"Кузьминки"- курьи именины
план-конспект на тему

Сценарий интеллектуально-творческой игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzminki.docx144.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный»

Сценарий интеллектуально-творческой игры

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 C:\Users\Левобережный\Desktop\petuh.gif

               

 Подготовила методист

 ЦРТДиЮ «Левобережный»

                                                    Шкредюк Екатерина Васильевна

высшая квалификационная категория

   

г. Липецк,

2011 год.

  1. Пояснительная записка

Интеллектуально-творческая  игра  «Кузьминки» - «Курьи именины» рекомендована для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: создание условий для активного познавательного отдыха.

Задачи: обобщение и расширение  знаний детей о русских народных праздниках;

ознакомление с одним из обычаев, содействие  развитию творческого воображения, через систему праздников народного календаря;

приобщение к традициям народной культуры;

развитие логического мышления, памяти, смекалки, ловкости;

воспитание чувства товарищества, любви к родным истокам, России,  интереса к истории своей страны.

Место проведения: актовый зал или спортивная площадка.

Действующие лица: ведущие, Петушок, Курочка.

Оформление: игровую площадку лучше всего оформить в виде сельского двора: с домиком в глубине, зеленой травкой, цветочками на ней. На сцене стоят лавочки для команд. Около одной лавочки находятся изображение петушка, около другой - курочки.

  1. Методические рекомендации
  1. Для проведения конкурсной программы организаторы подбирают интересные конкурсы с учетом возрастных особенностей детей, которые будут принимать участие в игровой программе, и готовят реквизит к ним. Организаторы могут использовать информацию о петушках и курах выборочно.
  2. Игровую площадку лучше всего оформить в виде сельского двора: с домиком в глубине, с плетёным забором, зеленой травкой, цветочками на ней. На сцене стоят лавочки для команд. Около одной лавочки находятся изображение петушка, около другой – курочки. Во время игровой программы команды получают цветочки без лепестков. За правильное выполнение заданий команды будут получать лепесточки: петушки – синего цвета, курочки – красного.
  3. Музыкальным сопровождением игры являются русские народные песни и наигрыши.
  4. Для создания атмосферы праздника в игровую программу можно включить выступление танцевального коллектива с  музыкальной  композицией «Цыплята».
  5. Программу ведут ведущие в русских народных костюмах.
  6. Болельщики рассаживаются в зале напротив своих команд (в команде по 10-12 человек); можно, весь зал разделить на две команды – команда девочек и команда мальчиков. Формирование команд можно провести при помощи жетонов. Мальчикам раздать жетоны синего цвета, девочкам – красного. Игроком команды станет тот, у кого на жетоне окажется изображение курочки или петушка.
  7. Все участники конкурсной программы должны быть отмечены сувенирами и призами. Это могут быть игрушечные петушки,  печенье или булочки в виде петушка или курочки, сладкий леденец «Петушок на палочке».

3. Литературный сценарий

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, добрый день, ребята! Сегодня вы познакомитесь с историей народного праздника Кузьминки – первого зимнего праздника.

На календаре 1/14 ноября ещё осень, но и в ноябре могут быть и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы! По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень: от груд замерзшей земли.

(Звучит музыка).

Ведущая: Вслушайтесь в название праздника, подумайте, на какое слово по звучанию оно похоже? Кузь-мин-ки?

Правильно, на имя Кузьма. Название праздника произошло от имени Кузьма. Из «Жития святых…» мы узнаем, что жили давным-давно два брата Косма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в доброй вере, и получили они от Бога дар исцеления. Помогали не только людям, но и скоту во многих болезнях.

Ведущий: В русском народе Кузьма и Демьян зимние назывались раньше Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – петушиные именины – Кочеты. Говорили: «Кузьма – Демьян» зароди цыпляток к осени!»

Ведущая: «Кузьминки» издавна считали девичьим праздником. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались все кашей «ссыпчиной» из разных круп. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка. 

Звучит задорная музыка и крик петушка.

На сцене появляется Петушок и Курочка.

(Петушок и Курочка становятся капитанами своих команд).

Ведущий: А вот и хозяева праздника.

Петушок: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние.

Сегодня всех вас приглашаю к себе на именины.
Торопись, честной народ!
Тебя развлеченье ждет.

Курочка: Дорогих гостей
Ждет множество затей:
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
И призы с собой забрать!

Ведущая: Ребята, приглашение принимаем, Петушка мы поздравляем?

Курочка: А почему только Петушка будут поздравлять, это и мой праздник тоже.

Ведущий: Дорогие друзья, не спорьте, вы все очень хорошие. Мы вас всех поздравляем и устроим для вас праздник, а в этом помогут наши ребята.

Ведущая: В нашей программе примут участие две команды. Команда смелых петушков (мальчиков) и милых курочек (девочек). А оценивать нашу игру будет жюри.

Ведущие представляют жюри игровой программы.

Ведущий: Друзья, мы вам дарим красивые цветочки (ведущий вручает Петушку и Курочке по цветочку), но только вот беда, лепесточки исчезли. Чтобы распустились великолепные  цветочки – вы должны проявить смекалку, сноровку, а ребята вам помогут. Сейчас мы узнаем, какая команда самая дружная и весёлая. Давайте поздороваемся.

Игра с залом «Здравствуйте!»

Ведущий показывает на команду Петушков, Петушки произносят – «Кукареку», ведущий показывает на Курочек, то Курочки  произносят– «Ко-ко-ко!»  Если ведущий указывает на две команды – все вместе произносят «Здравствуйте!»

Вот мы и познакомились. Ребята, отгадайте загадку.

  • У матери двадцать деток,

Все детки-однолетки. (Цыплята).

Звучит красивая музыка.

Ведущая: У леса, на опушке

        Стояла избушка.

        В избушке жили

        Курочка с цыплятами,

Послушными ребятами!

        Посмотрим, как цыплята играли,

        Как зёрнышки клевали.

Исполнение танцевальной композиции «Цыплята».

После окончания танца озорные петушки-цыплята оставляют перышки. 

Курица: Вот какие вы, цыплятки,

        Непослушные ребятки,

        С утра до ночи играете,

        Мне, маме, никогда не помогаете.

Ведущий: С давних пор, куриные перья не выбрасывали, а применяли в хозяйстве. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. Куриное перо считалось в народе особым, оно слез не любит. На Руси в подушку не плакали куриные перья, была примета: «Перо слезы пьет, а потом в сон отдает».

Конкурс «Лети перо»

        В конкурсе принимают участие по 1 человеку от команды. Из реквизита потребуется куриное перо, на кончике которого насажена металлическая шайбочка (гаечка, свинцовая пластинка). Задача игроков – метнуть перо как можно дальше.

Конкурс «Метание пера в цель»

        В конкурсе принимает участие вся команда. На расстоянии 1,5 – 2-х метров от игроков находится плетёная корзинка. Каждый участник имеет одну попытку. Задача игроков – попасть пером, на кончике которого насажена металлическая шайбочка, в корзину. Сколько было попаданий, столько команда получает очков – лепестков.

Ведущая: А еще делали из пера кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую удобную кисточку. Замечено, что гусиные, утиные, петушиные перья «пишут гораздо хуже» и  перья от левого куриного крыла не так ловки в работе. Самые удобные кисточки выходили только из четырех тугих перьев из конца правого крыла курицы. Эти секреты дети знали с малолетства, помогая раскрашивать игрушки.

В этот день принято дарить кур. Вот и мы порадуем себя расписными курочками и петушками.

Игра с залом «Расписной петушок и курочка»

        В конкурсе принимают участие по 5 человека от команды. Пока звучит музыка, ребята по очереди подбегают к столу и раскрашивают своих петушков и курочек, стараясь сделать их интереснее.

Для каждой команды на столе уже приготовлены силуэт петушка, курочки, краски, кисти, тряпочки, баночки с водой. Окунуться в атмосферу прошлых веков, расписывая кур, помогут куриные перья. Можно воспользоваться и обычными инструментами – кистями.

Ведущий: В славянских верованиях крик петуха способен отгонять нечистую силу. «Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!» — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до «первых петухов» положено бродить по земле всякой нечисти.

Многие сельские жители особенно дорожат хорошими певцами, при этом всегда отдается предпочтение более звонкому и протяжному голосу. Перекрикиваясь на заре, петухи поднимают такой несмолкаемый концерт, будто слышишь какую-то фантастическую музыку. (Приложение).

Игра с залом «Петушиный оркестр»

        Командам предлагают исполнить песню «Ой, мороз, мороз». Команда петушков - кукарекает, а команда курочек – квохчет.

Ведущая: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе «Куриное царство». Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили угощение.

Конкурс «Праздничное меню»

        Для конкурса необходимы расписные тарелочки, на которых насыпаны зёрна семечек подсолнуха, пшеницы и гороха. В конкурсе принимают участие по три человека от команды. Участники должны разложить в разные тарелочки семечки, пшеницу и горох.

Ведущий: Древние славяне считали петуха надежным оберегом от черта и любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее. Пропажа петуха считалась несчастьем. Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко. А как весело, когда во дворе голосит петушок, да ещё и пританцовывает.

Танцевальный конкурс для болельщиков «Весёлый перепляс»

        В конкурсе принимают участие по 1 человеку от команды. Игроки становятся перед командой болельщиков соперника. Звучит музыка. Танцор показывает движение, соответствующее характеру музыки. Болельщики должны как можно точнее и синхронно повторить задаваемые движения.

Ведущая: Куры, как и другие домашние животные, вошедшие в повседневный быт человека, стали героями многих литературных произведений, мифов, сказок, притчей, пословиц, занимают большое место в народном творчестве.

Конкурс «Ах, эти сказки»

        Командам предстоит вспомнить и назвать сказки, литературные произведения, пословицы, поговорки, потешки, и даже пропеть частушки, в которых упоминается о петушке и курочке. Например: «Кошкин дом», «Кот, петух и лиса»,  «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и дрозд», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Сказка о золотом петушке» и т.д.

Ведущий: Еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III - II тысячелетие до нашей эры). Мы теперь не можем себе представить нашу жизнь без голосистого петушка или заботливой курочки.

Командная эстафета «Кто быстрее»    

        Для конкурса необходимы изображения петушка и курочки, разрезанной на части. Задача игроков перенести части изображения и составить картинку.

                               Подведение итогов, награждение команд

Ведущая: Ребята, посмотрите, как распустились ваши цветочки. Все вы молодцы. Спасибо за игру. А какой праздник без подарков.

Звучит задорная музыка. Петушок и Курочка вносят корзинку со сладкими призами (печенье, конфеты).

4. Используемая литература:

  1. Дайн Г. Детский народный календарь. – М., 2001.

  2. Гришина Г., Короткова Л., Петров В. Осенние праздники, игры, забавы для детей- М., 2001 .
  3. Степанов Н. Народные праздники на святой Руси.- М., 1995
  4. Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк, 1993.
  5. Шмаков С.А. Нетрапдиционные праздники в школе. Москва: Новая школа, 1997

  1. Приложение

Для проведения игровой программы необходимо следующее оборудование и реквизит.

Оборудование: куриные перья, на кончиках которых насажена металлическая шайбочка; изображения петушка и курочки, разрезанные на части по количеству участников;  расписные тарелочки, зерна (горох, пшеница, семечки); принадлежности для росписи: «кисти» из перьев, силуэты птиц; два цветочка, разноцветные лепестки, музыкальный центр, призы, жетоны.

Реквизит: русские народные костюмы для ведущих, костюмы для Петушка, Курочки, цыплят. 

Дополнительная информация о петушках и курах.

Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом: отклонения не превышают полтона.
               Кукареканье - это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич.

Русский человек привык узнавать время по пению петухов; это для него самые лучшие часы. В первый раз петух начинает петь в 1-м часу ночи, это первые петухи; вторые петухи поют во 2-м часу и, наконец, третьи - в 4 часа утра. Сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидаются пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские бабы встают с постелей, чтобы замесить хлеб, приняться доить коров и т.п. Вместе с третьими петухами все рабочее население деревни уже отправляется на свои ежедневные работы. Есть даже поговорки: «Он встает с первыми петухами», «Третьи петухи пропели» и т.п.

Рассказывают, что великий русский полководец А.В. Суворов будто бы возил с собою петуха даже в походах. Он вскакивал со своей походной постели с первым криком петуха и будил свою армию, чтобы отправляться на геройские подвиги. Иногда сам знаменитый фельдмаршал подавал знак к началу похода, подражая пению петуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).

Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...

курить или не курить-решай сам!

классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»

Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....

Классный час "Курить или не курить"

Классный час "курить или не курить" содержит анкету "Предрасположенность к курению"...

Беседа "14 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Кузьминки-зимние. Встреча зимы "

Материал предназначен для беседы. Рассказывается о русском народном празднике "Кузьма - Демьян". Как наши предки отмечали этот праздник на Руси, какие обычаи соблюдали, пословицы, поговорки.Цель - нра...

Сценарий игровой программы народного праздника Кузьмы и Демьяна "Кузьминки"

14 ноября - день памяти святых Кузьмы и Демьяна. Они почитаются  русским народом как  помощники всех мастеровых людей, а также покровители брака.Игровой фольклорный праздник - Кузьминские по...