Программа курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань»
рабочая программа

Бочарникова Анна Борисовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.vn_.deyat_.kubanovedenie_bocharnikova.docx91.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Шкуринской

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Родина моя-Кубань»

Возраст обучающихся: 5 -10 классы  (11-18лет)

Срок реализации: 6 лет

Автор программы:                                        воспитатель Бочарникова А.Б.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3.Содержание программы.

4.Таблица  тематического распределения  количества часов по разделам.

5.Содержание материала программы  по темам.

6. Прогнозируемые  результаты.

7. Перечень учебно-методического обеспечения программы.

1.Паспорт программы.

Наименование программы

Программа курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань»

Разработчик программы

 (Ф.И.О., должность)

Бочарникова Анна Борисовна, воспитатель

Учреждение, район

ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Шкуринской, Кущевский район Краснодарского края

Цель программы

Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края. 

Задачи программы

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего города и Краснодарского края, как опорного края России;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к изучению малой родины;

-развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю.

Адресная группа

Обучающиеся 5-10 классов

Срок реализации

6 лет

Исполнители

Воспитатель

Ожидаемые результаты

Способность обучающихся  систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества,  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Сведения о практической

апробации программы

Программа проходит  апробацию на базе ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Шкуринской

2. Пояснительная записка.

В современной России на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому сегодня заметно возрос интерес к изучению истории России через изучение истории своей малой родины.  

 Малая Родина ребенка – это и природа, которые его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, и, конечно, это люди, гордость и слава родного города. История малой Родины, история семьи помогают глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свою землю.  

 Любовь к родному краю, знание его истории – именно это положено в основу программы курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань».

Программа направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, формирование творческой активности ребят в  процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языке и культуре Кубани, национальных и этнокультурных ценностях народов, населяющих Краснодарский край.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств активного гражданина Кубани.

Программа курса внеурочной деятельности «Родина моя-Кубань» разработана для занятий с обучающимися 5-10 классов на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.

Предмет изучения составляют история Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом, обучающиеся совершенствуют навыки и умения научно-исследовательской работы.

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана с учетом возрастных особенностей обучающихся и соответствует их интересам.

Цель программы заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края. 

Данный курс призван решать следующие задачи:

Образовательные:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего города и Краснодарского края, как опорного края России.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к изучению малой родины;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия обучающихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения;

- укрепление семейных связей;

- изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

-изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр видеоматериалов и видеофильмов;

-общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

-формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

-объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

-репродуктивные (работа по образцам);

-частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

-предметно-практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

-система специальных коррекционно-развивающих методов;

-методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

-методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);

-методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

-мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов;

-навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;

-знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения;

-знания об основах здорового образа жизни;

-знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях;

- знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

-знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

3.Содержание программы.

Курс «Родина моя-Кубань» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с умственной отсталостью и объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.

Программа реализуется с 5-10 класс из расчета 1 час в неделю в каждом классе. Всего-204 часа. Срок реализации программы-6 лет.

Основные направления деятельности, определяемые программой:

-получение комплекса знаний о своей малой Родине;

-формирование коммуникативных навыков;

-вовлечение обучающихся в художественно-творческую деятельность;

-воспитание свободной, творческой, образованной, толерантной личности.

        Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов, викторин и исследовательских проектов. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых усилий всех учебных предметов, базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья человека.

Структурно программа факультативного курса «Родина моя-Кубань» представлена следующими разделами:

«Я и моя семья» - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим, знание традиций своей семьи, представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

«Наша школа» - основные правила поведения, взаимоотношения в коллективе класса и школы, изучение истории и традиции школы.

«Родной город (село)» - происхождение, название и значение родного города (села), исторические сведения, достопримечательности и географическое положение родной станицы (села).

«Моя большая и малая Родина» - местоположение на карте, границы, символика, достопримечательности страны и края, значение края в жизни страны.

«Культура и традиции края» -народный язык жителей края, национальные и традиционные костюмы, жилище казаков, обычаи и традиции, семейные и религиозные праздники, народные обряды, песни и танцы кубанских казаков.

«Мои земляки» - знаменитые люди края, традиционные занятия людей в крае, основные профессии, сотрудничество людей разных профессий с другими народами, герои-земляки.

«Памятные места края» - понятия «памятник», «памятное место», исторические памятные места края, района, станицы, значение памятных мест для человека.

«Будем жить в ладу с природой» - охрана природы, водоемы местности, края, животный и растительный мир Кубани, стихийные бедствия: землетрясения, штормы, наводнения, меры предосторожности при них, значение воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности человека.

«Искусство родного края» - понятия «искусство», «произведение искусства», книга и ее значение в жизни человека, знаменитые поэты, писатели и композиторы Кубани, культурные памятники края.

«Я здоровье сберегу» - понятия «вредные привычки», «здоровый образ жизни», отрицательное отношение к вредным привычкам, укрепление, сохранение и защита своего здоровья как личной ценности.

«Я-будущий гражданин» - понятие «гражданин», сведения о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем.

Программа обеспечивает достижение обучающимися базовых учебных действий.

Личностные:

-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

-развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные:

 -адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

 -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

 -делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;

 -сличать собственные действия с заданным эталоном;

 -планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

-вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

4. Таблица тематического распределения количества часов по разделам:

п/п

Разделы

Количество часов

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

1.

«Я и моя семья»

2

2

2

3

2

2

2.

«Наша школа»

2

2

2

1

1

2

3.

«Родной город (село)»

2

4

4

2

2

3

4.

«Моя большая и малая Родина»

3

3

2

3

3

5

5.

«Культура и традиции края»

5

4

3

4

5

5

6.

«Мои земляки»

3

3

2

3

2

3

7.

«Памятные места края»

2

2

2

2

3

2

8.

«Будем жить в ладу с природой»

4

5

5

4

5

4

9.

«Искусство родного края»

5

3

3

4

4

2

10.

«Я здоровье сберегу»

4

4

5

4

4

3

11.

«Я-будущий гражданин»

2

2

4

4

3

3

Итого:

34

34

34

34

34

34

5.Содержание материала программы по темам:

Раздел

Тема

Кол-во часов

5 класс

1.

«Я и моя семья»

 (2 часа)

Я ученик (права и обязанности).

1

Моя семья.

1

2.

«Наша школа»

(2 часа)

Наша школа. Правила поведения в школе.

1

Мой класс.

1

3.

«Родной город (село)» (2 часа)

Мой родной город (село). Происхождение, название, значение.

1

Главная улица станицы.

1

4.

«Моя большая и малая Родина»

(3 часа)

Моя большая Родина- Россия.

1

Моя малая Родина- Краснодарский край, станица в которой живу.

1

Значение Родины для человека.

1

5.

«Культура и традиции края»

(5 часов)

Язык и обычаи жителей Краснодарского края.

1

Национальные костюмы жителей края.

1

Народный язык жителей Кубани.

1

Устное народное творчество. Народные песни, пословицы, поговорки.

1

Фольклор жителей моей станицы.

1

6.

«Мои земляки»

(3 часа)

Знаменитые люди нашего края.

1

Встреча с интересным земляком.

1

Люди каких профессий нам помогают жить.

1

7.

«Памятные места края» (2 часа)

Что такое памятник, памятное место?

1

Экскурсия к памятному месту.

1

8.

«Будем жить в ладу с природой»

(4 часов)

Почему природа нуждается в охране?

1

Что я смогу сделать для охраны природы своего края.

1

Санитарно- гигиенические  правила во дворе.

1

Санитарно- гигиенические  правила на улице.

1

9.

«Искусство родного края»

(5 часов)

Что такое произведение искусства?

1

Кубанский народный хор.

1

Книга- источник знаний.

1

Книги о Кубани.

1

Посещение школьной библиотеки.

1

10.

«Я здоровье сберегу» (4 часа)

Утренняя гигиена.

1

Уход за одеждой, обувью, личными вещами.

1

Вредные привычки- что это такое?

1

Спортивные соревнования.

1

11.

«Я – будущий гражданин"

(2 часа)

Кто такой патриот?

1

Дружба и товарищество.

1

6 класс

1.

«Я и моя семья»

(2 часа)

Моя биография.

1

Мои дальние и близкие родственники.

1

2.

«Наша школа»

(2 час)

Мои товарищи.

1

Содержи в порядке книжки и тетрадки.

1

3.

«Родной город (село)» (4 часа)

История рождения моей станицы.

1

Географическое положение моей станицы.

1

Домашние животные в моем селе, станице.

1

Дикие животные в моем селе, станице.

1

4.

«Моя большая и малая Родина»

(3 часа)

Россия на карте мира, на глобусе.

1

Государственная граница России.

1

Краснодарский край на карте России.

1

5.

«Культура и традиции края»

(4 часов)

Обычаи и традиции- что это такое.

1

Традиционный кубанский костюм, обрядовые костюмы.

1

Казачья кухня, повседневная, обрядовая, походная и праздничная пища.

1

Жилище кубанских казаков: мебель, утварь.

1

6.

«Мои земляки»

(3 часа)

Знаменитые люди нашего края.

1

Встреча с интересным земляком.

1

Традиционные занятия людей вашей местности.

1

7.

«Памятные места края» (2 часа)

Исторический памятник вашего поселения.

1

Экскурсия к памятнику ВОВ.

1

8.

«Будем жить в ладу с природой»

(5 часов)

Река в нашей местности.

1

Охранные мероприятия рек в нашей местности.

1

Заочная экскурсия к реке.

1

Почва и воздух Кубани- это ценности, их нужно охранять.

1

Наводнение в крае, меры предосторожности.

1

9.

«Искусство родного края»

(3 часа)

Любимые места твоего города (станицы).

1

Кубанские поэты. Стихи о  Кубани.

1

Я читаю книгу о Кубани. Посещение библиотеки.

1

10.

«Я здоровье сберегу» (3 часа)

Правильное питание – основа здорового человека.

1

Значение витаминов, белков, жиров для здоровья человека.

1

Спортивные игры на свежем воздухе.

1

11.

«Я – будущий гражданин"

(2 часа)

Что такое человеческое общество? (общие представления)

1

Обязанности членов семьи.

1

7 класс

1.

«Я и моя семья»

 (2 часа)

Мои любимые места в станице, селе.

1

Традиции моей семьи.

1

2.

«Наша школа»

(2 часа)

Традиции моего класса.

1

Школа-территория вежливости.

1

3.

«Родной город (село)»

(4 часа)

Основные исторические события, происходившие в станице, селе.

1

Зеленый наряд села, станицы: лес, парки, сады, цветники.

1

Водоемы моей станицы.

1

Климатические условия, полезные ископаемые в моем крае.

4.

«Моя большая и малая Родина»

(2 часа)

Заочное путешествие по памятным местам столицы нашей родины- Москвы.

1

Заочная экскурсия в столицу края- Краснодар.

1

5.

«Культура и традиции края»

(3 часа)

Кубанские православные праздники.

1

Семейные станичные праздники.

1

Религиозные обычаи жителей Кубани.

1

6.

«Мои земляки»

(2 часа)

Знаменитые люди нашего края.

1

Традиционные занятия людей в крае. (сельское хозяйство, промышленность)

1

7.

«Памятные места края» (2 часа)

Исторические места нашего города.

1

Экскурсия по историческим местам края, района.

1

8.

«Будем жить в ладу с природой»

(5 часов)

Животный мир рек и морей Кубани.

1

Экологические проблемы.

1

Охрана почв в Кубани.

1

Леса Кубани. Их охрана.

1

Штормовой ветер, меры предосторожности.

1

9.

«Искусство родного края»

(3 часа)

Композиторы и поэты, живущие в нашем районе, крае.

1

Песни композиторов Кубани.

(Г. Пономаренко, В. Захарченко)

1

Писатели Кубани.

1

10.

«Я здоровье сберегу»

(5 часов)

Как сохранить психическое здоровье свое и своих товарищей. (правила общения в коллективе).

1

Законы жизни коллектива (на примере народных традиций).

1

О вреде курения.

1

Как курильщики вредят не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.

1

Спортивные игры на свежем воздухе.

1

11.

«Я – будущий гражданин"

(4 часа)

Кто такой гражданин.

1

Права и обязанности гражданина.

1

Право на труд, образование, свободу.

1

Личность-что это такое.

1

8 класс

1.

«Я и моя семья»

 (3 часа)

Я знаю и люблю свою станицу.

1

История моей семьи.

1

Моя родословная.

1

2.

«Наша школа»

(1 час)

История моей школы.

1

3.

«Родной город (село)» (2 часа)

Хронология исторических событий, происходивших в селе, станице.

1

Границы моего края на географической карте.

1

4.

«Моя большая и малая Родина»

(3 часа)

Флаг России. Значение и история флага.

1

Гимн России.

1

Флаг и Гимн Кубани. Ритуалы, связанные с символами.

1

5.

«Культура и традиции края»

(4 часа)

Народные обряды жителей Кубани.

1

Песни и танцы кубанских казаков.

1

Кубанская семья. Фольклор в семейной жизни.

1

Кубанские казаки воины и хлеборобы.

6.

«Мои земляки»

(3 часа)

Знаменитые люди нашего края.

1

Исторически сложившиеся занятия жителей Кубани.

1

Сотрудничество жителей Кубани с жителями других регионов России.

1

7.

«Памятные места края» (2 часа)

Исторические места в крае.

1

Просмотр фильмов о местах, связанных с историей края.

1

8.

«Будем жить в ладу с природой»

(4 часа)

Значение реки Кубани, Черного и Азовского морей для народного хозяйства России.

1

Климатические курорты Кубани, их  развитие.

1

Лекарственные травы Кубани.

1

Землетрясение.

Меры предосторожности при землетрясении.

1

1

9.

«Искусство родного края»

(4 часа)

Композиторы, поэты живущие в нашем районе, крае.

1

Заочное посещение театра.

1

Заочное посещение художественной выставки.

1

Обсуждение прочитанной книги о Кубани.

1

10.

«Я здоровье сберегу»

(4 часов)

Как предупредить простудные заболевания.

1

Как предупредить инфекционные заболевания.

1

О вреде употребления алкоголя.

1

Спортивные игры на свежем воздухе.

1

11.

«Я – будущий гражданин"

(4 часа)

Что такое государство?

1

Обязанности государства по отношению к гражданам. Гарантия прав и свобод граждан.

1

Конституция- основной закон государства.

1

Государственные праздники России.

1

9 класс

1.

2.

«Я и моя семья»

(2 часа)

«Наша школа»

(1 час)

Я знаю и люблю свой край.

1

История моей семьи.

1

История школы в датах и лицах.

1

3.

«Родной город (село)» (2 часа)

История моей станицы, села.

1

Границы моего края на географической карте.

1

4.

«Моя большая и малая Родина»

(3 часа)

Символы моей страны.

1

Символы моего края.

1

Значение большой и малой Родины для человека.

1

5.

«Культура и традиции края»

(5 часов)

Традиции культуры Кубани.

1

Кубанский фольклор.

1

Язык кубанских казаков. Кубанский говор.

1

Межнациональные отношения на Кубани.

1

Экскурсии по культурным достопримечательностям Краснодарского края.

1

6.

«Мои земляки»

(2 часа)

Знаменитые люди края.

1

Сотрудничество кубанцев с народами ближнего и дальнего зарубежья.

1

7.

«Памятные места края» (3 часа)

Отражение исторических  событий в памятниках и памятных местах края.

1

Памятные места боевой славы в твоем селе, станице.

1

Заочное путешествие по местам боевой и исторической славы народа в Краснодарском крае.

1

8.

«Будем жить в ладу с природой»

(5 часов)

Охрана водных  ресурсов Кубани.

1

Заочная экскурсия по курортам Краснодарского края.

1

Чай. Состав чая при разных заболеваниях.

1

Химические отравления.

1

Меры предосторожности при химических отравлениях воздуха.

1

9.

«Искусство родного края»

(4 часа)

Театры, музеи и культурные памятники в крае.

1

Заочное посещение учреждения искусства.

1

Что я знаю о культурной жизни моего края.

1

Храмы Кубани.

1

10.

«Я здоровье сберегу» (4 часа)

Что такое здоровый образ жизни?

1

Что человек должен знать о своем здоровье.

1

О вреде наркотиков.

1

О вреде табакокурения.

1

11.

«Я – будущий гражданин"

(3 часа)

Что такое государственная власть?

1

Президент, губернатор, Государственная Дума- органы власти.

1

Местные органы власти.

1

10 класс

1.

«Я и моя семья»

(2 часа)

Родной дом и семья.

1

Я глазами других.

1

2.

«Наша школа»

(2 часа)

Школа сегодня.

1

Трудовая жизнь в школе.

1

3.

«Родной город (село)» (3 часа)

Село, станица в годы Великой Отечественной войны.

1

Хронология исторических событий, происходивших в селе, станице.

1

История возникновения поселений.

1

4.

«Моя большая и малая Родина»

(5 часов)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

Родной край – частица России. Символика края.

1

Значение большой и малой Родины для человека.

1

Дружественные народы России.

1

Права и обязанности родителей, детей.

1

5.

«Культура и традиции края»

(5 часов)

Казачья семья в современном мире.

1

Народы родного края.

1

Одежда народов родного края.

1

Особенности питания жителей края.

1

Исторические песни и сказания.

1

6.

«Мои земляки»

(3 часа)

Знаменитые люди края.

1

Герои-земляки.

1

Труженики тыла.

1

7.

«Памятные места края» (2часа)

Исторические места в крае.

1

Просмотр фильмов об исторических местах края.

1

8.

«Будем жить в ладу с природой»

(4 часа)

Богатства нашего края.

1

Редкие и исчезающие растения  Кубани.

1

Места отдыха нашего края.

1

Стихийные природные явления.

1

9.

«Искусство родного края»

(2 часа)

Природа родного края в произведениях местного фольклора.

1

Обзор литературы о героях Кубани.

1

10.

«Я здоровье сберегу»

(3 часа)

Почему важно быть здоровым.

1

Суд над сигаретой.

1

Алкоголь и закон.

1

11.

«Я – будущий гражданин"

(3 часа)

Президент РФ, его полномочия.

1

Местные органы власти.

1

Права и свободы человека и гражданина.

1

6. Прогнозируемые  результаты.

Обучающиеся должны знать/понимать:

-географическое положение кубанского региона;

-климатические условия на Кубани и внутренние воды;

-растительный и животный мир Кубани и своей местности;

-редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края;

-природные богатства родного края и их использование человеком;

- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;

-символику Краснодарского края;

-даты важнейших событий в истории края (станицы);

-особенности культуры и быта народов, населяющих территорию края;

-достопримечательности края и района;

- наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни края;

- фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани.

-основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;

-историко-культурные и природные памятники родного края (своего района, города);

-произведения кубанских писателей и публицистов;

-фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды;

истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров;

-литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;

-музыкально-культурное наследие региона;

- выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ);

- особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей.

уметь:

-показывать на карте основные географические объекты края;

-характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

-объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;

-описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;

-систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;

-объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;

-понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения опасных для человека растений, грибов и животных, встречающихся в своей местности;

-понимания причин и значимости происходящих событий и определения собственного отношения к ним;

-объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;

-сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;

-общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов:

-формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;

-адекватной оценки собственных способностей и возможностей их изменения в будущем.

7. Перечень учебно-методического обеспечения программы.

1. Апостолов Л. Я. Географический очерк Кубанской области. Краснодар: Традиция, 2010

2. Бардадым В. П. Радетели земли кубанской: 2-е изд. Краснодар, 1998.

3. Гангур Н. А. Материальная культура кубанского казачества (конец XVIII - начало XX в.): В 2-х т. Краснодар, 2009.

4. Голиков В. И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. Краснодар, 2007.

5. Денисов Н. Г., Лях В. И. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2000.

6. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Вып. 1,2. Краснодар, 1987.

7. Зеленский Ю. В. Земля незнаемая: Очерк о средневековой Тамани. Краснодар, 2014.

8. Ковешников В. Н. Населённые пункты Кубани: Краткий топонимический словарь. Краснодар, 2014.

9. Комиссинский В. Г. На пути к песенному театру: Частушки, припевки, страдания, кубанские застольные песни. Краснодар, 2002.

10. Красная книга Краснодарского края. Краснодар, 2007.

11. Литвинская С. А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников (экология, география, полезные свойства). Краснодар, 2006.

12. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: 2-е изд. Краснодар, 2008.

13. Матвеев О. В. Кавказская война: от фронта к фронтиру: Историко-ан-тропологические очерки. Краснодар: Эдвин, 2015.

14. Матвеев О. В., Фролов Б. Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. - 1917 г.). Краснодар, 2000.

15. Печёрина Л. А. Занимательное кубановедение: Вопросы и ответы. Краснодар, 2014.

16. Платонов И., Рябухин А. Красавица Кубань. Достопримечательности Краснодарского края и Республики Адыгея: Фотоальбом. Краснодар, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...