Рабочая программа. Кружок "Моя малая Родина"
рабочая программа по истории (7 класс)

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Волжской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа предназначена для проведения кружковых занятий на базе МБОУ СОШ №19 .Рассчитана на учащихся 5-6-х классов. Программа реализуется в течение одного учебного года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._kruzhok_moya_malaya_rodina.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка.

Возраст детей: 7 класс

Программа разработана на 1 год обучения -1 час в неделю Общее количество - 34 часа

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Волжской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа предназначена для проведения кружковых занятий на базе МБОУ СОШ №19 .Рассчитана на учащихся 5-6-х классов. Программа реализуется в течение одного учебного года.

Цели программы:

  •  познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
  •  сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашей стране.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие и исторические знания.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения и истории.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение прошлого.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

Экскурсия.

Работа в архивах.

Конференции.

Уроки.

Работа с документами.

Исследовательская деятельность.

Методы работы:

  • Общеклассная;
  • Групповая;
  • Парная;
  • Индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений - к систематизированному знанию .

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий музеи
  • пешие экскурсии по городу;
  • проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;
  • сбор материалов;
  • создание проектов;
  • оформление собранных материалов;
  • участие в конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа проведение итоговых занятий (после каждого полугодия изучения), на которых подводятся итоги за прошедший период. Итогом каждого полугодия является участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к Родине; через знания по истории и культуре происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны..

Содержание тем курса.

Раздел Введение

Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение- как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.

Раздел Этнография

Положение относительно реки, ж/д, областного и районного центров. Окрестности - озёра, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.

Административное положение Балаковского района со времен появления (уезд, губерния, волость) и все последующие изменения.

Национальный состав. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.

Раздел Современное состояние Балаковского района.

Численность населения. Состояние хозяйства.

Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь.        Торговля. Водоснабжение.

Здравоохранение.

Учреждения культуры. Праздники города.

Художественное ремесло. Народные умельцы. УНТ.

Раздел ОбразованиеОбразование в стране и Балаковском районе . Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики.Истории начальных школ. Особенности обучения, традиции, мероприятия. Развитие советской школы.Здание школы, учителя, отдых. Школа в период Вов. Помощь фронту. Особенности обучения. Внеклассная жизнь. Обычаи, традицииЗнакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.Ветераны педагогического труда. Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание - учительПрактическое занятие «Моя школа в будущем»

Раздел Жители города и района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.

Поисково-исследовательская работа. Сбор материала, связанный с участием жителей города Вов, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.

Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»

Изучение темы Саратовская область в годы войны Балаково и балаковцы в годы войны. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных и областных мероприятиях на военную тематику.

Знакомство с книгой "Памяти". Наши земляки - участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза

Война в судьбе моей семьи. Встречи со свидетелями войны.

Раздел Солдаты «спрятанной» войны

Раздел Современная армия и её солдаты

Раздел Социализация личности

Социализация как процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений.

Индивидуализация личности. Помощь ребенку как субъекту свободного сознания, свободной деятельности, свободного поведения. Развитие и саморазвитие личности, самоопределение и самовоспитание. Социальное воспитание как процесс создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Акция «Я - гражданин России»

Социальный практикум (акции, анкетирование, работа с населением, социальные опросы и т.д.) Основы правового воспитания. Общественно-правовые основы

Учебно-тематический план.

Название темы.

Количество

часов.

1.

Вводные занятия.

4

2.

Этнография.

б

3.

Национальный состав.

1

4.

Самобытные имена и фамилии.

1

5.

Быт и традиции.

4

6.

Образование.

6

7.

Жители города Балаково и района в годы Великой Отечественной войны.

6

8.

Солдаты спрятанной войны.

2

9.

Современная армия и её солдаты.

4

Требования к уровню подготовки учащихся.

  • основные даты, связанные с историей страны, горда, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;

соотносить события своего горда с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории. Уметь:

  • читать карту своего края;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; -сравнивать данные разных источников, анализировать их;
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися.
  •  описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
  • классифицировать исторические события и явления по указанному признаку, обобщать;

-излагать свои суждения и взгляды на события; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события; объяснять и определять своё отношение к ним;

  • уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
  •  уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
  • вести архивную работу;
  • делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;
  • работать с техническими средствами;
  • знать правила реставрации экспонатов.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы X межрегиональных краеведческих чтений 24-25 апреля 2003 года. Саратов, Изд-во Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2003. - 292 с.
  • Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области. Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971.
  • Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
  • Творческие работы юных геологов Саратова / Ред. В.Б. Селыдер Саратов: Изд-во "Научная книга", 2001. 68 с.
  • Саратовское море. Мифопоэтический атлас. - Саратов, 2007. - 140 с.
  • Сафронов Ю.А. Времен связующая нить. ООО «Приволжское издательство» 2000. - 440 с.
  • Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). - Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
  • Сельцер В.Б., Худякова Л.П., Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: учеб пособие для 7 кл. Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм-Добродея", 2008. 96 с.
  • Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристичекие маршрута Саратовской области - Саратов Приволжкниж издат, 1983 150 с.
  • Проблемы геокологии Саратова и области. - Саратов: Изд-во Гос УНЦ "Колледж"б 1999. Вып.З. 120 с.
  • История Саратовского края: [С древнейших времен до 1917 года] / Под общ. ред.

В. П. Тотфалушина. - 2-е изд., испр., доп. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2000 г.

  • Семенов В.Н. - «В старину Саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом

Календарно-тематическое планирование занятий

 №

Дата

        

Корректировка

Тема занятий

Кол-во

часов

Введение. Краеведение- наука о родном крае.

1

                

1

2

Инструктаж по ведению исследовательской работы. Инструктаж по технике безопасности

1

3

Основы музееведения

1

4

Как правильно подготовить и провести экскурсию

                                                          

1

I. Этнография

5

Балаково. Балаковский район (общая характеристика)

1

6

Окрестности г. Балаково, поиск материалов.

1

7

.

.

Природа «большой» и «малой « Родины.

1

8

Река Волга- главная река области

1

 9

                 

Меловые горы области . Хвалынские горы.

1

1

10

Лес - наше богатство

1

Национальный состав.

11

Национальный состав

Балаковского района.

................

Характерные самобытные имена и фамилии.

: 12

                

Самобытные имена и фамилии.

Быт и традиции.

13

Быт и традиции народов России.

1

14

.

Быт и традиции народов г. Балаково.

1

.

15

Учреждения культуры. Праздники города.

1

16

Национальная кухня.

II. Образование

18

Образование вРФ.

        

|

19

Образование в г. Балаково.

1

20

                

История родной школы.

1

21

Современная школа. Традиции. Праздники.

22

Ветераны педагогического труда

23

Практическое занятие «Моя школа в будущем»

III. Жители города Балаково и Балаковского района участники Великой Отечественной войны

24-25

Сбор материала «Участие жителей города в Вов»

        26                        

Экскурсия в музей боевой славы

27

«Тыл в годы Великой Отечественной войны»

|

28-29

Ofay

Афганистан болит в моей душе. Воины афганцы.

1

Сбор

материала.

встречи

31

И-сЧ

Чеченская война и её герои

1

Сбор

материала.

встречи

Современная армия и её солдаты

32

tiof

Солдат - почетная обязанность

.

1

Сбор материала о земляках, проходящих военную службу

P'S* ; \\

Письмо солдату

1

практикум

34

! ! i

1

НеС

j

|

Итоговый отчёт о работе школьного кружка «Патриот.»

1

Отчёт

руководителя

кружка.

Выступления

учащихся.

Выставка

творческих

работ

кружковцев.

Наши земляки - Герои Советского Союза

Война в судьбе моей семьи.

Детство, опаленное войной.

V

33-34

Проект

Солдаты спрятанной войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Моя Малая Родина»

Программа рассчитана на учащихся 1-9  классов, реализуется в течение года.   Программа предназначена для проведения кружковой  работы  в общеобразовательных школах и в  з...

ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...

Программа "Моя малая родина"

Программа по краеведению....

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на  воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...

Программа "Моя малая Родина"

Рабочая программа курса дополнительного образования для 4 класса "Моя малая Родина"...