Проектные технологии в дополнительном образовании
статья на тему

Салчак Белек Дажы-Сереновна

Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать. Какой метод обучения разрешит эту проблему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проектные технологии в дополнительном

образовании

Воспитание ребенка в российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Необходимость вхождения системы образования в рыночную экономику, которая диктует иной стиль жизни, вынуждает педагогов дополнительного образования создать новую модель воспитания и обучения. Необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использовать. Какой метод обучения разрешит эту проблему?

Опыт работы показывает, что обучение наиболее эффективно при освоении модуля «Творческий проект», в основе которого лежит схема «от идеи до конечного результата»:

ПРОБЛЕМА - актуальная, исследовательская, информационная, практическая. Она обуславливает мотив деятельности, направленный на разрешение проблемы. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Задачи формируются педагогом или при его активном участии в самых общих чертах так, чтобы они обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать дети. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения, включается пусковой механизм творческой активности ребенка. Задачи могут быть: исследовательские, инновационные, экономические, обучающие, экологические, эстетические, развивающие, творческие.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов. Степень самостоятельности детей зависит: от возрастных и индивидуальных особенностей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – информация должна быть найдена, обработана, осмыслена и представлена.

ПРОДУКТ - это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы, это их воплощенный замысел.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление продукта своей деятельности, хода работы. Это так называемая «рефлексия деятельности». Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ.

ПОРТФОЛИО – папка, в которой собраны рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Творческий педагог активизирует самостоятельность и изобретательность детей.

Рассмотрим систему «учебных проектов», где дети постигают основы различных технологий, овладевают умениями по выполнению технологических операций, вырабатывают трудовые навыки. В результате проектной деятельности формируется личность с технологическим мышлением и определенным уровнем технологической культуры. Ведь главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Структура учебного проекта

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Стартовый

Практическая реализация

Защита

Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия из ткани:

анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла);

демонстрация педагогу процесса изготовления изделия;

анализ по технологической карте этапов изготовления изделия;

изучение метода гармоничного моделирования формы;

изучение методы поиска конструкторского решения (обоснование принятых и отвергнутых вариантов).

выбор

технологии изготовления продукта;

процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;

разработка рекламы изделия.

практическое применение изделия

представления хода работы, обсуждения вариантов идей и их выбора;

оценка своего труда по критериями: новизна и функциональность конструкции, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность.

демонстрация изделий и фотоматериалов их использования

вывод из проделанной работы

Результативность

  • Обучающиеся научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.
  • Овладели разными технологиями изготовления игрушек.
  • Научились выбирать ткань для изделия, с учетом сложности обработки и дальнейшего его использования. Изучены свойства и характеристики материалов, видов отделки и их сочетания.
  • Освоили приемы работы с технологической документацией. Изготовили изделия.
  • Научились рекламировать свои изделия и определять их себестоимость.
  • В процессе коллективной работы у детей сформировались умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата.
  • Появление новых идей и замыслов.

Использованная литература:

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).