«Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся».
опыты и эксперименты по музыке на тему

Плеханова Марина Витальевна

Начальный этап исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_usloviya.docx26.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №8

Г.Тынды

«Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся».

Плеханова Марина Витальевна

учитель музыки

      С 2011 года работаю над исследованием: «Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся». Выбор темы не случаен.

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Это говорит о том, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

     Если говорить об уроках музыки, то можно определить ряд проблем:

  • противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);
  • снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой       повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;
  • сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий  и снижающие эффективность обучения;
  • падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);
  • нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.

    В связи с этим встал вопрос о педагогическом исследовании.

Актуальность исследования.

      В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни страны возрастает необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Эта важная педагогическая задача имеет ярко выраженную общечеловеческую гуманистическую направленность, и сегодня педагоги больше внимания уделяют конкретному ребёнку, формированию его личности.

Цель проводимого исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить литературу по проблеме исследования; раскрыть сущность творческого потенциала; выявить возрастные особенности развития творческого потенциала школьников; подобрать диагностики, методики, приемы и упражнения для формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки; составить комплекс творческих заданий для школьников.

Объект проводимого  исследования: процесс формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий и методических средств формирования творческой деятельности школьника на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс развития творческого потенциала школьников будет эффективным, если:

- учебную музыкальную деятельность построить на основе активизации восприятия школьника, предполагающей формирования у них потребностей в самовыражении и умении анализировать собственные музыкально-творческие проявления;

- расширить применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.

Методы исследования: творческие задания, диагностика, беседа, наблюдения.

       Теоретический анализ литературы показал, что многими учёными и специалистами уделялось значительное внимание вопросам мотивации учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение искусства в процессе воспитания и образования.

     Однако, можно констатировать, что до настоящего времени многие перечисленные проблемы не решены до конца.

    В качестве опытно-экспериментальных баз для исследования  выбраны учащиеся 3А, 4Б, 6В и 7Б классов. Экспериментальная методика обучения включает творческие задания: проблемные и игровые ситуации и задания, логоритмику, эвритмию, аудио- и видеозанятия. В других классах обучение и воспитание детей осуществляется традиционно.

Исследование проводится  в 3 этапа.

    На первом этапе (2011-2012гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, шло осмысление и определение темы, методологии, понятийного аппарата, проводились организационные подготовительные мероприятия опытно-экспериментальной работы, а также анализировался и обобщался опыт музыкально-художественного воспитания и образования школьников.

        В данный момент исследование находится на втором этапе (2013-2014 гг.). Осуществляется экспериментальная работа, разрабатывается и апробируется программа по формированию мотивации учения школьников на уроках музыки, выявляются педагогические условия и средства, повышающие её эффективность.

        Промежуточные результаты исследования были представлены мною в  выступлениях:

Тема выступления

Уровень

Доклад «Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки. Портфолио учителя»

городское

методическое объединение

Мастер-класс «Ритмическое развитие первоклассников процессе музыкально – игровой деятельности.»

кафедра предметов эстетического цикла и начальной школы

Статья «Творческие задания на уроках музыки»

Международная заочная научно-практическая конференция «Современные вопросы науки и образования – XXI век»

     На третьем этапе (2014-2015гг.) я проанализирую  и обобщу результаты исследования,  оформлю выводы.

Планируемое время окончания исследования 2014-2015 учебный год

Окончательные результаты исследования будут представлены на заседании городского  методического объединения и в публикациях на сайтах:

  • фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;
  • «Созвездие Ориона. Сайт учителей музыки»

        Промежуточные результаты побудили меня обратиться к педагогической технологии, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.

Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».

       Цель уроков музыки  в контексте данной технологии - формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность,т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

 Особое  внимание я уделяю  методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления.

На своих уроках я применяю  творческие задания,которые позволяют активно включать в процесс обучения учащихся и развивают не только творческие способности, но и  интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формируют навыки общения в классе, а также развивают рефлексивные навыки и способствуют осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников.

     Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. Собственная мелодия, сочинённая на грустный текст или весёлый, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению  музыкального проведения, проявить индивидуальные способности.  В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Когда дети запомнят произведение, после нескольких раз прослушивания, я предлагаю  нарисовать картину, которая возникла в его воображении при восприятии музыки.Ребята воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием ребятам  ставится творческая проблемная ситуация, в которой дети  должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 3 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к ученикам 5-7 классов относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В среднем звене  я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

9. Презентации. В настоящее время актуальна тема создания   условий   для  повышения мотивации обучающихся  на уроках музыки через использование  Интернет ресурсов.При    использовании  ИК  –   технологий,  и    в  том  числе   Интернет- ресурсов,  на  уроках    музыки,  как  раз  и  появляются  условия  для  создания  проблемности        содержания,     творческого     характера    и   состязательности  деятельности   обучающихся.

Сервис    дает    возможность   совместно     с   другими  пользователями       размещать,    хранить,   редактировать   и  создавать    текстовые  документы,  электронные  таблицы    и презентации,  анкеты,  тесты,  викторины,  рисовать блок-схемы, планы, диаграммы  при  подготовке к различным мероприятиям.

      Интеграция ИК-технологий и современных педагогических технологий  способна стимулировать познавательный интерес к музыке, создавая условия  для мотивации к изучению  предмета. Еще  К.  Ушинский  отмечал,  что  знания  будут  тем  прочнее    и   полнее,   чем   большим     количеством     органов    чувств   они  воспринимаются.

     Внедрение  новых  информационных  технологий  в  учебный  процесс  позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего  обучения,  повысить  темп  урока,  увеличить  объем  самостоятельной  работы  учащихся.  

 Это качественно новый  уровень   применения   объяснительно-иллюстративного   и   репродуктивного  методов обучения.

Я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений ребят. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только ...

"Потребности, интересы и запросы как педагогическая основа досуговой творческой деятельности школьников"

В данной статье представлены основные средства досуговой педагогики. Потребности, мотивы, установка, интерес и условия расматриваются как элементы единого механизма организации творческой деятельности...

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.

Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....

Творческая деятельность школьников на уроках химии – способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся

Творческая деятельность школьников на уроках химии –способ повышения мотивированности обучения и самореализации учащихся Главной задачей современного учебного процесса является обучения учащихся ...

Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки и внеурочной деятельности.

На современном этапе образования одной из важнейших  задач является  развитие творческих способностей обучающихся для их успешной самореализации. Овладение способностью к реализации творческ...

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...

Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству....