Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
рабочая программа (6 класс) на тему

Авсюкова Валентина Андреевна

Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности.

Реализация данной программы осуществляется в рамках внеурочной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5-6 классов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_avsyukovoy1.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Автор-составитель:Авсюкова Валентина Андреевна, учитель

 ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Пояснительная записка

      Современное образование призвано обеспечить историческую

преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие

национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и

культурному наследию России. Важным является создание условий

для стимулирования у обучающихся интереса к получению знаний и умений,

стремления участвовать в трудовой деятельности и общественной жизни.

Важно использовать педагогический потенциал социального окружения,

воспитательное пространство города, чтобы помочь обучающимся с

ограниченными возможностями здоровья освоить общественно-исторический

опыт посредством вхождения в социальную среду, выработать свой

индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

подготовлена с учетом основных положений Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной

программы начального общего образования в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта начального

образования.

Программа может быть реализована в практической деятельности

учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного

образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности.

Реализация данной программы осуществляется в рамках внеурочной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5-6 классов.  

Сведения об истории малой Родины играют важную роль в патриотическом,

духовно-нравственном  воспитании обучающихся, увязывают жизнь и быт

города с обширным понятием России, способствуют освоению обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья сложных вопросов развития страны.

Цель программы курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»:

создание условий для развития личности обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и

гражданской идентичности.

Задачи курса:

1. Воспитание у обучающихся патриотических чувств и гражданского

сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,

воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

2. Развитие познавательного интереса у обучающихся на основе

знакомства с историей малой Родины и биографиями выдающихся людей.

3. Воспитание у обучающихся любви к родному городу, области,

людям, проживающим не только на территории нашей области, но и в стране в целом.

4. Воспитание  у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости

каждой человеческой жизни.

5. Содействие формированию у обучающихся культуры общения,

гуманных межличностных отношений.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Воспитанники, освоившие программу курса:

имеют общее представление о символах региона,  города, их

историческом происхождении и социально-культурном значении;

гордятся и любят свою малую Родину, желают изучать ее историко-

культурное, духовное наследие;

имеют начальные знания и навыки учебно-исследовательской работы;

проявляют негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе,

общественных местах, к антиобщественным действиям, поступкам;

проявляют понимание нравственной сущности правил культуры

поведения, общения и речи, умеют выполнять их независимо от внешнего

контроля, умеют преодолевать конфликты в общении;

проявляют ценностное отношение к школе, городу, народу,

к героическому прошлому и настоящему малого Отечества;

знают традиции своей семьи и школы, проявляют бережное отношение к

ним.

Продолжительность реализации программы курса составляет 68 часов

(1 час занятий в неделю), в течение двух лет обучения.

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» состоит

из 3 разделов:

Первый раздел программы «Моя родословная» предполагает создание

условий для осознания обучающимися ценности изучения

прошлого посредством приобщения к истории своей семьи на основе изучения

родословной семьи, традиций семьи.

Второй раздел «Мой родной город. Архитектурное наследие родного

города» направлен на знакомство обучающихся с архитектурным

разнообразием города, в котором они проживают, формирование бережного

отношения к памятникам архитектуры, современным зданиям и скульптурным

композициям города Смоленска. На этой основе решаются задачи

формирования интереса к названиям улиц города, архитектурным памятникам,

воспитания чувства гордости за родной край, чувства ответственности за

сохранение памятников культуры.

Третий раздел «Наши земляки» имеет целью воспитание у обучающихся

чувства гордости за земляков прославивщих родной город.

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Кол-во часов

Раздел I Моя родословная

1.

Имена оживают

2

2.

Фамилия – флаг семьи

2

3.

Виды и степени родства

2

4.

Родословная вглубь и вширь

2

5.

География рода

2

6.

Пишем историю семьи

2

7.

Составляем семейный герб

2

8.

Итоговое занятие

2

Раздел 2. Мой родной город. Архитектурное наследие родного города

1.

Наши предки.

2

2.

«Из варяг в греки».

2

3.

Города Смоленщины.

2

4.

Герб и флаг Смоленской области, г.Смоленска.

2

5.

Смоленская крепостная стена.

5

6.

Улицы нашего города

4

7.

Храмы г.Смоленска

5

8.

Святые Смоленского края

4

7.

Военное прошлое.

5

8.

Награды Смоленщины.

2

9.

Места боевой славы.

4

10

Итоговое занятие

2

Раздел III. Наши знаменитые земляки

1.

Великий композитор. М.И.Глинка

2

2.

Н.М.Пржевальский

2

3.

П.С.Нахимов

2

4.

Знаменитые поэты Смоленщины

3

5.

Космонавт №1

2

6.

Итоговое занятие

2

Содержание программы

Тема 1. Имена оживают (2 часа)

Что обозначает имя. Что такое именины. Как по батюшке. Редкие имена.

Тема 2. Фамилия – флаг семьи (2 часа)

Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Происхождение

фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род

занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может

показать фамилия при исследовании истории семьи.

Тема 3. Виды и степени родства (2 часа)

Понятие родства. Определение близости родства. Родство по восходящей

и нисходящей линии. Способ исчисления степеней. Духовное родство.

Тема 4. Родословная вглубь и вширь (2 часа)

Для чего мы составляем родословную. Кто в семье ее составляет. Из

каких документов она состоит.

Тема 5. География рода (2 часа)

Значение знания географии своего рода для исследования родословной.

Роль систематизированного вопросника в изучении местности, где проживают

родственники.

Тема 6. Пишем историю семьи (2 часа)

Правила ведения дневника семьи и оформления архива семьи. Основная

задача при написании истории семьи.

Тема 7. Составляем семейный герб (2 часа)

Герб как важная составляющая при изучении и воссоздания родословной.

История создания родословных гербов. Значение фигур на гербе. Правила

составления семейного герба.

Тема 8. Итоговое занятие (2часа). Составление родословной.

Раздел 2. Мой родной город. Архитектурное наследие родного города

Тема 1. Наши предки.(2часа)

Территория наших предков, их занятия.

Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись

Тема 2. «Из варяг в греки»(2часа)

Великие водные пути через Смоленск.

Тема 3. Города Смоленщины.(2часа)

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

Тема 4. Герб и флаг области.(2часа)

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска

Тема 5. Смоленская крепостная стена.(5часов)

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

Тема 6. Улицы нашего города. (4часа)

Историческое название улиц города, их прошлое и настоящие. Экскурсии по городу.

Тема 7. Храмы города Смоленска.(5часов)

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, церковь св.Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела (Свирская).

Тема 8.Святые Смоленского края. (4часа)

Князь-страстотерпец Глеб, Святой воин Меркурий, преподобный Авраамий Смоленский, Герасим Болдинский, священно мученик епископ Серафим, епископ Макарий.

Тема 9. Военное прошлое.(5часов)

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом.

Тема 10. Награды Смоленщины.(2часа)

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

Тема11. Места боевой славы.(4часа)

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

Тема 12. Итоговое занятие (2часа)

Раздел 3. Наши знаменитые земляки

Тема 1. Великий композитор(2 часа)

Биография и произвдения Михаила Ивановича Глинки.

Тема 2.Н.М.Пржевальский (2час)

Российский военный деятель, генерал-майор (1886), географ, исследователь Центральной Азии... 

Тема 3. П.С.Нахимов(2час)

Павел Степанович Нахимов - замечательный русский флотоводец. 

Тема 4. Знаменитые поэты Смоленщины(3 часа)

Творчество трех знаменитых поэтов ХХ века.  

Тема 5. Космонавт №1(2час)

 Первый космонавт Земли Гагарин Юрий Алексеевич. 

Тема 6. Итоговое занятие.(2час)

   

В программе «Моя малая Родина» определены основные виды и формы

организации внеурочной деятельности:

экскурсии по городу и за его пределами;

беседы;

встречи с интересными людьми;

выставки творческих работ обучающихся;

дискуссии;

досуговое общение;

заочные путешествия по городу при помощи плана и карты

игровая деятельность;

изучение своего микрорайона;

конкурсы, викторины по истории малой Родины;

рассказ педагога и рассказы обучающихся по темам программы курса;

рассматривание художественных открыток и фотографий с видами

старого и современного Смоленска;

создание обучающимися альбомов о родном городе;

чтение произведений знаменитых поэтов;

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение программы

1. Компьютер, мультимедийное оборудование.

2. Картинные планы г. Смоленска и крепостной стены, фотографии

города.

3. Биографии выдающихся людей.

Список литературы

1. Бестужев-Лада, И. В. История твоих родителей: Разговор с

молодым поколением / И. В. Бестужев-Лада. – М., 1998.

2. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию

школьников : метод. пособие для школьных администраторов, учителей,

классных руководителей, педагогов дополнительного образования / А. Н.

Вырщиков, М. Б. Кумарцев, А. П. Пашкович. – М. : Глобус, 2007. – 330 с.

3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи:

проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. –

2007. – №7.

4. Гумилев, Л. Н. От Руси к России /Л. Н. Гумилев. – М., 1992.

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.

А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 24 с.

6. Ионов, И. О. Российская цивилизация / И. О. Ионов – М.,2000.

7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников / Т. А.

Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание

школьников. – 2005. – №1. – С. 14-17.

9. Мурзина, И. Я. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для

чтения / И. Я. Мурзина, Н. Г.Кряжева. – Екатеринбург : Изд-во «Сократ», 1998.

– 159 с.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.

– 342 с.

11. Чернова, М. Изучение истории семьи / М.Чернова // История. –

Прил. к газете «Первое сентября». – 1999. – №5. – С.6-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...

Отчет о работе кружка внеурочной деятельности «Моя малая Родина» за 2014-2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году в кружке «Моя малая родина» занималось более 30 человек, учащиеся 5-6 классовКружок работал по программе кружка «Моя малая Родина» руководитель Бугаева Татьяна Александро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Управленческий городок»

Приводится программа  внеурочной  деятельности  для  6 класса...

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся 6 классов

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»для учащихся 6 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая родина»

Направленность программы:  программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование  и   развитие...