Памятка по обобщению опыта педагога.
консультация на тему

Гузовская Алла Николаевна

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по обобщению опыта педагога.

 Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием воспитанников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются обучающиеся.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы обучающихся, списки литературы и т.д.

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте.

Обложка (титульный лист):

название учреждения, представляющего материал;

заглавие (название представляемого материала);

Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;

год представления материала.

Информационный лист:

сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;

сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;

сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).

Рецензия.

Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).

 Аннотация.

Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:

представление автора, составителя;

основное содержание материала об опыте;

читательское назначение материала.

Оглавление.

Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.

Введение.

Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.

Основная аналитическая часть.

Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.

Выводы и рекомендации.

Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.

Приложение.

Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.

Обобщение педагогического опыта по учебно - воспитательной работе.

Критерии положительного педагогического опыта, их характеристика:

1.  Актуальность.          Соответствие: социальному заказу государства, общества, концепции воспитания детей и учащейся молодежи, идеям современной педагогической науки, передовой практике учебно - воспитательной работы.

 2. Значимость.          Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов; решать задачи учебно - воспитательной работы, вытекающие из социального заказа государства, общества в области воспитания, интересов личности обучающегося.

 3. Научная обоснованность.          Соответствие практической деятельности положениям современной науки в области учебно – воспитательной работы.

 4. Эффективность.          Позитивные качественные результаты использования в практике учебно - воспитательной работы ( по данным мониторинга).

 5. Новизна.          Отсутствие аналогов в практике учебно - воспитательной работы.

 6. Стабильность.          Использование опыта дает на протяжении определенного времени положительные результаты.

 7. Рациональность.          Опыт должен предполагать наименьшие затраты сил при наибольшем эффекте.

 8. Воспроизводимость.          Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике учебно - воспитательной работы.

 9. Креативность.          Наличие атмосферы творчества, радости, подъема.

«Для великих дел необходимо неутомимое постоянство»

Вольтер

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя и педагога; один из источников развития педагогической науки.

Обучение и воспитание подрастающего поколения — один из сложнейших видов человеческой деятельности. Общие знания в этой области, даваемые педагогическим учебным заведением, сами по себе ещё недостаточны, чтобы всесторонне овладеть профессией учителя и педагога. Только в реальной  практике, обогащаясь живым опытом учебно-воспитательной работы, эти знания получают необходимую глубину и гибкость, становятся подлинным руководством к педагогическому действию.

Накопление и совершенствование своего опыта — постоянная задача не только начинающего, но и каждого учителя и педагога на протяжении всех лет его деятельности. Это диктуется как богатством самого педагогического искусства, так и возрастанием требований общества к личности, а также переменами, происходящими в науке, технике и культуре. Они находят отражение в содержании и направленности образования, в формах и организации учебно-воспитательной работы. Обучая и воспитывая других, учитель и педагог сам обязан постоянно учиться, воспитываться, развиваться, в т. ч. заботиться о неустанном накоплении и совершенствовании своего педагогического опыта.

Процесс этот по своей сути всегда активно-творческий. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, что важен не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Очевидно, что такая мысль должна отражать специфическую сущность всякого педагогического явления — единство взаимодействий воспитателя, воспитанника, воспитательных средств и среды, такая мысль должна отражать внутреннюю связность потока этих явлений в целостном педагогическом процессе. Трудность в том, что мысль, первоначально извлекаемая из опыта, не имеет развитой формы. Повседневно приобретаемый опыт педагога-практика внешне выглядит как фрагментарный, отражающий какие-то части работы учителя и педагога, отдельные стороны педагогического явления. Недооценка этой стороны дела ведёт учителя и педагога к чисто ремесленному накоплению опыта. Почему именно в одном случае получен положительный педагогический эффект, а в другом — отрицательный, в какой мере проявилось действие определённой закономерности или, наоборот, случайного стечения обстоятельств, педагог часто не задумывается. Такой путь накопления опыта малоэффективен. Он требует много лет для приобретения сравнительно заурядной педагогической сноровки. Он толкает к усвоению вместе с содержательными, рациональными приёмами и того, что идёт от педагогической рутины. При такой практике не столько сам учитель и педагог создаёт и овладевает новым опытом, сколько стереотипный «опыт» подчиняет его себе, превращаясь в своего рода шторы на глазах учителя и педагога. Осмысление опыта призвано прежде всего преодолеть эту частичность и расчленённость, увидеть опыт в единстве всех его сторон и связей, в целостном его протекании во времени. Невыполнение этого условия ведёт к тому, что фрагментарность овладевает сознанием самого учителя и педагога, превращается в способ его собственного педагогического видения. Так рождается формальная «педагогика мероприятий». В обучении и воспитании она видит лишь сумму отдельных, заранее спланированных действий, поочередное выполнение которых якобы обеспечивает желаемый учебно-воспитательный результат.

Только творчески анализируя собственную практику, извлекая из неё живую мысль, педагог может избежать этих опасностей, достичь не простой ремесленной опытности, а подняться до высот профессионального мастерства. Извлечение из опыта рационального зерна, «созревание» опыта происходит в реальной учебно-воспитательной практике. Опыт и его осмысление формируются одновременно, в сложных взаимосплетениях. Сама мысль, по отношению к опыту, выступает в различных формах: сначала как «доопытные» идеи, цели, общее знание, с которых учитель и педагог начинает свою работу; затем как мысли-проблемы, рождающиеся из столкновений этого общего знания с реальной практикой (они дают импульс живому поиску), и, наконец, как итоговые мысли, выражающие суть приобретённого опыта, его целостную логику.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.

 Определяя качество учебно-воспитательной работы учителей и педагогов, обычно имеют в виду осмысленность, глубину и прочность знаний обучающихся, их умственное развитие, нравственную и эстетическую воспитанность, т.к. эффективность педагогической деятельности оценивается только по ее результатам. Однако при оценке работы учителя и педагога нередко упускается, то, что “качество деятельности влияет на методический уровень учителя и педагога, его профессиональную квалификацию. Есть просто умелый учитель и педагог, который работает на обычном профессиональном уровне, и есть тот, кто проявляет высокое мастерство и творчество, своими находками обогащает искусство обучения и воспитания. Есть и преподаватели, которые поднимаются до уровня педагогического новаторства, вносят существенные изменения в  практику”.

Итак, педагогическое творчество – это «всегда новое по отношению к уже имеющемуся, сложившемуся; поиски учителем способов развития своих воспитанников и себя самого, преодоление профессиональных стереотипов, осмысление научной информации».

Творчество – это «всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов научения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества».

 Определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает признаки, характеризующие ее как целостный процесс:

  • «наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса или результата.

       Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры и общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

  Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями.

Уровни педагогического творчества рассматриваются с учетом степени сформированности умения анализировать свой труд и его качественные показатели:

  •  Первый уровень, информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Это уровень педагога без категории.
  •  Второй уровень, адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учетом их личных качеств. Это уровень деятельности педагога с  категорией на соответствие.
  •  Третий уровень, рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (высокую эффективность опыта, умение решать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности и неповторимости. На этом уровне осуществляет свою деятельность педагог первой категории.
  •  Четвертый уровень, научно-исследовательский: педагог умеет определять концептуальную основу собственного поиска, разрабатывать собственную систему деятельности на основе исследования ее результатов. На этом уровне работает педагог высшей категории.
  •  Пятый уровень, креативно-прогностический: педагог способен выдвигать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, трансформирует ее и, овладев механизмом диагностики, идет от алогичного к логике устоявшихся стереотипов. Это уровень педагога экстра-класса».

 В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей и педагогов в отличие от тех, которые уже имеют некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой специалист, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, на наш взгляд, утверждение молодых педагогов не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другие: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства? Чем отличается просто умелый педагог от педагога-мастера, в чем проявляется творчество и чем оно отличается от новаторства?

Базовой характеристикой здесь является понятие «педагогическая умелость». Под педагогической умелостью следует понимать «достаточно хорошее владение учителем и педагогом системой важнейших обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания обучающихся».

 Следующей ступенью профессионального роста и совершенствования учителя и педагога является, педагогическое мастерство – «доведенное до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, которая отражает особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса». От умелости мастерство отличается тем, что это более совершенный уровень, требующий высокой отточенности используемых обучающих и воспитывающих приемов. В нем могут присутствовать и определенные творческие элементы, и даже методическая новизна, но они не обязательны. Главное в нем – эффективное применение психолого-педагогической теории, реализация ее идеи и передового опыта, искусное использование различных, пусть даже известных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагогический опыт можно классифицировать как:

  • индивидуальный и массовый (коллективный);
  • перспективный и бесперспективный;
  • реальный и потенциальный;
  • положительный и отрицательный;
  • передовой и устаревший;
  • новаторский;
  • творческий и репродуктивный;
  • стихийный и планомерно (целенаправленно) сформированный.

                    Рассмотрим данную классификацию  подробно.

 Реальный  (состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что "имело место", было, уже прошло.

 Потенциальный  (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств.

 Положительный  (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения.

 Отрицательный  (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию.

 Передовой  (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя и педагога, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо кординальных изменений.

 Устаревший  опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других - пройденный этап.

 Новаторский  (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя и педагога, оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. "Педагогическое новаторство - это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания." (Советская педагогика. - № 11. - 1986).

 Творческий  опыт - синоним новаторского опыта. "В его основе - процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области." (Советская педагогика. – № 4. - 1986). У новаторского опыта всегда есть автор - педагог или педагогический коллектив.

 Стихийный  опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные).

 Планомерный  опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.

 «Творческий рост учителя проходит примерно такие стадии: «массовая практика» («работаю как все») – «положительный опыт» («работаю удачно, лучше некоторых коллег») – «передовой опыт» («работаю иначе и лучше, чем многие коллеги») – «новаторство» («работаю иначе и лучше, чем все»)».

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с обучающимися:

- педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью обучающихся, творит для себя и от себя;

- педагог соотносит свое творчество с деятельностью коллектива детей, управляет общим творческим процессом;

- педагог создает общую концепцию занятия, учитывает особенности отдельных воспитанников, обеспечивает им индивидуальный подход.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.

В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:

1. Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога;

2. Не находится истинная основа для обобщения;

3. В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;

4. При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;

5. Описывается не существующее, а желаемое;

6. Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.

Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.

Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).

1 . Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.

2. Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).

3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.

4. Раскрытие путей реализации педагогического опыта.

5. Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).

6. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.

7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).

8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности

В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...

Обобщение опыта педагога-психолога в области исследовательских работ учащихся.

В данной статье рассматривается обобщение опыта педагога-психолога школы с учащимися в направлении исследовательской деятельнос...

Памятка по обобщению передового педагогического опыта

Памятка  по  обобщению  передового педагогического опыта(рекомендации педагогам)...

Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"

данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...

Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования

Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...