Программа дополнительного образования "В мире науки физики"
учебно-методический материал на тему

Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_mire_nauki_fiziki.odt26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                          «____» _________ 20__ год

                                                                     директор________ Т.Е.Ким

Программа дополнительного образования

 «В мире науки физики»

Возрастной диапазон 10 лет

Срок реализации: 1 год

Авто-составитель программы:

педагог дополнительного образования первой

 квалификационной категории

Солдатова Р.С.

 

г. Владимир

2014

 Программа дополнительного образования

«В мире науки физики»

Пояснительная записка

        Занятие «... о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель которого ввести детей в мир наук и помочь им расширить своё сознание. Из этого курса дети усвоят, как тесно связаны многие отрасли познания, как велик круг науки. Они поймут, что каждый учёный соприкасается с целым рядом научных областей и что каждая наука имеет свои цели и свой предмет исследования. Не следует думать, что такой курс  может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных классах дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Изложение курса должно быть увлекательным».

«Природа есть раскрытая книга жизни. Главная цель изучения этой «книги» с детьми заключается в том, чтобы Ребёнок научился делать выводы для обогащения, совершенствования своей духовной, нравственной, социальной жизни…

        Тайны Природы составляют генетическую основу вечного и неиссякаемого человеческого устремления к познанию». Занятия «... о Природе учат детей дружить с Природой, заботиться о Природе, слушаться Природу, внимать её мудрости, вести с ней диалог».

Ш.А.Амонашвили Школа Жизни.-

 М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.-144 с.

Программа дополнительного образования  «В мире наук - физика» предназначен для ознакомления учащихся 4 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.

Курс рассчитан на 43 часа (занятия 1 раз в неделю по 1 часу), в учебное время 34 часа, а также на занятия в каникулярное время 9 часов.

Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы,  стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.

К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знать устройство атома, уметь обращаться с простейшим физическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.

Цель курса:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира
  • Воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с первоначальными физическими знаниями о методах научного познания (наблюдение, эксперимент), о свойствах тел, явлениях.
  • Создавать необходимые условия для осознания  своего места  в окружающем мире физических явлений.

Требования к содержанию:

  • Доступность
  • Привлекательность
  • Наглядность
  • Научность.

Ожидаемый результат работы:

  • Получения представления о предмете изучения физики как науки.
  • Умение проводить наблюдения физических явлений, простого физического эксперимента.
  • Развитие желания изучать физику
  • Воспитание убежденности в необходимости изучения окружающего мира и разумного использования и применения законов физики.

Традиционные рубрики занятий:

  • Здравствуй природа
  • Мы - наблюдатели
  • Мы – экспериментаторы
  • Мы – ученые
  • В науке как в жизни
  • Творчество
  • Итог занятия

Отличительные особенности программы:

Программа способствует формированию познавательного интереса учащихся к физике, развитию творческих способностей, углублению и расширению знаний и умений так как:

-входящие в неё исследовательские задачи допускают разный уровень выполнения, имеют ясную и интересную постановку, которая побуждает учащихся к исследованию;

-задачи не требуют дорогостоящего или сложного оборудования, оно входит в обычные комплекты школьных естественнонаучных кабинетов или может быть изготовлено из подручных средств;

-сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач включает такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.

Примерное планирование учебного материала в учебное время.

ТЕМА

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Тела и вещества

5

3

Взаимодействие тел

8

4

Механические явления

5

5

Тепловые явления

3

6

Электромагнитные явления

6

7

Световые явления

5

Примерное планирование учебного материала в каникулярное время.

ТЕМА

Кол-во часов

1

Физика в нашем городе.

2

2

Почему погода бывает такая разная?

1

3

Почему трава зеленая?

1

4

Почему улетел воздушный шарик?

1

5

О чем говорит появление на небе радуги?

1

6

Что такое молния?

1

7

Почему за городом дышится легче?

1

8

История авиации: самолеты, вертолеты.

1

Всего: 34 часа в учебное время, 9 часов в каникулярное время.

Итого: 43 часа.

Тема 1. Введение(2ч)  

Занятие 1/1. Что изучает физика

Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые ,электромагнитные, световые. Тела и вещества.

Выполнение упражнений.1. Учитель читает отрывки из стихотворений о природе, демонстрирует репродукции картин и предлагает учащимся назвать физические явления, описанные в них. 2. Из предложенного учителем текста учащиеся должны выделить названия веществ, физических тел и физических явлений.

Демонстрации. Демонстрации различных физических явлений. (Использование интерактивной доски).

Занятие 2/2.Методы исследования природы.

Основной материал. Научный подход к изучению природы. Наблюдения, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения.

Лабораторные работы. Измерения объема жидкости», «Измерение вместимости стакана», Измерение объема твердого тела».

Тема 2.Тела и вещества (5 ч)

Занятие 3/1. Состояние вещества.

Основной материал. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкостями, несохранение формы и объема газами.

Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества»

Демонстрации. Различные твердые тела. Переливание подкрашенной жидкости из мензурки в сосуды разной формы. Перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить. Испарение воды и ее конденсация. Плавление стеарина и его отвердевание.

Занятие  4/2. Масса. Измерение массы.

Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

Занятие  5/3.Плотность.

Основной материал. Плотность как характеристика вещества. Задачи на вычисление плотности по известным массе и объему, вычисление массы по известным плотности и объему, вычисление объема по известным массе и плотности.

Демонстрации. Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы но разного объема.

 Лабораторная работа «Определение плотности вещества»

Занятие 6/4. Строение вещества.

Основной материал. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.

Демонстрации. Делимость мела. Диффузия пахучего вещества (дезодорант). Диффузия раствора марганца и воды. Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.

Лабораторные работы «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдения явления диффузии»

Занятие  7/5. Фронтальная проверка знаний учащихся.

Тема 3. Взаимодействие тел (8ч)

Занятие  8/1. К чему приводит действие одного тела на другое?

Основной материал. Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: Сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Действие и противодействие.

Демонстрации. Опыт с тележками. Пластилиновый шарик, упав на поверхность стола, изменяет свою форму. Груз на пружине. Демонстрация сил различной природы.

Занятие  9/2. Деформация. Сила упругости.

Основной материал. Различные виды деформаций: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Демонстрации. Прибор для демонстрации различных видов деформации.

Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»

Занятие 10/3.Измерение силы. Трение.

Основной материал. Повторение: шкала прибора, определение цены деления, предела измерения. Устройство динамометра. Сила трения; ее проявление в природе, в быту, условия ее возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения – их сравнение. Учет и использование трения в технике.

Демонстрации. Динамометры различного типа.

Лабораторные работы «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения».

Занятие  11/4.Писменный опрос «Силы природы»

Занятие  12/5. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Основной материал. Сила давления и давление. Единица давления – 1паскаль (Па). Способы увеличения и уменьшения давления (гусеницы трактора, фундамент здания, острие колющего инструмента). Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике.

Демонстрации. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой. Шар Паскаля. Лабораторная работа «Вычисление давления тела на опору»

Занятие  13/6. Сообщающиеся сосуды. Давление на глубине.

Основной материал. Закон сообщающихся сосудов. Его объяснение. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.

Демонстрации. Уровень воды в сообщающихся сосудах. Демонстрация давления на глубине.

Занятие 14/7. Архимедова сила.

Основной материал. Выталкивающая сила, ее измерение на опыте. Объяснение причин возникновения выталкивающей силы. Применение выталкивающей силы: подводная лодка, батискаф, подъем затонувших судов.

Демонстрации. Уменьшение веса тела, погруженного в воду. Действие выталкивающей силы на различные тела, погруженные в воду.

Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел»

Занятие  15/8.Контрольная работа «Давление»

Тема 4. Механические явления (5 ч)

Занятие  16/1. Механическое движение.

Основной материал. Механическое движение. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное. Криволинейное, движение по окружности. Вращательное, колебательное волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.

Демонстрации. Демонстрация различных видов движения.

Занятие 17/2. Скорость движения.

Основной материал. Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости (м/с, км/ч). ускоренное и замедленное движение, примеры ускоренного и замедленного движения.

Решение экспериментальных задач типа: 1. Рассчитать время, за которое легкоподвижная тележка поедет длину стола. 2.Рассчитать путь, который пройдет тележка за 20 с.

Демонстрации. Вычисление скорости движения ученика по классу. Вычисление скорости тележки.

Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска»

Занятие  18/3 Относительность механического движения.

Основной материал. Повторение: Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения.  Представления об относительности движения.

Демонстрации. Демонстрация относительности движения.

Лабораторная работа «Наблюдение относительности движения»

Занятие  19/4. Звук. Скорость звука.

Основной материал. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Колебания – необходимые условия возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.

Демонстрации. Разнообразные источники звука и колеблющиеся детали. порождающие звук: камертон, и музыкальные инструменты , громкоговорители.

Занятие 20/5. Фронтальная проверка знаний учащихся.

Тема 5. Тепловые явления. (3 ч)

Занятие  21/1 Температура. Теплопередача.

Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике

Демонстрации. Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела.

Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»

Занятие  22/2. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.

Основной материал. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе.

Демонстрации. Наблюдение таяния льда в воде. Конденсация капель воды на холодной поверхности металла, помещенного над кипящей водой.

Занятие  23/3. Тепловое расширение.

Основной материал. Тепловое расширение жидкостей и газов. Сообщения учащихся – примеры учета и использования теплового расширения в технике. Проверочная работа «Тепловые явления»

Демонстрации. Расширение тел при нагревании с помощью прибора «шар с кольцом».

Тема 6.Электромагнитные явления (6 ч).

Занятие  24/1 Электрический ток. Источники тока. Сила тока. Напряжение.

Основной материал. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Источники постоянного  и переменного тока.

Демонстрации. Источники тока.

Занятие  25/2. Сила тока. Напряжение.

Основной материал. Сила тока. Единицы измерения силы тока – 1ампер (А). Напряжение, единица измерения напряжения – 1вольт (В). Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Зависимость силы тока от напряжения.

Демонстрации. Амперметры, вольтметры. Зависимость силы тока от напряжения.

Занятие 26/3.Электрические цепи.

Основной материал. Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме.

Демонстрации. Таблица обозначений элементов цепи. Демонстрация приемов сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.

Занятие  27/4.Последовательное соединение проводников.

Основной материал. Последовательное соединение проводников, использование в различных цепях.

Лабораторная работа «Последовательное соединение»

Занятие  28/5. Параллельное соединение проводников.

Основной материал. Параллельное соединение проводников, использование в различных цепях.

Лабораторная работа «Параллельное соединение»

Занятие  29/6. Действие тока.

Основной материал. Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение. Проверочная работа «Электромагнитные явления».

 Демонстрации. Нагревание спирали действием тока. Действие тока на магнитную стрелку. Электромагнит.

Тема 7. Световые явления (5 ч)

Занятие  30/1.Свет. Источники света.

Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные. Образование тени от преграды. Объяснение солнечных и лунных затмений.

Демонстрации. Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды. Прибор солнечного и лунного затмения.

Лабораторная работа «Свет и тень»

Занятие  31/2. Отражение света.

Основной материал. Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Использование зеркал.

Демонстрации. Демонстрация плоского, выпуклого и вогнутого зеркал. Демонстрация закона отражения.

Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале»

Занятие  32/3. Преломление света.

Основной материал. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.

Демонстрации. Преломление света на границе воздух – вода, воздух – стекло.

Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света»

Занятие  33/4. Линзы. Оптические приборы.

Основной материал. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа.

Демонстрации. С помощью прибора по геометрической оптике.

Лабораторная работа «Измерение фокусного расстояния линзы»

Занятие  34/5.Разложение белого света в спектр.

Основной материал. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

Демонстрации. Разложение белого цвета в спектр. Круг Ньютона.

Примерные темы докладов, проектов.

Физика в нашем городе.

Почему погода бывает такая разная?

Почему трава зеленая?

Почему улетел воздушный шарик?

О чем говорит появление на небе радуги?

Что такое молния?

Почему за городом дышится легче?

История авиации: самолеты, вертолеты.

Материально-техническое оснащение.

В процессе работы используется материально-техническая база кабинета физики (комплект L- микро) и класса информационных технологий, интерактивная доска. В ходе проведения занятий используется материал школьной медиатеки.

Список литературы.

  1. Гальперштейн Л. Забавная физика. -  М.: Детская литература, 1993 г.
  2. Древо познания. Энциклопедия.
  3. Колтун М.М. Мир физики. - М.: Просвещение, 2008 г.
  4. Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
  5. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука, 1974 г.
  6. Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.
  7. Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1994 г.
  8. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.
  9. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996 г.
  10. Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .
  11. Физическая смекалка. Занимательные задачи и  опыты по физике для детей. – М.: Омега, 1994 г.
  12. Шабловский В. Занимательная физика. – С-Пб., Тригон, 1997 г.
  13. Я познаю мир. Энциклопедия.
  14. Стульпинене И. Физика языком сердца. - Рига, 2006 г.
  15. Амонашвили Ш. Педагогические притчи. Москва, 2010 г.
  16. Тихомирова С.А. Физика в поэзии. 3 часть - Москва,1994 г.