Программа "Силуэт" (конструирование, моделирование и технология обработки швейных изделий).
рабочая программа по теме

Гришанова Надежда Валерьевна

Общеразвивающая программа

СТУДИЯ «СИЛУЭТ»

для детей от 7 до 10 лет (1-3 год обучения)

и от11 до 15 лет (1-4 год обучения)

 

Направление:  художественно-эстетическое

Тип программы:  образовательная 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnoe_zadanie_grishanova_n.v._pyt-yah.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 2

Общеразвивающая программа

Общеразвивающая программа

СТУДИЯ «СИЛУЭТ»

для детей от 7 до 10 лет (1-3 год обучения)

и от11 до 15 лет (1-4 год обучения)

Направление:  художественно-эстетическое

Тип программы:  образовательная

        

Разработчик:

Гришанова Надежда Валерьевна

педагог дополнительного образования

г. Пыть-Ях

2014 – 2015 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ (автоматическое)

1. Пояснительная записка        

1.1 Характеристика программы        

1.2 Актуальность программы        

1.3 Цели и задачи        

1.4 Наполняемость групп        

1.5 Разделы программы        

1.6 Используемые методики        

1.7 Формы организации занятия        

1.8 Методы обучения        

1.9 Характеристика разделов программы        

1.10 Новизна программы        

В программу введён блок занятий  «Компьютерная графика в дизайне»        

1.11 Пояснительная записка к блоку программы КГД        

1.11.1 Актуальность блока программы КГД        

1.11.2 Цели и задачи блока программы КГД        

1.11.3 Разделы блока программы КГД        

1.12 Методическое обеспечение программы        

1.13 Способы подведения итогов        

2.1 Задачи        

2.2 Тематический  план        

2.3 Программа (1 год обучения, 7-10 лет)        

2.4 Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения для детей 7-10 лет        

2.5 Предполагаемый перечень изделий,  выполненных обучающимися  в течение учебного года        

3.  2 год обучения,7-10 лет (6 часов в неделю)        

3.1 Задачи        

3.2 Тематический  план        

3.3 Программа (2 год обучения, 7-10 лет)        

3.4 Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения для детей 7-10 лет        

3.5 Предполагаемый перечень изделий выполненных обучающимися в течение учебного года        

4. 3 год обучения, 7-10 лет (6 часов в неделю)        

4.1 Задачи        

4.2 Тематический  план        

4.3 Программа (3 год обучения, 7-10 лет)        

4.4 Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения для детей 7-10 лет        

4.5 Предполагаемый перечень изделий,  выполненных обучающимися  в течение учебного года        

5. 1 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)        

5.1 Задачи        

5.2 Тематический  план        

5.3 Программа (11-15 лет, 1 год обучения)        

5.4  Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения для детей 11-15 лет        

5.5 Предполагаемый перечень изделий,  выполненных обучающимися в течение учебного года        

6. 2 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)        

6.1 Задачи        

6.2 Тематический  план        

6.3 Программа (2 год обучения, 11-15 лет)        

6.4 Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения для детей 11-15 лет        

6.5 Предполагаемый перечень изделий,  выполненных обучающимися в течение учебного года        

7. 3 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)        

7.1 Задачи        

7.2 Тематический  план        

7.3 Программа (3 год обучения, 11-15 лет)        

7.4 Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения для детей 11-15 лет        

7.5 Предполагаемый перечень изделий,  выполненных обучающимися в течение учебного года        

8. 4 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)        

8.1 Задачи        

8.2 Тематический  план        

8.3 Программа (4 год обучения, 11-15)        

8.4 Оценка эффективности программы к концу 4 года обучения для детей 11-15 лет        

8.5 Предполагаемый перечень изделий,  выполненных обучающимися в течение учебного года        

9. Учебно-материальная база        

10. Учебно-методическое обеспечение        

11. Факторы риска выполнения программы        

12. Перспективы работы над программой        

13. Используемые сокращения        

Указатель литературы, использованной при разработке программы        

Рекомендуемая литература для обучающихся        

Приложение А        

Методика оценки результатов и качества освоения программы        

        

1. Пояснительная записка

Программа предназначена для детей  7-10 лет, нормативный срок освоения программы – три года; и 11-15 лет, нормативный срок освоения программы четыре года. По программе I года обучения могут заниматься новички.

1.1 Характеристика программы

  • По характеру деятельности — комплексная, образовательная.
  • По педагогическим целям — практико-ориентированная, развивающая художественно
  • -творческие способности, познавательная.
  • По образовательным областям — профильная.
  • По форме занятий — групповые, парные, индивидуальные.
  • По возрастным особенностям – 7-10 и 11-15 лет
  • По временным показателям – 3 года обучения; 4 года обучения.

Программы художественно – эстетического направления способствуют развитию творческих способностей личности. Изготовление одежды является традиционным видом деятельности всех народов. Для грамотной работы над одеждой различного назначения необходимо иметь определённые знания по ряду основных предметов – это технология изготовления, конструирование и моделирование одежды, а также не маловажным является изучение дополнительных дисциплин – оборудование, материаловедение. Программа построена таким образом, что с каждым этапом исполнительская деятельность обучающегося переходит в разряд творческой. При успешном освоении данной программы, она может быть подготовкой к самостоятельной непрофессиональной деятельности. Кроме того, программа предполагает профессиональную ориентацию обучающихся.

Программа нарабатывалась и апробировалась на базе Центра детского творчества г. Пыть-Ях, проходила внедрение и обработку в течение тринадцати лет. Основными показателями эффективности реализации программы являются достижения обучающихся в студии по результатам участия в городских, региональных, окружных, всероссийских и международных выставках, конкурсах и фестивалях; научно-исследовательских конференциях различного уровня.

При разработке программы был обобщён опыт преподавания, произведён анализ педагогической деятельности.

Программа является авторской  и имеет сертификат (Приказ №13/6 от 24 апреля 2008г.) «Программы нового поколения» Республиканской Академии дополнительного образования.

Все использованные методики, разработаны ЦНИИШП (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности) для изготовления швейных изделий в условиях индивидуального производства. Данная программа разработана с использованием научно-методической литературы и учебников для профессиональных училищ и ВУЗов.

1.2 Актуальность программы

При создании художественных изделий, имеющих практическое значение в быту (текстильные предметы быта, одежда, игрушка), предметы, окружающие человека, должны быть не только практичными, но и эстетичными. Это требует определенных знаний и большого мастерства, поэтому программа студии «Силуэт» содержит различные дисциплины швейного производства (см. п.1.5).

В программе прослеживаются межпредметные связи,  многие занятия в студии опираются на знания, полученные детьми в школе.

Например, при изучении конструирования одежды используются знания, полученные на уроках черчения, математики, геометрии;

конструктивного моделирования – ИЗО, черчения;

материаловедения - биологии, химии;

изучение истории костюма и истории развития ДПТ невозможно без знаний, полученных на уроках истории.

1.3 Цели и задачи

Цели: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и трудовой деятельности, получение знаний, необходимых для изготовления швейных изделий в условиях индивидуального производства.

Задачи:

Образовательные: Усвоение знаний технологии изготовления одежды, конструирования, моделирования одежды, истории костюма, а также изучение материалов и оборудования швейного производства, изучение видов ДПТ, освоение различных техник ДПТ и приемов их выполнения;

Воспитательные: Формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию, воспитание нравственных и волевых качеств (целеустремленность, добросовестность, трудолюбие) воспитание уважения к труду;

Социально-педагогические: Создание  условий для  социального, культурного и профессионального самоопределения.

1.4 Наполняемость групп

В начале учебного года формируются группы:

        I год обучения — 13 - 15 чел.

        II год обучения — 10 - 12 чел.

        III год обучения — 8 -10 чел.

          IV год обучения— 6 - 8  чел.

В течение первого года  обучения (7-10 лет) занятия проводятся два раза в неделю по два часа, со второго года обучения - два раза в неделю по три часа или три раза в неделю по два часа.

При проведении занятий два раза в неделю по три часа индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному часу (один час - конструирование и конструктивное моделирование одежды, второй час -  компьютерная графика в дизайне).

При проведении занятий три раза в неделю по два часа индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю (два часа: один час - конструирование и конструктивное моделирование одежды, второй час -  компьютерная графика в дизайне).

1.5 Разделы программы

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Материаловедение;
  2. Оборудование;
  3. Технология;
  4. Конструирование;
  5. Конструктивное моделирование;
  6. ДПИ;
  7. Компьютерная графика в дизайне (см. ниже).

1.6 Используемые методики

В программе использованы методики:

Технология изготовления швейных изделий – методика Савостицкого А.Ю.;

Конструирование швейных изделий – Единый метод конструирования.

Конструктивное моделирование – методика Мартыновой Л.В.

Компьютерная графика в дизайне – методика Миронова Д.Ф.

1.7 Формы организации занятия

Разновозрастная; групповая (изучение нового), парная (проведение примерок, снятие мерок), большое значение имеет индивидуальная работа с воспитанниками (изготовление изделий).

1.8 Методы обучения

На занятии применяются следующие методы обучения:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, обсуждение работ учащихся);

- наглядные (наблюдения, демонстрация, выставка работ учащихся);

- практические (технологическая обработка изделий, конструирование и конструктивное моделирование);

- дидактические игры (использование кроссвордов, ТБ в стихах для младших воспитанников).

1.9 Характеристика разделов программы

Раздел «Материаловедение» включает начальные знания о волокнистом составе материалов, способов их получения и определения, а также о структуре некоторых переплетений материалов.

Раздел «Оборудование» -  знакомство с историей развития швейного оборудования, с устройством и принципами его работы, устранение неполадок в работе на швейных машин.

Раздел «Технология» знакомит воспитанников с правилами и приёмами изготовления швейных изделий из ткани. Обучающиеся занимаются изготовлением текущих изделий, предусмотренных программой, соблюдая определённые правила и принципы выполнения. На протяжении первых лет обучения дети занимаются исполнительской деятельностью. Несмотря на то, что изделия выполняют по готовым шаблонам, лекалам и разработанным технологиям, необходимо всячески поощрять стремление детей к творческой деятельности. Во втором полугодии (каждого года обучения) воспитанникам предлагается выполнить контрольное изделие, оно может быть творческим, возможна самостоятельная разработка лекал, шаблонов, технологий. Таким образом, эта работа становится художественно-творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания.

Программа для детей 11-15 лет 2, 3 и 4 годов обучения содержит разделы «Конструирование одежды» и «Конструктивное моделирование». По этим разделам проводятся индивидуальные занятия.

Раздел «Конструирование» включает построение чертежей в масштабе 1х4 при использовании Единого метода конструирования — основы плечевых и поясных изделий, изготовление лекал в натуральную величину для намелки и раскроя деталей.  Так же дети получают знания о дефектах швейных изделий, о правилах раскроя.

Раздел «Конструктивное моделирование» знакомит воспитанников с основными принципами изменения и преобразования конструкции заданного вида и нанесению модельных особенностей на чертёж базовой конструкции, при использовании приемов конструктивного моделирования I и II вида.

Раздел «ДПИ» - выполнение ручной художественной и счётной  вышивки, выполнение изделий в технике «Лоскутная пластика» и «Аппликация из ткани», изготовление мягкой игрушки. Занятия ДПИ развивают у детей способность чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи.  Декоративно-прикладной деятельностью занимаются в основном воспитанники 7-10 лет, одна из наиболее важных задач в этот период – приобретение навыков работы на швейном оборудовании и с ручными инструментами, а также навыков работы с различными материалами швейного производства. Эти навыки будут востребованы на следующих годах обучения (дети 11-15 лет) при изготовлении одежды.

Важное место  в обеспечении качества обучения детей отводится практике, в ходе которой происходит применение и закрепление знаний воспитанников, полученных в учебном процессе.

Педагог, реализующий программу, должен обладать профессиональными знаниями технологии изготовления одежды из ткани, конструирования и моделирования одежды.

1.10 Новизна программы

В программу введён блок занятий  «Компьютерная графика в дизайне»

 (далее КГД). Характеристика блока приведена ниже.

1.11 Пояснительная записка к блоку программы КГД

Программа «Компьютерная графика в дизайне» рассчитана на 3 года обучения. Является разделом программы «Силуэт» (занятия вводятся со второго года обучения для детей 11-15 лет).

1.11.1 Актуальность блока программы КГД

Современная практика показывает, что арсенал компьютерной графики активно проникает во все новые  области знаний и практической деятельности. Специалисты в этих областях (дизайнеры, модельеры, специалисты по рекламе и др.) вынуждены осваивать новый программный инструментарий, овладевать приёмами  построения и модификации изображения. Приёмы компьютерной графики достаточно широко распространены в швейной промышленности при работе дизайнеров над внешним видом изделия.

Данная программа ориентирована на воспитанников 12-15 лет, в ней представлены теория и практические упражнения по компьютерной графике.

1.11.2 Цели и задачи блока программы КГД

Цели:

- усвоение знаний по компьютерной графике. Освоение графической программы Adobe Photoshop;

- углубление знаний информатики.

Задачи:

- приобретение навыков работы на персональном компьютере;

- создание объекта визуальной коммуникации (информационный процесс, при котором созданное автором изображение передаётся зрителю по каналу зрения); создание статических изображений;

- освоение операций редактирования;

- изучение этапов работы над графическим проектом;

- приобретение навыков работы с пиксельной моделью изображения (растровое      изображение);

- формирование устойчивой систематической потребности к саморазвитию;

- развитие творческих способностей воспитанников.

1.11.3 Разделы блока программы КГД

Блок программы включает  5 разделов:

Раздел 1.  Введение в предмет. Инструменты.

Раздел 2.  Обработка изображений.

Раздел 3. Логические операции с областями.

Раздел 4. Удаление фрагментов и восстановление изображения.

Раздел 5. Коррекция полутоновых и цветных изображений. Творческая деятельность.

Разделы 1,2 – рассчитаны на первый год обучения  блоку программы КГД  и являются разделом программы «Силуэт» второго года обучения для детей 11-15 лет.

Разделы 3,4 – на второй год обучения блоку программы КГД и являются разделом программы «Силуэт» третьего года обучения для детей 11-15 лет.

Раздел 5 - на третий год обучения блоку программы КГД и являются разделом программы «Силуэт» четвёртого года обучения для детей 11-15 лет.

1.12 Методическое обеспечение программы

Все методики, использованные в программе «Силуэт», разработаны ЦНИИШП (Центральный научно-исследовательский институт лёгкой промышленности) для изготовления швейных изделий в условиях индивидуального производства. Используемая литература рекомендована для начального образования и ВУЗов при обучении направлению – Технология и конструирование изделий лёгкой промышленности.

Раздел программы «Технология изготовления швейных изделий» разработан на основе методики А.Ю. Савостицкого (Савостицкий А.В., Меликов Е.Х., Куликова И.А. «Технология швейных изделий»  М., 1971.). Автор является «классиком» отечественной технологии с 1971 года. Кроме того, использованы современные методы обработки узлов швейных изделий, с учётом появления новых материалов, описанных в учебнике для ВУЗов Г.А. Крюковой «Технология и материалы швейного производства». М., 2003.

Раздел «Конструирование швейных изделий» основан на Едином методе конструирования одежды, который был разработан Центральной опытно-технической швейной лабораторией МинБыта РСФСР в 1970 году, и активно используется в настоящее время при изготовлении швейных изделий в условиях индивидуального производства. Данная методика является пропорционально – расчётной и базируется на данных измерения фигур по материалам антропометрического обследования населения.

При разработке раздела программы «Конструктивное моделирование» использована методика Мартыновой Л.В. («Конструктивное моделирование одежды» М., 1999). В программе использованы приёмы конструктивного моделирования I вида (преобразования базовой основы изделия без изменения силуэтной формы) и II вида (преобразования базовой основы изделия с изменением силуэтной формы). Приёмы III вида (изменение покроя изделия) в программе «Силуэт»  не используются из-за сложности преобразования конструкции.

Раздел «Компьютерная графика в дизайне» разработан с использованием учебника для ВУЗов Д.Ф. Миронова «Компьютерная графика в дизайне», С-Пб, 2013. В нём подробно описываются общие концепции компьютерной графики, компьютерные модели изображений, и приёмы работы с пиксельной моделью изображения.

1.13 Способы подведения итогов

  1. Срез ЗУН (нулевой срез знаний умений и навыков, промежуточный, за I полугодие, итоговый). Формы проведения – тесты, опрос.
  2. Текущий (внутрипроцессный) и итоговый контроль качества швейных изделий.
  3. Изготовление контрольного изделия (в конце каждого учебного года).
  4. Изготовление итогового изделия (по окончанию обучения программе студии).
  5. Участие в выставках,  конкурсах и фестивалях разного уровня (городских, региональных окружных, всероссийских и международных).

Методика оценки результатов и качества освоения материала описана в приложении А.

При необходимости во время учебного процесса возможна корректировка данной программы.

        

        

2. 1 год обучения, 7-10 лет (4 часа в неделю)

2.1 Задачи

  1. Освоение приёмов работы с ручными инструментами, на швейном  и утюжильном оборудовании.
  2. Освоение приёмов ручной счётной вышивки - изонить.
  3. Освоение лоскутной техники шитья.
  4. Освоение техники «Аппликация из ткани».
  5. Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий.
  6. Изучение заправки прямострочной швейной машины.
  7. Изучение терминологии ручных, машинных утюжильных работ.
  8. Изучение материалов швейного производства.
  9. Изучение ТБ и ПБ, а также Правил поведения обучающихся в ЦДТ.

Таблица 1

2.2 Тематический  план

Содержание  и  виды  работ

Тео-рия

Прак-

тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие.

1

1

2. Выполнение ручной счётной вышивки на картоне  в технике «Изонить».

6

22

28

3. Изготовление мягкой игрушки «Клоун».

6

20

26

4. Изготовление прихватки – «квадрат» в технике «Лоскутная пластика».

4

12

16

5. Изготовление диванной подушки в технике «Аппликация из ткани».

4

14

18

6. Изготовление зачётного изделия в любой из изученных техник.

10

38

48

7. Оборудование.

1

1

2

8. Материаловедение.

1

2

3

9. Итоговое занятие.

2

2

                                                                             Итого:

35

109

144

2.3 Программа (1 год обучения, 7-10 лет)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. ТБ и ПБ, Правила поведения воспитанников в ЦДТ. Планирование работы на учебный год. Проведение дидактических игр.

2) Выполнение ручной счётной вышивки на картоне «Изонить» (получение навыков работы с ручными инструментами).

Изучение нового:

Составление схемы для заполнения окружности, приёмы заполнения окружности, приёмы заполнения угла,

Составление композиции – понятие «центр композиции», правила составления и виды композиций;

Теория цвета – цветовой круг, теплые, холодные цвета.

Практическая работа: Изготовление открытки, настенного панно.

3) Изготовление мягкой игрушки «Клоун» (получение навыков работы с тканью, навыков работы с ручными инструментами и на  швейном оборудовании – прямострочная швейная машина).

Изучение нового: 

- Появление и история мягкой  игрушки.

- Намелка и раскрой ткани.

- Ручные стежки – прямые, имитация машинной строчки, петельные. Пришивание фурнитуры – пуговицы.  

- Машинные швы – стачной.

- Приёмы влажно-тепловой обработки – разутюживание, приутюживание, декатирование;  

- Приёмы и последовательность изготовления игрушки.

- Изучение терминов: сметать, пришить, стачать,  обметать, разутюжить, приутюжить, декатировать.                      

Практическая работа:  Изготовление мягкой игрушки «Клоун».

4) Пошив прихватки-квадрата в технике «Лоскутная пластика». 

Изучение нового:   

- История и техника выполнения изделий из лоскутков.

- Последовательность и приёмы выполнения узлов изделия.

- Приёмы влажно-тепловой обработки – заутюживание.

- Изучение терминов: приметать, притачать, заутюжить.

 Практическая работа:  Изготовление прихватки.

5) Изготовление диванной подушки в технике «Аппликация из ткани».

Изучение нового:

- История развития аппликации из ткани.

- Приемы выполнения аппликации.

- Изучение терминов: наметать, настрочить, обтачать.

Практическая работа:  Изготовление диванной подушки.

6) Пошив зачётного изделия. Изготовление изделия (по пройденным темам)  для использования в интерьере дома на выбор воспитанника.

6) Материаловедение. Материалы швейного производства.

Изучение нового: 

Понятия – волокно, ткань, нетканое полотно (синтепон, флизелин).

Практическая работа: Определение тканого и нетканого полотна, определение клеевой стороны на клеевых материалах.

7) Оборудование. Заправка верхней и нижней нитей прямострочной швейной машины.

Практическая работа:  Заправка верхних и нижних нитей. Работа на швейной машине.

8) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год. Проведение дидактических игр.

2.4 Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения для детей 7-10 лет

К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:

  1. Технику безопасности.
  2. Правила и последовательность заправки верхней и нижней нити в прямострочной швейной машине.
  3. Технологию обработки узлов изделий.
  4. Терминологию ручных работ.
  5. Терминологию машинных работ.
  6. Терминологию ВТО.
  7. Понятия: волокно, нить, ткань, нетканое полотно.
  8. Виды ручных стежков, машинных швов.

К концу 1 года обучения обучающийся должен уметь:

  1. Самостоятельно заправлять верхнюю и нижнюю нити прямострочной швейной машины.
  2. Пользоваться ручными интрументами.
  3. Работать по технологическим картам.
  4. Определять тканое и нетканое полотно.
  5. Употреблять терминологию ВТО, ручных и машинных работ.
  6. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.

2.5 Предполагаемый перечень изделий,
выполненных обучающимися  в течение учебного года

  1. Открытка в технике «Изонить».
  2. Настенное панно в технике «Изонить».
  3. Мягкая игрушка «Клоун».
  4. Прихватка для кухни в технике «Лоскутная пластка».
  5. Диванная подушка в технике «Аппликация из ткани».
  6. Зачётное изделие в любой из изученных техник.

3.  2 год обучения,7-10 лет (6 часов в неделю)

3.1 Задачи

  1. Освоение приёмов работы с ручными инструментами и на швейном  и утюжильном оборудовании.
  2. Освоение лоскутной техники шитья.
  3. Освоение техники «Аппликация из ткани».
  4. Освоение приёмов ручной художественной вышивки.
  5. Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий.
  6. Изучение правил ухода за прямострочной швейной машиной (чистка).
  7. Изучение терминологии ручных, машинных и утюжильных работ.
  8. Изучение материалов швейного производства.
  9. Изучение ТБ и ПБ, а также Правил поведения воспитанников в ЦДТ.

Таблица 2

3.2 Тематический  план

Содержание  и  виды  работ

Тео-рия

Прак-

тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие.

1

1

2.  Выполнение ручной художественной вышивки (прихватка-рукавичка).

10

38

48

3. Изготовление мягкой игрушки («Мышка» или на выбор).

8

28

36

4. Изготовление настенного панно в технике «Аппликация из ткани».

8

17

27

5. Изготовление полотенца с отделкой в технике «Лоскутная пластика».

8

16

24

6. Изготовление зачётного изделия в любой из изученных техник.

10

62

72

7. Оборудование.

1

1

2

8. Материаловедение.

2

2

4

9. Итоговое занятие.

2

2

                                                                             Итого:

50

166

216

3.3 Программа (2 год обучения, 7-10 лет)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. ТБ и ПБ, Правила поведения обучающихся в ЦДТ. Планирование работы на учебный год.

2) Выполнение ручной художественной вышивки, изготовление прихватки-рукавичка. 

Изучение нового:

Материалы и приспособления.

Виды ручной вышивки.

Техника выполнения художественных швов (стебельчатый, тамбурный, простая гладь).

Выбор рисунка и способы нанесения его на ткань.

Приёмы и последовательность обработки прихватки-рукавичка.

Практическая работа: Изготовление прихватки с использованием ручной художественной вышивки.

3) Изготовление мягкой игрушки («Мышка» или на выбор обучающегося). 

Изучение нового: 

- Появление и история мягкой  игрушки.

- Изготовление каркаса для мягкой игрушки.

- Способы сборки игрушек.

- Приёмы и последовательность изготовления игрушки.

Повторение:

 -терминология ручных, машинных и утюжильных работ,

- приемы выполнения ручных, машинных и утюжильных работ.                      

Практическая работа:  Изготовление мягкой игрушки.

4. Изготовление настенного панно в технике «Аппликация из ткани».

- История развития аппликации из ткани.

- Приемы и последовательность выполнения аппликации.

- Применение других техник ДПИ – ручная художественная вышивка (смешанная техника), использование фурнитуры.

- Способы оформления работ в рамку.

Практическая работа:  Изготовление настенного панно.

5) Изготовление полотенца с отделкой в технике «Лоскутная пластика».

Изучение нового:

- Демонстрация изделий из лоскутков.

- Последовательность и приёмы выполнения узлов изделия.

- Применение других техник ДПИ – ручная художественная вышивка (смешанная техника), использование фурнитуры.

Повторение:

 -терминология ручных, машинных и утюжильных работ,

- приемы выполнения ручных, машинных и утюжильных работ.                                            

Практическая работа:  Изготовление полотенца.

6) Изготовление зачётного изделия в любой из изученных техник.

Изготовление изделия для использования в интерьере дома (по пройденным темам) на выбор воспитанника.

7) Материаловедение. Материалы швейного производства.

Изучение нового: 

Хлопчато-бумажное волокно. Полотняное переплетение.

Повторение: тканое, нетканое полотно, клеевые материалы.

Практическая работа: 

Способы определения хлопчатобумажного волокна.

8) Оборудование. Уход за швейным оборудованием.

Практическая работа:  Чистка прямострочной швейной машины.

9) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год.

3.4 Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения для детей 7-10 лет

К концу 2 года обучения обучающийся должен знать:

  1. Технику безопасности.
  2. Способы ухода за швейным оборудованием.
  3. Технологию обработки узлов изделий, предусмотренных программой.
  4. Терминологию ручных работ.
  5. Терминологию машинных работ.
  6. Терминологию ВТО.
  7. Способы получения, определения и использование х/б волокна.
  8. Виды ручных стежков, машинных швов.

К концу 2 года обучения обучающийся должен уметь:

  1. Самостоятельно чистить челночное устройство прямострочной швейной машины.
  2. Пользоваться ручными инструментами и работать на прямострочной швейной машине.
  3. Правила и приемы смазки прямострочной швейной машины.
  4. Работать по технологическим картам.
  5. Определять х/б волокно.
  6. Употреблять терминологию ВТО, ручных работ, машинных работ.
  7. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.

3.5 Предполагаемый перечень изделий
выполненных обучающимися в течение учебного года

  1. Прихватка-рукавичка с использованием художественной вышивки.
  2. Мягкая игрушка.
  3. Изготовление детского покрывала в технике «Лоскутная пластика».
  4. Изготовление настенного панно в технике «Аппликация из ткани»
  5. Зачётное изделие в любой из изученных техник.

4. 3 год обучения, 7-10 лет (6 часов в неделю)

4.1 Задачи

  1. Освоение приёмов работы с ручными инструментами и на швейном  и утюжильном оборудовании.
  2. Освоение техники лоскутного шитья.
  3. Освоение техники «Аппликация из ткани».
  4. Освоение приёмов ручной счётной вышивки - мережка.
  5. Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий.
  6. Изучение устройства и ухода за прямострочной швейной машиной.
  7. Изучение терминологии ручных, машинных утюжильных работ.
  8. Изучение материалов швейного производства.
  9. Изучение ТБ и ПБ, а также Правил поведения воспитанников в ЦДТ.

Таблица 3

4.2 Тематический  план

Содержание  и  виды  работ

Тео-рия

Прак-

тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие.

1

1

2.  Выполнение ручной счётной вышивки – мережка,  (полотенце – лён).

4

10

14

3. Выполнение машинной счётной вышивки – мережка, (салфетка – лён).

4

22

26

4. Изготовление композиционной группы мягкой игрушки «Гномы».

10

26

36

5. Пошив сумки с использованием декора, выполненного в технике «Аппликация из ткани».

8

14

22

6. Изготовление детского покрывала в технике «Лоскутная пластика».

8

46

54

6. Изготовление зачётного изделия в любой из изученных техник.

6

50

56

7. Оборудование.

1

1

2

8. Материаловедение.

1

2

3

9. Итоговое занятие.

2

2

                                                                             Итого:

44

172

216

4.3 Программа (3 год обучения, 7-10 лет)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. ТБ и ПБ, Правила поведения воспитанников в ЦДТ. Планирование работы на учебный год.

2) Выполнение ручной художественной вышивки – мережка. Изготовление полотенца (лён).

Изучение нового:

Виды счётной вышивки.

Правила разметки и раскроя изделия по направлению нити.

Способы продёргивания нитей.

Приёмы и последовательность выполнения мережки.

Практическая работа: Изготовление полотенца с использованием ручной счётной вышивки - мережка.

3) Выполнение машинной счётной вышивки – мережка. Изготовление салфетки (лён).

Изучение нового:

Приёмы и последовательность выполнения мережки с использованием швейного оборудования (зигзагообразная строчка).

Использование смешанной техники выполнения изделия.

Практическая работа: Изготовление салфетки с использованием ручной счётной вышивки – мережка, а также художественной вышивки – простая гладь.

4) Изготовление композиционной группы мягкой игрушки «Гномы».

Изучение нового: 

- Основы построения композиции.

- Приёмы и последовательность изготовления мягкой игрушки «Клоун».

- Оформление рельефа лица.

- Повторение терминологии ручных, машинных и утюжильных работ.

- Изготовление малых форм для составления композиции.

- Составление композиции.                      

Практическая работа:  Изготовление композиционной группы «Гномы».

4. Пошив сумки с использованием декора, выполненного в технике «Аппликация из ткани».

Изучение нового: 

- Разнообразие изделий с декором в технике «аппликация».

- Приемы и последовательность выполнения аппликации.

- Приёмы и последовательность обработки сумки.

- Установка фурнитуры.

Практическая работа:  Изготовление сумки.

5) Изготовление детского покрывала в технике «Лоскутная пластика».

Изучение нового:

- История и техника выполнения изделий из лоскутков.

- Последовательность и приёмы выполнения узлов изделия.

- Повторение терминологии ручных, машинных и утюжильных работ.                      

- Сборка слоёв изделия.

- Применение других техник ДПИ – ручная художественная вышивка (смешанная техника), использование фурнитуры

Практическая работа:  Изготовление детского покрывала.

6) Изготовление зачётного изделия в любой из изученных техник.

Изготовление изделия для использования в интерьере дома (по пройденным темам) на выбор обучающегося.

7) Материаловедение. Материалы швейного производства.

Изучение нового: 

Льняное волокно. Способы получения, определения, обработки.

Практическая работа: 

Способы определения льняного волокна

8) Оборудование. Уход и устройство прямострочной швейной машины.

Практическая работа:  Заправка нитей, смазка швейной машины.

9) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год.

4.4 Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения для детей 7-10 лет

К концу 3 года обучения обучающийся должен знать:

  1. Технику безопасности.
  2. Устройство прямострочной швейной машины.
  3. Технологию обработки узлов изделий.
  4. Основы построения композиции.
  5. Терминологию ручных работ.
  6. Терминологию машинных работ.
  7. Терминологию ВТО.
  8. Способы получения льняного  волокна.

К концу 3 года обучения обучающийся должен уметь:

  1. Производить смазку швейной машины.
  2. Пользоваться ручными инструментами и работать на прямострочной швейной машине.
  3. Работать по технологическим картам.
  4. Определять льняное волокно.
  5. Употреблять терминологию ВТО, ручных работ, машинных работ.
  6. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.

4.5 Предполагаемый перечень изделий,
выполненных обучающимися  в течение учебного года

  1. Льняное полотенце с применением ручной счётной вышивки - мережка.
  2. Льняная салфетка с применением машинной счётной вышивки – мережка.
  3. Композиционная группа мягкой игрушки «Гномы».
  4. Изготовление детского покрывала в технике «Лоскутная пластика».
  5. Сумка с использованием декора, выполненного в технике «Аппликация из ткани».
  6. Зачётное изделие в любой из изученных техник.

5. 1 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)

5.1 Задачи

  1. Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий (топ, юбка, шорты).
  2. Развитие навыков работы с ручными инструментами, на швейном и утюжильном оборудовании.
  3. Получение навыков работы на краеобмётачной машине.
  4. Закрепление терминологии ручных, машинных утюжильных работ.
  5. Изучение способов получения, производства, применения и определения шерстяного волокна.
  6. Изучение ТБ и ПБ, а также Правил поведения воспитанников в ЦДТ.

Таблица 4

5.2 Тематический  план

Содержание  и  виды  работ

Тео-рия

Прак-

тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие

3

3

2. Пошив юбки

12

26

38

3. Пошив топа

12

26

38

4. Пошив шорт

20

36

56

5. Зачётное изделие

22

44

66

6. Материаловедение (шерсть)

3

3

6

7. Оборудование

3

3

6

8. Итоговое занятие

3

3

                                                                             Итого:

78

138

216

5.3 Программа (11-15 лет, 1 год обучения)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. ТБ и ПБ, Правила поведения воспитанников в ЦДТ. Планирование работы на учебный год.

2) Пошив юбки. Технология изготовления юбки.

Изучение нового:   

- Последовательность изготовления юбки.

- Обработка узлов изделия (притачного пояса, низа изделия в подгибку с открытым срезом, застёжки на «молнию», разрезов и шлицы).                                        

 - ВТО.

Практическая работа:  Изготовление юбки.

3) Пошив топа. Технология изготовления топа.

Изучение нового:  - Последовательность изготовления топа.

- Обработка узлов изделия (срезов косой бейкой, боковых швов, мягких складок, низа изделия в подгибку с закрытым срезом).                                        

- ВТО топа.

Практическая работа:  Изготовление топа.

4) Пошив шорт.

Изучение нового:  - Последовательность изготовления шорт.

- Обработка узлов изделия (верхнего среза обтачкой, низа изделия притачной манжетой, застёжки-гульфик).                                        

- ВТО шорт.

Практическая работа:  Изготовление шорт.

5) Пошив зачётного изделия. Изготовление изделия поясного или плечевого (по пройденным темам) на выбор воспитанника. Возможно использование художественной или счётной вышивки.

6) Материаловедение. Классификация волокон.

Изучение нового:  Шерстяное волокно.

Лабораторная работа:  «Свойства и способы определения шерстяного волокна».

7) Оборудование. 

Изучение нового:  Уход за швейным оборудованием. Заправка нитей краеобмётачной швейной машины.

Практическая работа:  Заправка нитей краеобмётачной швейной машины.

8) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год.

5.4  Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения для детей 11-15 лет

К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:

  1. Технику безопасности.
  2. Устройство краеобмётачной швейной машины с электрическим приводом.
  3. Технологию обработки узлов изделий.
  4. Терминологию ручных работ.
  5. Терминологию машинных работ.
  6. Терминологию ВТО.
  7. Виды машинных швов.
  8. Свойства и способы определения шерстяного волокна.

К концу 1 года обучения обучающийся должен уметь:

  1. Самостоятельно заправлять краеобмётачную швейную машину.
  2. Работать по технологическим картам.
  3. Определять шерстяные волокна.
  4. Употреблять терминологию ВТО, ручных работ, машинных работ.
  5. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.

5.5 Предполагаемый перечень изделий,
выполненных обучающимися в течение учебного года

  1. Шорты.
  2. Топ.
  3. Юбка.
  4. Зачётное изделие (поясное или плечевое – на выбор).

6. 2 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)

6.1 Задачи

1.    Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий (брюки, блуза).

  1. Развитие навыков работы с ручными инструментами, на швейном и утюжильном оборудовании.
  2. Изучение устройства краеобмётачной швейной машины, правил ухода за швейным оборудованием.
  3. Закрепление терминологии ручных, машинных утюжильных работ.
  4. Изучение способов получения, производства, применения и определения искусственных волокон.
  5. Изучение ТБ и ПБ, а также правил поведения воспитанников в ЦДТ.
  6. Изучение основ конструирования одежды, построения базовой основы поясных изделий (юбка, брюки).
  7. Изучение основ конструктивного моделирования I вида, преобразование базовой конструкции юбки, брюк.
  8. Освоение знаний компьютерной графики, развитие навыков работы с пиксельной моделью изображения.

Таблица 5

6.2 Тематический  план

Содержание  и  виды  работ

Тео-рия

Прак-тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие

1

-

1

2. Технология (102 ч.):

    2.1. Пошив брюк

12

18

30

    2.2. Пошив блузы минимальной сложности

9

17

26

    2.3. Пошив халата из махрового полотна

9

17

26

    2.3. Зачётное изделие

10

18

28

3. Материаловедение

16

32

48

4. Оборудование

2

2

4

5. Конструирование поясных изделий -  индивидуальные занятия

10

13

23

6. Конструктивное моделирование - индивидуальные занятия

7

7

14

7. Компьютерная графика в дизайне -  индивидуальные занятия

17

20

37

8. Итоговое занятие

1

-

1

                                                                             Итого:

87

129

216

6.3 Программа (2 год обучения, 11-15 лет)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. ТБ, ПБ. Планирование работы на учебный год.

2) Пошив брюк. Технология изготовления брюк.

Повторение:  «Терминология ручных работ, машинных работ и ВТО»;
«Виды ручных и машинных швов».

Изучение нового:   

- Поузловая обработка.
- Обработка боковых и шаговых швов брюк;

- Обработка среднего шва брюк;
-Обработка потайной застёжки-«молнии»;
- ВТО брюк.

Практическая работа:  Изготовление брюк.

3) Пошив блузы минимальной сложности. Технология изготовления блузы.

Повторение:        «Обработка вытачек»; «Обработка боковых швов»; «Обработка срезов обтачкой».

Изучение нового: 

- Последовательность изготовления блузы;
- Обработка узлов изделия (обработка низа рукава, обработка низа изделия, ВТО плечевых изделий).

Практическая работа:  Изготовление блузы.

4) Пошив халата из махрового полотна.

Изучение нового: 

- Особенности обработки с махрового полотна (направление ворса, разнооттеночность, ВТО, намелка).

- Последовательность изготовления халата.
- Обработка узлов изделия (обработка низа рукава, обработка низа изделия, обработка подборта и воротника «шаль»).

Практическая работа:  Изготовление халата.

5) Пошив зачётного изделия. Изготовление изделия (по пройденным темам) на выбор обучающегося.

Возможно использование счётной вышивки или вышивки в смешанной технике (художественная + счётная).

6) Материаловедение. Классификация волокон.

Повторение:  Натуральные волокна (шерсть, х/б, лён).

Изучение нового:  Искусственные волокна (вискоза). Способы получения и особенности обработки изделий из искусственных волокон

Лабораторная работа:  «Свойства и способы определения искусственных волокон».

7) Оборудование. Устройство краеобмётачной швейной машины. Заправка нитей. Уход за швейным оборудованием.

Практическая работа:  Заправка нитей. Работа на краеобмётачной швейной машине. Смазка и чистка машины.

8) Конструирование поясных изделий. Правила и порядок снятия мерок для поясных изделий. Построение юбки – основы, юбки  - клинки, солнце, полусолнце, клин, колокол. Построение лекал в натуральную величину.

9) Конструктивное моделирование.  Приёмы конструктивного моделирования I и II вида. Преобразование базовой конструкции юбки: образование кокеток, рельефов, складок, конусное и параллельное расширение деталей. 

10) Компьютерная графика в дизайне. Введение в предмет. Инструменты. Обработка изображений.

11) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год.

6.4 Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения для детей 11-15 лет

К концу 2 года обучения обучающийся должен знать:

  1. Технику безопасности.
  2. Терминологию ручных работ.
  3. Терминологию машинных работ.
  4. Терминологию ВТО.
  5. Виды машинных швов.
  6. Устройство краеобмётачной швейной машины.
  7. Заправка нитей в краеобмётачной швейной машине.
  8. Технологию изготовления изделий, внесённых в программу.
  9. Свойства и способы определения искусственных и шёлковых волокон.

10. Инструменты, используемые в программе Adobe Photoshop.

11. Правила и приёмы обработки изображений в программе Adobe Photoshop.

К концу 2 года обучения обучающийся должен уметь:

  1. Правильно употреблять термины, используемые для различных видов работ в швейном производстве.
  2. Самостоятельно заправлять краеобмётачную швейную машину.
  3. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.
  4. Определять искуственные волокна.
  5. Самостоятельно работать на краеобмётачной швейной машине.

8.  Пользоваться инструментами Adobe Photoshop.

9.  Проводить обработку изображений в Adobe Photoshop.

6.5 Предполагаемый перечень изделий,
выполненных обучающимися в течение учебного года

При успешном освоении программы предполагается, что воспитанник должен изготовить:

  1. Брюки.
  2. Блузу минимальной сложности.
  3. Халат из махрового полотна.
  4. Зачётное изделие (возможно использование ручной счётной или художественной вышивки).

5. 1 – 2 изображения в Adobe Photoshop.

7. 3 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)

7.1 Задачи

1.  Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий (края борта, отложного воротника, втачного рукава).

  1. Развитие навыков работы с ручными инструментами, на швейном и утюжильном оборудовании.
  2. Изучение способов устранения неполадок в прямострочной швейной машине, правил ухода за швейным оборудованием.
  3. Закрепление терминологии ручных, машинных утюжильных работ.
  4. Изучение способов получения, производства, применения и определения синтетических волокон.
  5. Изучение ТБ и ПБ, а также правил поведения воспитанников в ЦДТ.
  6. Изучение основ конструирования одежды, построения базовой основы лифа и втачного рукава.
  7. Изучение основ конструктивного моделирования I и II вида, преобразование базовой конструкции лифа и втачного рукава: перевод нагрудной вытачки, образование кокеток, рельефов, конусное и параллельное расширение деталей.
  8. Освоение знаний компьютерной графики, развитие навыков работы с пиксельной моделью изображения.

Таблица 6

7.2 Тематический  план

Содержание и виды работ

Тео-рия

Прак-тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие

2

2

2. Материаловедение (синтетические ткани)

1

1

2

3. Оборудование (устранение неисправностей прямострочной машины)

1

1

2

4. Технология(114 ч.):

    4.1. Пошив жилета

12

18

30

   4.2. Пошив плечевого изделия с отложным воротником и втачным рукавом

14

28

42

    4.3 Пошив юбки – клинки или конусообразной

14

28

42

    4.4. Зачётное изделие

6

14

20

5. Конструирование швейных изделий - индивидуальные занятия

10

10

20

6. Конструктивное моделирование - индивидуальные занятия

8

9

17

7. Компьютерная графика в дизайне.

18

19

37

8. Итоговое занятие

2

-

2

                                                                             Итого:

88

128

216

7.3 Программа (3 год обучения, 11-15 лет)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. Техника безопасности. Планирование работы на учебный год.

2) Материаловедение. Классификация волокон.

Повторение:  Хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и искусственные волокна.

Изучение нового:  Синтетические волокна, способы получения, определения и свойства.

3) Оборудование. Устранение неполадок при работе на прямострочной швейной машине. Уход за швейным оборудованием.

4) Технология.

4.1)  Пошив жилета. Технология изготовления жилета.

Повторение:  «Терминология ручных работ, машинных работ и ВТО»; «Виды ручных и машинных швов».

Изучение нового:   

- Последовательность изготовления жилета;
- Обработка узлов изделия (обработка края борта, проймы обтачкой, ВТО жилета).

Практическая работа:  Изготовление жилета.

4.2) Пошив плечевого изделия с отложным воротником и втачным рукавом.

Технология изготовления изделия.

Повторение:   «Обработка вытачек»; «Обработка боковых швов»; «Обработка срезов обтачкой».

Изучение нового:   

- Последовательность изготовления плечевого изделия;
- Обработка узлов изделия  (обработка рукава, соединение рукава с проймой, обработка отложного воротника, соединение воротника с горловиной; ВТО плечевых изделий).

Практическая работа:  Изготовление плечевого изделия с отложным воротником и втачным рукавом.

4.3. Пошив юбки – клинки или колоколообразной юбки.

Повторение:   «Обработка вытачек»; «Обработка верхнего среза юбки поясом или обтачкой»; «Обработка застёжки на молнию».

Изучение нового:   

- Особенности изготовления конусообразных юбок и юбок – клинок.
- Обработка косых срезов.

4.3)  Пошив зачётного изделия. Изготовление изделия (по пройденным темам) на выбор воспитанника.

Возможно использование счётной вышивки или вышивки в смешанной технике (художественная + счётная).

5) Конструирование швейных изделий. Правила и порядок снятия мерок для плечеввых изделий. Построение основы лифа, втачного одношовного рукава М 1х5. Построение лекал в натуральную величину.

6) Конструктивное моделирование.  Приёмы конструктивного моделирования. Преобразование базовой конструкции лифа и втачного рукава. 

7) Компьютерная графика в дизайне. Логические операции с областями. Удаление и восстановление изображения.

8) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год.

7.4. Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения для детей 11-15 лет

К концу 3 года обучения обучающийся должен знать:

  1. Технику безопасности.
  2. Способы устранения неполадок при работе на прямострочной швейной машине.
  3. Терминологию.
  4. Технологию обработки узлов изделий.
  5. Искусственные и синтетические волокна.

К концу 3 года обучения обучающийся должен уметь:

  1. Самостоятельно устранять мелкие неполадки при работе на прямострочной швейной машине с электрическим приводом.
  2. Самостоятельно работать на краеобметачной и прямострочной швейной машине.
  3. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.
  4. Определять искусственные и синтетические волокна.
  5. Работать по технологическим картам.

7.5. Предполагаемый перечень изделий,
выполненных обучающимися в течение учебного года

  1. Жилет.
  2. Плечевое изделие с отложным воротником и втачным рукавом.
  3. Юбка-клинка или конусообразная юбка.
  4. Зачётное изделие.
  5. Ручная вышивка (применение в одежде).
  6. 1 – 2 изображения в Adobe Photoshop.

8. 4 год обучения, 11-15 лет (6 часов в неделю)

8.1. Задачи

1.  Изучение приёмов обработки узлов швейных изделий (прорезные карманы, втачные воротники разных форм).

  1. Развитие навыков работы на швейном и утюжильном оборудовании.
  2. Изучение приёмов выполнения ручной вышивки (смешанная техника), филейной сетки.
  3. Изучение устройства краеобмётачной швейной машины, устранение неисправностей.
  4. Освоение терминологии ручных, машинных утюжильных работ.
  5. Изучение способов получения, производства, применения и определения смесовых материалов.
  6. Изучение ТБ и ПБ, а также Правил поведения воспитанников в ЦДТ.
  7. Изучение основ конструирования одежды, построения базовой основы лифа и втачного рукава.
  8. Изучение основ конструктивного моделирования, преобразование базовой конструкции лифа и втачного рукава: приёмы конструктивного моделирования II вида.
  9. Освоение знаний компьютерной графики, развитие навыков работы с пиксельной моделью изображения.

Таблица 7

8.2. Тематический  план

Содержание и виды работ

Тео-рия

Прак-тика

Общее  кол-во  часов

1. Вводное занятие

2

2

2. Материаловедение (смесовые ткани)

1

1

2

3. Оборудование (устранение неисправностей краеобмётачной машины)

2

2

4

4. Технология (112 ч.):

    4.1. Пошив поясного изделия (не менее 4 усложняющих       элементов).

10

18

28

    4.2. Пошив плечевого изделия (не менее 4 усложняющих элементов).

14

28

42

    4.3. Изготовление зачётного изделия.

14

28

42

5. Ручная вышивка

6

14

20

6. Конструирование швейных изделий - индивидуальные занятия.

10

10

20

7. Конструктивное моделирование - индивидуальные занятия.

8

9

17

8. Компьютерная графика в дизайне – индивидуальные занятия.

18

19

37

9. Итоговое занятие

2

2

                                                                                          Итого:

87

129

216

8.3. Программа (4 год обучения, 11-15)

1) Вводное занятие. Порядок и содержание работы кружка. Техника безопасности. Планирование работы на учебный год.

2) Выполнение ручной художественной  вышивки. Материалы и приспособления. Техника выполнения художественных швов. Применение художественной вышивки для оформления одежды.

3) Пошив поясного изделия. Технология изготовления поясных изделий.

Повторение тем:  «Терминология ручных работ, машинных работ и ВТО»; «Виды ручных и машинных швов».

Изучение нового:   — поузловая обработка;
                               — обработка боковых швов поясных изделий;
                               — обработка потайной застёжки-«молнии»;
                               — ВТО.

Практическая работа:  изготовление поясного изделия (не менее четырёх усложняющих элементов).

4) Пошив плечевого изделия. Технология изготовления плечевых изделий.

Повторение тем:  «Обработка вытачек»;
                               «Обработка боковых швов»;
                               «Обработка срезов обтачкой».

Изучение нового:   — последовательность изготовления плечевых изделий;

          — обработка прорезного кармана;
         — обработка низа рукава;
         — обработка низа изделия;
         — ВТО плечевых изделий.

Практическая работа:  изготовление плечевого изделия (не менее четырёх усложняющих элементов).

5) Пошив итогового зачётного изделия. Изготовление изделия (по пройденным темам) на выбор учащегося.

Возможно использование счётной вышивки или вышивки в смешанной технике (художественная + счётная).

6) Материаловедение. Классификация волокон.

Повторение:  Х/б, льняные, шерстяные и синтетические волокна.

Изучение нового:  Смесовые волокна, способы получения, определения и свойства.

Лабораторная работа:  «Свойства и способы определения смесовых волокон».

7) Оборудование. Устройство краеобмётачной швейной машины. Заправка нитей. Уход за швейным оборудованием.

Практическая работа:  Заправка нитей. Работа на швейной машине на рабочем холсте. Смазка и чистка машины.

8) Конструирование плечевых изделий. Правила и порядок снятия мерок для плечевых изделий. Построение базовой основы, основы рукава в масштабе 1х4.  Построение лекал в натуральную величину.

9) Конструктивное моделирование.  Приёмы конструктивного моделирования II вида. Выполнение модельных особенностей лифа и рукава. 

10) Компьютерная графика в дизайне.  Логические операции с областями. Удаление фрагментов и восстановление изображения.

11) Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год. Планирование работы на следующий год.

8.4. Оценка эффективности программы к концу 4 года обучения для детей 11-15 лет

К концу 4 года обучения обучающийся должен знать:

1. Технику безопасности.

2. Устройство швейных машин, правила устранения мелких неполадок.

3. Терминологию.

4. Технологию обработки узлов изделий.

5. Состав смесовых  волокон.

6. Устройство краеобметачной машины и устранение мелких неполадок.

К концу 4 года обучения обучающийся должен уметь:

1. Самостоятельно работать на прямострочной швейной машине с электрическим приводом.

2. Самостоятельно работать на краеобметачной машине.

3. Изготавливать изделия, предусмотренные программой.

4. Определять смесовые  волокна.

5. Работать по технологическим картам.

8.5. Предполагаемый перечень изделий,
выполненных обучающимися в течение учебного года

   1. Поясное изделие (не менее 4 усложняющих элементов).

   2. Плечевое изделие (не менее 4 усложняющих элементов).

3. Зачётное изделие.

4. Ручная вышивка (применение в одежде).

  5. 1 – 2 изображения в Adobe Photoshop.

9. Учебно-материальная база

  1. Швейные машины с электроприводом  8-10 ед.
  2. Оверлоки 1-2 ед.
  3. Паровой электрический утюг  1-2 ед.
  4. Гладильная доска  1-2 шт.
  5. Столы для выполнения ручных работ (по количеству обучающихся).
  6. Столы для швейного оборудования (по количеству оборудования).
  7. Стол раскроя.
  8. Настольные лампы  (по количеству рабочих мест).
  9. Комплекты ручных инструментов (по количеству обучающихся).
  10. Персональные компьютеры (для реализации блока программы КГД).
  11. Оборудованное место для примерок изделий.

10. Учебно-методическое обеспечение

  1. Технологические и  инструкционные карты;
  2. Педобразцы;
  3. Раздаточный материал (чертежи конструкций швейных изделий);
  4. Шаблоны, лекала;
  5. Репродукции картин;
  6. Иллюстрации;
  7. Литература.

11. Факторы риска выполнения программы

— Изменение режима работы школ (сменность занятия).

— Недопустимость проведения занятий, в связи с температурным режимом (актированные дни).

— Изменение состава группы воспитанников (текучесть).

— Эпидемиологические мероприятия (карантин).

— Отсутствие педагога (больничный лист).

12. Перспективы работы над программой

Изучение программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования.

Расширение базы материального  обеспечения, разработка наглядности.

Создание банка новых идей проведения занятий.

Совершенствование данной программы путём анализа результатов обучения.

Углубленное изучение педагогом и введение в программу блоков «Русский национальный костюм», работа в графическом редакторе AutoCAD.

13. Используемые сокращения

ЗУН – знания, умения и навыки;

ВТО – влажно-тепловая обработка;

ТБ – техника безопасности;

ПБ – пожарная безопасность;

КГД – компьютерная графика в дизайне;

ПБ – правила пожарной безопасности;

ЦНИИШП - Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности;

ЕМКО- Единая методика конструирования одежды;

ДПТ – декоративно-прикладное творчество;

ДПИ – декоративно-прикладное искусство;

ЦДТ – Центр детского творчества.

Указатель литературы, использованной при разработке программы

Основная:

  1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. Москва, 1993
  2. Бескаровайная Г.П., Курёнова С.В. Проектирование детской одежды. М., 2002
  3. Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д., Петропавловский Д.Г. и др. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства, 2-е изд., М.,1991
  4. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения. М.,1981
  5. Единый метод конструирования мужской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения. М.,1982
  6. Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий. М., 2002
  7. Зак И.С. Справочник по швейному оборудованию. М., 1981
  8. Иванова А.П. Паспорт комплексно-методического обеспечения профессии «Портной». Челябинск, 1994
  9. Кокеткин П.П., Кочегура Т.Н., Барышникова В.И. и др. Промышленная технология одежды: Справочник. М.,1988
  10.  Конструирование одеждв с элементами САПР. /Под редакцией Кобляковой/. М.,1988.
  11.  Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства. М., 2003
  12.  Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР. /Под редакцией Кобляковой/. М.,1992
  13.  Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. М., 1999.
  14.  Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. М., 1983
  15. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. С.-П., 20013
  16. Савостицкий А.В., Меликов Е.Х., Куликова И.А. Технология швейных изделий. М., 1971.
  17. Франц В.Я. Оборудование швейного производства. М.,2003
  18.  Харрисон Д. Adobe Photoshop CS без секретов. М., 2004
  19. Шершнева Л.П. Качество одежды. М., 1985
  20.  Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев. М., 1991.

Дополнительная:

  1. ГОСТ 2. 105-95 «Общие требования к текстовым документам». М., 1995
  2. Государственные стандарты СССР: Швейные изделия бытового назначения. М., 1984
  3. Дунаевская Е.Т., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии. М., 1980
  4. Единая методика конструирования одежды стран СЭВ (ЕМКО СЭВ), Т.1: Теоретические основы. М., 1988
  5. Единая методика конструирования одежды стран СЭВ (ЕМКО СЭВ), Т.7: Правила технического черчения конструкций одежды. М., 1990
  6. Единая методика конструирования одежды стран СЭВ (ЕМКО СЭВ), Т.2: Базовые конструкции женской одежды. М., 1988
  7. Единая методика конструирования одежды стран СЭВ (ЕМКО СЭВ), Т.3: Базовые конструкции мужской одежды. М., 1988
  8. Мурыгин В.Е. и др. Моделирование и оптимизация технологических процессов. М. 1999.
  9.  Пармон Ф.М. Рисунок и мода – графика. Екатеринбург. 2004
  10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. 3-е изд. М.,2002
  11. Серова Т.М. Современные формы и методы проектирования швейного производства. МГУДТ., 2004
  12.  Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М., 1993.

Рекомендуемая литература для обучающихся

  1. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М.: «Внешсигма АСТ», 1993
  2. Ивашова А.И. «Уроки госпожи иголочки». Ярославль: «Академия Холдинг», 2002
  3. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства. М., 2003
  4. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. М., 1999
  5. Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. М., 1983
  6. Савостицкий А.В., Меликов Е.Х., Куликова И.А. Технология швейных изделий. М., 1971
  7. Современная энциклопедия домашнего хозяйства. Как шить красиво. М.: «Внешсигма АСТ», 2000
  8. Франц В.Я. Оборудование швейного производства. М.,2003.

«23»  апреля 2015г.

Педагог дополнительного образования                        Н.В. Гришанова

Приложение А

Методика оценки результатов и качества освоения программы

Для оценки уровня теоретической и практической подготовки вновь прибывших воспитанников на начальном этапе обучения проводится проверка ЗУН в форме теста – нулевой срез знаний. Этот  тест помогает выявить общую подготовку обучающихся, позволяет скорректировать программу в соответствии с уровнем знаний и умений детей. После двух месяцев занятий обучающимся предлагается ответить на вопросы промежуточного теста, которые соответствуют программе этого периода. Кроме того, дети  выполняют практическое задание, предусмотренное программой. Затем обучающиеся студии проходят контроль ЗУН за первое полугодие и в заключении итоговую аттестацию, по итогам которой переходят на следующий год обучения.

Такая форма контроля позволяет отслеживать уровень знаний, умений и навыков каждого ребенка за весь период обучения.

Вопросы теста должны соответствовать темам занятий, указанным в программе, быть понятными детям, не вызывать у ребёнка чувства страха и неуверенности.

Практические занятия включают оценку владений детьми специальным оборудованием,  необходимым для освоения программы.

Обучающиеся, принимавшие участие в выставках и конкурсах регионального, окружного и городского уровня, участвовавшие в научно-практической конференции «Шаг в будущее», освобождаются от итоговой аттестации и переходят на следующий год обучения  по итогам мероприятия.

Кроме того, во время занятий руководитель объединения систематически проводит текущий контроль качества изготовляемых изделий. Изделия проверяют на отсутствие технологических и конструктивных дефектов. Этот вид контроля позволяет своевременно выявлять дефекты в изделии и исправлять допущенные ошибки.

Во втором полугодии обучающиеся изготавливают контрольное изделие на свой выбор из предложенного ассортимента. Например, педагог, в соответствии с программой, предлагает выполнить плечевое изделие, а модельные особенности изделия воспитанник выбирает сам. Руководитель объединения может корректировать модель, исходя из уровня знаний и способностей ребёнка.

Все изделия, выполненные детьми за учебный год, а также их количество и качество, заносятся в Журнал текущих изделий, эти результаты учитываются при выдвижении кандидатуры обучающегося на награждение на отчётном фестивале МОУ ДОД «ЦДТ» «Вдохновение».

 —


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование. Художественная обработка швейных изделий. 6 классй

КТП составлен на основе программы " Художественная обработка швейных изделий. 6 - 9 класы", автор - составитель Л. А. Поздина (сборник Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ...

Календарно - тематическое планирование .Художественная обработка швейных изделий.7 класс

КТП составлен на основе программы "Художественная обработка швейных изделий. 6 - 9 классы", автор - составитель Л. А. Поздина (сборник Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида/...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...

Проверочная работа "Технология обработки швейного изделия"

Презентация в файлах с фотографиями для проверки знаний по теме "технология обработки швейного изделия" в 5-8 классах...