Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"
    рабочая программа по географии (6 класс)

    Абрамова Елена Ивановна

    Программа  "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города  СП-Б

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 266

    с углубленным изучением французского языка

    Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

    Принято

    Педагогическим советом

    Протокол № _______

    от «____» _____________ 20___ г.

    «Утверждаю»

    Директор ГБОУ средней школы № 266

    ________________/Э.Х. Папуциди/

    Приказ № ______

    от «____» ____________ 20___ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    «География в городе»

    для  6б  класса

    на 2019- 2020 учебный год

    Составитель:  

    Абрамова Елена Ивановна

    Санкт-Петербург

    2019г

    Пояснительная записка

    Программа основана на плане внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса, который  является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов.

    Нормативно - правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня:

    • Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);

     • Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;

     • СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении;

    нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

    • Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

    Авторской программы   Тарасовой Л.В., Кузнецовой Т.С (Кафедра ЕНО,СП-Б АППО)

    Кол-во часов 34 ( 1  часа в неделю)

    Цель программы: создать условия для  формирования географической культуры учащихся, картографической грамотности  и системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, подготовка учащихся к проектной деятельности.

    Задачи программы:

    - повышение интереса к географии и краеведению;

    - вооружение учащихся специальными и общеучебными  знаниями, позволяющими использовать карты, путеводители, статистические материалы, Интернет, справочную литературу для характеристики городской среды проживания;

    - развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников;

    - формирование умений осуществлять исследовательскую деятельность;

    - развитие самостоятельности;

    - работа с научными, научно-популярными и литературными источниками, включающими описание особо охраняемых и рекреационных ресурсов Санкт-Петербурга;

    - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

    - познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволит сформировать географическую картину мира;

    -понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;

    - формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

    - стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе и деятельности  известных земляков, понимания ценность и значимость каждой человеческой жизни;

    - использование межпредметны связей;

    - воспитание  коммуникативной  культуры.

    Основные формы организации занятий: учебные занятия на базе школы – теория и  практика,   практические работы вне школы,  экскурсии.

    Актуальность программы заключается в том, что разработка методики внеурочной работы для школ имеет не только научное (связанное с раскрытием теории и методики внеурочной  работы по географии), но и социальное (связанное с формированием коммуникативной компетентности личности), а также прикладное значение (связанное с разработкой и реализацией методики внеурочной работы по географии).

    Формы подведения итогов: программой предусмотрена  защита проектов, метапредметная викторина, защите презентаций, определение лучшей работы на фотовыставке.

    Формы организации занятий (ориентированы на диалог с учащимися):

    •        пешеходные экскурсии;

    •        презентации проектов;

    •        беседы, викторины;

    •        виртуальные путешествия;

    •        «круглый стол»;

    •        конкурсы, фотовыставки;

    •        пресс-конференция;

    •        посещение музеев;

    •        работа с литературой, картографическим материалом, Интернетом

    Содержание программы

    1.Географическое положение Санкт-Петербурга (1 часа).

    Лекция: Влияние географического положения на особенность природы и хозяйства. Балтийский водный бассейн и транспортные пути. Административное деление города. Города и поселки, входящие в состав Санкт-Петербурга

    Практическая работа №1. Характеристика и оценка географического положения СанктПетербурга.  Связь географического положения, особенностей природы и хозяйственного освоения территории.

    Тема 2. Природа Санкт-Петербурга (33 часов)

     2. Рельеф городской территории (2 часа)

    Лекция: Геологическое прошлое. Этапы геологической истории. Силурийское плато. Глинт. Геологическая карта. Характер и география пород, слагающих территорию. Оледенение, ледниковые формы рельефа. Особенности рельефа разных частей города. Невская низменность. Рельеф города Санкт-Петербурга.

    Географический диктант. Перечислить моря, образовавшиеся после отступления ледника, низменности, террасы.

     3.Полезные ископаемые на территории Санкт-Петербурга (2 часа).

    Лекция: Полезные ископаемые пески, глины, минеральные краски, известняк, торф, подземные воды.

    Виртуальное путешествие по физической карте города.

    4.Камень в убранстве города (4 часа).

    Лекция: Значение камня в строительстве и архитектуре. Строительный материал: песок и глина. Каменное убранство Санкт-Петербурга. Облицовочный камень.

    Экскурсия на несколько станций Метрополитена.

     5. Особенности городского климата (2 часа).

    Лекция: Тип климата, связь с климатообразующими факторами. Погодные условия по сезонам года. Микроклимат Санкт-Петербурга, тенденции изменения под влиянием антропогенного фактора.

    Творческое задание.  Найти описание погоды и климата Санкт-Петербурга   в произведениях писателей и  поэтов.

     6. Нева и её  естественные  притоки (2 часа).

    Лекция: Река Нева, ее происхождение, длина. Характер течения, особенности питания и режима. Ширина и глубина реки Невы в пределах Санкт-Петербурга. Особенности Невской дельты. Рукава и острова дельты, притоки. Невы.

    Практическая работа №2. Отметить на контурной карте Неву и наиболее крупные ее притоки.

     7.Водные искусственные сооружения. Каналы (4 часа).

    Лекция: Каналы .Обводный канал.  Сестрорецкий   разлив. Строительство дамбы.

    Экскурсия на «Водоканал».

     8. Пруды и озера Санкт-Петербурга (2 часа).

    Лекция: Графский пруд, Суздальские озера: Верхнее, Среднее, Нижнее. Озеро Долгое. Дудергофское озеро. Озеро Щучье. Особенности происхождения озер, характер берегов, ледовый режим.

    Работа в группах. На контурной карте нанести водные объекты.

    9.Озеро Лахтинский разлив.

    Лекция: Озеро  Лахтинский  разлив. Реки, впадающие в озеро.

    Творческое задание. Нарисовать обитателей озера.

    10.Финский залив. Наводнения.

    Лекция: Происхождение Финского залива, глубины, ледовый режим. Районы, которые омывает  Финский залив. Опасные явления. Наводнения, их причины и последствия.

    Презентация о наводнениях.

    11. Почвенное разнообразие городского пространства.

    Лекция: Почвы, их различия в границах города, уничтожением плодородного слоя земель. Почвогрунты. Культурный слой в городе.

    Экскурсия в центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.

    12.Растительный мир города. Скверы. Сады. Парки.

    Лекция: Грибы. Водоросли. Лишайники. Мхи. Сосновка. Ботанический сад, Александровский сад, Юсуповский сад, Таврический парк, Михайловский парк,  Муринский парк.

    Фотовыставка.

    13.Летний сад как природный и социокультурный объект.

     Лекция: Летний сад. Лиственные и хвойные деревья.

    Экскурсия в Летний сад.

    14. Животный мир города.

    Лекция :Животный мир.50 видов млекопитающих в Петербурге. Кроты, ежи, землеройки, крысы, зайцы, белки, летучие мыши, птицы, жабы, ящерицы, 40 видов рыб,   насекомые.

    Творческое задание. Нарисовать животных, встречающихся в городских ландшафтах своего района.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    в области познавательных УУД:

    осуществление поиска необходимой информации для выполнения  заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, Интернет;

    - умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

     - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его местоположении;

     - систематизацию  географических  и краеведческих знаний;

    в области регулятивных УУД:

    - принятие и сохранение учебной задачи;

     - - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

     - оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

    в области личностных УУД:

    - проявление устойчивого интереса к  прошлому своего города,  семьи и малой родины;

     - уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;

     - проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации;

    - инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

    в области коммуникативных УУД:

    - формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе;

     - побуждение интереса к самопознанию;

     - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;

     - формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - умение задавать вопросы.

    Личностные   результаты:

    -формирование у школьников   мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

     -развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

     - организация на занятии парно-групповой работы.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные:

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

     - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

    Познавательные:

    - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

     - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

    -  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    -   основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

     - осуществлять анализ объектов, изображенных на  географических картах;

     - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

    Коммуникативные

    - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    - умение координировать свои усилия с усилиями других;

    -  формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - задавать вопросы;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    -  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    -  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

     - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

    В процессе реализации программы «География в городе» формируются следующие компетенции:

    Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих,  интересам общества).

    Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).

    Учебно-  познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).        

    Коммуникативная (умение работать в. команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).

    Связанность и систематичность содержания учебного материала достигается выбором такой последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение последующих знаний обеспечивается предыдущими, а так же прослеживанием связей между частными и общими знаниями.

    Об успешности реализации данной программы можно судить по завершению ученических работ и проведению итоговой конференции.

    Методическое  обеспечение  программы

    Введение (1 час)

           На вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом проектных, творческих, самостоятельных   работ, которые необходимо выполнить за  время обучения, с перечнем экскурсий.  Учащиеся получают список литературы по содержанию курса.

    Викторина — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы на знание своего города, вопросы могут носить географический, краеведческий, культурологический характер.  При проведении викторины необходимо определить правила, очередность хода,  типы и сложность вопросов, порядок  выявления победителей, вознаграждение за правильный ответ. Возможна подготовка учителем презентации-викторины.

    Перечень экскурсий:

    1.  В Петропавловскую крепость на экспозицию «Петербург до Петербурга».

    2. На насколько станций метрополитена, ближайших к месту проживания( по выбору учителя), знакомство с минералами, горными породами,  использованными при строительстве станций.

    3. На «Водоканал». Музейный комплекс «Вселенная Воды»: ( экскурсия  по выбору)

    классическую экспозицию «Мир воды Санкт-Петербурга», мультимедийную экспозицию «Подземный мир Санкт-Петербурга», мультимедийную экспозицию «Вселенная Воды», показывающую воду во всех ее проявлениях – как созидательных, так и разрушительных, со всеми ее загадками, тайнами и легендами.

    4. В центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.

    5. В Летний сад.Памятные места Летнего сада. Ботанические экскурсии с рассказом о цветах, лекарственных травах и других растениях,  высаженных здесь.

    6. Русское географическое общество. История создания, посещение музея, знакомство с биографиями  и  открытиями русских путешественников.

    Работа с Интернетом. Предложить учащимся выйти на сайты, предварительно просмотрев их :http://spbcentre.ru/1.html,

    http://bookimir.ru/loads/504646-dvorcy-sankt-peterburga-hudozhestvenno-istoricheskiy-ocherk-ap-kryukovskih.html.

    Практические работы.

    Практическая работа №1.

    Географическое положение Санкт-Петербурга. Работа с атласами и контурными картами.

    Площадь города, сравнить с площадью некоторых государств мира.

    Определить местоположение на карте России Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Отметить  на контурной карте, какими водоемами омывается, с какими регионами граничит.

    Определить координаты города, вытянутость с запада на восток и с севера на юг.

    Найти острова, которые относятся к городу.

    Виды транспорта города.

    Сделать выводы об особенностях географического положения города и оценить его.

    Практическая работа №2.

    Нева и ее естественные притоки. Найти на карте города Неву и отметить на контурной карте наиболее  крупные ее притоки.

    Большая Невка,  разделяющаяся на Среднюю и Малую Невку, Большая и Малая Нева, Фонтанка, Пряжка, Карповка,  Екатерингофка, Ждановка, Смоленка,  Крестовка, Кронверкский пролив, Черная речка, Мойка, Дубровка, Мурзинка,  Охта, Славянка, Утка,  Мга,  Святка, Тосна, Ижора, Черная, Волковка.

    Каналы: Морской канал, канал Грибоедова, Обводный, Крюков, Новоладожский.

    Можно выделить левые притоки и правые притоки.

    Практическая работа №3. Составление списка «географических» музеев города с помощью литературы и Интернет. Нанесение их  на контурную карту.

    Практическая работа №4.На контурной карте показать границы района проживания и районы пограничные районы.

    Работа в группах, в парах требует конкретизации заданий, позволяет осуществлять коммуникацию и оценивать работу самим участникам процесса обучения (самооценка). Работа с использованием исторических карт, знакомство с легендой карты.

    Фотовыставки.

    На вводном занятии познакомить с тематикой фотовыставок, предложить учащимся попробовать себя в роли фотографа, оговорив размеры фотографий, обязательные комментарии к ним, критерии оценки работы.

    Творческие задания. Найти описание погоды и климата Санкт-Петербурга  в произведениях писателей и  поэтов.

    Нарисовать обитателей озера Лахтинский разлив.

    Нарисовать животных, встречающихся в городских ландшафтах своего района.

    «Круглый стол».

    Вопросы для обсуждения:

    Факторы отрицательного воздействия современного общества на географическую среду и здоровье человека.

    Ухудшение экологической и обстановки в акватории Финского залива.  

    Экологическая характеристика Невы.

     Основные источники загрязнения подземных вод.

    Атмосферные загрязнения и их влияние на   город.

    Влияние вырубки деревьев на экологическую обстановку в городе.

     Привести примеры антропогенного воздействия на природу, здоровье жителей Санкт-Петербурга.

    Территории  в Санкт-Петербурге с неблагоприятной экологической обстановкой.

    Город и горожане, воспитание городом. Воздействие города на характер мышления, на формирование представления об окружающем мире.

    Важность стоящих перед жителями Санкт-Петербурга экологических проблем.

    Презентация проектов.

    Этапы работы над учебным проектом: выявление проблемы, определение темы будущего проекта, планирование работы над проектом, постановка цели, задач проекта, методы и способы, создание продукта, результат, рефлексия.

    1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами.

    2. Выбор один из предложенных проектов и обоснование его актуальности.

    3. Выявление проблемы, сформирование   цели и задач проекта.

    4. Указать   учебный материал, литературу   по предмету и межпредметным  связям, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

    5. Продумать теоретическую и практическую значимость проекта.

    6. Выбрать   методы решения проблемы.

    7. Определить продукт проектной деятельности.

    8. Указать этапы работы над проектом.

    9. Обозначить форму представления проекта.

    10.Перечислить критерии оценивание проекта

    Пресс-конференция.  Эти занятие   имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем  с целью их популяризации и пропаганды. Такие занятия способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой.

    Календарно-тематическое планирование

    №п/п

    Наименование тем курса

    Кол-во часов

    В том числе

    Форма контроля

    Дата

    (п/ф)

    Лекции

    Практические

    занятия

    Природа Санкт-Петербурга (34 часов)

    1-3

    Введение.Географическое положение. Рельеф  городской территории. Практ. раб. №1

    2.09

    9.09

    16.09

    3

    1

    1

    Географический диктант

    4

    Полезные ископаемые на территории  Санкт-Петербурга

    23.09

    1

    1

    1

    Виртуальное

    путешествие

    5-8

    Камень в убранстве города

    30.09

    7.10

    14.10

    21.10

    4

    1

    3

    Экскурсия на несколько станций Метрополитена

    9-10

    Особенности городского климата

    4.11

    11.11

    2

    1

    1

    Творческое задание

    11-12

    Нева и её  естественные притоки.

    18.11

    25.11

    2

    1

    1

    Практическая работа  №2

    13-16

    Водные искусственные сооружения. Каналы.

    2.12

    9.12

    16.12

    23.12

    4

    1

    3

    Экскурсия на «Водоканал»

    17-18

    Пруды и озера Санкт-Петербурга

    13.01

    20.01

    2

    1

    1

    Работа в группах на контурной карте

    19-20

    Озеро Лахтинский разлив

    27.01

    3.02

    2

    1

    1

    Творческое задание

    21-22

    Финский залив. Наводнения.

    10.02

    17.02

    2

    1

    1

    Презентация о наводнениях

    23-24

    Почвенное разнообразие городского пространства.

    24.02

    2.03

    2

    1

    1

    Экскурсия в музей почвоведения

    25-27

    Растительный  мир города.

    9.03

    16.03

    30.03

    3

    1

    3

    Проект. Фотовыставка.

    28-31

    Летний сад как природный и социокультурный объект.

    6.04

    13.04

    20.04

    27.04

    4

    1

    3

    Экскурсия в Летний сад

    32-34

    Животный мир города.

    4.05

    11.05

    18.05

    3

    1

    1

    Творческая работа

    ИТОГО

    34

    Список литературы

    1.Анисимов Е. Петербург времен Петра Великого. М.:Центрополиграф, 2003.

    2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли /под ред. А.Г. Асмолова/А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]. М.,2008.

    3.Атлас особо охраняемых  природных территорий Санкт-Петербурга/ Отв. Ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. СПб, 2014.176с.

    4.Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство. Монография. - СПб.,2003.-224с.

    5.Васильев С.В., Соломин В.П.Экологизация  географического образования: Сущность. Развитие. Реализация: Учебное пособие.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- 159с.

    6.Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев.- М.: Просвещение, 2014.- 127 с.

    7.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-4-е изд.- М.: Просвещение,2014.-223с.

    8.География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. М.: Изд-во МГУ, 2008-88с.

    9.Геоинформационная система «Всемирное наследие»: методические рекомендации для учителей. Баранов А.С, Баранова И.И. Финаров Д.П. //География в школе,  №5, 2007.- С 59-66..

    110.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-3 изд.-М.: Просвещение, 2012.

    12..Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. - М.:Искусство,2000.-С.159-173.

    13.Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.-2 изд.- М.: Просвещение, 2014.- 92 с.

    14.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

    15.Нестеров Е.М., Соломин В.П., Дзюба О.Ф Природа Санкт-Петербурга. Книга для детей и родителей. СПб.:Тесса, 2006.

    16.Объекты Всемирного наследия. Энциклопедия в 2 частях-М.:  Новая элита, 2009. - 487с.

    17.О природном и культурном наследии Санкт-Петербурга для естественников и гуманитариев: учебно-методическое пособие /Э.В.Гущина и др.; под ред.Э.В.Гущиной.-СПб.: СПбАППО.2011.-204с.

     18.Официальный сайт комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

     19. Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010.-71с

    20.Природа родного края: учеб.пособ. для 6 кл. /З.А.Томанова, А.Н. Любарский.-СПб.: Специальная литература, 2008.-150с.

    21.Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.- М.: Просвещение,2011.-96с.

    22.Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы /В.В.Рубцов. Т.Г. Ивошина. -М: Московский городской психолого - педагогический университет, 2002.-272с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"

    Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" (1-4 классы)...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

    Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов

    Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города"  расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет  познакомить учащихся с экономическо...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...