Рабочая программа дополнительного образования "Права и ответственность ребенка"
рабочая программа (10 класс) на тему

Галеева Ольга Николаевна

Данная рабочая программа имеет культурологическую направленность и рассчитана для углубленного изучения правовых вопросов в 10-11 классах. Программа составлена на основе авторской программы Кожина Ю. А., срок реализации программы 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_pravam_rebenka.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

г. Камешково Владимирской области

Утверждаю:

Директор школы ____________С. В. Агарков

Приказ №_____ от «___» ___________ 20__ г.

Рассмотрена на заседании методического совета

Протокол №_____ от «___» ___________ 20__ г.

ПРОГРАММА

Кружка «Права и ответственность ребенка»

для 10 -11 классов

на 2014-2015 учебный год

составитель:

учитель  истории и обществознания

Галеева Ольга Николаевн

                                                       

2013

Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа имеет культурологическую направленность, то есть способствует формированию у учащихся культуры гражданственности, осознанию личностью своей принадлежности к сообществу граждан своего государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл. Гражданское самоопределение подростков и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач гражданско-правового направления потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения и гражданской идентичности. Изучение данной дополнительной образовательной программы призвано обеспечить развитие у обучающихся системы специальных, социальных, личностных и универсальных компетенций и ценностных ориентиров.

Педагогическая целесообразность определяется содержанием гражданско-правового образования подростков с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

 Актуальность программы обусловлена новыми общественно-политическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС. Знание норм права способствует подготовке школьников к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

Новизна программы заключается в активном применении учащимися ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях), что способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Основная цель образовательной программы: формирование универсальных компетенций, направленных на развитие правового сознания школьников.

Поставленная цель раскрывается  через реализацию следующих задач:  

– знакомство учащихся с содержанием законодательных актов, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;

– освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального поведения учащихся;

– воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;

– воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что в ней заложены три образовательные линии: дидактическая, развивающая и воспитательная.
1. Дидактическая -
обучение специальным приемам и методам работы с правовыми документами и другими источниками информации. Изучение носит проблемный характер, фактический материал не является доминантой изучения. Особое внимание уделяется умению учащихся сравнивать различные подходы и взгляды, рассматривать проблемные ситуации, участвовать в дискуссии.

2. Развивающая - развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных), связанных с практической направленностью материала, опорой на социальный опыт учащихся при глубокой научной составляющей.

3. Воспитательная – воспитание личностных качеств и способностей у обучающихся, направленных на саморазвитие, отражающие их индивидуально-личностную позицию к учению и познанию, социальные компетентности, гражданскую и правовую культуру воспитанников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: учащиеся общеобразовательной школы 16-17 лет.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе авторской программы Кожина Ю. А. «Права и ответственность ребенка». Учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) -  образовательная программа рассчитана на 2 года обучения. 

Первый год направлен на освоение и закрепление знаний, полученных при изучении прав ребенка по семейному, трудовому, гражданскому, административному и образовательному законодательству, даёт базовую подготовку в практической самостоятельной деятельности. 
Второй год направлен на освоение и закрепление знаний, полученных при изучении прав ребенка по уголовному, уголовно-процессуальному, жилищному законодательству, законодательству о гражданстве и рекламе, даёт базовую подготовку в практической самостоятельной деятельности. 

Формы и режим занятий: занятия проводятся в группах по 12-15 человек, один раз в неделю. Продолжительность занятий детей первого и второго годов обучения 40 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Воспитательные результаты обучающихся рассматриваются на трех уровнях в соответствии с освоением программы.

 Первый уровень результатов – получение знаний о законодательных актах, общих правилах применения права, содержании прав и свобод человека, порядке приобретения и утраты гражданства РФ, правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств, проявление приобретенных качеств в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет посещение занятий и выполнение работ по данной программе.
 Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой. Именно в такой близкой социальной среде ученики получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить (или отвергают). Для достижения этого эффекта используются самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, коллективные формы организации занятия, само- и взаимопрезентации.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с социальными субъектами за пределами учебного учреждения, участие в конкурсах, социально значимых районных и городских проектах, акциях.
Ожидаемые результаты освоения программы

  •  формирование различных компетенций для практического применения знаний по правомерному и неправомерному поведению детей, основанию и порядке назначения наказаний, полномочиям судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
  •  развитие творческой и созидающей личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению. 
  •  ученики, в процессе освоения программы, получают предпрофильную профильную подготовку.

Показателем уровня сформированности компетенций будет зачетная работа, создание каждым учеником своего оригинального продукта в виде сборника правовых задач для школьников.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Для подведения итогов обучения по темам программы используются зачеты, зачетные итоговые работы, конкурсы, защиты творческих работ.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей рассматриваются и оцениваются:
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока; 
- выполнение конкурсных и проектных работ; 
- подведение итогов по результатам каждого полугодия. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения 10 класс

№ п/п

Перечень разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Обзорное знакомство с правовыми источниками но курсу

2

1

2.

Права ребенка по семейному законодательству.

6

4

2

3.

Права и ответственность ребенка по законодательству об образовании.

4

2

2

4.

Основные гарантии прав ребенка в РФ.

2

1

5.

Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству о труде.

6

2

6.

Права и ответственность несовершеннолетних по гражданскому законодательству.

6

2

7.

Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству об административных правонарушениях.

6

2

8.

Итоговое занятие – практикум “Защити свои права”

2

 

2

 

Всего

34

часа

20 часов

14 часов

2 год обучения 11 класс

№ п/п

Перечень разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Права и ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству.

10

6

2.

Права и ответственность несовершеннолетних по уголовно-процессуальному законодательству.

10

6

4

3.

Права несовершеннолетних по жилищному законодательству.

2

1

1

4.

Вопросы гражданства несовершеннолетних.

2

1

5.

Права несовершеннолетних по законодательству о рекламе.

2

1

6.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

6

2

7.

Итоговое занятие – практикум “Защити свои права”

2

 

2

 

Всего

34

часа

19

часов

15 часов

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

10 класс

1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Обзорное знакомство с правовыми источниками но курсу:

— Конституция РФ;

— Закон РФ «Об образовании»;

— Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации»;

— Закон РФ «О рекламе»;

— Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

— Трудовой кодекс РФ;

— Гражданский кодекс РФ;

— Кодекс РФ об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс РФ; а

— Уголовно-процессуальный кодеке РФ;

— Семейный кодекс РФ.

2. Права ребенка по семейному законодательству. 

Главный нормативный акт — Семейный кодекс РФ. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей. Опека и попечительство над детьми. Приемная семья. Решение тестовых заданий и практических задач.

3. Права и ответственность ребенка по законодательству об образовании. 

Закон РФ «Об образовании» как один из основных нормативно-правовых актов в области образования. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Система образования. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Решение практических задач.

4. Основные гарантии прав ребенка в РФ. 

Основные нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ. Цели государственной политики в интересах детей. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ. Написание эссе «Как защитить права ребенка».

5. Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству о труде. 

Трудовой кодекс РФ — нормативно-правовой документ, детально и систематизировано регулирующий трудовые отношения Трудовой договор: общие положения. Заключение трудового договора. Рабочее время. Время отдыха. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Материальная ответственность несовершеннолетних. Гарантии при расторжении трудового договора с несовершеннолетними. Решение тестовых заданий и практических задач.

6. Права и ответственность несовершеннолетних по гражданскому законодательству.

Гражданский кодекс РФ — основной источник гражданского законодательства. Правоспособность и дееспособность гражданина. Опек и попечительство. Недействительность сделок, совершенных несовершенно летними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетними. Возмещение зрела при повреждении здоровья липа, не достигшего совершеннолетия. Наследование несовершеннолетними. Решение тестовых заданий и практических задач.

7. Права и ответственность несовершеннолетних по законодательству об административных правонарушениях.

 Кодекс РФ об административных правонарушениях — основной акт, регламентирующий административную ответственность. Задачи законодательства об административной ответственности. Административное правонарушение и административная ответственность. Административное наказание. Административные правонарушения, посягающие на права граждан; административные правонарушения, посягающие на здоровье населения; административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (в части, касающейся прав несовершеннолетних). Административные правонарушения в области воинского учета. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административных правонарушениях. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Решение практических задач.

11 класс

8. Права и ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству. 

Уголовный кодекс РФ — нормативно-правовой акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяния. Задачи и принципы Уголовного кодекса РФ. Действие уголовного закона во времени и пространстве. Виды преступлений. Лица, подлежащие уголовной ответственности. Вина. Неоконченное преступление. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против семьи и несовершеннолетних.

9. Права и ответственность несовершеннолетних по уголовному законодательству.

Проведение дискуссии «Как и почему становятся преступниками несовершеннолетние? ».

10. Права и ответственность несовершеннолетних по уголовно-процессуальному законодательству. 

Уголовно-процессуальный кодекс РФ — основной источник уголовно-процессуального права. Принципы уголовного судопроизводства. Полномочия суда. Задержание подозреваемого. Меры пресечения. Допрос. Судебное следствие. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

11. Права к ответственность несовершеннолетних по уголовно-процессуальному законодательству.

Практическое занятие в виде ролевой игры «Если вы попали в милицию». Учащиеся моделируют ситуации задержания милицией, составления протокола задержания, допроса несовершеннолетнего, задержанного по подозрению в совершении преступления.

12. Права несовершеннолетних по жилищному законодательству.

 Жилищный кодекс РФ, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. Приватизация жилищного фонда в РФ в части, касающейся несовершеннолетних. Решение практических задач.

13. Вопросы гражданства несовершеннолетних. 

Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» — нормативный правовой акт, регулирующий вопросы гражданства. Общие положения гражданства РФ. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства РФ. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица. Решение тестовых заданий и практических задач.

14. Права несовершеннолетних по законодательству о рекламе. 

Закон РФ «О рекламе» — нормативный правовой акт, регулирующий вопросы производства, размещения и распространения рекламы. Некоторые особенности рекламы в радио - и телепрограммах. Особенности рекламы отдельных видов товаров. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Решение тестовых заданий и практических задач.

15. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Категории, лиц, в отношении которых проводится индивидуальная, профилактическая работа. Применение мер взыскания в учреждениях профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и, защите их прав. Основные правления деятельности органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания. Основные направления деятельности специализированные учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Основные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений. Основные направления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов органов управления образованием. Основные направления деятельности органов опеки и попечительства. Основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Основные направления деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Основные направления деятельности подразделений криминальной милиции.

16. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

Проведение практикума «Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних».

17. Итоговое обобщение и повторение по курсу. Подведение итогов в обучении по данному курсу.

 

Методическое обеспечение программы дополнительного образования обучающихся

Реализуя данную программу, использую современные технологии:

  • технология уровневой дифференциации;
  • технология личностно-ориентированного обучения (автор В. В. Шоган);
  • технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • игровые технологии;
  • информационные компьютерные технологии;
  • личностно-ориентированная технология в воспитательном процессе.

Разработаны дидактические материалы:

  1. Разработки бесед с учащимися: «Права человека и гражданина», «Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.
  2. Разработки интеллектуально - правовых и деловых игр.
  3. Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», «Правоспособность».
  4. Комплект правовых задач.
  5. Разработки тестов по темам.
  6. Разработки презентаций по праву « Права ребенка».                                

Список использованной литературы:

  1. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка. Элективный курс: Учеб. пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 224 с.
  2. Кожин Ю.А., Манихин О.В., Миков П.В., Певцова Е.А. и др. Мои права: справочник для учащихся 9-11 классов / [рук. авт. коллектива Е.А. Певцова Е.А. и др. ]. – 2-е изд., испр. – М.: Новый учебник, 2010. – 112 с.
  3. Кожин Ю.А. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 144 с.
  4. Кожин Ю.А. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 224 с.
  5. Кожин Ю.А. Комплект заданий по элективному курсу для учащихся 8-11 классов «Права и ответственность ребенка по российскому законодательству» / Ю.А.Кожин // Право в школе. – 2007. –№1. – С.44-52.
  6. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
  1.    Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни.         Начальные сведения. – Москва, 2008.
  2.   Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2010.
  3.   Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2009. С.143 – 206.
  4.   Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
  5.   Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2009. С.37-39.
  6.   Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2010. С.45-47.
  7.  Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 2009. С.66-67.
  8.  Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
  9.  Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 2008.
  10.  Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 2007.
  11.  Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для учащихся 5 классов

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся пятого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умени...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...