Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия!"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

   Программа по внеурочной деятельности с учащимися с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_moya_rodina_rossiya_2022-2023.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный (тематический) план

6

3.

Содержание учебного (тематического) плана

8

4.

Организационно-педагогические условия реализации

программы

12

5.

Список литературы

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

«Моя Родина -  Россия» (далее – Программа) социокультурной адаптации, культурно-исторической направленности, ознакомительного уровня предназначена воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей в соответствии с их психофизическими возможностями. Программа помогает познакомить обучающихся с архитектурно-планировочной средой города, научить их свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и строений.

Программа носит комплексный характер и включает в себя не только теоретические занятия в аудиториях, но и практическую часть – экскурсии, посещение музеев, парков и усадьб города Москвы, знакомство с улицами, бульварами и площадями родного города. Посещение памятных мест столицы позволит обучающимся ощутить причастность к истории своего города, увидеть своими глазами, как менялась Москва с течением времени, почувствовать ответственность за ее судьбу. Онлайн-экскурсии по городам России помогут познакомиться с народами, населяющими нашу страну, с их  культурой и бытом, формировать познавательный интерес.

Актуальность Программы

Знание своих истоков, истории и культуры своего города позволяет человеку осознать себя и своё место среди других людей, почувствовать связь с прошлым, настоящим и будущим своей страны. Программа «Моя Родина - Россия» не только обогащает обучающихся знаниями, но и помогает воспитать настоящего гражданина, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры, уважающего другие культуры и народности, обеспечивает социокультурное развитие.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании основ нравственности, гражданственности, этической культуры обучающихся. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и творческой культуры обучающихся с ОВЗ. Занятия по Программе способствуют воспитанию,  положительно влияют на расширение кругозора обучающегося, социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Цель Программы – воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к родному городу, интереса к его истории.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.

Задачи Программы

обучающие:

  • сформировать представление о краеведении, как науке, изучающей природу, население, хозяйство, историю и культуру какой-либо территории;
  • сформировать систему знаний о природе, истории, культуре своего города;
  • заложить основы знаний об исторических и культурных памятниках Москвы;
  • привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
  • сформировать представления об обычаях, традициях и культуре народов, проживающих на территории России;
  • формирование культуры межнационального общения;
  • формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;

развивающие:

  • развивать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, города Москва, другой символики и исторических памятников Отечества;
  • развить интерес к изучению истории и культуры Москвы;
  • развить общую культуру, кругозор и эрудицию обучающихся;

воспитательные:

  • воспитать уважительное и бережное отношение к историческому наследию своего города, его природе, культуре, традициям;
  • воспитать уважение и любовь к родному дому, семье, школе, землякам;
  • воспитывать интерес к культуре, традициям народов России

Широкое использование мультимедийных технологий значительно повышает эффективность самостоятельной работы обучающихся в поисково- исследовательском процессе.

Категория обучающихся

Работа ведется в разновозрастных группах, группы комплектуются из обучающихся 12-15 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год составляет 108 часов.

Формы и режим занятий

Программа реализуется 3 раза в неделю по 1 часу. Программа включает в себя теоретические и практические занятия: беседы, викторины, экскурсии, чтение художественной и научной литературы.        

Планируемые результаты освоения программы

По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:

  • определение        краеведения        как        науки,        изучающей        природу, население, хозяйство, историю и культуру какой-либо территории;
  • смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция;
  • правила поведения в музее, на экскурсии и т.д.;
  • символику (герб и флаг) Москвы и своего административного округа;
  • природные условия родного города;
  • историю        и        достопримечательности        родного        административного округа Москвы;
  • исторические и культурные достопримечательности Москвы;
  • имена знаменитых москвичей;
  • историю родной школы;
  • особенности народов России, их культуры, традиции

По итогам реализации Программы обучающиеся будут уметь:

  • ориентироваться в городе;
  • читать план города, работать с картой Москвы;
  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности;
  • работать с цифрами и датами, делать сжатые деловые записи;
  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • различать архитектурные памятники;
  • в доступной форме излагать знания о Москве.

Формы контроля и оценочные материалы

     По окончании обучения проводится итоговая аттестация через участие в выставке творческих работ.

     В течение учебного года поделки выставляются на школьных, окружных, городских конкурсах и олимпиадах: «Духовные скрепы Отечества», «История и культура храмов столицы и городов России», «Московская этнографическая олимпиада»  и др., Олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», Метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений», Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Формы проведения аттестации:

  • выполнение проектов;
  • тестирование;
  • экскурсия;
  • интеллектуальная игра.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п

Названия раздела/темы

Количество

часов

Формы аттестации и

контроля

1.

Вводное занятие. Цели и задачи

курса. Инструктаж по технике безопасности

1

2.

С чего начинается Родина?

2.1.

Моя Родина – Россия. Понятия «родина», «страна», «государство»

2

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий

2.2.

Моя малая Родина

Моя малая родина – мой район

1

Выполнение практических

заданий

Проектная работ «Достопримечательности моего района».

2

Моя семья. История её возникновения.

Понятие «родственники», «предки», «потомки»

1

Проектная работа «Древо моей семьи»

1

Роль семьи в жизни человека

1

Выполнение практических

заданий

2.3.

Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг

1

Выполнение практических

заданий

2.4.

Конституция РФ – основной закон жизни страны

1

2.5.

 Права и обязанности детей и взрослых

2

Выполнение практических

Заданий. Участие в конкурсе

2.6.

Такие разные праздники

Государственные праздники России

2

Выполнение практических

заданий

Профессиональные праздники

2

Выполнение практических

заданий

Дни воинской славы России

2

Выполнение практических

заданий, участие в квизах

Памятные даты

2

Выполнение практических

заданий

Народные праздники

2

Семейные праздники

1

2.7.

Город, в котором я живу

2

2.8.

Дорогая моя столица

Сердце Москвы

2

Соборы и храмы столицы

3

Памятники столицы

3

Текущий контроль. Выполнение практических

Заданий.

Участие в конкурсах

Парки и усадьбы столицы

5

Участие в олимпиаде

Музеи родного города

5

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

Театры

1

2.9

Путешествуем по стране. Знаменитые города России

Онлайн-экскурсии

Древние города Подмосковья (Истра, Зарайск, Коломна)

1

Санкт-Петербург

2

Золотое кольцо России

8

Крым

  1. Дворцы и парки
  2. Реки, водопады, горы

2

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

Сочи

2

Проектная работа: «Храмы столицы и городов России»

2

3

Культурное наследие страны

3.1

Народы России

3

3.2

Устное народное творчество – хранилище духовной культуры народов России

3

3.3

Приметы народов России

1

3.4

Народные традиции

1

3.5

Народные промыслы народов России

10

3.6

Развитие письменной культуры

2

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

3.7

Памятники культуры родного края

1

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

3.8

Имена знаменитых людей в названиях улиц и площадей

1

Выполнение практических

заданий

3.9

Спортивные победы России

1

Выполнение практических

заданий

3.10

Покорение Космоса

1

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде, квизах

3.11

Наши защитники. Поклонимся великим тем годам

3

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде, квизах

Проектная работа: «Не прервётся связь поколений»

1

Города-герои

3

3.13

Символы Великой Отечественной войны в нашем городе

2

4

Природное наследие страны

4.1

Животные из Красной книги

3

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

4.2

Растения Красной книги

3

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

4.3

Красная книга Москвы

3

Текущий контроль. Выполнение практических

заданий. Участие в олимпиаде

5

Итоговое занятие-игра

1

Итого:

105 ч.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При реализации программы в учебном процессе используются наглядные пособия, фото- и видеоматериалы, книги и журналы.

Занятия проводятся с использованием различных методов обучения:

  • словесных – в виде объяснений, лекций, рассказов, бесед;
  • наглядных – с использованием наглядных пособий, плакатов, репродукций, предметов и документов музейного значения, видео и CD и т.д.;
  • игровых – моделирование реальной ситуации, из которой предлагается найти выход;
  • исследовательских – выполнение исследовательских заданий. Усвоение материала контролируется при помощи опросов тестирования.

Заключительное занятие объединения проводится в форме интеллектуальной игры.

Материально-технические условия реализации программы

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса. Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения, таких как

  • ноутбук;
  • видеопроектор;
  • экран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, используемой при написании программы

  1. Авербух И., Лобачева И. Моя Столица. – М.: Олма-Пресс, 2006.
  2. Алексеев        В.Г.        Москва        веками        строилась.        Занимательное москвоведение. – М.: Армада, 1998.
  3. Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное москвоведение (с древнейших времен до эпохи петра). – М.: Брандес, 1997.
  4. Бродский Я.Е. Москва от А до Я: Памятники истории, зодчества, скульптуры. – М.: Московский рабочий, 1998.
  5. Вахрушев А.А. и др. Москвоведение. / Вахрушев А.А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И. – М.: АНО ИЦ, 2002.
  6. Гиляровский В. А. Москва и москвичи. – М.: Алгоритм, 2017.
  7. Глушакова        В.Г.        Подмосковье.        Культура,        история,        география. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2003.
  8. Горелова Н.А., Кузина И.Н., Поникарова Н.М. Москвоведение. – М.: АНО ИЦ, 2001.
  9. Гриценко З.А., Денисов Ю.Н. Мой город Москва. – М.: Московские учебники, 2003.
  10. Долгова С.Р. Рассказы о Москве. Из архивных находок. – М.: Вече, 2006.
  11. Забелин И.Е. История города Москвы. – М.: Эксмо, 2007.
  12. Зверев В.А. Природа и культура Москвы и окрестностей. – М.: Москвоведение. Московские учебники, 2008.
  13. Имена московских улиц. /Под ред. А.М. Пегова. – М.: Московский рабочий, 1985.
  14. Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком. Кремль. Красная площадь. Китай-город. Белый город и окрестности. – М.: Москвоведение. Московские учебники, 2007.
  15. Молева Н.М. Земли московской давние преданья. – М.: Вече, 1985.
  16. Москва. Энциклопедия. /Под ред. С.О. Шмидт. – М.: БРЭ, 1998.
  17. Песков О.В., Низовская Н.П., Ададурова Л.И. Память, высеченная в камне. – М.: Московский рабочий, 1983.
  18. Святославский        А.В.        Городская        экскурсия.        Основы        теории        и практики. – М.: МИОО, 2006.
  19. Сергиевская И.Г. Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья. – М.: Алгоритм, 2015.
  20. Улицы        Москвы.        Старые        и        новые        названия.        Топонимический словарь-справочник. – М.: НТО, 2003.
  21. Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно- парковые ансамбли усадеб Москвы. М., 2004.

Электронные ресурсы

  1. Зеленоград – живой памятник нашей победы. История земли зеленоградской: [Электронный ресурс]. М., 2012-2018. URL: http://zelao41.ru/iz-istorii-poselenij-zelenogradskogo-kraya/. (Дата обращения 28.09.2018).
  2. Историко-архивный сайт о Зеленограде. Префектура Зеленоградского АО г. Москвы: [Электронный ресурс]. М., 2008-2013. URL: http://www.zelao50.ru/articles/?SECTION_ID=186#&slider1=823 . (Дата обращения 28.09.2018).
  3. Город-спутник у станции Крюково. Страницы истории Зеленограда. Зеленоградский краеведческий музей: [Электронный ресурс], 2013-03-11. URL: https://starina-chuk.livejournal.com/348760.html. (Дата обращения 28.09.2018).
  4. История Зеленограда: [Электронный ресурс]. М., 2010-2018. URL: https://palindrom.su/istoriya-zelenograda. (Дата обращения 28.09.2018).

Нормативно-правовые документы

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
  2. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Якутия"

Рабочая программа по дополнительному образованию для 7 класса, краеведение....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...