Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_moya_rodina_-_yakutiya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное  Бюджетное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №31 ГО гЯкутск. Республики Саха(Якутия)

«Принято»                                                                                 «Утверждаю»

Педагогическим  советом                                                           Директор МОБУ СОШ №31

МОБУ СОШ №31                                                              _____________(Рыбкина В.Ю)

 Протокол

№  ____  от ___________ 2017г                                                                             Приказ  № ____ от ______  2017г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности (дополнительному образованию)

«Моя Родина - Якутия»

название

(краеведение)

направление

7Е класс

Васильева Людмила Иннокентьевна, первая

Ф.И.О., должность, категория

                                

2017/2018

г.Якутск

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя Родина - Якутия», составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, ст.12, ст.13, ст.15.
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г» № 41.
  • Основной образовательной программы МОБУ СОШ №31 на 2017-2018 учебный год (Приказ 01-08/262 от 30 августа 2017 года); 
  • Годового календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год. 
  •  Учебного плана МОБУ СОШ№31 на 2017-2018 учебный год; 
  • Локальных актов МОБУ СОШ № 31.

Воспитательный компонент ФГОС ООО  ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна – моя родина».

Именно в среднем звене школьникам в силу их психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Рабочая программа кружка «Моя Родина - Якутия» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (основного общего образования), которая разработана в соответствии с ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Программа кружка «Моя Родина – Якутия» способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково — исследовательской работе. Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, республике. Также позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностные подходы.

   Программа обучения рассчитана на учащихся 7 е класса.

Цель  курса: повышение интереса к истории Якутии через знакомство  с  духовным, культурно-историческим наследием.

Задачи курса:

1. Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем малой родины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении Якутии в истории развития России; о символах РС (Я); знать его музеи, памятники истории и культуры.

2. Развитие познавательной активности  школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать исторические факты; умения видеть связь современности с прошлым; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать  историю Якутии
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей республики; любви и уважения к землякам, прославившим республику в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого.

4. Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность).

5. Формировать у учащихся поисковые и исследовательские приемы при изучении истории Якутии.

Место кружка в учебном плане

Согласно учебному плану МОБУ СОШ №31 занятия кружка «Моя Родина – Якутия»» отводится 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками: книгами, Интернет ресурсами. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику периода, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение курса должно быть ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Моя Родина - Якутия» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в музеи, библиотеки и.т.д. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо — туристические технологии, проектные технологии

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста;
  • уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  •  расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника.
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;
  • творчество.

Ожидаемые результаты реализации  программы

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные и Коммуникативные УУД:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Республику, прошлое и настоящее народа саха; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям Республики; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
  4. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Предметными УУД:

  1. Определять по датам век, этапы, место события и т.д. (знание памятных дат из истории Якутии)
  2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
  3. Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
  4. Опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию.
  5. Освоение начальных знаний и навыков работы с различными источниками (книги, Интернет-ресурсы).

Метапредметными УУД

 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

7. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

В качестве контроля образовательных результатов изученного курса могут быть использованы презентации учащихся, участие в НПК, краеведческих конференциях, олимпиадах по истории, проведение познавательной викторины «Знатоки истории Якутии».

Учебный план

Содержание

час

Формы и методы работы

1

Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

1

Беседа

Фронтальная

2

Первобытное общество на территории Якутии

2

Беседа

групповая

3

Происхождение народа «саха»

4

Беседа

 групповая

4

Присоединение Якутии к Российской империи

2

Лекция

5

Якутия в составе Российской империи

2

Проект

групповая

6

Якутия в 19 веке

3

Беседа

групповая

7

Якутия в 20 веке

4

Беседа

групповая

8

Якутия в 21 веке

3

Беседа

экскурсия

9

Культура Якутии

4

Экскурсия, беседа

10

Памятники г. Якутска

2

Экскурсия беседа, проект

11

Видные государственные деятели

3

Беседа

групповая

13

Мой дом, моя семья

2

Проект, индивидуальная

14

Реликвия моей семьи

3

Проект, индивидуальная

Итого

35

Список литературы для детей

  1. Якуты: легендарные и исторические личности. Якутск, 2005.
  2. Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993г
  3. Далан. Тыгын Дархан. – Дьокуускай 1993
  4. Никитин Н.И. Осовение Сибири в 17 веке. М., 1990
  5. Пестерев В.И. Исторические миниатюры о Якутии. Якутск 1993


                                                Список литературы для педагога.

  1. Якуты: легендарные и исторические личности. Якутск, 2005.
  2. Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993г
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
  4. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 
  5. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих ЭОР:

  • ресурсы СПО по истории;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия!"

Программа по внеурочной деятельности с учащимися с нарушением интеллекта...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...