рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 5 класс по теме "Путешествуем по странам и континентам"
рабочая программа (5 класс)

Гордиенко Людмила Васильевна
  • вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_5_kl_putesh_po_stranam.doc437 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                              Пояснительная записка.

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествуем по странам и континентам»  для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе  учебно-методического пособия  М.Ю. Аксеновой, Е.В. Храмовой "Внеурочная деятельность по географии (5 - 7 классы)", 2019 г.допущенная Министерством образования и науки РФ,   в соответствии с ФК ГОС, ООП ООО и учебным планом МОАУ «Моготская СОШ» на 2023-2024 учебный год, утверждённым приказом директора школы

Задачи: 

  • вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

         Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.

                 Учащиеся должны знать (объяснять): 

  • страны и столицы;
  • знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

  • уметь работать на компьютере;
  • работать с различными источниками информации;
  • ориентироваться по карте;
  • свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Ожидаемые результаты

  Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

  Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Учащиеся будут иметь представление: 

  • о различных видах достопримечательностей;
  • о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
  • об уровне жизни в различных государствах;
  • о традициях и обычаях населения стран мира;
  • о ценностях культуры данной страны.

Учащиеся должны знать: 

  • формирование политической карты мира;
  • формы экономических отношений;
  • виды достопримечательностей;
  • примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

Учащиеся должны уметь: 

  • работать с различными источниками информации;
  • разбираться в вопросах определения достопримечательностей
  • работать на компьютере.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и домашней подготовки:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

3. Повышение уровня качества географических знаний и умений.

4. Совершенствование умений работы со специальной литературой.

                                       Содержание внеурочной деятельности.

Раздел 1. Как люди познавали мир (7 часов)

Ойкумена – «обитаемая Вселенная».  Освоенная человечеством часть мира. Семь чудес древней Ойкумены. Из истории географических открытий. Расширение географического кругозора человечества. Выдающиеся путешественники и ученые-географы. «Колумб российский между льдами...»  Г.И. Шелихов – русский купец и предприниматель. «Русская Америка». Капитан-командор – Витус Беринг. Освоение Арктики. Самый странный и суровый континент на Земле. Открытие и изучение Антарктиды. Современные исследования земной поверхности. Бывают ли географические «закрытия»?  Изменения на планете.

Раздел 2. Каменная оболочка Земли (15 часов)

Тема 1. Беспокойная планета (6 часов)

Можно ли просверлить Землю насквозь? Особенности внутреннего строения Земли. Плавают ли материки? Колебания земной коры. Почему бывают землетрясения? Тепло Земли. Что такое вулкан?  Извержение вулкана – грозное и величественное явление природы. Горы и равнины. Как появляются горы? Высочайшие горы мира и России. Значение гор и равнин в жизни людей. Изменение гор во времени. Меняющийся облик планеты.

Тема 2. Подземные богатства (9 часов)

Камни рассказывают. Немые свидетели прошлого. Особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Что внутри шахты? Угольный комбайн. Рождённые в пламени. Рудные полезные ископаемые. Металлы и сплавы – неутомимые труженики. Кладовые Солнца. Уголь, нефть, газ – энергия Солнца, законсервированная в недрах Земли. Откуда берётся бензин? Труд нефтяников. Как ищут полезные ископаемые? Геологическая разведка. Есть ли бесполезные ископаемые? Камни Знаков Зодиака. Экологическая тревога: раненая земля.

Раздел 3. Вода на Земле (7 часов)

Тема 1. Сколько на свете воды (7 часов)

Утолим ли мы жажду? Соотношение пресной и солёной воды на Земле. Агрегатные состояния воды. Моря и океаны нашей планеты. А в Чёрном море вода чёрная? Названия морей и океанов. Бермудский треугольник. Таинственный район Мирового океана. Голубые артерии Земли. Нравы рек.  Режим реки. «Река священнейшая в мире, Кристальных вод царица, мать!» По великой русской реке. Обь – главная река Новосибирской области. Твёрдый океан. Ледниковый период. Современное оледенение. Север – громадный край, скованный холодом.

Раздел 4. Многообразие жизни на Земле (4 часа)

Зелёное убранство планеты. Флора. «Космическая роль» зелёного листа. Лес – наше богатство. Зелёный друг (лес) – одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. В мире животных. Разнообразие фауны. Земля – кормилица. Плодородный слой земли. Природные лаборатории. Заповедные и особо охраняемые территории.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание

Деятельность учащихся

Дата

план

Дата

 факт

Раздел 1. Как люди познавали мир

1

Ойкумена – «обитаемая Вселенная»

Обсуждение: «Представления о Земле в древности»

2

Из истории географических открытий

Составление таблицы «Великие путешественники»

.

3

«Колумб российский между льдами...»

Работа с картой: «Имя Беринга на карте мира»

.

4

Освоение Арктики

Знакомство с наиболее значительными экспедициями

5

Самый странный и суровый континент на Земле

Обзорная информация «Антарктические полярные станции»

.

6

Современные исследования земной поверхности

Выявление на карте географических объектов, названных именами первооткрывателей

7

Географические «закрытия»

Тематическая экскурсия в Краеведческий музей

Раздел 2. Каменная оболочка Земли

8

Можно ли просверлить Землю насквозь?

Выполнение рисунка «Внутреннее строение Земли»

9

Плавают ли материки?

Обзорная информация о процессах, происходящих в недрах Земли

10

Почему бывают землетрясения?

Работа с картой: выявление районов, подверженных частым землетрясениям

11

Тепло Земли

Работа с картой: действующие вулканы планеты

.

12

Горы и равнины

Обозначение на контурной карте гор и равнин

.

13

Меняющийся облик планеты

Объяснение влияния человеческой деятельности на изменения литосферы

.

14

Камни рассказывают

Объяснение роли полезных ископаемых в жизни людей

.

15

Что внутри шахты?

Дискуссия: «Профессия – шахтёр»

16

Рождённые в пламени

Знакомство с рудными полезными ископаемыми

17

Кладовые Солнца

Знакомство с горючими полезными ископаемыми

.

18

Откуда берётся бензин?

Обсуждение: «Что делают из нефти?»

19

Как ищут полезные ископаемые?

Дискуссия: «Профессия – геолог»

20

Есть ли бесполезные ископаемые?

Составление перечня полезных ископаемых, добываемых в Новосибирской области

21

Камни Знаков Зодиака

Рассказ об интересных, необычных камнях

22

Экологическая тревога: раненая земля

Выявление экологических проблем литосферы

Раздел 3. Вода на Земле

23

Утолим ли мы жажду?

Беседа: «Значение воды для жизни»

24

Моря и океаны нашей планеты

Объяснение названий некоторых морей Земли

25

Голубые артерии Земли

Обозначение на контурной карте крупнейших рек

26

Нравы рек

Выявление стихийных явлений, вызванных действием воды

27

По великой русской реке

Работа с картой: «Путешествие по Волге»

28

Обь – главная река Новосибирской области

Работа с картой: «Путешествие по НСО»

29

Твёрдый океан

Беседа «Природные холодильники Земли»

.

Раздел 4. Многообразие жизни на Земле

30

Зелёное убранство планеты

Выявление значений растительного мира для Земли

.

31

Лес – наше богатство

Составление схемы «Лес – людям»

32

В мире животных

Фото и рассказ о домашних любимцах

33.

Земля-кормилица

Составление плаката «От полюшка до хлебушка»

34

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии "Моя Родина - Республика Саха (Якутия)" для 8 класса. Краеведение...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"

Программа  "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города  СП-Б...