"Потребности, интересы и запросы как педагогическая основа досуговой творческой деятельности школьников"
статья на тему

Пальцева Марина Юрьевна

В данной статье представлены основные средства досуговой педагогики. Потребности, мотивы, установка, интерес и условия расматриваются как элементы единого механизма организации творческой деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Потребности, интересы и запросы как педагогическая основа  досуговой творческой деятельности школьников

В различных нормативных документах в сфере образования подчеркивается, что на современном этапе важнейшее значение имеет создание условий для всестороннего развития личности, приобщения учащихся к величайшим достижениям духовной культуры, эстетического развития и реализации творческого потенциала.

Каждый из культурных институтов общества имеет свои собственные средства воздействия на личность. Детское творчество в школе, как неотъемлемая составляющая содержательного досуга, полностью опирается на явление интереса, определяющее и регламентирующее жизнедеятельность личности в свободное время.  Наиболее активным объектом педагогического влияния здесь выступает практическая внеурочная деятельность школьников. Инструменты, методы, формы досуговой педагогики влияют на личность именно через деятельность. Такой подход объективен. Психологи утверждают, что реальные основания человеческой личности лежат не в приобретаемых ею знаниях и умениях, не в глубинах ее задатков, а в той системе деятельности, которая реализует эти знания и умения. Кроме того, в разнообразном досуге человек реализует накопленный духовный потенциал, стремится действовать, будь то самая простая, рекреационная или глубокая творческая активность.

Таким образом, основным средством досуговой педагогики выступает не просто интерес, а интерес к деятельности. К сожалению, педагоги при всем глубоком понимании роли интереса не уделяют ему достаточно внимания в своей работе, часто подменяют его потребностью, направленностью запросов; понимают интерес как широкое абстрактное тяготение к чему-либо. Например, многие считают, что интерес к КВНу вызван интересом к сценической деятельности вообще. На самом же деле в основе такого тяготения лежат комплексы интересов: к синтетической форме развлечений, к определенному типу общения, к творчеству в малых театральных формах и т.д.  Понимание внутренней сущности интереса, механизмов его развития, умение его выделить необходимы организатору детского художественного творчества. Только это даст ему возможность опираться на интерес как на отправную точку педагогического процесса.

Элементами, определяющими поведение человека, являются потребности, мотивы, установки, интерес, стимулы и условия. Но не все они равнозначны в воспитательном плане и обладают различной силой влияния на деятельность. Необходимо выделить те из них, которые характеризовались бы одновременно объективностью и стабильностью, подвижностью и конкретностью, могли бы поддаваться внешнему регулированию. Именно такие элементы и будут наиболее педагогически ценными.

Для деятельности, свободной от внешнего диктата, характерен следующий механизм взаиморасположения этих элементов: потребность – интерес – условия – установки – мотив – деятельность.  Каждый элемент основан на предыдущем, следует из него, но и является самостоятельным.

Потребность лежит в основании любых действий человека, хотя и не всегда бывает их первым толчком. Важнейшая характеристика потребности – ее объективный характер. Потребность изменяется вслед за изменениями в социуме, культуре. Потребность имеет и психологическую ипостась, выступая как определенное состояние организма, нужды, недостатка, побуждающее личность к деятельности по ее удовлетворению. Интересующие нас потребности относятся к духовным и могут быть определены как состояния людей, побуждающие их к творческой, познавательной активности, к действиям в сфере культуры и искусства. В то же время общий характер потребности не позволяет определить тот вид деятельности, через который она будет реализована.

Свое дальнейшее развитие, конкретизацию потребность получает в интересе, где и принимает форму более или менее осмысленных желаний. Например, потребность в творчестве в зависимости от других потребностей личности, ее физических данных, опыта, а нередко и от жизненных обстоятельств может проявиться как интерес к театру, музыке, к прикладной деятельности, к эстетизации окружающего пространства и т.д. Это связано с тем, что интерес обладает отличными от потребности чертами. Являясь следующим элементом механизма деятельности, он уточняет, опредмечивает и конкретизирует потребность. Интерес носит более подвижный индивидуализированный и осознанный характер, а, значит, уже может служить толчком к деятельности.

Однако для того, чтобы деятельность возникла, одного интереса мало. Важную роль играют условия, которые могут способствовать развитию интереса, а могут и тормозить. Отсутствие условий может привести к снятию интереса, поиску других путей реализации потребности. В досуговой деятельности условиями можно считать наличие материальной базы для проведения занятий и коллективных творческих дел, задатки и способности учащихся, существование творческого объединения определенного жанра, разнообразие форм внеклассной работы.

При наличии условий, соответствующих конкретным интересам, возникает определенное состояние готовности к деятельности, определяемое как установка. При этом надо помнить, что установка не проявляется во внешней реакции. Это лишь внутреннее решение вступить в деятельность, за которой следует активный поиск мотива – последнего элемента перед деятельностью. От момента возникновения установки до решения действовать может пройти и крайне малый срок, и длительный промежуток времени. Установка отличается от других элементов. Если последние стабильно четки, можно сказать, «живут долго», то момент установки обычно протекает мгновенно, тем быстрее, чем более сильны предыдущие элементы. Но, если интерес недостаточно силен, осознан, если условия его реализации, по мнению личности, недостаточно полны, то формирование установки может остановиться на длительное время. Часто новые участники творческих групп или объединений малоактивны, больше наблюдают, что свидетельствует о наличии у них затянувшегося момента установки. Здесь от организатора, руководителя, педагога требуется особый такт и умение, специально продуманная работа с такими ребятами. Необходимо осторожно готовить их к определению мотива и вступлению в деятельность, может быть, помочь найти мотив. Ведь состояние готовности не может длиться вечно. В конце концов, происходит снятие установки и, возможно, интереса. Участник станет искать другой коллектив, Может быть, вообще откажется от данного жанра или участия в каком-либо творческом проекте.

Мотив по отношению к нашему механизму деятельности есть тот предваряющий ее субъективный элемент, который объясняет необходимость этой деятельности для личности, определяет ее субъективно понимаемые причины (которые, кстати, часто не соответствуют реальности). Мотив может быть четко осознан или расплывчат, но всегда присутствует в сознании личности. На уровне мотива досуговый деятельностный механизм соприкасается с иными механизмами, управляющими действиями человека. Таких механизмов всегда несколько. Ведь даже досуговая, добровольная деятельность может обуславливаться не только интересом, но и иными побуждениями: престижностью, призами, стремлением к известности – т.е. другими ценностными механизмами. Далеко не все эти стремления негативны, но они не основаны на интересе, а, значит, трудноуправляемы, нестабильны в условиях коллектива, ориентированного на интерес. Более того, полная реализация мотива известности или вознаграждения свидетельствует о смещенных педагогических целях в организации творческой деятельности.

Таков механизм деятельности, основанный на внутренней духовной потребности человека. Знание его элементов, логики позволяет квалифицированно руководить его развитием, контролировать деятельность участника на самом глубинном уровне. В то же время, воспитательные возможности того или иного элемента, то есть возможность корректировать его в педагогических целях, неоднозначны. Мы видим, что потребность есть самый глубинный, объективный элемент. И он менее всего поддается управлению, приводит к разным видам деятельности в различных областях. Это делает беспредметным воздействие на нее с педагогической точки зрения. Та же ситуация и с мотивом, поскольку он является вторичной, субъективной формой осознания интересов. Мотив – контролирующий и объясняющий, а не образующий элемент. Разнообразные интересы могут вызвать один и тот же мотив деятельности, поэтому вряд ли знание мотива будет помогать руководить участником, и вряд ли мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах будет определять общую долгосрочную направленность деятельности.

Таким образом, только интерес поддается управлению в силу своей подвижности и субъективных качеств. Он достаточно предметен, конкретен и активен, находясь в глубине деятельностного механизма, предопределяет его более поверхностные элементы. Эти черты обусловливают то, что интерес в педагогике обладает почти неограниченной ценностью.

Интерес в детской творческой деятельности имеет еще большее значение, нежели в общей, допустим, школьной педагогике, которая рассматривает его как средство активизации воспитательного и дидактического процесса, стимул его эффективности. В основе урочной деятельности лежат иные основания: необходимость, обязательность, порой даже принуждение. В досуге же, когда отсутствие интереса приводит к снятию деятельности, он становится основой ее существования, то есть ведущим педагогическим инструментом.

Отсюда следует вывод: развитие более глубокого интереса к той или иной досуговой деятельности правомочно считать содержанием воспитательного процесса в любых формах детского творчества.

Список литературы

  1. Генкин П.Д. Роль интереса в развитии коллектива художественной

     самодеятельности. – СПб.: ВПШК, 1989.

  1. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. – М.: Знание, 1988.
  2. Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге. - http://www.gou515.spb.ru/files/Programma_Vospitaniya.pdf
  3. Психолого-педагогический словар/сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2006.
  4. Художественная педагогика в любительском творчестве: Сборник научных трудов/сост. Велединский В.Г. – СПб: СПбГУП, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лекция "Развитие творческих способностей школьников как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики"

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей школьников, дается краткая история понятия "креативность",  названы параметры оценки креативности с точки зрения современной ...

Психолого-педагогические основы вопроса творческого музицирования

В педагогике под творчеством понимается процесс создания чего-то нового. Это новое может оцениваться с позиции всего человечества или на уровне отдельной личности, которая открывает нечто новое для се...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Материал раскрывает теоретическую сторону  творчества, творческих способностей....

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...