Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"
рабочая программа по географии (8 класс)

Дьячковская Луиза Федоровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_respublika_saha_yakutiya.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева»

МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия)

«Рассмотрено»

Руководитель МО: _______/_______

Протокол №___

от «___» ___________2019 г

«Согла»Согласовано»

Заместитель директора по УВР: _______/_______

«___» ___________2019 г

«Утверждаю»

Директор школы

__________/__.

Приказ №______

от «___» ____________2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности  «Моя Родина – Республика Саха (Якутия)»

для 8 класса

на 2019-2020 учебный год

Разработала: Дьячковская Л.Ф.

учитель географии

высокой категории

с.Хаптагай, 2019

Основные  задачи курса:

Личностные можно определить как способность к саморазвитию и личностному самоопределению учащегося,  его способности к самосовершенствованию  путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта; умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий.

Метапредметные - способы деятельности сформированные на базе нескольких или всех учебных предметов и  применяемые в рамках образовательного процесса, а так же при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, картами и различной информацией на цифровых носителях; систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию; оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов; выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий.

Предметные результаты  должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать

  • осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роль в решении глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компонентов научной картины мира; формирование целостного восприятия мира, формирующихся и развивающихся по законам взаимосвязанных природных и общественных территориальных систем;
  • освоение комплексных социально-ориентированных знаний о Земле, о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, территориальной организации хозяйства, об особенностях и динамике территориальных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, которые протекают в географическом пространстве;
  • осознание проблем и особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий;
  • овладение основами картографической грамотности, овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации; практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения анализировать и оценивать их последствия;
  • формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; адаптация к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • формирование навыков и умений соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии, и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные  процессы и явления;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями  и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Назвать и (или) показывать:

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ;
  • границы Республики Саха (Якутия), субъекты Российской Федерации с которыми граничит наша республика;
  • основные формы рельефа (горы и равнины); особенности рельефа связанные с образованием и внутренним строению литосферы; основные  геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • Часовые пояса России и  Якутии;
  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклона; особенности климата связанные с географическим положением;
  • распределение рек республики по бассейнам морей Северного Ледовитого океана;
  • основные области современного оледенения, крупные ледники и наледи, границы многолетней мерзлоты;
  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использовании;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследии Якутии (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (наводнения, сели, землетрясения и т.д.);
  • экологически неблагополучные районы Республики Саха (Якутия);
  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:  географическое положение, отдельных районов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т.д.).

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  • влияние географического положения на особенности природных условий, хозяйства и жизни населения;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние при родных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе;
  • изменения при родных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Содержание курса

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию своего региона.

Моя Родина – Республика Саха (Якутия). 8 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 1 ч— резервное время)

Что изучает физическая география Якутии

Что изучает физическая география Якутии. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

Республика Саха (Якутия) на карте Российской Федерации

Географическое положение Якутии. Якутия — самая большая республика в составе Российской Федерации. Крайние точки Якутии. Границы Якутии. Особенности географического положения.

Административно-территориальное устройство РС (Я). Границы республики, субъекты РФ с которыми граничит Якутия. Улусы и их центры, города Якутии

Открытие и исследование Якутии. Народная география. Прибытие русских. Великая Северная экспедиция. Исследования в XIX и XX вв

Практические работы. 1. Характеристика географического положения Якутии.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: называть различные источники географической информации и методы получения географической информации; определять географическое положение республики; показывать пограничные субъекты РФ, моря, омывающие республику.

Раздел I. Литосфера 

Особенности рельефа Особенности рельефа Якутии. Крупные формы рельефа республики их размещение.

Геологическое строение.  Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей республики. Связь основных форм рельефа со строением литосферы. Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Полезные ископаемые. Минеральные ресурсы Якутии. Распространение полезных ископаемых. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Практические работы. 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Раздел II. Климат Якутии

От чего зависит климат Якутии. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории Якутии. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.

Типы климата Якутии. Разнообразие климата. Типы климатов республики: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный.

Времена года. Характеристика времен года. Продолжительность, средние температуры, минимальная и максимальная температура, количество осадков, влажность воздуха, коэффициент увлажнения. Циклоны и антициклоны.

Агроклиматические ресурсы. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления.

Многолетняя мерзлота. Древнее оледенение на территории Якутии. Границы распространения многолетней мерзлоты в Якутии, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Практическая работа 3. Характеристика климата Якутии

Гидросфера.

Внутренние воды. Разнообразие внутренних вод Якутии. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Реки. Особенности рек Якутии. Водность. Режим паводков. Ледостав. Питание рек.

Озера, болота, подземные воды, ледники Крупнейшие озера Якутии. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод.

 Якутии. Моря, омывающие берега Якутии. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Почвы. Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв. Закономерности распространения почв. Типы почв Якутии.

Почвенные ресурсы. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Практические работы. 4. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

IV. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный мир. Основные типы растительности Якутии.

Животный мир. Разнообразие животного мира России.

Природные зоны. Природные зоны Якутии. Природная зональность. Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность.

Практические работы. 5. Сравнительная характеристика двух природных зон

Охрана природы. Биологические ресурсы. Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Заповедники и национальные парки Якутии. Красная книга Якутии.

Практические работы. 6. Определение роли ООПТ в сохранении природы

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни; называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: показывать на карте основные природные зоны Якутии, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе; показывать на карте крупные природные районы Якутии; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.); давать комплексную физико-географическую характеристику объектов; отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов; выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел V. Человек и природа 

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья. География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей; объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека; объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; систематизировать информацию; структурировать информацию; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза; искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи; создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать: российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной; ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики; гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


География Якутии. Природа. 8 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 1 ч— резервное время)

№ раздела № урока

Раздел

Тема 9анятия

Что изучает физическая география России

Зачем следует изучать географию своей респкблики? Знакомство с учебником, атласом

Республика Саха (Якутия) на карте Российской Федерации

 

 

Географическое положение.  Практическая работа 1. Характеристика географического положения Якутии

Административно-территориальное устройство Якутии

Открытие и исследование Якутии

Литосфера

 

 

 

Особенности рельефа

 Геологическое строение

Полезные ископаемые

Практическая работа

 Климат Якутии

От чего зависит климат Якутии

Распеделение тепла и влаги на территории Якутии

Типы климата Якутии

Времена года

Агроклиматические ресурсы Якутии

Практическая работа. Характеристика климата Якутии

Многолетняя мерзлота

 Гидросфера

 

Внутренние воды  и водные ресурсы

Реки

Озера, болота, подземные воды

Практическая работа. Характеристика одной из рек Якутии (по плану)

Моря Якутии.

Роль воды в жизни человека

 Почвы

Закономерности распространенич почв

Почвенные ресурсы. Практическая работа Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

 Растительный и животный мир Якутии. Биологические ресурсы

 

 

 

 

Растительность Якутии

Животный мир Якутии

Природные зоны

Практическая работа

Биологические ресурсы. Охрана природы.  Практическая работа. Определение роли ООПТ в сохранении природы

 Человек и природа

 

Влияние  природных условий на жизнь и здоровье человека

Экология и здоровье человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя родина – Республика Саха (Якутия)

Данное занятие сформировывает понятие о любви к родине, как одной из главных нравственных ценностей, повествует о праздниках, городах, реках  Республики Саха (Якутии)....

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельност...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"

Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературе на тему «Поэты и писатели Шаранского района Республики Башкортостан» для 7 класса по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по литературе на тему «Поэты и писатели Шаранского района Республики Башкортостан» реализует духовно-нравственное направление внеурочной дея...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия!"

Программа по внеурочной деятельности с учащимися с нарушением интеллекта...