Методический материал "Сочетание цвета в одежде"
учебно-методический материал на тему

Некрасова Елена Николаевна

 

Методический материал для образовательной программы театра моды 

составила методист ЦДТ "Царицыно"

Некрасова Елена Николаевна

___________________________________________________________________________________________________________

Сочетание цвета в одежде

 

Цвет — самое сильное средство в композиции любого костюма. Недаром смена мод­ных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цвето­вая гамма.

Цвета разделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (нео­крашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочета­ния между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны «светлотные» отношения, т.е. различие по светлоте.

Светлота —  безразмерная величина, используемая для количественной оцен­ки различия между зрительными (световыми) ощущениями, вызываемыми двумя смежными одноцветными поверхностями.

Изучение цвета в композиции костюма начинается с ахроматических цве­тов. Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходи­мо сначала просмотреть его в черно-белой графике.

Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, затем переходят к разработкам ахроматических ком­позиций с добавлением серого цвета.

В художественной практике часто используются трехтоновые композиции, состоящие из черного, белого цветов и их сочетаний разной светлоты. В трехтоновых и более сочетаниях идет светлотное смягчение контраста белого и чер­ного, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета, что приводит к некоему компромиссу между контрастными ахроматическими цветами. Сту­пенчатые градации по светлоте — это постепенное, различимое глазом, насы­щение белого черным цветом или черного белым цветом.

В профессиональной среде такой прием называется «растяжка цвета». Растяж­ка цвета отличается от приема достижения незаметного перехода от белого цве­та к черному тем, что разница градации каждой светлоты четко выделяется.

Для того чтобы растяжка цвета была постепенной, в ней должно быть не меньше пяти градаций, например: черный, темно-серый, серый, светло-се­рый, белый.

Что дает растяжка цвета? Она дает навыки в работе с ограниченной гаммой цветов. Глаз может различать, допустим, семь градаций чистого серого, а если в каждую градацию растяжки добавить чуть-чуть другого цвета, то можно по­лучить огромное количество тонких сочетаний «разного серого».  

А если глаз сможет их различить, значит, эти тонкие сочетания мы можем и воспроизвести. Таким образом, работа с растяжками цвета вырабатывает определенную про­фессиональную культуру цвета.

При использовании растяжек белого и черного цветов интересные резуль­таты получаются с применением эффекта контраста внутри формы и «краево­го контраста», при котором белый и черный цвета расположены рядом в виде контуров, линий, обводок.

Можно добиться эффекта «свечения», или «горения» белого цвета, окру­жив мотив концентрическими растяжками серого, постепенно доходящего дочернего, цвета.

Следующим этапом в изучении тонких цветовых сочетаний является при­менение так называемой ограниченной гаммы.

Ограниченность гаммы заключается в том, что к белому и черному цветам добавляется только один цвет. Цвет можно взять любой, например, коричне­вый. Коричневых цветов на самом деле много: марс коричневый, сепия, крас­ная охра, шоколадный, кофе с молоком, красное дерево, цвет дуба, цвет корицы. Коричневые цвета всех оттенков часто встречаются в одежде. Это цвет натуральной кожи, замши, меха. Коричневые цвета привлекают своей прак­тичностью, возможностью сочетания с любым другим цветом и хорошо под­ходят к цвету кожи человека.

Таким образом, включая в исследование цвета в костюме соотношения бе­лого, черного, оттенков серого и множества оттенков коричневого, мы полу­чаем практически неограниченную палитру тончайших цветовых сочетаний, которые прекрасно взаимодействуют между собой. Это подтверждают распис­ные и набивные ткани народов Африки — ткани, в которых гармония строит­ся на трех цветах: белом, коричневом и черном.

С точки зрения использования ограниченной гаммы, изысканны отличающиеся неброской красотой народ­ные костюмы Бретани (Франция), где издавна сочетали в одежде только чер­ный, коричневый и серый цвета, дополняя их фантастическими накрахмален­ными белыми головными уборами.

Кроме ахроматических существуют хроматические (окрашенные) цвета, которые характеризуются насыщенностью, тоном, светлотой.

Насыщенность — это степень наличия чистого пигмента в цвете (например, насыщенный красный, насыщенный синий и т.д.).

Тон — это наличие в одном цвете примесей другого цвета. Тон характеризу­ет отличие одного цвета от другого.

Например, в красном с малиновым оттенком присутствует синий цвет, в красном с оранжевым оттенком присутствует желтый цвет, т.е. по тону эти красные цвета разные.

Светлота хроматических цветов — это степень их разбеления. Сильно разбе­ленные цвета малой насыщенности называются «пастельными» (от цветных мелков «пастель»). Гармония пастельных цветов достигается наличием в каж­дом цвете белого цвета, который все нивелирует, сглаживает.

Цветовая гармония пастельных цветов — это цветовое равновесие, при ко­тором ни один цвет не выделяется.

Цветовое равновесие характерно и для гармонии, которая называется «разноечерное». В этом случае присутствие черного в насыщенных цветах также нивелиру­ет яркость, создает едва различимые, почти черные, но цветные сочетания.

Таким образом, можно сказать, что сочетания пастельных цветов — это светлая гамма, а «разное черное» — это темная гамма.

Гамма — это ряд цветов, имеющих общие внешние цветовые особенности. Например, зеленая гамма может включать в себя все оттенки зеленого: изум­рудную зелень, травяной зеленый, ярко-зеленый, бутылочный, цвет яблока, морскую волну, бирюзовый и т.д.

Материалы  страницы «Discovercolor – вдохновение цветом» дают массу информации по сочетанию цветов, представляют красивые палитры и являются толчком для вдохновения творческих личностей.

 Схемы смотреть в формате PDF (конспект с цветным приложением).

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tsvet_v_odezhde_n.e.n.pdf1.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармония цвета в одежде.

Красота — это не только симпатичное лицо и стройная фигура. Нужно немало потрудиться, чтобы стать красивым человеком и хорошо выглядеть Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и тв...

Электронно-методический материал по теме "Одежда" (УМК "Spotlight-5")

Электронно-методический материал для 5 класса по теме "Одежда" (УМК "Spotlight-5") включает план урока, презентацию к уроку, контрольные материалы по грамматике и лексике, дополнительный видеоматериал...

Презентация к уроку технологии " Цвет в одежде и в жизни"

Работа представляет собой теоретический и иллюстративный материал на тему "Цветоведение": знакомство учащихся с цветом, его восприятием и воздействием цвета на человека, знакомство с основными характе...

Конспект занятия "Цвет в одежде"

Цвет – это главное выразительное средство, и очень важно замечать многоцветие окружающего мира.     В одежде цвет и рисунок ткани также очень важен. Именно цвет создает вид и...

Сочетание цветов в одежде.

В умелых руках цвет становится эффективным инструментом осознанного формирования индивидуального имиджа....

Цвет в одежде

Цветовой круг — основной инструмент для подбора цветовой палитры изображения или проверки гармоничности подобранных цветов.Теория сочетания цветов в одежде на основе круга Иттена поможет определ...