Методика организации исследовательской экспедиции
методическая разработка на тему

Волкова Евгения Витальевна

Рассматриваются разные аспекты организации исследовательской экспедиции для старшеклассников. Особое внимание уделяется институту кураторства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_eksped.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Краеведческо- исследовательская экспедиция для школьников»

  1. Причины и цели

Человек – существо сложное. Традиционно человеческое существование делят на 3 основных видимых уровня: физический, психический и ментальный. Для своей нормальной жизнедеятельности человек нуждается в гармоничном сочетании всех этих уровней и их развитии. Отмечают еще четвертый уровень – духовный, не менее важный для развития именно человеческого существа. Чем раньше познакомить детей на практике с особенностями многогранной человеческой жизни и создать специальные условия для их развития, тем лучше они усвоятся и войдут в повседневную жизнь детей.

В настоящее время решение этой задачи представляется возможным осуществить в исследовательской экспедиции, где дети могут временно абстрагироваться от требований повседневности. Новые впечатления – необходимый и мощный фактор развития интеллектуального потенциала детей.

Исследовательская экспедиция является тем местом, где дети могут и вынуждены выразить, применить то знание, которое они получают: например, в социальных навыках - коммуникации, самостоятельной организации различных процессов, в самостоятельных научных исследованиях, участии разного рода играх. Кроме того, планируемая организация деятельности в экспедиции дает возможность каждому ребенку не только качественно отдохнуть, но и выработать свою систему ценностей, определить свое место в жизни.

Изучение загадочной мегалитической культуры исчезнувшей цивилизации становится прекрасной основой для нового подхода к воспитанию и, возможно, образованию подрастающего поколения: ведь главная мотивация для любой деятельности детей – это интерес, эмоциональный отклик на предмет познания. Здесь надо отметить особую роль подбора взрослых, способных вдохновить и настроить ребят на созидательную деятельность, какой бы она направленности ни была. Живое взаимодействие со специалистами и краеведами, специальный отбор, и, по мере необходимости, подготовка педагогов для такой работы с детьми  – одно из необходимых условий успешности экспедиции.

Основная цель исследовательских экспедиций: воспитание нового поколения в духе лучших традиций с использованием новейших современных достижений на основе объединения и развития разных типов деятельности - активного изучения древних объектов (мегалитов), знакомства с историей, этнографией, культурологией, ремеслами, природоохранной и просветительской деятельностью.

В ходе работы исследовательской экспедиции создаются прекрасные возможности для решения многоплановых задач:

1. Предоставление возможности для применения полученных знаний в процессе прикладной деятельности.

Практика – непременное условие усвоения знаний. Основные пути научного познания – от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

2. Направление внимания детей на закономерности природного развития, на глубинные связи явлений, причины и следствия.

Умение решать любые жизненные задачи, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, находить выход из любой ситуации опирается именно на осознание истинных причин явлений.

3. Максимальное приближение деятельности школьников к реальным, социально значимым результатам.

Доведение дел до конца, удовлетворение от своей деятельности, положительная ее оценка – необходимое условие позитивной социализации подрастающего поколения.

4. Повышение уровня физического, психического и ментального здоровья учащихся.

Наличие глобальной, интересной ребятам деятельности при правильном руководстве со стороны взрослых обеспечивает естественный процесс всестороннего оздоровления детей.

5.  Помощь в осознании учащихся своего предназначения в жизни, нахождении путей самореализации.

Выявление и поддержка сильных сторон личности каждого дает возможность оптимального выбора будущей профессии.

6.  Выявление индивидуальных способностей ребят и их развитие.

Грамотное использование непривычных окружающих условий, смены деятельности дает возможность интенсивных позитивных изменений в детях.

  1. Исследовательская экспедиция школьников. Введение

Какой реальный, не игровой вклад может внести в научную исследовательскую деятельность простой школьник? У него нет за спиной многих лет учебы в институте и аспирантуре, у него нет и не может быть никакого пристойного наукоемкого оборудования - синхрофазотронов, сверхмощных компьютеров, топовых микроскопов и анализаторов... Так что же может простой школьник совершить в реальной науке? Он может просто Найти, наткнуться на то, что по какой-то причине было пропущено взрослыми, на что не хватило времени, элементарной дотошности или обычного везения.

 Даже небольшая, вполне поверхностная теоретическая и практическая подготовка в течение года позволяет увеличить шансы многократно. В итоге получаем, что единственная реальная исследовательско-поисковая деятельность для школьников и есть хорошо подготовленная краеведческая экспедиция с археологическим либо этнографическим уклоном. И, как и реальные археологи и этнографы, имеем в основе полевой сезон — время экспедиционных исследований и сбора научных данных, а затем, в холодное время года, обрабатываем,  осмысляем, сопоставляем собранную информацию и готовим последующие полевые шаги. Остается только правильно выбрать район и культуру, чтобы искомые потенциальные объекты не были в основном под землей.

Особое внимание во время экспедиции уделяется укреплению и расширению связей с различными источниками информации на местах, работе с местным населением, туристами, краеведами, охотниками, пасечниками, лесниками, егерями, сельскими учителями, хранителями традиций, легенд, сказок и сказаний.

Их совокупный эффект огромен. Это целостная, с большим разнообразием компонентов многоуровневая система, постоянно расширяющаяся.

Исследовательская экспедиция может включать в себя следующие компоненты:

  • Краеведческий
  • Археологический
  • Этнографический
  • Экологический
  • Спортивный
  • Краеведческий
  • Культурологический
  • Социальный
  • Личностный
  1. Основные положения деятельности в исследовательской экспедиции

Любое  многодневное мероприятие, предусматривающее жизнь на природе, с точки зрения работы с детьми, имеет, скажем так, три уровня, три равноправных слоя.

Первый уровень – это как бы флаг деятельности. Детское мероприятие не может ставить себе целью только так называемый отдых. Должна быть объявлена некая четкая цель, которую с помощью и под руководством старших, дети и будут пытаться достигнуть. Это может быть составление карты, какое-нибудь поисковое задание (например, поиск археологических объектов), исследование флоры данной местности, строительство чего-нибудь (обязательно завершенное). Цель должна быть, она должна быть достижима (не обязательно легко), и она должна быть не игровая. Последний момент крайне важен. Дети прекрасно чувствуют любую фальшь. И, несмотря ни на что, любая игра, любое несерьезное задание вызовет существенно меньше энтузиазма, чем реальное. Например, поиск уже известных археологических объектов и поиск действительно новых – разница в отношении к деятельности, радость от положительного результата, интрига реального действа в конце концов несопоставимы.

Второй уровень – навыки самостоятельности. Сам по себе момент выезда в совершенно незнакомое место, жизнь в непривычных условиях, полное самообслуживание под руководством старших (но вдали от родителей) – все это имеет огромный психологический терапевтический и воспитательный ресурс. И задача старших в каждой конкретной ситуации - совершенно ненавязчиво, незаметно дать реализоваться этому потенциалу. Без грамотной, аккуратной работы эффект либо останется "в потенциале", либо будет иметь лишь краткосрочное, временное значение и быстро забудется.

 третий уровень – самый тонкий, и, наверное, самый сложный. Сначала необходимо заставить детей как можно быстрее переключиться от стереотипов городской "прошлой" домашней жизни к окружающей действительности. Согласитесь, задача непростая даже для взрослых. И уже после этого "переключения" можно начинать прививать навыки тонкие, сложнообъяснимые – ощущение природы, окружающего, бесконфликтное ее восприятие, поиск новых скрытых внутренних возможностей, умение четко соотносить время, место и действие...

В совокупности с наличием реальной цели (уровень первый), непривычной обстановки (уровень второй) возможности для работы с детьми открываются практически неограниченные.

  1. Виды деятельности
  1. Поисково-исследовательская деятельность

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм познания окружающего мира человеком. Оно играет важнейшую роль в овладении знаниями из разных областей, развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развития личности.

Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению. Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная.

Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребенка, а также построение образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеют давнюю традицию (Сократ, К.Н.Вентцель, Дж.Дьюи, Е.Пракхерст, С.Френе).

В силу экспедиционного характера поисково-исследовательской деятельности вся работа делится на две фазы — собственно полевую и фазу обработки результатов с подготовкой следующего выхода. Очевидно, последняя фаза занимает все незанятое экспедицией время.

Содержание данного вида деятельности:

  • обнаружение новых артефактов (мегалитических сооружений, петроглифов, иных трудноклассифицируемых объектов)
  • взаимодействие с местным населением, специалистами различных областей: археологии, культурологии, истории, энтузиастами и краеведами, занимающимися изучением мегалитических культур – необходимое условие результативности работы в экспедиции
  • техническая фотосъемка известных и новых объектов
  • фиксирование состояния объектов
  • коррекция реального местонахождения объектов
  • разведка местности и сбор информации о потенциальных объектах
  • контакты с местным населением (круглогодичные)
  • сбор научной и краеведческой информации  (круглогодично)
  • удовлетворение потребности в познании (неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям)
  • формирование научного стиля мышления
  • постижение законов природы

Формы деятельности:

В приложении к  поисково-исследовательской деятельности лучше говорить скорее о фазах, чем о формах. Каждая фаза - 1- полевая, 2- межсезонная - является интегральной и впитывает в себя громадное количество форм.

Фаза межсезонья.  Межсезонье — время кружков, секций. Это время сбора информации, знакомства с предметом, а также время обработки собранных в поле результатов.

Не будем кривить душой. Реальную научную работу в межсезонье школьник выполнить практически не в состоянии. Просто из-за элементарного недостатка знаний. Не будем забывать, что межсезонная «кабинетная» работа является существенно теоретической. А потому следует придерживаться двух направлений, соотношение которых определяется степенью мотивированности участников.

Костяк, основа секции, кружка, клуба — это школьники, уже побывавшие, как минимум, в одной экспедиции. Это означает, что им есть что обрабатывать: материалы поисков надо систематизировать, просмотреть на данную тему последние научные публикации, связаться (если этого не было сделано раньше) с соответствующими научными инстанциями, компетентными в данной области. Короче, если были реальные находки, надо сначала убедиться, что их не нашел и не описал кто-то раньше. Результаты хорошо бы оформить в виде отчета, который и отправить в институт (музей). Т.е. ввести находки в нормальный научный оборот. Очень неплохо принять участие в краеведческих школьных конференциях.

Вторая часть объединения (секции, клуба)  обычно не столь мотивирована, чтобы заниматься кропотливой и строгой научной деятельностью. И обычно более многочисленна. Но среди этой части обычно находятся приверженцы смежных, но столь же важных направлений — разбирающиеся в интернете, в фото- или даже видеосъемке, в составлении презентаций, в трехмерной графике, анимации.  Создать свой сайт, представить красивый фотоотчет, снять и смонтировать фильм, создать трехмерную реконструкцию — вариантов привлечения великое множество. Для популяризаторской деятельности все перечисленные направления, очевидно, являются важными. Однако, не стоит забывать и о простых межсезонных однодневных экскурсиях, просмотрах тематических фильмов, проведении дискуссий и обсуждений. Интерес следует постоянно подогревать, особенно это касается новичков объединения.

Полевая фаза. Экспедиция — основа всей научной деятельности школьников. Она же является, как правило, основным полюсом притяжения новых членов сообщества.

Еще раз подчеркнем, что в условиях ограниченной осведомленности школьник в состоянии сделать научное открытие лишь в случае, если он на него «наступит». Это и есть реальная находка, которую в дальнейшем можно будет ввести в научный оборот.  Задача планирования экспедиции — правильно выбрать направление исследования, район и историческое время.

Направление обязано быть не технически емким. Например, запись сказаний, сказок, песен, обычаев — все это вполне по силам школьникам. Таким образом, историко-этнографическое направление является удачным выбором. Или, например, археология. Здесь мы сталкиваемся с тем, что неспециалисту , к тому же лицу без соответствующего  Открытого листа в России раскопки запрещены. Вариант с участием ограниченного контингента школьников во взрослой археологической экспедиции мы откладываем в сторону. Там есть свои плюсы, но есть и свои минусы — школьники являются последним интеллектуальным звеном цепочки «научный сотрудник — студент — рабочий (или доброволец)». Т.е., имеем самый минимум реальной самостоятельной работы школьника. Хотя периодическое участие в профессиональных экспедициях наиболее мотивированных школьников безусловно прибавит им знаний.

Однако мы вернемся к чисто школьной экспедиции. Итак в силу отсутствия раскопок мы вынуждены выбирать однозначно надземные объекты. Например, мегалитические объекты (Кавказ, Север, Саяны и др.), различные заброшенные скиты, церкви, культовые объекты гор и тайги, петроглифы. Материал обязан быть наглядным. Это очень важно в условиях еще не неопределенной мотивации. Т.е., например, поиск расплывшихся курганов интересен с научной точки зрения. Но как потом объяснять школьнику, что найти - можно, а раскопать и посмотреть, что там, — нельзя? Находка должна быть более менее понятна, видна и «впечатляюща». Ее можно заснять и потом показать друзьям и родителям, а не только научному руководителю.

Важный аспект успеха экспедиции — погружение в эпоху. Хорошо, если с помощью уместных рассказов, замечаний, обсуждений получится прочувствовать само время, его культурное обрамление, его привязку к ландшафту.

Не менее важный аспект экспедиции — контакты с местным населением. Научная экспедиция, в том числе «обычная взрослая», на стадии поиска всегда работает с местным населением. Не секрет, что большинство полевых находок сделано на самом деле простыми охотниками, грибниками, пастухами и лесниками. Бережное, тонкое, ненавязчивое взаимодействие с местными жителями — залог успеха любой экспедиции.

Рассказ обо всех методах научной работы выходит за рамки нашей методики.  Здесь упомянуты лишь наиболее важные аспекты, без которых научной экспедиции школьников просто не получится. Разрубить гордиев узел сложностей педагогики и научного познания поможет следующий пункт методики.

  1. Институт кураторства

Здесь нам придется несколько остановиться для введения относительно нового, но необходимого понятия. Дело в том, что в «обычном» взрослом мире научный руководитель и просто руководитель есть одно и то же лицо. Связано это с тем, что профессионально в науке работают уже личности определившиеся в своем выборе и мотивированные. А в работе со школьниками все много сложнее. Руководителю приходится работать над самой мотивацией, самостоятельно выявлять потенциальных исследователей, правильно расставлять обязанности при схеме с неопределившимися выборами. Это есть сложнейшая работа педагога. Но у нас есть еще и собственно научная деятельность. Найти же опытного педагога, да еще с опытом полевой жизни, да еще и специалиста в другой области (археологии, культурологии, этнографии) практически невозможно. Давайте не будем забывать, что мы говорим не о специалистах, например, учителях-историках, а о научных сотрудниках, которые ведут реальную научную работу, в курсе всех последних научных достижений направления и прекрасно разбираются в методах научного исследования.

Таким образом, мы подошли к введению понятия «кураторства».  Педагог, руководитель школьников, «специалист по детям», отвечает за набор секции (экспедици), за мотивацию, за выявление склонностей и способностей школьников. Короче, за все, связанное с педагогикой. Именно педагог руководит экспедицией, именно педагог обязан иметь опыт полевых путешествий, именно педагог организует и проводит всю систему межсезонных мероприятий.

«Куратор», или научный руководитель, следит лишь за научной частью деятельности. Он указывает на потенциально интересные и перспективные области поиска, знакомит с научными методами работы, помогает с поиском нужной литературы, помогает правильно оформлять статьи научного характера. Именно куратор сможет показать «в поле» как, что и где искать, и именно куратор должен самим своим существованием обеспечить связь деятельности школьников с реальной «взрослой» наукой.

Конечно, куратор не должен участвовать во всех мероприятиях межсезонья. Он должен именно курировать деятельность, иногда подправлять, советовать. Практически, от куратора зависит уровень научной работы школьников. Конечно, при условии обеспечения руководителем-педагогом соответствующим образом мотивированных школьников. И, очевидно, крайне желательно участие куратора в основных полевых экспедициях.

Таким образом, мы только что выстроили модель элементарной ячейки системы научной деятельности школьников. Стоит отметить, что важность института кураторства стала особенно очевидной после посещения школьных научных конференций. Даже на уровне крупных городов подавляющее большинство выступающих под научным докладом понимает, в лучшем случае, экскурсионно-познавательный рассказ-шоу, а в среднем — простой пересказ давно известных фактов. К сожалению, отсутствие всякой связи таковых продуктов с какой  бы то ни было наукой замечает явное меньшинство педагогов-руководителей.

  1. Экспедиционно-туристическая деятельность

Поскольку экспедиция является полевым мероприятием, ей свойственны многие атрибуты обычной походной или спортивно-туристической жизни. Походы или спортивный (в разной степени) туризм обычно очень хорошо знаком многим педагогам. Главный аспект данной методики заключается в том, что все это является вторичным по отношению к поисково-исследовательской деятельности.

Туристическая деятельность терминологически делится на спортивно-туристическую и познавательно-туристическую (собственно туризм, как его понимают во всем мире).

  1. Спортивно-туристическая деятельность

Любой полевой многодневный выход с полной или частичной автономией по российской традиции справедливо считается спортивным мероприятием  с присвоением спортивных званий, разрядов, со своими соревнованиями и т.д. Очевидно, для достижения следующего уровня спортивный руководитель собирает команду  (туристическую группу), которой данный маршрут пройти по силам, но с существенным напряжением сил, знаний, специфических навыков.

Главный отличительный момент в подготовке именно экспедиции, а не спортивного похода — не делать технически и физически сложный маршрут. Иначе ни на какие исследования, поиски, обсуждения ни сил, ни времени не останется. Типичный для туристов набор километража и препятствий, дающих категорию сложности, абсолютно неприемлем. Член экспедиции обязан идти (плыть), внимательно всматриваясь в окружающее, часто останавливаться, вслушиваться, вживаться в местность. Иначе никакого поиска и никаких открытий не будет.

Очень хорошей формой экспедиции является схема с одним или несколькими базовыми лагерями. Вокруг данных лагерей строится поисково-туристическая деятельность с осмотром окрестностей, иногда даже прочесыванием, с радиальными выходами налегке на 1-2 дня.

Для неопытного педагога-руководителя здесь присутствует ловушка. Дело в том, что формально регистрируя такой маршрут как туристический, мы получим почти всегда категорию сложности «0». То есть проще некуда. С другой стороны, имея в планах такой пункт, как поиск, поиск на местности, участники могут на ровном месте получить целый набор неожиданных трудностей. Вывод: опыт, уровень руководителя экспедиции должен быть на одну, а лучше две категории выше официально признанных. Желательно также иметь 5-10 процентов участников, имеющих реальный опыт ненулевых категорийных походов (или многих экспедиций).

Это же замечание относится и к подбору снаряжения. Он должен быть несколько завышенным, чем положено для нулевой категории в данной местности.

В то же время, полевые условия позволяют получать прекрасные навыки спортивного туризма. Точнее, навыки простой полевой автономной жизни. Которые применимы и к спортивно-туристической деятельности. И разведение костра в неудобных условиях, и переправы, и отслеживание погоды, и умение ориентироваться, и многое другое — все это востребовано и в экспедиции.

  1. Познавательно-туристическая деятельность

 Столкнувшийся с реалиями организации экспедиции школьников, руководитель может с удивлением заметить, что в поле пошли не только те, кто занимался с ним круглый код, но и масса новичков. Но даже если этого не произошло, первоначальное знакомство с известными объектами культурного наследия необходимо и неизбежно.

Обычно в начале путешествия стоит запланировать несколько чисто познавательных ознакомительных выходов для введения в курс дела новичков и для дополнительного образования уже бывалых поисковиков.   Необходимо подготовить хороший рассказ об объектах, дать возможность свободно походить вокруг, осмотреться, «почувствовать» ландшафт и эпоху к которой относится объект. К тому же даже на хорошо известных объектах есть что делать исследователю с неэкскурсионной задачей. Например, отметить текущее состояние объекта, текущие опасности (природные и антропогенные факторы), возможно, надо правильно заснять объект.  Всегда надо быть готовым к тому, что ручьи, оползни, хозяйственная деятельность, а порой и работа черного археолога, вскроют некоторые новые и неожиданные элементы. Истинный исследователь должен искать всегда.

  1. Содержание данного вида деятельности:

  • развитие физической выносливости, общая физическая подготовка
  • ознакомление с необходимыми знаниями по выживанию в разных природных условиях
  • навыки действий в экстремальных ситуациях
  • использование оздоровительной функции туристической деятельности
  • использование новых впечатлений в качестве источника новых идей
  • изучение района экспедиции: природные особенности, особенности маршрута
  • изучение истории местности, истории ее изучения, известных археологических объектов
  • контакты с краеведами  и иными местными жителями (лесниками, охотниками и т.п.)
  • распределение обязанностей в группе
  • определение весовых нагрузок для членов группы с учетом индивидуальных особенностей
  • составление списка необходимого общественного, личного и специального снаряжения
  • составление пищевой раскладки на путешествие
  • определение перечня групповой аптечки
  • оформление необходимых документов

Формы деятельности:

  • ознакомительные пешие экскурсии по окрестностям, где дети узнают об особенностях местной природы, истории, культуры. этот момент носит не только познавательно-оздоровительный, но и социальный характер. детям прививается на практике мысль о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»
  • одно-двухдневные радиальные выходы-семинары помогут развить у детей чувства красоты и глубинной связи с природой, укрепить навыки самостоятельности, психологическую гибкость в непривычных и порой экстремальных условиях.
  1. Популяризаторская деятельность

Отсутствие в нашей (и не только) стране системы непрерывного образования приводит к увеличению разрыва между достижениями науки и осознанием обществом этих достижений.  

История показывает, что через научное сообщество наиболее полно выражаются ценности солидарности, коммуникативности, сплоченности, общности человеческого рода. Популяризация достижений науки, подготовка общественности к пользованию ее достижениями – путь к достижению устойчивого развития общества. Популяризация науки среди старшеклассников – это и подготовка будущих налогоплательщиков к финансированию науки. Привлечение к участию в воспитательном процессе старшеклассников усилит процессы их социализации и вовлеченности в жизнь общества. А это уже реальные шаги к сокращению «утечки умов».  

  1. Содержание данного вида деятельности в условиях экспедиции:

  • разработка туристических и экскурсионных маршрутов
  • художественная съемка объектов
  • сбор материала для обзорных статей, популяризаторских лекций и докладов.
  • разъяснительная работа с местным населением

Формы деятельности:

  • в экспедиции: беседы с местными жителями разъяснительного характера. часто имеют определяющее значение для сохранности культурно-исторического объекта.
  • в межсезонье: написание заметок, статей в популярные издания, проведение лекций, фотовыставок, показ фильмов, участие в различных диспут-клубах

Специфические исследования, культурно-историческая среда, постоянный контакт с местным населением вместе дают запланированно положительный эффект в отношении толерантности к различным группам населения России, различным национальностям и культурным образованиям.

  1. Прогнозируемые результаты:
  • применение на практике навыков выживания в разных условиях, полученных знаний
  • заметное улучшение здоровья
  • освобождение от стрессов
  • удовлетворение познавательной потребности
  • повышение мотивации познавательной деятельности
  • получение качественно новой информации, впечатлений, вдохновения
  • приобретение чувства уверенности в своих силах
  • применение на практике навыков самоконтроля, саморегуляции
  • общение с людьми других культур
  • умение согласовывать свои действия, поступаться личными интересами ради общего дела
  • умение добиваться лучших результатов, исходя из своих возможностей
  • самовыражение
  • создание реконструкций

  1. Механизм отслеживания результатов

Неоспоримыми показателями успешной деятельности можно считать реальный вклад в копилку человеческого знания в виде:

  • находки новых объектов в поисково-исследовательских экспедициях, сделанные членами клуба или при их непосредственном участии
  • использование информации в научных работах специалистов
  • получение новой информации
  • публикации в научных изданиях
  • создание новых педагогических методик в результате апробации новых методов работы с подростками
  • размещение новой информации в тематических Интернет-ресурсах

а также:

  • участие в конкурсах исследовательских работ учащихся
  • участие в этнографических фестивалях и конкурсах
  • участие в педагогических конференциях руководителя объединения
  • участие в экспериментальной работе учреждения дополнительного образования
  • умение воспитанников применить общие принципы в различных видах деятельности
  1. Перспективы развития
  • создание "группы на колесах". длительные многоцелевые поездки по разным точкам страны и мира для получения и обмена впечатлениями между детьми разных социальных слоев, национальностей, взглядов, для усиления эффективности процесса познания и развития, практического и наглядного развития навыков мирного сосуществования. такая группа будет набираться из наиболее увлеченных, успешных в своей деятельности детей, служить средством поощрения.
  • создание полустационарной научно-исследовательской базы для совместной работы специалистов, краеведов и учащихся. она должна размещаться в одном из районов с большим количеством мегалитических групп. таковая база в летний сезон должна вмещать примерно 30 человек учащихся и иметь около 10 стационарных мест для межсезонья.
  • элементы научного поиска, культурноохранная, природоохранная деятельность в полустационарной исследовательско-краеведческой базе органически соединится со строительно-реконструкционными, творческими художественными работами под руководством старших наставников, специалистов и опытных педагогов.
  • развитие плодотворных контактов с соответствующими научными и краеведческими организациями как в россии, так и за ее пределами в целях профориентации старших ребят и удовлетворения спроса предприятий на хороших специалистов. проведение лекций ведущих специалистов в различных областях знания с участниками клуба. такие встречи дадут возможность показать высшие образцы современных достижений нашей страны.
  • освоение и участие ребят в развитии современных и традиционных информационных технологий, в создании баз данных, карт, виртуальных и материальных реконструкций, видео- и фотоархивов, видеофильмов, мультимедиа изданий. приобщение ребят к передовым технологиям – залог успешного развития научного потенциала и экономики россии.
  1. Дополнительные замечания

Раскроем более подробно некоторые пункты, отражающие специфику исследовательской экспедиции. Эти пункты, возможно, помогут избежать некоторых типичных ошибок.

  • объектами исследования в экспедиции являются реальные культурные объекты, иногда еще не известные широкой публике, часто труднодоступные, и на практике никак не охраняемые. поэтому некоторые пункты требований официально зарегистрированного туристического похода  становятся невыполнимыми. так, например, обычно требуется в отчете указать детальную нитку путешествия. в контексте неохраняемых культурных объектов публикация их точного расположения в общедоступном отчете есть нарушение научной этики. т.е., можно описать маршрут, а точное расположение объектов необходимо завуалировать настолько, насколько это помешает «любому» до них добраться. лучше просто ограничиться общим перечнем и районирования («долина такая-то» - и все). а все цифры и привязки за вычетом походно-туристической лирики оставить для научного отчета, доступ к которому должен быть ограниченным (только для специалистов).
  • представляется важным отдельно сказать о работе с местным населением. одним из основных и решающих условий успешного поиска новых объектов в экспедиции является новая информация, полученная на месте. поэтому необходимо не только уделять значительное количество времени общению с местным населением, но и уметь найти нужных людей, найти подход к ним, расположить к себе собеседника, «разговорить» его, направить беседу в нужное русло, установить меру достоверности информации. да и мирное сосуществование с местными при расположении базового лагеря вблизи населенного пункта помогает избежать лишних сложностей жизнеобеспечения экспедиции.
  • огромную, часто решающую, роль в поисковой деятельности играет случайность, или интуиция. здесь можно говорить о научной интуиции, которая дает возможность совершать находки. замечена взаимосвязь развития интуиции с развитием знаний в соответствующих областях, с одной стороны, и со степенью увлеченности предметом, с другой. эти условия дают возможность школьникам заниматься поисковой деятельностью наравне со взрослыми (а не просто использовать первых в качестве подсобных рабочих, как это бывает в археологических экспедициях).
  • и о подборе людей для экспедиций. руководители спортивно-туристических походов для лучших показателей стараются выбирать участников с хорошей физической подготовкой или развивают определенные физические качества и умения в течение года. в экспедиции же требования совсем другие. здесь на первый план выходят определенные свойства характера и склад мышления, которые при достаточной мотивации могут «вытянуть» и «пересилить» недостатки в физическом плане. выносливость, сообразительность, терпение, нестандартность человека многократно увеличивают шансы и на успех экспедиции в целом, и на удовлетворение от своей деятельности в общем деле каждого участника группы.
  • порой возникает смежный вопрос. возможна ли реальная краеведческая экспедиция на основе неспециализированного кружка или клуба? оказывается, возможна. и возможны реальные находки. придется ограничить уровень научности рассказов и лекций. и сделать некоторый уклон экспедиции в познавательный туризм по малопосещаемым объектам. но совсем отказываться от поиска нет никакого смысла, и увлекать им надо очень ненавязчиво и собственным примером. находки очень вероятны. просто руководителям придется самостоятельно рассказывать участникам, что же они нашли на самом деле. не стоит увлекаться экспедиционными выездами с чисто спортивными секциями. нет более грустного зрелища для экспедиции, чем бездумно бегающая по местности толпа боксеров или легкоатлетов. такие секции необходимо разбавлять в очень большой пропорции школьниками с другими интересами.

  1. Вместо заключения

Уместно, как нам кажется, рассматривать краеведческие экспедиции как ту культурную среду (салон, тусовка), из которой выйдут не обязательно специалисты, но культурные общественные, политические, деловые, научные и любого другого склада деятели. Не стоит забывать, что мы пытаемся проводить научную работу с людьми, еще не определившимися в своих желаниях, способностях и склонностях. Поэтому необходимо рассматривать научную работу школьников как средство культурного воспитания будущих граждан России. Может быть, наш ученик никогда не станет ученым; может, он станет бизнесменом, чиновником, журналистом. Но, будем надеяться, он навсегда оставит в себе ту самую частичку истинного поиска. И тогда когда-нибудь наша страна избавится, наконец, от проблем финансирования науки и опять вырвется в лидеры держав научного мира.

С другой стороны, навыки реального, неигрового поиска, очевидно, помогут реализоваться специалисту любого направления.

  1. Приложение
  1. 1. Необходимое материально-техническое обеспечение для экспедиций (в расчете на группу из 15 человек)

№ п/п

Наименование оборудования и снаряжения

Количество

1

Спальный мешок

15

2

  1. Палатка (4-х местная)

4

3

  1. палатка экспедиционная (штабная)

1

4

Рюкзак

15

5

Посуда туристическая (каны)

1 набор

6

Топор

1

7

Пила

1

8

Компас жидкостной

4

9

Костровое оборудование

1 набор

10

Лопата саперная

1

11

Газовая горелка

1

12

Коврик теплоизоляционный

15

13

Ремонтный набор

1

14

Аптечка

1

15

Костровой тент

1

16

Фотоаппарат

4

17

видеокамера

1

18

Батарейки для фотоаппаратов, видеокамеры

100

19

Карты археологические, физические, административные, туристические, атласы, схемы

20

Веревка перильная

40м

21

Веревка основная

40 м

22

Карабины

10 шт.

23

Репшнур

100м

24

Обвязки с беседками

4 комплекта

25

Зажигалки

10 шт.

  1. 2. Примерная раскладка продуктов

Раскладка и норма продуктов для детей несколько отличается от взрослой: детям нужно больше сладкого, свежие фрукты, овощи, соки. Раскладка может сильно зависеть от местности, в которой проводится экспедиция. Данная конкретная составлена для лесистого Кавказа.

Второй момент заключается в том, что экспедиции редко бывают полностью автономными. Проведение излишне изолированных мероприятий вырывает поисковиков из контекста общения с местным населением. Таким образом, раскладку можно составлять с учетом наличия близких источников продуктов (ферм, магазинчиков и т.д.). Еще раз повторяем: все продукты из места жительства брать нет никакой необходимости.

№ п/п

Наименование продуктов

Количество

1чел/1день

1

сухое молоко    

30г (1ст.л.)

2

чай      

5г (2ч.л.)

3

какао

5г (2ч.л.)

4

кисель сух.                                                      

5

сухофрукты                                                

100г

6

сахар                              

 60г (6 ч.л.)          

7

хлеб                    

50г

8

сушки                              

25г (2 шт.)

9

соль                                      

5г (0,5 ч.л.)

10

супы  конц.                            

11

бульонные кубики  

12

колбаса                          

 60г

13

сублим. мясо    

10г

14

сыр                                    

30г

15

масло                                

30г (2ст.л.)

16

соусы (кетчуп, майонез)  

10г

17

халва              

30-35г

18

полено    

30-35г

19

косхалва  

30-35г

20

шоколад  

30-35г

21

конфеты

30-35г

22

орехи    

30-35г

23

пряники (сухари)      

30-35г

24

манка                    

60 г  

25

кукурузная          

80 г

26

пшено (пшенич.)    

80 г

27

геркулес                

60 г

28

мюсли                  

60 г

29

греча                  

80 г

30

макароны                          

100 г

31

картоф. пюре                    

50 г

32

приправы (зелень)

33

чеснок  

34

фрукты свежие

100г

35

овощи свежие (картофель, морковь, лук репч., капуста, кабачки, баклажаны)

100г

36

сок

100г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации исследовательской работы по экологии

Одним из направлений работы  нашего школьного  научного общества «Эврика» является - экологическое. Поле деятельности в этом направлении огромно. Желание заниматься исследовательской де...

Методика организации исследовательской деятельности в школе

В презентации даны основные положения организации учебной исследовательской деятельности в школе, изложены основные  её виды , а также подходы к выбору тем для исследования...

Методика организации исследовательской деятельности школьников

Для школьного возраста характерны недостаточный общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, недостаточная способность к самостоятельному анализу, что вызывает затруднения у учител...

Методика организации исследовательской деятельности по географии как средство формирования и развития потенциальных возможностей школьников.

Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности....

«Методика организации исследовательской деятельности на занятиях в учреждении дополнительного образования»

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:-  гибкие образовательные пр...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...