Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
рабочая программа на тему

Агафонова Екатерина Сергеевна

Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moya_malaya_rodina.docx510.6 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\раб. п. Агафонова\Рабочие программы1 011.jpg

Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» является авторской программой  и составлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения»  с учётом нормативных документов:

1. Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС  начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2.  Приказ  Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

 3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

       Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Краеведение» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

        Программа направлена на воспитание чувства гордости за свой край. Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая историю школы, записывая рассказы родственников о  военных годах, пионерском детстве,  рассказывая о семейных реликвиях, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

       Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

        Основу содержания программы составляют  разделы по истории родного села.

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основное направление внеурочной деятельности  - духовно- нравственное.

 Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического   материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины,  историей школы,

• сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, городу, школе, семье;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;
  • понимание  ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
    воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы:научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, музеях.

Проектная деятельность- важная составляющая часть внеурочной деятельности , которая   включает проведение экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, участие в олимпиадах, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в конференциях, фестивалях;
  • проводить экскурсии для начальной школы.

В процессе работы над проектами  разрабатываются экскурсии в школьном музее, вспомогательный фонд обогащается краеведческим материалом,  пополняются электронная библиотека и медиатека музея.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставлять у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Межпредметные связи на занятиях по краеведению:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

  • с уроками литературы: изучение творчества поэтов и писателей     родного края;
  • с уроками изобразительного искусства: изучение творчества художников Базарно-Карабулакского района, оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

        

                  Личностные   и   метапредметныерезультаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование  у детей мотивации к обучению, помощь  им в самоорганизации и саморазвитии;
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: приобретать  навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и ЭОР

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

 

Содержание программы.

    1.Вводное занятие(3ч).Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки.

            Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.

          Что такое свой край, своя местность, ближняя(малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

             2.Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края(11ч).  Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи. Вещественные источники. Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники созданные для увековечивания исторических событий.

              Экскурсии на местности и в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

           Письменные источники. Рукописные памятники. Памятники природы. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

          Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).

3.Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения (13ч). Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками. Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний. Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.

            4.Легенды и были родного края(11ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.

             Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию).

              Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы. Фотоотчёт о состоявшемся походе.    Краеведческая олимпиада.

          Ожидаемые результаты реализации программы.

            Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников по краеведению распределяются по трём уровням.

       1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения  к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве

Тематическое планирование.

п/п

Название          раздела.

Тема занятия

Общее

кол-во час.

Часы ауди-

торных занятий

Часы внеауди-

торных занят.

1

               1.Вводные занятия

Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика.

3

1

1

-

2

            Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.

1

1

-

3

          Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

1

1

-

4

             2.Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.

  Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.

11

1

1

-

5

6

Экскурсия на местности. Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники созданные для увековечивания исторических событий. Памятники природы.

2

-

2

7

8

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

2

-

2

9

           Письменные источники. Рукописные памятники (экскурсия).

1

-

1

10

11

Занятие в библиотеке. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

2

-

2

12

13

14

          Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора воспоминаний и  вещественных источников у населения своей местности с по- следующим описанием).

3

3

-

15

-

16

 3. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения

 Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями        энциклопедиями, источниками. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.

10

3

-

3

17-18

Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний.

2

-

2

19-21

Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.

 Как подготовить проект к защите

2

-

2

-

22-23

. Защита проектов «"Моё открытие родного края"

2

2

-

24-25

            4.Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье;

11

2

2

-

26-27

в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края (организация встреч) 

2

2

28

Подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии) перед экскурсией в музей.

1

1

-

29

             Экскурсия в краеведческий музей с посещением залов «Наш край в годы ВОВ» «Наш край и современность». Беседа с экскурсоводом.

1

-

1

30

Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию).

1

1

31

 Подготовка к походу выходного дня. Как вести себя в походе.

Разработка маршрута путешествия.            

1

1

32

Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы.

1

-

1

33

Фотоотчёт о состоявшемся походе.

1

1

-

34

          Краеведческая олимпиада

1

1

Ожидаемые результаты реализации программы.

            Воспитательные результаты внеурочной деятельности  школьников среднего звена по краеведению распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):  приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах; отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм;

- о нормах отношения  к людям других поколений;

- о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации;

-  об истории и культуре родного края;

- об основах организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу;

- к труду, знаниям, другим людям.

3.Результаты третьего уровня  (приобретение  школьником  опыта самостоятельного социального действия):

- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

- опыт публичного выступления при защите проекта;

- опыт охраны памятников истории и культуры;

- опыт общения с участниками и очевидцами ВОв;

- приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

-  опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;

- опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

Возможные результаты проектной деятельности школьников:

  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;
  • презентация;
  • проведение экскурсии  в школьном музее;
  • виртуальные экскурсии для 1-3 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа воспитания "Моя малая Родина"

Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...

Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса

Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...

Рабочая программа. Кружок "Моя малая Родина"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для фо...