Занятие- беседа "Жульен"
план-конспект на тему
Раскроем загадки жульена. Какие грибы подходят для приготовления? Какая нужна посуда? Как подавать блюдо? несколько интересных и простых рецептов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhulen.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
на тему: « Жульен»
Цель занятия: сформировать у обучающихся знания о шампиньонах, ознакомление с технологией приготовления жульена
Задачи:
Образовательная:
- формирование знаний о использовании грибов в кулинарии на примере жульена
- ознакомить с инструментами и приспособлениями для приготовления жульена
- подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности
Развивающая:
- развивать творческие способности
- формировать знания и соблюдения правил личной безопасности
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус и внимательность
- прививать интерес и уважение к труду.
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения занятия: индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный
Современные образовательные технологии:
- личностно ориентированного обучения
- информационные образовательные
- развивающего обучения
- саморазвитие личности
- здоровьесберегающие (физкультминутка)
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные
Методическое оснащение занятия:
материально- техническая база: инструменты и приспособления
дидактическое обеспечение: журнал «Золушка. Осенние блюда с грибами и яблоками» №9,1998; журнал «Школа гастронома» №21,2011; журнал «Вкусные рецепты» №7, 2012; журнал «Люблю готовить» №9, 2010; презентация «Жульен. Традиции и рецепты»
учебно – техническая документация: плакаты и таблицы, инструкция по технике безопасности в кабинете технологии
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационная часть
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Сообщение темы и целей занятия.
2.Изучение нового материала
Объяснение педагога. Презентация «Жульен. Традиции и рецепты». (слайд2)
Жульен - одно из самых экзотических и загадочных блюд, пришедших к нам из Франции. Многим гурманам доводилось попробовать его, и каждый раз он был иным на вкус. Одни кулинары готовят его, используя грибы, другие — мясо, а третьи — морепродукты. И все это называется жульеном!
Чтобы разобраться с этой загадкой, стоит обратить внимание на само название. Жульен или по-французски julienne — это вовсе не название самостоятельного блюда. Переводится это как «июльский» и означает особый вид нарезки — овощи должны нарезаться тонкой соломкой, чтобы процесс приготовления занимал минимум времени, а продукты получались бы максимально нежными. Но все они объединяются особым способом подачи и тем, что продукты подаются под плотной корочкой из запекшегося сыра. ( слайд 3)
Жульеном называют группу горячих закусок из овощей, морепродуктов или грибов, которые запекаются в сливках или сметане.
Такое нежное и изысканное блюдо как жульен отлично украшает любой праздничный стол, ну а будничный ужин делает просто незабываемым. Между тем, приготовление жульена – не столь сложная задача, как может показаться на первый взгляд. В чем заключаются главные секреты приготовления жульена?
Один из главных нюансов в приготовлении жульена заключается в правильной нарезке ингредиентов. Любые овощи нужно нарезать тонкой соломкой или кольцами, грибы – соломкой или кубиками. Мясо, ветчину или копчености – также кубиками или соломкой.
Сегодня познакомимся с грибным жульеном. Грибной жульен хорошо готовить из грибов – шампиньонов. ( слайд 4)
Шампиньон – самый распространённый гриб в мире. Он используется в кухнях многих народов и в авторских блюдах знаменитых кулинаров разных стран. Шампиньон – один из немногих грибов, поддающийся выращиванию в специальных условиях, дома или на специальных грибных фермах. Первые культивируемые шампиньоны появились в Италии около тысячи лет назад, затем, стремительно распространяясь по свету, грибы попали в другие страны. В Европе первыми их стали выращивать французы в 17 веке. Парижские садоводы, растящие шампиньоны на лужайках, дали им название «парижские грибы». С конца 17 века было замечено, что шампиньоны неплохо растут в подвалах или подземных помещениях. Некоторые монархи того времени держали специальные подвалы для выращивания шампиньонов, ведь этот гриб считался деликатесом и весьма дорогим и редким лакомством, предназначенным для избранных.
Шампиньоны, пожалуй, проще всего отличить от остальных грибов. Сам гриб белого или бело-серого цвета в молодости и буроватого и коричневого цвета в зрелости, с шарообразными шляпками в молодости и зонтикообразными в зрелости (калоризатор). Шляпка 2-10 см в диаметре. Пластинки сначала белые, затем темнеют и слегка розовеют. По этому признаку можно отличать шампиньоны от ядовитых грибов рода Amanita, у которых пластинки остаются белыми или желтоватыми. Мякоть шампиньонов белая, на воздухе желтеющая, или буреющая.
Шампиньоны – пластинчатые грибы. Различают три вида шампиньонов: полевой, луговой и лесной. У нас растут повсеместно, за исключением Крайнего Севера. Кроме того, шампиньоны можно выращивать искусственным путем в грибницах, в подвальных помещениях и т.д.
Чтобы свежие купленные шампиньоны дольше сохранились, не следует их мыть. Можно завернуть в бумагу или положить в пластиковый контейнер с дырочками в нижнюю часть холодильника. Шампиньоны надо хранить не дольше 5 суток.
Свежие шампиньоны в кулинарии:
Перед тем, как готовить шампиньоны, их следует тщательно почистить. От земли и грязи грибы можно очистить ножом, потом быстро промыть под струёй холодной воды, но не отмачивать – шампиньоны впитают воду, станут безвкусными и водянистыми. Во французском языке слово «champignon» означает «гриб».
Жульен принято готовить в традиционной для него посуде, называемой кокотница. Это металлический ковшик, в который вмещается около 100 миллилитров жульена или какого-либо соуса. Таким образом, в кокотнице готовится жульен порционный. В настоящее время кокотницами называют также маленькие глиняные горшочки, куда жульен разливают после приготовления. (слайд 5)
Кокотница (от фр. слова «cocotte» – курочка) – это небольшая металлическая посуда – ковшик, жаропрочная мисочка, сковородка или кастрюля с длинной ручкой для запекания и подачи жульена. Появилась эта посуда довольно давно. Она представляла собой жароустойчивую керамическую кастрюльку, которая с течением времени превратилась в небольшую порционную «полусковороду» с длинной ручкой, известную нам как кокотница. Давным - давном блюдам, которые готовились и даже подавались в этой посуде, французы присвоили название «кокот». Поэтому и по сей день блюда из грибов, морепродуктов, овощей, яиц, мяса и пр., которые запекаются в кокотнице, французы называют кокотами. Итак, приступим к приготовлению этого кулинарного шедевра, который придется по вкусу всем, даже самым маленьким гурманам!
Проведение «Физкультминутки»
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Познакомимся с первым рецептом. (слайд 6)
Рецепт «Классический»:
Шампиньоны свежие – 200г
Лук – 1шт.
Сметана – 300г
Масло растительное – 50г
Мука пшеничная – ст. ложка
Соль, Перец черный молотый –по вкусу
1 Пучок укропа
Сыр –200г
Технология приготовления: (слайд 7,8,9)
Чистим грибы и нарезаем тонкими ломтиками.
Чистим и нарезаем полукольцами лук.
Обжариваем на растительном масле грибы с луком до полуготовности.
Добавляем сметану или сливки, сухие специи и солим. Тушим минут 5 минут.
Раскладываем содержимое сковородки по специальным формам - кокотницам. Если у вас их нет - не беда. Это блюдо можно сделать в небольших жаростойких салатниках, горшочках.
Посыпаем сыром, натертым на крупной терке, ставим в нагретую до 180 градусов духовку на 15-20 минут. Перед подачей на стол можно украсить зеленью. И не забудьте надеть на ручку кокотницы салфетку или чехол, а то гости могут обжечься.
Следующий рецепт:
«Жульен с курицей и грибами в слоеном тесте» (слайд 10)
Ингредиенты для такого жульена:
- свежие белые грибы – 200 гр.;
- куриное мясо (филе) – 250-300 гр.;
- сливки или сметана – граммов 200-250;
- луковица – 1 шт.;
- сыр твердый – 100-120 гр.;
- перец, соль, специи;
- оливковое (растительное) масло;
- слоеное тесто – 1 упаковка.
Чистим грибы и нарезаем тонкими ломтиками.
Чистим и нарезаем полукольцами лук.
Обжариваем на растительном масле грибы с луком до полуготовности.
Добавляем сметану или сливки, сухие специи и солим. Тушим минут 5 минут.
Размороженное слоеное тесто разрезаем на небольшие квадратики, делаем углубление стаканом и раскладываем содержимое сковородки. Посыпаем сыром, натертым на крупной терке, ставим в нагретую до 180 градусов духовку на 15-20 минут.
Наш новый рецепт:
«Жульен с курицей в булочках» (слайд 11)
- окорочка (куриное филе) отварные – граммов 400-500;
- грибы - сколько и мяса (можно немного меньше);
- твердый сыр – граммов 100-130;
- сметана – стакан или 200 граммов;
- растительное (другое) масло;
- репчатый лук – 2-3 шт. в зависимости от размеров;
- соль,
- специи;
- булочки – штук 8-12 (опять-таки, количество зависит от размеров булочек и накладываемых порций начинки).
Грибы и курица готовятся так же как и в «Классическом» рецепте. Раскладываем содержимое сковородки в булочки. Посыпаем сыром, натертым на крупной терке, ставим в нагретую до 180 градусов духовку на 15-20 минут. Подаем порционно или все булочки на большом блюде.
Еще один интересный и простой рецепт. (слайд 12)
Это вариация на тему жульена из грибов. Его отличительная особенность заключается в нетрадиционной подаче. Вместо привычных кокотниц используются обычные тонкие блины, в которые заворачивается грибная начинка со сливочным соусом.
Как видно, рецептов приготовления жульенов огромное множество. Все виды закусок готовятся по одному принципу, поэтому с легкостью можно придумать свой уникальный вариант начинки и, тем самым, разнообразить подачу традиционного блюда.
Как приготовить вкусный жульен?
- правильно нарежьте все ингредиенты. В идеале они должны быть нарезаны соломкой, кроме лука;
- для грибного жульена следует использовать шампиньоны, белые грибы или лисички;
- если в жульен добавляются мясные продукты, они должны быть уже предварительно приготовлены. Лучше взять нежные и мягкие компоненты: ветчину, курицу, индейку;
- морепродукты перед добавлением следует бланшировать в течение 2-3 минут в кипящей подсоленной воде;
- нежность жульену придает соус. Можно делать его на основе сметаны или сливок. Заливая ингредиенты, убедитесь, что соус теплый;
- чтобы придать жульену хрустящую корочку, можно смешать сыр с панировочными сухарями и выложить полученную смесь на закуску.
3.Анализ и оценка занятия.
Анализируя урок, педагог проводит с обучающимися беседу:
Что узнали нового на уроке?
Какой продукт является основным для приготовления жульена?
Какую посуду используют для приготовления жульена?
Как правильно приготовить жульен?
Какой рецепт понравился больше всего? Почему?
Дома с родителями можно приготовить жульен по одному из рецептов и рассказать на следующем занятии, что получилось, что вызвало трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необыкновенное занятие "Беседа с инопланетными существами"
Открытое мероприятие ко Дню космонавтики для учащихся 6 класса....
Занятие - беседа по социально-бытовому ориентированию." Телефон"
История создания телефона, его функции и правила общения по телефону....
Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"
В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....
Слова-приветствия. Занятие - беседа
Цель занятия: познакомить детей со словами приветствия, научить правильно употреблять их в речевой практике....
Внеклассное занятие. Беседа-демонстрация «Рыбные и мясные блюда».
Внеклассное занятие. Беседа-демонстрация «Рыбные и мясные блюда».Раздел: СБО.Вид деятельности: познавательная деятельность.Цель: через освоение нового материала и углубления знаний о правильном ...
План-конспект занятия-беседы
Тема занятия: «Мы за здоровый образ жизни».«Здоровье – это единственная драгоценность»Монтень...
Коррекционно – развивающее занятие в 1- 4 группе: Тип занятия : Беседа : «Компьютер польза или вред».
продолжать знакомить воспитанников с техническими средствами, их пользой и какой вред они наносят здоровью...