Программа по внеурочной деятельности по географии 5- 9 кл "Хочу все знать, уметь и применять"
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать, уметь и применять" . Направление- общекультурное. Тип - тематическая (география). Срок реализации 5 лет (5-9 кл).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа50.41 КБ
Microsoft Office document icon содержание и ктп127.5 КБ
Microsoft Office document icon рецензия25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Кавказский район поселок Степной

(территориальный, административный округ (город, район, поселок))

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 поселка Степной

муниципального образования Кавказский район

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ________ 20__ года протокол № 1

Председатель ___                  _______

                  подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематическая

тип программы

Общекультурное

направление

«Хочу все знать, уметь, применять»

наименование

5 лет

срок реализации

10-15

возраст обучающихся

Белозерцева Н.В.

Учитель географии и кубановедения МБОУ СОШ№10

Ф.И.О. учителя, составителя

Пояснительная записка

Нормативно- правовая база

1. Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

2. Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р  «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

6. «Методический конструктор программ по внеурочной деятельности». Просвещение, 2011

        Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственое, общекультурное.  

В нашем образовательном учреждении  имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Учитывая интерес к реализуемым программам, наличие ресурсов для их реализации педагогами школы, планируются на  ступени основного общего образования   направления деятельности.

       Программа «Хочу все знать, уметь, применять» относится к общекультурному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 5 лет. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.

         Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности и социализации школьника в период обучения в 5-9 классах. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося.           Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.  

     Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин,

И.С.Якиманская и др. Понятие “интеллект”, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.

         Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках проектного направления, как достаточно сложной формы деятельности, Продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения  занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта и коммуникативности обучающихся. Творческая деятельность, общение, проба себя в разных социальных ролях, способствует развитию личности и формированию культуры детей.

Цель программы:  формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения  поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

        

Задачи программы:

  1. Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к  мыслительным  операциями – анализу, синтезу,  сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.  Обучать приемам доказательства.
  2. Продолжить обучение школьников способам  самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
  3. Способствовать расширению кругозора,  развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
  4. Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
  5. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность  обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде  во взаимодействии с другими людьми.
  6. Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.

Особенность программы:

1.  Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов МБОУ СОШ №10 поселка Степной; формирование  системы социально значимых ценностей через деятельность.

2. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Условия реализации программы:

  1. Кадровое обеспечение: педагоги, имеющие достаточный опыт в ведении проектной и исследовательской деятельности.
  2. Материальное обеспечение: школьная библиотека, компьютерный класс  с выходом в Интернет,  профильные кабинеты химии, физики, биологии, географии.
  3. Сотрудничество с учреждениями социума: библиотека, музей, ДК, РДДТ и т.п.
  4. Модель реализации внеурочной деятельности - смешанная (элементы линейной и модульной модели: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года и концентрация некоторых программ и видов деятельности в определенном периоде времени: полугодии).

Реализация связи с урочной деятельностью:  содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, краеведение).

Возможность распространения и использования программы: размещение программы на сайте МБОУ СОШ №10  и сайтах педагогических сообществ позволит распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на региональном уровне.

Диагностичность 

          Диагностичность реализации программы обеспечивается:

  1. Системой тестовых диагностик, отслеживаением динамики развития обучающихся  по мере реализации программы.
  2. Процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результатами участия  обучающихся в ученических конференциях разного уровня.
  3. Динамикой участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
  4. Фиксированием всех результатов в портфолио обучающихся.

Использование технологий

        Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

        Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:

  1. На развитие личностных универсальных учебных действий:
  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на смыслообразование;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.

  1. На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры.

  1. На развитие познавательных универсальных учебных действий:
  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.

  1. На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
  • на планирование;
  • на рефлексию;
  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения;
  • на самоконтроль;
  • на коррекцию.

        При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.

        Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

1 уровень

5-6 класс

2 уровень

7-8 класс

3 уровень

9 класс

Учащиеся приобретают знания:

  • о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите;
  • по предметам естественно-научного цикла  через интеграцию содержания.

У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:

  • инициирование и выполнение проектных и исследовательских работ;
  • креативном выполнении поставленных учебных задач;
  • созидательном взаимодействии в коллективах сменного и постоянного состава.

Приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности:

  • при определении

темы исследовательской работы или проекта;

  • при работе с вариативными источниками информации;
  • решение задач с измененными условиями;
  • поиске оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач.

Формируемые УУД

        В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5 класс

1. Ценить и принимать базовые ценности.  

2. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

3. Понимать смысл и цель самообразования.

4. Давать нравственно-этические оценки.

1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2.Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

     отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений

1.Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

6 класс

  1. Принимать новые  базовые ценности.
  2. Определять жизненные, личностные ценности.
  3. Осознанно и аргументировано давать нравственно-этические оценки.
  4. Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования.
  1. Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
  2.  Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  3. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
  4.  Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
  5.  Давать определение понятиям.
  6. Устанавливать причинно-следственные связи.
  7.  Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
  8. Проявлять устойчивый познавательный интерес.
  1.  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  2.  Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
  4. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  5.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
  6.  Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  7. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  8. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

  1.  Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
  2.  Простраивать жизненные планы во временной перспективе.
  3.  При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
  4. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

7 класс

  1. Следовать в соответствии с ценностями общества.
  2. Определять кроме жизненных, личностных и профессиональные ценности.
  3. Простраивать траекторию профессионального самоопределения. Осуществлять  выбор.
  4. В системе заниматься самообразованием.
  1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  2. Владеть основами рефлексивного чтения.
  3.  Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
  4. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
  5. Выполнять проектные и исследовательские работы разных видов.
  6. Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательских работ.
  7. Принимать участие в дискуссиях.
  1. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
  2.  Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
  3. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  4. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  5. Владеть основами коммуникативной рефлексии.
  6. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  7. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
  1. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  2.  Планировать пути достижения целей.
  3.  Устанавливать целевые приоритеты.
  4.  Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  5.  Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
  6.  Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
  7. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

8 класс

  1. Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.
  2. Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.
  3. Самоопределение.
  4. Смыслообразование.
  1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  3. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  5.  Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
  1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
  2.  Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
  3. Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
  4.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  5. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
  1. Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
  2. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
  3. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

9 класс

  1. Простраивать жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.
  2. Осуществлять осознанный выбор.
  3. Давать объективные нравственно-этические оценки. Оценивать свое поведение в соответствии с  ценностями общества.
  4. Брать ответственность на себя.
  5. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.
  1.  Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
  2. самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
  3.  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
  4.  организовывать исследование с целью проверки гипотез.
  5. делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
  1. Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
  2.  Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
  3.  Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
  4.  В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
  5. Выступать в группе с инициативой.
  1. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
  2. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  3.  Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
  4. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
  5. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.
  6. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:

  • глубокое знание учебных предметов основного общего образования; умение интегрировать знания  из смежных областей, представлять единую научную картину мира;
  • высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
  • информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.

Тематический план на каждый учебный год

Разделы программы,

Количество часов по классам всего; из них теория/практика

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Определение темы проекта или исследования

4

2

2

1

1

2

Виды исследовательских и проектных работ

2

10

5

5

2

3

Методы исследования природы

15

10

5

5

3

4

Гипотеза и доказательства

3

5

10

15

10

5

Сбор аргументов

5

5

10

5

15

6

Презентация проекта, исследования

5

2

2

3

3

Итого:170 часов

34

34

34

34

34

Материально- техническое обеспечение.

№п/п

        Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Амосов, Н. М. Страна детства: сборник / Н. М. Амосов, Л. А. Никитина, Д. Д. Воронцов.-  М.: Знание, 1990. – 288 с.

2

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Издательство «Институт практической психологии»;  Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

3

Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип /  Е. И. Бондарчук. - МАУП, 2002. — 168 с.

4

Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов педагогических  институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1973. – 288 с.

5

Истратова,  О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)

6

С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Просвящение, 2001. – 238 с.

7

Субботский,  Е. В. Ребенок открывает мир /  Е. В. Субботский.- М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

8

Талызина,  Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов  средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

Печатные пособия

1

Школьный психолог

2

Диагностические карты

Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Ноутбук

7-15

3

Принтер

1

4

Интерактивный комплекс

1

Экранно- звуковые пособия

1

Тематические диски по классам (набор №1,2, 3, 4, 5)

5

2

DVD Развиваем способности ребенка

1

        Игры, игрушки

1

Тематические игры.

2

Логические игры.

Оборудование класса

1

ИКТ

2

Парты, стулья

3

Палас (мягкие коврики)

4

Наборы для исследований, наблюдений.

Литература

Согласовано:

протокол заседания

методического объединения

учителей №        

от  «     »  _____________ 20     г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

____________  Л.Н.Бреус

«      »  ______________  20   г.



Предварительный просмотр:

Содержание программы «Хочу все знать, уметь, применять»

№ п/п

Тема занятия

Основное содержание

Форма проведения

Планируемые универсальные учебные действия

Планируемые результаты

5 класс

Что такое гидросфера

1-10

Понятие гидросферы.

(биолог)

Воды океанов, морей, озер, рек, ручьев, прудов, болот, подземные воды, ледники

Круглый стол

Экскурсия

Заочное путешествие

Познавательные:

- давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения

Выпуск листовок.

11-16

Химический состав воды. (химик)

Нахождение в природе. Физические свойства воды. Состав и строение молекулы. Получение в лаборатории.

Викторина

Практическая работа

Экскурсия

Познавательные:

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы

17-21

Свойства воды .(физик)

Цвет, форма, запах, агрегатные состояния, фазовые переходы

Мини исследование

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Формировать у учащихся представления о свойствах воды: цвет, форма, запах; трех агрегатных состояниях воды,
о выталкивающей силе.
Изучить работу  пара, основаную на свойстве воды при нагревании расширяться, при охлаждении - сжиматься.

Формировать знания об использовании свойств воды в жизни человека.

22-25

Вода в живых организмах. (биолог)

Роль воды в организме живых существ.

Мини исследование

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Проектная работа.

26-27

Вода-растворитель. (химик)

Экспериментальное изучение основного физического свойства воды. Введение понятия раствор, взвесь. Значение растворов в природе и жизни человека.

Мини исследование

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

-уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

28-29

Исследование реки своего населенного  пункта

Изучение берега, регистрация уровня воды, изучение качества воды.

Полевые практики

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях;

- проводить тематические исследования.

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Изучение особенностей воды в пределах населенного пункта, создание профиля берега озера, описание ландшафта озера, приобщение работать на местности в полевых условиях

30-31

Очистка воды (химик)

Главные объекты изучения на комплексной экскурсии по изучению водных источников

Экскурсия

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях;

- проводить тематические исследования.

Оформление материалов экскурсии.

Разработка системы природоохранных мер, направленных на улучшение экологической ситуации в районе проведения экскурсии.

32-33

Мировой океан- основная часть гидросферы. (биолог)

Вода как среда обитания живых организмов

Заочное путешествие

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки

34

Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода»

Химический состав воды, физические свойства воды, роль воды в жизни растений и животных

Викторина

Познавательные:

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Развитие интереса школьников  к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;
формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.

6 класс

Что такое атмосфера

1-5

Понятие атмосферы. (биолог)

Что входит в состав атмосферы, протяженность атмосферы.

Круглый стол

Познавательные:

- давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с  использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения.

Расширить знания об атмосфере, ее строении и протяженности.

6-10

Воздух – смесь газов.

 (химик)

Компоненты  воздуха. История открытия состава воздуха.

Краткая характеристика основных частей воздуха.

Мини исследование

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

11-14

Растения – главный поставщик кислорода на Земле.

(биолог)

Космическая роль растений на планете Земля.

Экологическая сказка

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Творческая работа.

15-19

Свойства кислорода и углекислого газа

(химик)

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.

Мини исследование

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.

20--23

Атмосферное давление.

 (физик)

Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.

Урок волшебства

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Экспериментальное доказательство существования атмосферного давления

24-28

Образование ветров

 (физик)

Ветер как природное атмосферное явление, механизм образования ветров.

Исследовательская работа

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Расширение знаний учащихся о механизме формирования ветров, формирование энциклопедических  знаний в процессе выполнения проектной работы

29-32

Воздух и все живое. (биолог)

Роль воздуха для поддержания жизни организмов.Среда обитания птиц, насекомых.)

Экскурсия

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях;

- проводить тематические исследования..

Расширить представление учащихся о роли в жизни живых организмов

33-34

Итоговое занятие по теме «Атмосфера»

Особенности строения атмосферы, явления, происходящие в ней

Соревнование

Познавательные:

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе.

        

        7 класс

Что такое литосфера

1-3

Строение Земли. (биолог)

Внутреннее и внешнее строение Земли.

Заочное путешествие

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Изготовление макета строения земли.

4-7

Почва. Изучение состава почвы населенного пункта.

Закладка шурфа, механический состав почв, особенности почвенного профиля, определение глубины профиля

Практикум на местности

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине

- приобщать вести исследовательскую деятельность.

Познавательные:

- приобщать исследованию природных объектов;

- развивать умение работать со специализированной литературой;

-производить лабораторные опыты для анализа объектов.

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь;

- уметь обсуждать проблемы, вести взаимоконтроль

Углубить знания о почве. Сформировать знания о разнообразии почв и их образовании. Понятие о плодородии почвы, закрепить знания об органических и неорганических веществах.

8-11

Геологическая коллекция моего села.

Экскурсия в геологический музей.

Учащимися собирается коллекция камней вблизи своего населенного пункта, оформляется в виде стенда. Горные породы и минералы определяются учащимися при помощи определителей (в дальнейшем породы и минералы определяются специалистами в геологическом музее).

Создание коллекции минералов и горных пород своего населенного пункта (области)

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

- развивать творческие способности при оформлении коллекционного стенда.

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Исследование окрестностей  родного городка, приобщение к работе на местности, создание собственной коллекции минералов и горных пород родного края.

12-15

Землетрясения .

Раннее и современное объяснение причин землетрясения, механизм землетрясений и их классификация, перспективы предсказаний, трудности прогноза.

Круглый стол

Познавательные:

- давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения.

Формирование представления о землетрясении как о важной составной части окружающей среды

16-17

Поведение животных способно предсказать землетрясение.

Использование способности животных для ранней диагностики и прогнозирования землетрясения.

Устный журнал

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Расширение кругозора.

18-21

Вулканы

Механизм образования вулканов, виды вулканов, история вулканических катастроф.

Заочное путешествие

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Формирование представления о вулканической деятельности как о важной составной части окружающей среды

22-25

Полезные ископаемые России

Изучение коллекции полезных ископаемых регионов России.

Характеристика основных ископаемых родного края.

Устный журнал

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

- развивать творческие способности при оформлении итоговой работы

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Расширение знаний о месторождениях полезных ископаемых на Южном Урале.

26-30

Растительный и животный мир своего региона

Изучение местной флоры и фауны. Красная книга Краснодарского края.

Устный журнал

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Расширение знаний о растительном и животном мире области.

31-34

Заповедные зоны своего региона.

Места расположения заповедных зон Краснодарского края. Охраняемые природные объекты в этих зонах.

Экскурсия

Презентационная работа

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Формирование целостной картины окружающего мира

8 класс

Явления вокруг нас

1-10

Симметрия в природе:

  1. Физика и симметрия
  2. Химия и симметрия
  3. Биология и симметрия

Учебный проект

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Сформировать у учащихся следующие понятия: центральная; осевая; радиальная; билатеральная (зеркальная); поступательная и поступательно-вращательная; винтовая, а также спиральная симметрия, роль симметрии в живой и неживой природе

Провести  исследовательскую работу по изучению явлений симметрии в природе, архитектуре и технике. Приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации.

11-18

Закон сохранения электрического заряда

  1. Закон сохранения заряда (физик)
  2. Проявление закона сохранения заряда в химии
  3. Зачем нужно чистить зубы (биолог)

Круглый стол

Познавательные:

- давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения.

Формирование  у учащихся представления о единой естественнонаучной картине мира.

19-26

Закон сохранения энергии и массы:

  1. Круговорот воды в природе
  2. Миграция химических элементов при круговороте.
  3. Влияние круговорота веществ на живой организм

Учебный проект

Регулятивные:

- планировать ход проведения эксперимента;

- уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

- осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

- проводить эксперимент под руководством учителя;

-объяснять явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Обобщение  знаний о законах сохранения массы, энергии,  специфике действия этих законов в химии, физике, биологии. Реализация межпредметных связей курсов химии, физики, биологии.

27-34

Мир вокруг нас.

Строение вселенной.

Разнообразие растительного мира планеты

Экскурсия в планетарий и ботанический сад

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- проводить тематические исследования.

Формирование целостной картины окружающего мира

        

        9 класс

Человек и природа

1-5

Путешествие по планете

. Класс делится на группы. На карту мира нанесены значки с номерами. Группа выбирает один из пунктов. Один и участников групп делает заранее подготовленный доклад об одном из уникальных объектов расположенных в данном районе. Затем вопрос задается всем группам, отвечают по готовности.

Интеллектуальная игра с элементами выступлений

Личностные:

- отработать навыки публичного выступления;

- принимать решение в ситуации выбора.

Познавательные:

- работать с различными источниками информации;

- готовить публичные выступления;

- помогать в подготовке мероприятия.

Коммуникативные:

- совершенствовать монологическую речь;

- умение вести диалог, отвечать корректно на задаваемые вопросы;

- уметь слушать мнения одноклассников при обсуждении вопроса.

Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний по географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе

6-10

Экология дома и в природе

Понятие экология. Законы экологии. Соблюдение экологических правил.

Круглый стол

Познавательные:

- давать определение понятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- учитывать различные мнения.

Исследовательский проект

11-16

Влияние человека на состояние живой природы

Наблюдение за изменением вносимым человеком в природу.

Экскурсия

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать измерительными приборами в полевых условиях;

- проводить тематические исследования.

Отчет об экскурсии.

17-22

Изучение климата своего региона

Использование различных методов: климмотаграммы интернетисточники и т.п.

Практикум

Личностные:

- приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны;

- совершенствование навыков ведения исследовательской деятельности.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- реализовать проектно-исследовательскую деятельность;

- обобщать понятия, устанавливать коррелятивные связи.

Коммуникативные:

- работать в группе;

- уметь слушать другие точки зрения, приходить к консенсусу.    

Определение особенностей развития климата за последние нескольких десятков лет, умение анализировать лабораторный материал.

23-28

Проект «Мой поселок»

Учащимся предлагается собрать материал об истории и географии родного поселка. Делаются фотографии, собирается фактический материал (работа с литературой в библиотеке, опрос родителей, просмотр периодических изданий). Материал систематизируется и создается электронная энциклопедия «Мой поселок».

Практикум

Личностные:

- формирование познавательного интереса к особенностям истории и культуры своего села;

- приобщение к изучению своей малой родины, как части большой и великой страны.

Познавательные:

- уметь работать с источниками информации (книги, архивы газет);

- совершенствовать речевые навыки при интервьюировании;

- классифицировать и систематизировать материал.

Коммуникативные:

- уметь договариваться о ходе подготовки и выполнении проекта;

- оказывать взаимопомощь в обработке и подготовке к публикации собранного материала.

Создание электронной энциклопедии родного городка по различным аспектам (численность населения, ветераны, социальные объекты, история городка)

29-34

Электронный атлас-справочник населенных пунктов Краснодарского края

Создание электронного атласа справочник населенных пунктов Краснодарского края. Отражено: географическое положение, численность населения, план населенного пункта, фотографии улиц, экономика (промышленные предприятия )

Проектная работа

Личностные:

- изучение природы родного края;

- воспитание любви к своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

- развивать творческие способности при оформлении электронного атласа.

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь

Создание электронного атласа-справочника о населенных пунктах своего городского округа



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на программу внеурочной деятельности «Хочу всё знать, уметь и применять».

Составитель : Белозерцева Н.В, учитель географии и кубановедения

МБОУ СОШ № 10 п. Степной  Кавказского района Краснодарского края.

      Программа внеурочной деятельности  рассчитана на среднюю ступень обучения 5-9 классы, реализуется через занятия внеурочной деятельности 1 час в неделю, занятия имеют четкую практическую направленность: расширение и углубление знаний по естествознанию, ориентируют учащихся на исследовательскую и проектную деятельность. Программа целенаправленно способствует созданию условий для успешного обучения, социализации  средствами развивающих занятий через практическую деятельность.

Актуальность и новизна программы определяются ее направленностью на формирование основных компетентностей учащихся среднего звена обучения.

        В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно- тематическом плане,  учтены и описаны методы оценивания, критерии оценивания, планируемые результаты. Программа соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования.

Программа рекомендована для использования в школьной практике

             

РЕЦЕНЗЕНТ:                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...

Программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!"

Программа по внеурочнойдеятельности учащихся 3 класса "ХОЧУ  ВСЕ  ЗНАТЬ!" носит краеведческий и исследовательский характер. Составлена для учащихся 3 класса интересующихся биологическими зна...

Программа по внеурочной деятельности " Школа географа - исследователя" 8 класс.

Программа внеурочной деятельности  « Школа географа – исследователя»  общеинтеллектуального направления посвящена формированию географического образа своей Родины, формирует у учащихся компл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников"

Программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ее цель - формирование позитивной мотивации изучения географии, развитие инте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"

Программа  "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города  СП-Б...