умеют заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В изобразительной деятельности усиливается декоративность рисунка, часто используются открытые цвета, из-за расширения кругозора появляются разнообразные сюжетные композиции.

От 10 до 15 лет – средний школьный возраст – переходный период от детства к юности. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания  - это его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, но легкая возбудимость, интерес к необычному часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. В подростковом возрасте мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка, в ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. В этом возрасте возникает чувство взрослости, происходит формирование «Я» - идентичности. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками. В изобразительной деятельности также происходят изменения. Дети рисуют правдиво, сухо, внимание к натуре, детализация приводят к дробности. Происходит уменьшение масштаба рисунка, отказ от цвета. Боязнь выглядеть хуже приводит к копированию (плагиату).

Рассчитана на два года обучения. Вид группы  - свободная, набор детей – постоянный. Количество групп –  4.

Объем учебной нагрузки для детей от 7 до 9 лет – 144 часа в год. Занятия проводят два раза в неделю по 2 часа.

Объем учебной нагрузки для детей от 10 до 15 лет – 216 часов в год. Занятия проводят два раза в неделю по три часа.

В процессе обучения в программе могут быть изменения, которые зависят от ряда причин (проявление большего интереса к какой-либо теме – увеличение часов на нее; отсутствие в данный момент материала для работы – перестановка темы на более поздний срок и т.д.) Можно воспользоваться перечисленными примерными заданиями или составить из них свой вариант планирования на год или работать по примерному тематическому планированию, которое предложено в программе. Особенно важно проявить творческий подход к программе исходя из местных условий — включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить обучающихся с искусством родного края и т. п., т. е. можно самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на «знания и умения» обучающихся, учитывая особенности национальной культуры.

Для реализации программы кабинет должен иметь необходимое оборудование, инструменты и материалы.

Формы и методы работы

В зависимости от поставленных задач предполагается использование на занятиях различных методов обучения, чаще всего в их гармоничном сочетании. Система методов построена на основе выбранных принципов. На занятиях используются следующие методы:

  • Метод  монологическое изложение – сообщаются готовые факты, правила, показывается образец действия и даётся обучающимся задание на запоминание, выполнения действий по образцу.
  • Метод диалогического изложения – изложение учебного материала ведётся в форме сообщающей беседы.
  • Метод проблемного изложения – перед обучающимися ставится проблема, показывается ее решение, обучающиеся усваивают логику решения.
  • Метод эвристический (частично - поисковый) – обучающийся  включается в решении проблемы на определенных этапах. Эвристический метод характеризуется возникновением дискуссии, высоким уровнем познавательной активности.
  • Исследовательский метод – обучающийся под руководством педагога решает проблемы.
  • Метод алгоритмических знаний – инструктирование воспитанников. При этом методе указывается, что следует сделать и как делать. Применяется на практических занятиях.
  • Метод практических упражнений – многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма.
  • Метод активного обучения – соревнование, экскурсии, обсуждение сюжетов, выполнение и защита проектов, совместные праздники с родителями, сюжетно-ролевые игры. Игровая деятельность - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом, познанием, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармонического развития личности. Становится инструментом воспитания, позволяющим полнее учитывать возрастные особенности детей, развивать инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощенности в коллективе и условия для саморазвития. Игра может и должна пронизывать учебный процесс, организацию трудовой деятельности.

Для успешной реализации программы используются формы: групповая; работа в парах (статическая пара) - дается индивидуальное задание паре. В нее входят два человека по их желанию. Задание выполняется вместе, обеспечивается общение друг с другом, при этом активизируется речевая и мыслительная деятельность обучающихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, исправлять ошибки в момент их возникновения. После выполнения части задания они должны рассказать о полученных результатах;  индивидуальная, самостоятельная.

Формы контроля

Программа предусматривает различные формы контроля в процессе обучения:

  • Текущий контроль  - осуществляется на каждом занятии путем устного и фронтального опроса, постоянный контроль на каждом занятии, взаимоконтроль детей, коллективный разбор ошибок и их устранение.
  • Тематический контроль - по окончании темы проходят обобщающие, творческие занятия, где дети показывают свои знания и умения, полученные в ходе работы. Итогом является тематическая выставка работ детей.
  • Итоговый контроль – в конце учебного года проводится выставка или защита творческих проектов, мониторинг достижения результатов по итогам учебного года.

Данные формы контроля помогают выявить достижения обучающихся в освоении знаний и определить уровень умений в практической деятельности на каждом занятии и в конце темы.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

На первом уровне обучающийся должен проявить себя на уровне коллектива – на занятиях: защита проектов по темам, участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, сообщения на занятии, проведении игр.

На втором уровне обучающийся должен проявить себя на уровне учреждения – участие в научно-практической конференции (защита проектов, рефератов), выставках лучших работ, мастер-классах, открытых занятиях.

На третьем уровне обучающийся должен проявить себя на уровне города, области – участие в выставках, конкурсах.

В процессе обучения по данной программе обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине); художественный вкус и способность к эстетической оценке окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность применять полученные знания в своей собственной творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать умения для создания красивых вещей или  их украшения.

Метапредметные результаты освоения проявятся в умении видеть и воспринимать проявления культуры в окружающей жизни (дизайн); в активном использовании выразительных возможностей различных материалов (технологии, ИЗО, окружающего мира); в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); в умении организовать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла; в способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения творчества и искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика образов, представленных в литературных произведениях;

в коммуникативной сфере – способность высказывать собственное суждение; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт игрушек и предметов быта и т.д.);
  • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоуважения, самовыражения, самосовершенствования.

Занятие конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет обучающимся чувствовать себя увереннее в жизни.

        

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный план (1 год)

Наименование темы (блока)

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводный блок: «Волшебное превращение»

36

12

24

2.

Плоскостные и рельефные модели из бумаги

«Сказка из бумаги»

36

10

26

3.

Объемные модели из бумаги

«Бумажное царство»

36

10

26

4.

Коллективная творческая работа для итоговой аттестации

36

6

30

Всего часов

144

28

116

 

Учебно-тематический план (1 год)

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводный блок: «Волшебное превращение»

36

12

24

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

1.2.

Техника безопасности

2

1

1

1.3

Общие сведения о бумаге

4

2

2

1.4.

Знакомство с техниками бумагопластики

28

10

18

2.

Плоскостные и рельефные модели из бумаги

«Сказка из бумаги»

36

10

26

2.1.

Аппликация

10

3

7

2.2.

Вырезка

4

1

3

2.3.

Торцевание мозаикой

10

3

7

2.4.

Квиллинг

4

1

3

2.5.

Папье-маше

8

2

6

3.

Объемные модели из бумаги

«Бумажное царство»

36

10

26

3.1.

Моделирование и конструирование

12

4

8

3.2.

Оригами

8

2

6

3.3.

Квиллинг

8

2

6

3.4.

Папье-маше

8

2

6

4.

Коллективная творческая работа для итоговой аттестации

36

6

30

Всего часов

144

28

116

Учебный план (2 год обучения по 2 часа 2 раза в неделю)

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в историю кукол. Культовые и обрядовые куклы на Руси.

24

9

15

2.

Игровые куклы.

34

8

26

3.

Куклы народов мира.

14

4

10

4.

Авторские художественные куклы.

50

11

39

5.

Разработка творческого проекта.

22

4

18

Всего часов

144

36

108

Учебно-тематический план (2 год)

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в историю кукол. Культовые и обрядовые куклы на Руси.

24

9

15

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

1.2.

Техника безопасности

2

1

1

1.3.

История кукол

4

2

2

1.4.

Календарные праздники. Типы и виды кукол.

4

2

2

1.5.

Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги.

12

3

9

2.

Игровые куклы

34

8

26

2.1.

Тряпичные куклы

16

4

12

2.2.

Театральные куклы

18

4

14

3.

Куклы народов мира. Одежда и аксессуары.

14

4

10

3.2.

Кукла в Европе.

8

2

6

3.3.

Кукла в Азии.

6

2

4

4.

Авторские художественные куклы. Дизайн одежды.

50

11

39

4.1.

Авторская кукла. Введение.

2

1

1

4.2.

Узелковые куклы

6

2

4

4.3.

Каркасная кукла

8

2

6

4.4.

Валяние из шерсти

8

2

6

4.5.

Куклы из пластики

26

4

22

5.

Разработка творческого проекта

30

4

18

Всего часов

144

36

108

Учебный план (2 год обучения по 3 часа 2 раза в неделю)

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в историю кукол. Культовые и обрядовые куклы на Руси.

36

13

23

2.

Игровые куклы.

48

16

32

3.

Куклы народов мира.

24

6

18

4.

Авторские художественные куклы.

78

13

65

5.

Разработка творческого проекта.

30

3

28

Всего часов

216

48

168

Учебно-тематический план (2 год)

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Введение в историю кукол. Культовые и обрядовые куклы на Руси.

36

13

23

1.1.

Вводное занятие

3

2

 1

1.2.

Техника безопасности

3

2

1

1.3.

История кукол

6

2

4

1.4.

Календарные праздники. Типы и виды кукол.

6

2

4

1.5.

Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги.

18

6

12

2.

Игровые куклы

48

16

32

2.1.

Тряпичные куклы

24

8

16

2.2.

Театральные куклы

24

8

16

3.

Куклы народов мира. Одежда и аксессуары.

24

6

18

3.2.

Кукла в Европе.

12

3

9

3.3.

Кукла в Азии.

12

3

9

4.

Авторские художественные куклы. Дизайн одежды.

78

13

65

4.1.

Авторская кукла. Введение.

3

2

1

4.2.

Узелковые куклы

6

2

4

4.3.

Каркасная кукла

12

3

9

4.4.

Валяние из шерсти

21

3

18

4.5.

Куклы из пластики

36

3

33

5.

Разработка творческого проекта

30

3

28

Всего часов

216

48

168

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Первый год обучения:

  1. Вводный блок: «Волшебное превращение»

  1. Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с кабинетом.

Правила поведения в кабинете, на улице, на экскурсии.

Назначение дежурных и другие организационные вопросы.

Ознакомление учащихся с учебной программой.

Пособия, необходимые для занятий в кружке.

Практическое занятие: экскурсия по зданию.

  1. Техника безопасности.

Теория: Инструкция по технике пожарной безопасности (№ 6).

Инструкция по охране труда детей, посещающих кружок декоративно-прикладного искусства (№ 4).

Практическое занятие: салфетка из бумаги в цвете.

  1. Общие сведения о бумаге.

Теория: Первые писчие материалы. Возникновение и производство бумаги. Свойства бумаги. Виды бумаги.

Практические занятия: демонстрация свойств и видов бумаги.

  1. Знакомство с техниками бумагопластики.

Теория: общее ознакомление с техниками бумагопластики (аппликация, вырезка, торцевание мозаикой, квиллинг, оригами, моделирование, папье-маше).

Практические занятия: Изготовление небольших плоскостных моделей с помощью техник бумагопластики.

  1. Плоскостные и рельефные модели из бумаги.

  1. Аппликация.

Теория: Искусство аппликации. История возникновения. Инструменты и материалы. Виды аппликации из бумаги.

Практические занятия: Изготовление плоскостных моделей методами вырезания, коллажа, рваной техники. Изготовление рельефных моделей методом скручивания, с помощью подвижных частей, комочков из бумаги и др. изготовление объемных моделей.

  1. Вырезка

Теория: Искусство вырезки. Инструменты и материалы. Приемы изготовления.

Практические занятия: Изготовление плоскостных моделей методами вырезки.

  1. Торцевание мозаикой.

Теория: Торцевание мозаикой как техника создания картин. Инструменты и материалы.

Практические занятия: Изготовление коллективных работ на темы: «Лебедь», «Бабочка», «Морской мир», и др.

  1. Квиллинг.

Теория: Искусство квиллинга. История возникновения. Приемы изготовления и виды. Изучение базовых форм.

Практические занятия: изготовление рельефных моделей на основе базовых форм.

  1.  Папье-маше.

Теория: Искусство папье-маше. История возникновения. Инструменты и материалы. Приемы изготовления.

Практические занятия: Изготовление рельефных моделей способом оклеивания маленькими кусочками бумаги в несколько слоев. Изготовление рельефных моделей из бумаги используя измельченную бумажную массу.

  1. Объемные модели из бумаги.

  1. Моделирование и конструирование.

Теория: Расширение и закрепление знаний о некоторых условных изображениях и обозначениях, используемых в схемах и развертках (линия видимого контура, линия сгиба, условное обозначение диаметра, радиуса).

Практические занятия: Разметка с использованием условных обозначений линий чертежа и выполнение бумажных моделей.

  1. Оригами.

Теория: Беседа: «Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги». Изучение базовых форм.

Практические занятия: Изготовление моделей на основе базовых форм. Темы: «Цветы», «Птичий дворик», «Город гномов», «Зоопарк», «Летательные аппараты», и др.

  1. Квиллинг.

Теория: Продолжение знакомства с искусством квиллинга. История возникновения. Приемы изготовления и виды. Изучение базовых форм.

Практические занятия: изготовление объемных моделей на основе базовых форм.

  1.  Папье-маше.

Теория: Продолжение знакомства с искусством папье-маше. История возникновения. Инструменты и материалы. Приемы изготовления.

Практические занятия: Изготовление объемных моделей способом оклеивания маленькими кусочками бумаги в несколько слоев. Изготовление объемных моделей из бумаги используя измельченную бумажную массу.

  1. Коллективная творческая работа для итоговой аттестации.

Теория: Выбор темы и техники изготовления.

Практические занятия: Выполнение работы и показ на итоговой выставке.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Второй год обучения:

  1. Введение в историю кукол. Культовые и обрядовые куклы на Руси.

  1. Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с кабинетом.

Правила поведения в кабинете, на улице, на экскурсии.

Назначение дежурных и другие организационные вопросы.

Ознакомление учащихся с учебной программой.

Пособия, необходимые для занятий в кружке.

Практическое занятие: изготовление бумажной куклы.

  1. Техника безопасности.

Теория: Инструкция по технике пожарной безопасности (№ 6).

Инструкция по охране труда детей, посещающих кружок декоративно-прикладного искусства (№ 4).

Инструкция при работе на швейных машинах (№ 34).

Инструкция по охране труда при работе с электроутюгом (№ 35).

Практическое занятие: изготовление одежды для бумажной куклы.

  1. История кукол.

Теория: Древние куклы (Др. Египет, Др. Греция, Др. Рим).

Европейская кукла (классическая фарфоровая кукла, механическая кукла, кукла-младенец, кукла «Барби»).

Русские народные куклы (обрядовые, обереговые, игровые).

Театральные куклы (пальчиковые, на руку, куклы-марионетки, куклы на тростях, ростовые куклы).

Авторская кукла в современном мире.

Практическое занятие: Рисунок – «Фантазия» (найти в кляксе куклу).

  1. Календарные праздники. Типы и виды кукол.

Теория: Календарные праздники («Масленица», «Козьма и Демьян», «Покосница» др.), обряды и обычаи с использованием кукол.

Типы кукол.

Демонстрация кукол - символов календарных праздников.

Практические занятия: изготовление кукол: «Покосница», «Масленица».

  1. Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги.

  1. Старинные поверья и обычая. Предназначение кукол.

Теория: Старинные поверья и обычая.

Символика и семиотика кукол.

Предназначение кукол.

Демонстрация кукол-оберегов.

  1. Обрядовые куклы.

Теория: Куклы соломенные и травяные.

Куклы, набитые крупой или зерном.

Тканевые куклы.

Неразлучники, куклы Козьма и Демьян, Куватка.

Кукла-полено; куклы-столбушки.

Способы изготовления, материалы и технологические приемы.

Практические занятия: Изготовление кукол -  «Крестушка», «Купавка», «Неразлучники», «Козьма и Демьян», «Поленашка».

  1. Куклы-обереги.

Теория: Тряпичные куклы.

 Берегини. Типы Берегинь и их назначение.

Kyклы-обереги без прикосновения иглы. Куклы-закрутки: обрядовые, игровые и обережные.

Тряпичные «барыни» - куклы-закрутки.

Способы изготовления, материалы и технологические приемы.

Практические занятия: Изготовление кукол -  «Куватка», «День и Ночь», «Ангел», «Берегиня», «Барыня» (кукла-закрутка), «Стригушка» (и сарафан для нее), «Старички - лесовички».

  1. Игровые куклы.

  1. Тряпичные куклы (мягкая игрушка).

Теория: Способы изготовления, материалы и технологические приемы изготовления мягкой игрушки.

Практические занятия: Изготовление куклы – мягкой игрушки.

  1. Театральные куклы.

Теория: Театральные куклы (пальчиковые, на руку, марионетки, на тростях). Способы изготовления, материалы и технологические приемы.

Практические занятия: Изготовление кукол -  пальчиковых, на руку, куклы-марионетки, на тростях.

  1. Куклы народов мира. Одежда и аксессуары.

  1. Кукла в Европе.

Теория: Фарфоровая кукла.

Кукла в технике папье-маше.

Практические занятия: изготовление куклы из папье-маше.

  1. Кукла в Азии.

Теория: Кукла Японии, куклы Китая (нецке) и других стран.

Практические занятия: изготовление куклы из глины.

  1. Авторские художественные куклы. Дизайн одежды.

  1. Авторская кукла. Введение.

Теория: История возникновения авторской куклы.

Классификация авторских кукол с учетом материала для изготовления.

  1. Узелковые куклы.

Теория: принцип изготовления узелковой куклы.

Практические занятия: создание композиции  «Узелковый мир».

  1. Каркасная кукла.

Теория: принцип изготовления каркасной куклы.

Практические занятия: изготовление каркасной куклы, одежды, аксессуаров.

  1. Валяние из шерсти.

Теория: технологии сухого и мокрого валяния шерсти.

Практические занятия: игрушка из шерсти.

  1. Куклы из пластики.

Теория: Разработка образа куклы.

Использование пластики, как средства создания куклы.

Практические занятия: Изготовление куклы из пластики: Лицо: форма, очерчивание контуров, пластика.

Совершенствование пластики лица.

Работа над туловищем.

Руки куклы: очерчивание пальцев.

Ноги куклы: нога в туфельке и босоногая кукла.

Работа над линией волос. Создание прически куклы.

Соединение частей тела куклы. Одежда для куклы. Шитье.

  1.  Разработка творческого проекта.

Теория: выбор темы, обоснование, выбор техники выполнения.

Практическое занятие: Изготовление кукол по проекту. Презентация авторской куклы. Защита творческих проектов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Требования к уровню подготовки учащегося 1 года обучения:

Обучающиеся, прошедшие курс обучения, должны знать / понимать:

- общие сведения о бумаге (история возникновении, свойство и виды бумаги);

- общие правила технологии изготовления поделок из бумаги;

- терминологию декоративно-прикладного искусства;

- материалы и инструменты, используемые в работе;

- принципы художественной композиции и цветоведения;

- соблюдение правил техники безопасности.

Должны уметь:

- свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и приспособлениями, необходимыми в процессе работы;

- выполнять эскизы, находить цветовое решение;

- выполнять необходимые операции по изготовлению изделий художественного достоинства;

- использовать полученные знания в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовленности учащегося 2 года обучения:

Обучающиеся, прошедшие курс обучения, должны знать / понимать:

- историю появления и развития куклы;

- типы кукол;

- символику народной куклы;

- терминологию декоративно-прикладного искусства;

- материалы и инструменты, используемые в работе;

- свойства различных материалов (ткань, шерсть, картон, изолон, поролон, проволока, глина, пластика и других) и способы их обработки;

- общие правила технологии изготовления кукол и костюмов;

- способы оформления изделий и отделка костюмов;

- принципы художественной композиции и цветоведения;

- соблюдение правил техники безопасности.

Должны уметь:

- свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и приспособлениями, необходимыми в процессе работы;

- выполнять и объяснять правила выполнения ручных и машинных швов;

- выполнять эскизы, находить цветовое решение;

- изготавливать кукол из бросового материала;

- выполнять необходимые операции по изготовлению изделий художественного достоинства;

- использовать полученные знания в повседневной жизни.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

        

Методическое обеспечение

  1. Разработка игр, конкурсов, соревнований, викторин.
  2. Иллюстрации работ художников.
  3. Дидактические материалы.
  4. Схемы изготовления поделок.
  5. Модели базовых фигур.
  6. Образцы готовых изделий.
  7. Шаблоны, выкройки.
  8. Планшет «Техника безопасности на занятиях», «Техника безопасности при пожаре», «Правила поведения на дороге».
  9. Планшет со сменной информацией:  «История кукол», «Современные авторские куклы» и др.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, а так же условия программы,  занятия необходимо проводить, применяя различные методы и приёмы обучения. Занятия по данной программе состоят из практических и теоретических частей, причём большое количество времени занимают практическая часть. Занятия построены таким образом, что включают в себя беседу, демонстрацию готового изделия.

Основу каждого занятия составляет практическая работа. Практическую работу можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей, которая может быть групповой, коллективной, индивидуальной.

Теоретическая часть краткая и компактная, дается в основном в форме беседы, игровой форме, с использованием иллюстративного и дидактического материала,  видео роликов, мультфильмов.

Тесная связь педагога и детей позволяет лучше узнать интерес каждого ребенка, найти к нему правильный подход для раскрытия его творческого потенциала.

Техническое оснащение кабинета:

  • Кабинет
  • Парты
  • Настенная доска
  • Компьютер
  • Канцтовары
  • Инструменты для кройки и шитья

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые документы:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Конституция РФ.
  4. Национально-региональный компонент.
  5. Стандарты второго поколения.
  6. Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
  7. Образовательная программа учреждения дополнительного образования.
  8. Устав Центра детского творчества.

Учебно-методическая и справочная литература:

  1. Алексеев С. О колорите. - М.: Изобразительное искусство, 1974.
  2. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Введение в теорию живописи.– М.: Искусство, 1967.
  3. Вёрмейер Ю. «Шьем мягкие игрушки». – М.: АРТ-РОДНИК, 2007.
  4. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2007.
  5. Глаголев О.Б. «Лепим из глины».  –  М.: Профиздат, 2009.
  6. Горичева В.С. «Куклы». -  Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999.
  7. «Декоративно-прикладное творчество. 5 - 9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика» / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Ерзиенкова Н.В. «Искусство красиво одеваться». – Рига, 1993.
  9. Зайцева А.А. «Оригинальные куклы своими руками» / Анна Зайцева. -  М.: Эксмо, 2010.
  10. Кильпе М.В. Композиция: Учебник для подготовки квалифицированных рабочих по профессиям худож. профиля в учреждениях начального проф. образования. - М.: Институт развитие профессионального образования, 1996.
  11. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1984.
  12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  13. «Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет)» / авт.-сост. Н.В.Кочеткова. - Волгоград: Учитель, 2010.
  14. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Малая гвардия, 1994.
  15. Нестерова Д.В. «Рукоделие: энциклопедия» / Д.В. Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  16. Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1976.
  18. Шинковская К.А. «Художественный войлок». – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.
  19. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974.
  20. Шрагин Б.  О декоративно-прикладном искусстве, - М.: Знание,1963.  

АННОТАЦИЯ.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы. Программа строится так, чтобы дать обучающимся представления о значении искусства в их личностном становлении. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения дети знакомятся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства, дизайна, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивается в процессе обучения, тем полнее оказывается  индивидуальная  творческая самореализация воспитанника. Программа предполагает  не только предоставлять детям свободу выбора, но и учить их действовать осмысленно в ситуации выбора, обеспечивать необходимыми инструментами, знакомить с технологией изготовления.

Программа способствует реализации потребностей детей в организации познавательного и содержательного досуга, развитию личных качеств, повышению культуры.          Занятия помогают развивать внимание, наблюдательность, пространственное воображение и творческое мышление обучающихся, умение обращаться с рабочими инструментами, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность, коммуникативные навыки.

Изделия сначала выполняются в эскизном варианте. Затем изготавливаются. На первом году обучения основным материалом для работы является бумага. Манипуляции с обыкновенным листом  бумаги, позволяющие выполнить огромное число фигурок  лишь при помощи ловкости собственных пальцев – от элементарных складных фигурок до сложных композиций – вызывают постоянный интерес  у детей. Также происходит развитие моторных навыков, памяти, воображения, абстрактного мышления. На втором году обучения используется различный материал для работы, в том числе и бросовый. Это вызывает не только интерес к работе с материалами, но и развивает образное и пространственное мышление, воображение.

При составлении программы учитывались потребности детей в зависимости от времени года и проводимых в связи с этим праздничных мероприятий.

Изготовление поделок предусматривает знакомство детей с гигиеническими требованиями для занятий, ознакомление и повторение на каждом уроке  правил по технике безопасности во время работы.

Предлагаются упражнения по развитию мелкой моторики рук, которые подойдут как для занятий дома, так и для проведения динамических пауз на уроке. Чтобы ребята вспомнили правильную осанку и размяли натруженные руки, в течение занятий  необходимо 2-3 раза сделать веселую мини-разминку. Паузы и перемены динамичные, проходят в игровой форме - это способствует укреплению здоровья детей.

        Полученные знания обучающиеся могут использовать в школе на уроках технологии. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, воспитателями детских садов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.

Автор - Худякова Мария Владимировна – педагог  дополнительного  образования.

Общий стаж работы -  3 года.

Основное место работы – Центр детского творчества.

Образование – высшее – Учитель изобразительного искусства (Нижнетагильская социально-педагогическая академия).

Квалификационная категория: 1 категория.

Телефон – 3-10-00 .  

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Изготовление кукол»

Автор образовательной программыдополнительного образования детей«Изготовление кукол»Педагог дополнительного образованияМартынова Татьяна Станиславовна         Срок реали...

Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»

Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в  области художественного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ»

Программа «Мир театральных кукол» позволяет детям раскрыть свои творческие способности, через создание куклы, развить воображение «расстраивая» вокруг созданной куклы сказочный...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "Сказка" по дополнительной общеобразовательной программе "Шитье кукол"

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихсятворческого объединения "Сказка"по дополнительной общеобразовательной программе "Шитье кукол"...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Шитье кукол"

Мониторинг результатов обучения ребенкапо дополнительной  общеобразовательной  программе  "Шитье кукол"...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...