Юный инспектор дорожного движения
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopobrazovaniya_yuidd.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

 ПРОГРАММА

дополнительного образования

 «Юный инспектор дорожного движения»

Программа составлена на основе примерной   программы по обучению учащихся ПДД,

ОГИБДД по МО Ямальский район

Педагог, реализующий программу:

Нафикова Л.Н., педагог дополнительного образования

с. Панаевск, 2012

Пояснительная записка

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Каждое десятое происшествие происходит с несовершеннолетними участниками дорожного движения. Более трети погибших и раненых детей являлись пассажирами транспортных средств. В каждом пятом ДТП все пострадавшие дети-пассажиры находились в автомобиле без удерживающих устройств, либо не пристёгнутыми ремнями безопасности. Статистика ГИБДД свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети от 9 до 14 лет.

Данные статистические показатели обуславливают актуальность и практическую значимость обучения, воспитания и в целом профилактики дорожно-транспортного травматизма.

     Цель данного курса обучения - профилактика дорожно-транспортного травматизма.

В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:

  • Знакомство учащихся с правилами дорожного движения;
  • Формирование устойчивых привычек осторожного и безопасного поведения на улицах, дороге и транспорте;
  • Развитие познавательных, психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
  • Нацеливание учащихся на понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улице, дорогах и транспорте.

Общая характеристика программы

Обучение правилам дорожного движения (далее  ПДД ) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы  школы –интерната. Предложенный курс способствует расширению представлений учащихся о дорожной среде, развитию целостности восприятия, чувства предвидения, дисциплинированности, бдительности, осторожности. Программа кружка предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Учебный материал данной программы рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Содержание программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала, выбор которого направлен на раскрытие способностей воспитанников, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

В ходе реализации данной программы происходит практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте в играх (вводных, групповых индивидуальных). Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление поделок, рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки.

После изучения всех тем программа предусматривает проверку и закрепление навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, провести в форме соревнований.

 

  Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей 10-12 лет. Количество занимающихся в группе 10-15 человек. Продолжительность занятия 40 минут при недельной нагрузке 1 час. Программа составлена на основании примерной программы по обучению учащихся правилам дорожного движения ОГИБДД ОВД по МО «Ямальский район».

В работе реализуется программа «Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. Тесты», которая содержит тестовые задания, цель которых улучшить знания ребят в области правил дорожного движения. Прогамма позволяет не только выявить уровень знаний, но и помогает в обучении и закреплении уже изученного материала. Тесты разработаны под руководством ГИБДД и кафедры безопасности и рекомендованы к использованию в средних учебных заведениях. Автор материалов В.Л. Шмундяк.

Форма реализации программы

Пятиклассники в состоянии мыслить обобщенными категориями, они умеют квалифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становиться самостоятельным процессом. Ключевую роль играет понимание и осознание определённых навыков и действий в процессе обучения6 анализ, оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определенным признакам, доказательство, поиск общего.

Таким образом, обучая пятиклассников безопасному поведению, учитываются возрастные особенности восприятия ими учебного материала. Занятия проводятся на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному. Используются следящие дидактические принципы: преемственность (каждая новая ступень на уже усвоенное в начальной школе и от родителей), последовательность и постепенность (знания по дорожной тематике даются постепенно, определёнными дозами; без перегрузки), доступность 9учебный материал излагается в доступной форме), наглядность (используются наглядные средства), принцип развивающего обучения (успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе). И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

В ходе реализации программы используются индивидуальная, групповая, фронтальная формы занятий.

Повышение активности занимающихся осуществляется за счёт правильного построения методики занятий. При обучении безопасному поведению детей на улицах, дорогах, в транспорте используются следующие методы: рассказ (когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события), рассказ-объяснение (когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде), беседа (когда нужно подвести учащихся к пониманию нового учебного материала, углубить и развить их знания, умения и навыки), работа с учебной книгой-тетрадью, игра, работа с дисками «Правила дорожного движения».

Основная часть времени отведена на практические занятия, так как главная задача программы – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. Кроме того активно используются такие виды деятельности как

 - обновление уголка безопасности дорожного движения;

- изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

- встречи и беседы с инспектором ГИБДД ОВД по Ямальскому району;

-встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

- проведение игр, конкурсов, соревнований в школе-интернату.

Основные методы и технологии

В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, работа на ПК.

В воспитании – (по Г.И.  Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Содержание программы

  1. Введение. Организационные моменты.  Памятка ученика «Безопасное поведение на улице»

Теория.

Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

Практика.

Оформление уголка «ЮИД в действии».

  1. История появления автомобиля и правил дорожного движения.

Теория.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика.

Составление викторины по истории ПДД.

  1. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор  ДПС.

Теория.

Расшифровка аббревиатур ГИБДД и ДПС.

Практика.

Значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.

  1. Виды транспортных средств.

Теория.

Классификация видов транспортных средств

Практика.

Знакомство с транспортом с. Панаевск.

  1. Элементы улиц и дорог.

Теория.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.

Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».

Практика.

Обновление материалов на стенде БДД. Решение задач, тестов по ПДД.  Встречи с инспектором ГИБДД  по практическим вопросам. Полоса движения, проезжая часть, разделительная полоса, тротуар.

  1. Дорога в школу и домой. Причины несчастных случаев на дорогах. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Теория.

Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и  водителей за нарушение ПДД.

Практика.

Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».

  1. Обязанности водителя-велосипедиста. Основные требования к движению велосипедистов.

Теория.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние  велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Практика.

Вождение малогабаритным транспортным средством.

  1. Опасные ситуации на дороге. Выход из-за препятствия или стоящего транспорта, закрывающего обзор. Внезапный выход на дорогу. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

Теория.

Дорожные ловушки. Причины ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель  ДТП.

Практика.

ТБ на дорогах, инструкция для действий в случае возникновения ДТП.

  1. Что означают дорожные знаки? Назначение дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Теория.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Практика.

Изготовление макетов дорожных знаков.

  1. Светофор и его сигналы. Отличие пешеходного и транспортного светофоров.

Теория.

Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.

Практика.

Игровая ситуация по работе со светофором

  1. Транспортные средства пожарной охраны, медицинской помощи, полиции.

Теория.

Организация служб помощи пострадавшим. Как вызвать необходимую службу.

Практика.

Изготовление буклета для пешеходов, водителей, родителей и школьников по ПДД

  1. Правила поведения пассажира.

Теория.

Правила посадки и выхода пассажиров. Правила поведения в транспорте.

Практика.

Игровая ситуация - тренинг

  1. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Теория.

Правила перехода проезжей части, дороги, перекрёстка.

Практика.

Игровая ситуация - тренинг

  1. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Теория.

ТБ для пешеходов

Практика.

Опасность этого явления для пешеходов и детей, перебегающих улицу перед идущим транспортом. Игровая ситуация – тренинг.

  1. Первая доврачебная помощь. Первая помощь при кровотечениях, при переломах, при ожогах.

Теория.

Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

Практика.

Встречи с медицинским работником  по практическим вопросам. Наложение  различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

  1. Движение детей группами. Правила, которые нужно соблюдать.

Теория.

Правила движения в группе. Сопровождение организованной группы.

Практика.

Организация сопровождения. (практическое занятие)

  1. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Теория.

От чего зависит длина тормозного пути.

Практика.

Определение остановочного и тормозного пути.

18. Контроль подготовленности.  Соревнования по правилам дорожного движения. Работа с дисками «Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. Тесты». Выпуск буклетов.

Учебно-методический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Категории транспортных средств

1.

Введение. Памятка ученика «Безопасное поведение на улице»

1

1

2.

История появления автомобиля и правил дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор  ДПС.

1

3.

Виды транспортных средств. Классификация транспортных средств. Транспортные и специальные автомобили. Знакомство с транспортом с. Панаевск.

1

1

Основные понятия и термины

4.

Дорога, полоса движения, перекрёсток, тротуар, главная дорога

1

5.

Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»

1

6.

Правила для пешеходов. Обязанности пешеходов.

1

7.

Будь осторожен на дороге. Мостовая не для игр.

1

8.

Проверка знаний изучения темы.

1

Дорожные знаки

9.

Что означают дорожные знаки?

1

10.

Учим знаки дорожного движения.

1

11.

Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные знаки и их назначение.

1

1

12.

Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения»

1

Основные элементы дороги

13.

Элементы улиц и дорог. Полоса движения, проезжая часть, разделительная полоса, тротуар.

1

14.

Дорога в школу и домой.

1

1

15.

Опасные ситуации на дороге.

1

Применение специальных сигналов

16.

Транспортные средства пожарной охраны, медицинской помощи, полиции.

1

17.

Учимся правильно вести себя на дороге. Обязанности водителя-велосипедиста. Основные требования к движению велосипедистов.

1

18.

Проверка знаний по изученной теме.

1

Сигналы светофора

19.

Светофор и его сигналы. Отличие пешеходного и транспортного светофоров.

1

20.

Игра-конкурс «Светофор»

1

Правила оказания первой помощи

21.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной)

1

1

22.

Первая доврачебная помощь. Первая помощь при кровотечениях, при переломах, при ожогах.

1

1

23.

Проверка знаний по теме.

1

Движение в жилых зонах

24.

Правила перевозки людей. Перевозка грузов.

1

25.

Опасности на дороге. Один на улице.

1

26.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

27.

Правила посадки и выхода пассажиров. Правила поведения в транспорте.

1

28.

Проверка знаний по теме

1

Скорость движения

29.

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

Пешеходные переходы

30.

Движение людей группами.

1

31.

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Правила перехода проезжей части, дороги, перекрёстка.

1

ИТОГО

31

6

Знания, умения, навыки

Знать:

  • Опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
  • Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям, авариям;
  • Опасности на улицах и дорогах, связанные с непогодными  условиями и освещениями;
  • Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, санках;
  • Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
  • Что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторв зависит.

Правила:  

  • Перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
  • Перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
  • Перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • Движение по тротуару, пешеходной дорожке;
  • Движение групп детей в сопровождении взрослых;
  • Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте;
  • Безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
  • Перехода улиц с двусторонним и односторонним движением;
  • Перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
  • Перехода железной дороги; Оказания первой доврачебной помощи при ожогах, кровотечении, переломах.

Уметь:

  • Переходить улицы  и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
  •  Правильно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
  • Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрёстки;
  • Правильно вести себя при посадке и высадке из общественного транспорта;
  • Ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог в двусторонним и односторонним движением;
  • Переходить железнодорожные пути;
  • Осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта;
  • Обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях.

Оценка результатов обучения

     В целях контроля и результативности обучения проводятся соревнования. Игры, эстафеты, решение тестов по основным темам.

Литература

Для учителя:

  1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. М., Третий Рим, 2007.
  2. Классный руководитель. Научно-методический журнал. №5 2007.
  3. Организауия воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе: из опыта работы учителя. Салехард, ГОУ ДНО ЯНОИПКРО, 2007.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл., учебник для общеобразовательных учреждений. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. М, Астрель, 2007.
  5. Правила дорожного движения РФ. М., 2012.
  6. Практика административной работы в школе. М.,  №4 2002.
  7. Диск «Правила дорожного движения».

Для ученика:

  1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь. М., Третий Рим, 2007.
  2. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога детства».
  3. Диск «Правила дорожного движения для школьников. Теория и практика поведения на дороге. Тесты».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа юных инспекторов дорожного движения в МОУ "СОШ №53" города Саратова

В данной презентации отражена повседневная работа юных инспекторов дорожного движения  МОУ "СОШ № 53" города Саратова :в  младших классах, детском саду,а также проводимые акции в районе Улеш...

Эмблемы для юных инспекторов дорожного движения

Такие эмблемы используют юные инспектора ,когда проводят занятия с младшими классами  и на других  проводимых мероприятиях....

"Портфолио отряда юных инспекторов дорожного движения "АВТО" МБОУ "СОШ №57"

В презентации-портфолио представлены цели и задачи, основные направления деятельности, эмблема, гимн, обязанности и права, план работы отряда, фото....

Программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Данная программа рекомендуется для изучения правил дорожной безопасности в начальной школе....

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Программа кружка "Юный инспектор дорожного движения"

Общеобразовательная дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности....

рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"

Рабочая программа кружка "Юные инспектора дорожного движения"...