План занятия по спортивному туризму
рабочая программа по физкультуре на тему

Павлов Евгений Альбертович

План занятия.

Введение в образовательную программу.

 

Туристско-краеведческая направленность.

Спортивный туризм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_obrazovatelnuyu_programmu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия.

Введение в образовательную программу.

Туристско-краеведческая направленность.

Спортивный туризм.

                                               

Тема: Специальное снаряжение для занятий спортивным туризмом.

Задачи занятия:

1.Дать первоначальное представление о  специальном снаряжении для занятий пешеходным и лыжным  туризмом.

2. Расширить кругозор детей в области спортивного туризма, научить пользоваться  карабинами, уметь правильно надевать каску;

3.Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Характеристика воспитанников:

- год обучения - первый;

- возраст воспитанников -     11-12 лет;

                                                      Ход занятий

1. Организационный момент:

Психологический настрой:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Павлов Евгений Альбертович, я педагог дополнительного образования . Сегодня я ваш тренер, а вы мои воспитанники. Давайте познакомимся.

Вопросы к детям:

1) Какому виду  спорта вы отдаёте  предпочтение в своей  школе?

2) А кто из вас любит играть в спортивные игры, увлекается лыжами  или легкой атлетикой? (Ответы детей)

 Вводная беседа.

  - А вы знаете, что есть такой вид спорта, как спортивный туризм. Моё увлечение со школьной скамьи - это туризм. Повышая своё мастерство и квалификацию, благодаря своей целеустремленности, я добился высокого звания «Мастер спорта России» по спортивному туризму. Входил  в состав сборной республики по туристскому многоборью. Многие годы защищаю честь Республики  на Всероссийских соревнованиях учителей. А также много лет веду туристический кружок в школе, обучая таких же детей, как и вы туристическому мастерству.

2. Подготовительный момент:

 - А теперь, ребята, приглашаю посмотреть слайды, чтобы вы имели представление о туристском многоборье пешего  и лыжного туризма.

 ( Показ слайдов спортивного туристского многоборья /11 слайдов/)

1 Слайд.  Один из интереснейших этапов «Переправа по бревну через реку»

На левой фотографии, показано как движется первый участник, а на другой участник движется по перилам. Перила - это натянутая веревка.

 2 Слайд. Этап «Подъем», такой этап проходят на  соревнованиях по лыжному и пешему туризму. Участники снова поднимаются по веревке.

 3 Слайд.  Снова этап «Бревно», но только через сухой лог или овраг. Обратите внимание на то, что  участники все находятся в касках и у всех надеты обвязки.

 4 Слайд.  «Параллельные перила» натянуты две веревки, по одной участник движется, а на верхнюю верёвку  закрепляется и поддерживается.

5 Слайд. Одним из любимых и трудных этапов у детей является  «навесная переправа». Закреплены две веревки, спортсмен закрепляется двумя карабинами и с помощью ног и рук переправляется.

6 слайд. Этап «Спуск», зимой спускаются с помощью лыж, но есть спуски и без лыж. На этом этапе всегда участники движутся в рукавицах.

7 Слайд.  Этап «Брод» - это движение по воде, с помощью веревки и без неё.

8 Слайд.  Самый интересный этап - это  «Спуск Дюльфер». Проводится по вертикальным перилам, при помощи «восьмерки».

9 Слайд. Чтоб ребята умели преодолевать страх и чувствовали себя уверенней на этапах  я провожу занятия по скалолазанию.

10 слайд.  Спортивное ориентирование.

11 слайд.  Многодневные спортивные походы.

- Если вы внимательно просмотрели слайды, то я надеюсь, что вы сможете назвать то, что необходимо для занятия туризмом. (Ответы детей)

- Ребята, сегодня на нашем занятии я вас ознакомлю со специальным снаряжением  для занятий спортивным туризмом. С некоторыми видами снаряжения мы познакомимся, и вы  научитесь на практике пользоваться этим снаряжением. Я уверен, что эти знания вам могут пригодиться в повседневной жизни.

3. Основной этап:

Усвоение нового материала.

А) Показ и объяснение значений каждого вида;

 Новые слова:  страховочная система, карабин, беседка, ролик, восьмерка, петля самостраховки, блокировочная веревка, схватывающий узел.

  1.  Рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка.
  2.  Веревка.      

      Для туриста важнейшая часть снаряжения. С помощью веревки мы преодолеваем все препятствия. Она должна удержать в случае срыва, т.е. необходима для страховки. Общепринятая длина веревки 10, 20 и 40 метров;

  1. Защитная каска.

    В основном применяем монтажные строительные каски

     для соблюдения техники безопасности на занятиях и соревнованиях;

  1. Универсальная страховочная система - один из основных предметов снаряжения, обеспечивающий безопасность спортсмена- туриста. Состоит из грудной обвязки и беседки, работает по принципу парашютной системы;
  2.  Карабины, ролик - соединительные звенья между веревками. Восьмерка создана для спусков;
  3.  «Прусик» (схватывающий узел) - применяют во вспомогательных целях, когда не испытывает значительного трения при спуске, резком прохождении веревки через узел;
  4.  Рукавицы применяют для страховки и на этапах «спуск».  
  5. Б) Педагог демонстрирует одевание обвязки и прохождение по верёвке.
  6. В)    Практическая работа.
  7.  - Давайте попытаемся самим выполнить некоторые практические моменты. Постараемся научиться пользоваться некоторыми приёмами работы со снаряжением. В начале нужно посвятить вас в туристы. Предлагаю построиться  полукругом и надеть каждому воспитаннику каску.
  8. -А теперь научимся работать с карабином. ( Педагог демонстрирует работу карабина, обращает внимание на правильность выполнения приёмов)    
  9. Г) Закрепление материала и его систематизация.
  10. - Давайте проверим, как вы научились делать эти упражнения. Проведу состязание между командами. Участник должен подбежать к верёвке,  подстегнуть и отстегнуть карабин, вернуться на место и передать эстафету другому участнику. (5 минут)
  11. (Состязание в правильности и быстроте детьми при работе с карабином)
  12. 4. Контрольный момент
  13. .- Вам предлагаю игру под названием «Я начну, а вы продолжите».
  14. 1)С помощью неё мы преодолеваем все препятствия. Она должна удержать нас в случае срыва. (Верёвка)
  15. 2) Соединительные звенья между веревками называют…(Карабин)
  16. 3) Применяют для страховки и на этапах «спуск». (Рукавицы)
  17. 4) Один из основных предметов снаряжения, обеспечивающий безопасность спортсмена- туриста.( Страховочная система)
  18. 5) Вспомогательное устройство при спуске.(«Прусик»)
  19. - Я показываю, а вы говорите название снаряжения.( Рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка) (Показ верёвки).
  20. Одним из главных снаряжений является  веревка. Я предлагаю проверить её на прочность. Игра «Тяни верёвку». ( Перетягивание веревки двумя командами.)
  21. (3 минуты)

5. Итоговый момент

- Пришло время подвести итог  нашего с вами занятия.

- Что сегодня вы узнали нового?

- Ребята, подумайте и скажите, могут ли вам  пригодиться эти знания в экстремальных чрезвычайных ситуациях? А где?

- Что  было интересного и необычного  в сегодняшней встрече?

-Хочу поблагодарить вас за активность, за вашу смелость и умение работать в группе. Чувствуется, что из вас получатся настоящие туристы.

 

-На любых соревнованиях дети не только проходят состязания, но и участвуют в конкурсной программе. Элементом такой программы у нас будет любимая песня моих воспитанников кружка, которую мы поём и в походе  и на слётах у костра.

(Садимся в круг, и исполняется песня «Любимая»,туристов Сернурского района.) 2 куплета.

1. Ничего на свете лучше нету

Чем друзья, бродить по белу свету,

За спиной палатку, кружка, ложка

Котелок и юмора немножко.      2 раза.

2. Целую неделю на работу

Лишь одни проблемы и заботы

                Когда всё уже нам надоело

 На турслёт мы можем ехать смело!  2 раза.

3. Скажем  мы вам очень честно, братцы

Здорово вот так вот всем собраться,

Взять с собой гитару и палатку

И  отправиться хоть на Камчатку. 2 раза.

4. Сядем у костра с друзьями вместе

И  опять споём мы эту песню

Лучше друзья туриста - это

Лес, и горы, и конечно лето!   2 раза.

- Дорогие ребята, мне  приятно было с вами познакомиться и пообщаться.

 Я  надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для вас. Мне очень хотелось бы в дальнейшем с вами встретиться на соревнованиях и туристских слётах нашей республики.

- На память о нашей встрече наша туристская эмблема.

(Раздача эмблем детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «УЗЛЫ» с учащимися группы НП-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 12 октября 2012 г. Время проведения: 10-50 – 12-20 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 Вид труда: теоретическое занятие с элементами практического закрепления...

Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному туризму "Карты. Виды карт"

Конспект занятия "Карты. Виды карт" является вводным в разделе "Топография и ориентирование" дополнительной общеобразовательной программы по спортивному туризму...

Муниципальное открытое занятие по спортивному туризму 21.05.2017

Муниципальное открытое занятие по спортивному туризму...

План-конспект тренировочного занятия по спортивному туризму

Отработка тактических действий связки на блоке (подъем, навесная переправа, спуск) с организацией верхней командной страховки и командного сопровождения....

Тематический план занятия "Введение в туризм"

Тема учебного занятия: «Введение в туризм».Тип учебного занятия – комбинированное занятие.Цель: познакомить учащихся с основными направлениями деятельности кружка «Пешеходный т...