Итоговые занятия в объединении "Познавательный туризм"
учебно-методический материал по теме

Волкова Евгения Витальевна

Викторины, вопросы, задания к итоговым занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_attestatsiya2011.doc28 КБ
Microsoft Office document icon viktorina_vopr2013.doc17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

 (карта)

  1. Чем будет отличаться реакция на находку (куска керамики, древней кости, интересного камня и т. п.) простого человека и исследователя? (Простой человек, если заметит что-то необычное, скорее всего, или пройдет мимо, или испортит ее. Исследователь отнесется бережно, начнет изучать его: сфотографирует, измерит, будет искать информацию о подобных объектах, аналоги... Напр., исследователь Л.Морган, изучая обычаи индейцев, разослал письма буквально во все уголки земли, где жили другие так называемые культурно отсталые народы.)

  1. Что сделало (какое занятие) человека человеком? (Культура, наскальная живопись.)
  • Вы нашли необычно обработанное древнее каменное орудие. Опишите его. Для чего его могли использовать?

  1. По каким археологическим находкам можно сделать вывод о развитии мышления древнего человека? (Намеренные изменения формы камня, нанесение узора)

  1. Самые ранние сосуды были деревянными. Но в них уже варили еду. Каким образом? Верите ли вы, что можно сварить пищу в корзине?

(Поскольку ни керамических сосудов, ни тем более металлических кастрюль в те времена еще не существовало, древние предки индейцев гениально решили проблему — они стали варить себе еду в корзинах! Продукты варились с помощью горячих камней. Котлами служили сосуды из дерева, коры или кожи, а также плотно сплетенные корзины. Такая посуда запонялась водой, в которую деревянными щипцами опускали предварительно ракаленные на огне камни. Если их температура была достаточно высока, то содержимое быстро закипало. Остывший булыжник тут же заменялся новым, раскаленным докрасна. Обязанности повара заключались в том, что он удобно усаживался рядом с огнем и менял камни до тех пор, пока пища окончательно не сваривалась. Это были так называемые камневары, чьи следы этнографы прослеживают от Аляски до Калифорнии.)

5. Вы оказались тем человеком, который обнаружил первобытную стоянку человека. Где и какой она оказалась? Опишите местность. (Где было много животных и рыбы, чистая вода, кремневые залежи.)

6. Раскапывая одну из древних стоянок, вы установили обширные связи с другими людьми, причем указали местности. Как вы это определили? (По находкам)

7. Древние дома в некоторых местах строили длинными (от 60 до 90м) , высокими (около 8 м) при ширине 6-10 м. Зачем? (В каждой овачире — так называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек, или, другими словами, 10 и более семей. Как правило, население одного длинного дома вело общее хозяйство. Главной земледельческой культурой у ирокезов была кукуруза (маис). Она занимала поля в десятки и сотни гектаров. Храниласть кукуруза в т.ч. в виде длинных гирлянд, развешенных под скатами крыш и внутри жилищ в виде своеобразных занавесей).

  • Фильм «Каменные города мира».

  • В культурном слое пещеры Бамбата, в Южной Родезии (Африка), были обнаружены шары и куски желтой охры, бурого и красного гематита, а также стержни из того же материала со следами использования... Как вы думаете, как использовали эти находки древние люди? ( Для раскраски скальной поверхности. Уцелели и сами рисунки на стенах пещеры, которые были выполнены этой «пастелью» каменного века.)

8. Путешествуя на воздушном шаре, вы совершили вынужденную посадку в самом сердце Сахары. Выкопав от нечего делать глубокую яму в песке, вы наткнулись на древний сосуд и другие следы пребывания древнего человека здесь. Объясните неслучайность своей находки. («Каменный век» — судя по сюжетам древних наскальных рисунков в центральной и восточной частях Сахары, они относятся к тому далекому времени, когда здесь еще было достаточно воды для жизни буйволов и слонов. См. «100 великих археологических открытий»)

  •  Назовите современные аналоги наскальных рисунков. (Граффити)

9. Как вы думаете, какое занятие могло натолкнуть древнего человека на мысль об искуственном добывании огня? (Сверление отверстия.)

  •  ...Из чего могло возникнуть гончарство? (Напр., из обмазывания глиной плетеных сосудов, выдавливания углубления в куске глины и т.д.) (См. Практич. занятия)
  • Каково было начало ткачества? (Из чего возникло?) (Этнографам известны самые разнообразные плетеные изделия: веревки, корзины, циновки, сумки, сети, пояса, головные уборы, обувь, сосуды и т.д. Для плетения, как правило, употребляли прутья, волос, полоски кожи, древесное волокно.
  • А прядение зародилось... (из плетения волокон. Сначала пряли вручную... - как?, потом с помощью веретена с пряслицем, а затем уже начали использовать прялки. Каков принцип их работы? - Д/з: узнать у бабушек.

  • Верхнепалеолитические погребения свидетельствуют, что в то далекое время уже сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи. А иногда даже клали и материалы для изготовления орудий и вооружения. Какой вывод можно сделать из этого? (Уже тогда люди имели представление о душе, о «стране мертвых», в которой умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вел на этом свете.)
  • Где помещали древние люди «тот свет»? (Потусторонний мир часто представлялся находившимся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала та или иная родовая община. Иногда — под землей или на острове. Иногда считали, что души умерших отправляются на небо.)
  • Чем являлись куклы древних девочек? (Куклы были изображениями умерших, которым давались имена тех членов рода, кого хотели почтить или удержать в семье. По мнению эскимосов, душа человека, которая представлялась как отделимое от тела существо, и его имя находилось в неразрывной связи и составляли одно целое. Т.о., кукла оказывалась вместилищем и представителем покойного среди живых сородичей.)
  • В каких областях население было более подвижным (чаще меняло места стоянок) — на севере или на юге? (У южан не было постоянных или даже долговременных жилищ, частым укрытием были пещеры, гроты, навесы).

11.  Какие условия, занятия способствовали сплочению, объединению древних людей? (Проблема происхождения рода является одной из самых трудных в науке о первобытном обществе и вызывает много споров и по сей день. Процесс перехода первобытной стадной общины в родовую реконструируется на основе научного анализа сохранившихся пережиточных явлений в реликтовых и отчасти в цивилизованных обществах. Нередко ученым приходится ограничиваться логическими выводами из-за отсутствия непосредственной этнографической информации.

Несомненно одно: совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь, который согревал его обитателей, - все это объединяло людей, сплачивало их.)



Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в творческом объединении «Познавательный туризм»

Вопросы к викторине «Развитие аналитических способностей»

  • В какую сторону первоначально все ориентировались?
  • В какую сторону смещается точка восхода солнца летом?
  • Перечислите исследовательские способности.
  • Игра: 1 человек дает определение задуманному слову, остальные отгадывают слово по определению.
  • Что такое «астрономический год»? Сколько он длится? Какие еще бывают? Чем отличаются?
  • Что такое «археологическая культура»?
  • Назовите трех великих мореплавателей-первопроходцев.
  • Назовите три великих имени, свзанных с открытиями в космосе.
  • Приведите примеры из истории, доказывающие преимущества коллективизма, объединения.
  • Куда направлен уклон дороги через лесок 9 м-на? Почему?
  • Дать определение, или предложить метафору понятию «внимание».
  • Чем отличаются: фантазия и воображение; созерцание и наблюдение; любопытство и любознательность; слушать и слышать; смотреть и видеть; знать и понимать; хотеть и желать; красивое и прекрасное; предложите свою пару?
  • Найдите на карте плато Путорана по описанию:

 

Путорана плато

Путорана плато, наиболее приподнятый и сильно расчленённый массив Среднесибирского плоскогорья, в верховьях рр. Пясина, Хета и бассейне правых притоков Нижней Тунгуски, на С.-З. Красноярского края РСФСР. На З. и С. поднимается крутым уступом над соседними низменностями. Высота до 1701 м. Рельеф — сочетание выровненных плато, останцовых столовых гор и глубоких (до 500—800 м) долин, дно которых нередко занято озёрами (Лама, Кета и др.). На С.-З. до высоты. 300—350 м,на Ю. до 500 м — лиственнично-еловые, на В. — лиственничные леса, сменяющиеся выше лиственничным редколесьем. С 500—700 м — кустарниковая тундра, а на широких водораздельных пространствах — каменистая, лишайниковая тундра.

Укажите упомянутые объекты.

  • Может ли Павел из России совершить какое-либо действие одновременно с Джоном из Америки?
  • Когда была составлена первая карта России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...

План занятия по спортивному туризму

План занятия.Введение в образовательную программу. Туристско-краеведческая направленность.Спортивный туризм....

Разработка занятия по лыжному туризму

Занятие проводиться в помещении. Позволяет обобщить и закрепить полученные ранее знания...

Разработка занятия по лыжному туризму

Занятие проводиться в помещении. Позволяет обобщить и закрепить полученные ранее знания...

Разработка занятия по лыжному туризму

Занятие проводиться в помещении. Позволяет обобщить и закрепить полученные ранее знания...