программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников"
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ее цель - формирование позитивной мотивации изучения географии, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, приобщение к научно-исследовательской работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_detyalenosti_po_geografii_klub_puteshestvennikov.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Клуб путешественников»
Составитель:
учитель первой
квалификационной категории
Алешина Асия Фаизовна
Пояснительная записка
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Современные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной и исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю) для обучающихся 5-6 классов.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включая работу с различными источниками географической информации;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности: видеофильм, альбом, сайт, исследовательская работа, школьная газета, плакат, журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций, коллаж, справочник, коллекция, стенгазета, макет, сценарий праздника, игры, модель, учебное пособие, наглядные пособия, фотоальбом.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметные:
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Договариваться о правилах совместной работы и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные:
Делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в дополнительных источниках информации.
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, составлять графики, таблицы, опорные схемы
Регулятивные:
Овладение навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Личностные:
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Сформированность чувства сопричастности с окружающему миру, ответственности за свои поступки перед своим народом, городом, страной.
Содержание программы
Введение. Почувствуйте себя древними географами. Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону. Земля как планета солнечной системы. Освоение метода моделирования. Глобус - модель Земли. Определение форм Земли.
Почувствуйте себя астрономами. Освоение метода моделирования. Теллурий: модель Земли - Луна - Солнце. Определение времён года с помощью теллурия. Внутреннее строение Земли. Определение внутреннего строения Земли. Создание конструктора литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. Создание модели вулкана.
Почувствуйте себя геологами! Сбор и оформление коллекции горных пород и минералов.
Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Анализ 12-балльной шкалы интенсивности землетрясений.
Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.
Почувствуйте себя топонимнстами! Умение работать с томонимистическими словарями, энциклопедиями.
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями. Атмосфера. Доказательства существования атмосферного давления.
Почувствуйте себя метеорологами. Создание метеорологической станции, метеорологических приборов для определения погоды. Прогноз погоды.
Почувствуйте себя мореходами! Водная оболочка земли. Виртуальное кругосветное путешествие. Компас.
Почувствуйте себя гидрологами! Виртуальное путешествие по Волге и Тереку. Принцип «работы» родников. Изучение водопроницаемых и водоупорных породы на основе модели родника; свойств воды.
Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Литературный вечер «По следам капитана Немо».
Почувствуйте себя фольклористами! Изучение истории названий географических объектов. Географические названия в произведениях устного народного творчества (по программе литературы, 5 класс).
Почувствуйте себя палеонтологами! Экскурсия в краеведческий музей.
Почувствуйте себя биогеографами! Оформление коллекции комнатных растений по географическому принципу. Создание настольной игры «Географическое лото».
Почувствуйте себя экотуристами! Составление экомаршрута по пригороду.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
Путешествие в древний мир | Урок - путешествие | 1 | Поиск информации о представлениях древних о Земле | |
Инструментарий древнего географа | Практическая работа с приборами | 1 | Работа с гномоном. Определение времени по гномону | |
Учимся картографии | Практическая работа на местности | 2 | Составление плана местности, масштабирование, работа с легендой карты | |
Космическое путешествие | Урок – путешествие | 1 | Прокладка маршрута путешествия, поиск информации о планетах Солнечной системы, составление плана исследования, выступление о своей планете | |
Сокровища земных недр | Экскурсия в музей | 2 | Ознакомление с минералами и горными породами нашей местности. Оценка свойств и практического применения полезных ископаемых. Охрана ресурсов. | |
Наука – сейсмология. Путешествие в центр Земли | Урок – путешествие. | 1 | Расширение знаний учащихся о строении Земли. Поиск информации о сейсмически опасных участках. Профориентация школьников. | |
Знакомство с профессией геодезиста | Практическая работа на местности | 2 | Работа с нивелиром. Профессиональная ориентация учащихся. | |
Знакомство с профессией метеоролога | Экскурсия в центр туризма и экскурсий | 2 | Составление кары наблюдений за погодой на день, месяц, неделю. Фенологические наблюдения. | |
По следам Синбада - морехода | Проектная работа | 2 | Работа над проектом, защита проекта, оформление | |
Путешествие вокруг света | Практическая работа | 2 | Создание дидактической игры «Вокруг света». Поиск информации. Сбор тематических определений. Оформление. Игра | |
Наука гидрология | Экскурсия на реку Кама | 2 | Определение левого, правого берегов. Определение скорости течения и высоты берега. Охрана водоемов | |
Морские путешествия | Урок – путешествие | 1 | Исследование океанов Земли по карте. Определение наибольшей и наименьшей глубины. Изучение и сравнение свойств воды различных океанов и морей (по источникам) | |
Великая засуха | Экскурсия на озеро Пионерское | 2 | Определение свойств данного биогеоценоза. Изучение флоры и фауны озера | |
Ледниковый период | Урок- исследование | 1 | Определение площади ледников Земли, их расположение, свойств воды ледников. Рассмотрение возможных способов использования пресных запасов ледников | |
Научная лаборатория «Капля жизни» | Экскурсия в лабораторию ЗТУ Минэкологии | 2 | Знакомство с лабораторией, оборудованием, функциями работников. Определение свойств воды различных источников | |
Мероприятие «Вода – это жизнь» | Выступление агитбригады | 2 | Подготовка сценария, подбор костюмов, репетиции, выступление | |
Загадки названий | Проектная работа | 2 | Изучение истории названий географических объектов. Работа с топонимическим словарем. Фольклор. Исследование истории названий местных населенных пунктов. Оформление и защита проекта | |
Наука палеонтология | Экскурсия в городской музей | 2 | Изучение взаимосвязи прошлого и настоящего. Знакомство с профессией археолога, палеонтолога. | |
Наука биогеография | Экскурсия в зимний сад ДЭБЦ | 2 | Знакомство с флорой тропических лесов. Создание коллекции комнатных растений по их географическому принципу | |
Экотуризм | Практическая работа. Экскурсия в пригородный лес | 2 | Составление плана экскурсии, памятки «Как ввести себя на природе». Ориентирование по компасу, по местным признакам, прокладка маршрута | |
Обобщение по курсу. Выставка работ | Выставка и защита проектов | 2 | Оформление выставки проектов и творческих работ за год. Выступление агитбригады на линейке нач.школы «Войди в мир другом» |
Список литературы и интернет-ресурсов
1.Елин О.Ю., Ахметзянова А.Ф. Практикум, Красноярск 2013.
2. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;
3. Атлас. География, начальный курс. 5 класс.
4.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2014.
5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 5-6 класс.
6.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2016.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2015. — № 7.
8. Книга экспериментов. Просто о сложном./пер. с итальянского И.Гурьянова.-М.:Эксмо, 2012
9. Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев.-Москва:АСТ,2013
10. Электронное приложение к учебнику . Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. Всемирная география http://wgeo.ru/
3. webtous.ru
4. http://geek-nose.com/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam/
5. https://www.paleo.ru/museum/
7. https://geostart.ru/geodesist
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...