Методика организации исследовательского проекта: почему говорят, что « Хлеб – всему голова».
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Попова Т.А.

Развитие у детей исследовательских способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodikat_word.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации исследовательского проекта:

почему говорят, что « Хлеб – всему голова».

Учебный предмет – природоведение 5 класс.

Продолжительность – 8 месяцев.

Педагогическая цель исследовательской деятельности – развитие у детей  исследовательских способностей, учить их аналитической мыслительной деятельность, учить строить гипотезы, способствовать выработке навыков и умений групповой работы, мотивировать учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных фактов.

Ход проекта:

Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап:

Определение тематики, цели и задач проекта.

сентябрь

1 этап:

Планирование работы, распределение задач между группами ребят для сбора информации, поиск необходимого материала.

октябрь - декабрь

2 этап:

Аналитический (обсуждение полученной информации, её интерпретация).

январь

3 этап:

Обобщение знаний, планирование дальнейшей работы.

февраль- март

4 этап:

Выбор формы представления результатов исследования материала и вывода, в какой последовательности и кто будет предоставлять проект. Презентация проекта.

апрель

Цель учителя:        - Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу,

- Вовлечь учеников 5х классов в более основательное

изучение темы « Как хлеб на стол пришел ».

- воспитать у детей уважение к чужому труду.

- Формировать непотребительские отношения к хлебу.

- Получить новые знания о хлебе через исследовательскую

деятельность.

ПРОБЛЕМА, поставленная перед ребятами: почему люди говорят, что

« Хлеб – всему голова ».

Цель исследовательской работы: узнать, почему хлеб считался главным продуктом на Руси.

Методы:  - подумать самостоятельно

                 - спросить у других людей

                 - изучить тему в книгах

                 - посмотреть по телевизору

                 - получить информацию из компьютера

                 - совершить экскурсию в музей

Ход работы

После выбора темы проекта, я рассказала им белорусскую сказку « Легкий хлеб», где рассказывается, как волк искал себе легкого хлеба, потому что не знал, сколько труда надо приложить, чтобы вырастить хлеб.

Исследовательская работа

- что означает слово « хлеб»

- по книгам и в компьютере найти легенду о появлении хлеба у человека

-  собрать народные мудрости о хлебе (загадки, стихи, пословицы, поговорки, народные обряды с использованием хлеба).

ВЫВОД: москвичи придавали большое значение хлебу, называли рожь

«матушкой». Об этом свидетельствует огромное количество произведений посвященных хлебу.

Экскурсия в краеведческий музей.

ЦЕЛЬ: посмотреть на старинные вещи наших предков, узнать, чем занимались прапрабабушки и прапрадедушки, что выращивали и чем питались.

Сбор информации у людей старшего поколения 

                                                                  - как бабушки в то время добывали хлеб, как крестьяне в то время выращивали хлеб

                                                                   - изобразить в виде рисунков процесс появления хлеба от зерновых до каравая.

ΙΙ ПРОБЛЕМА: почему изменилось отношение современных людей к хлебу?

             

Цель: изучить отношение к хлебу у разных поколений.

Задание по группам:

  1. Сравнить технические средства, которые помогали людям вырастить хлеб в разные времена.     
  2. Собрать информацию о блокадном хлебе.
  3. О профессиях людей, которые трудятся над получением хлеба (пахарь, сеятель, летчик, инженер, строитель, комбайнер, шофер, пекарь).        

 Экскурсия на хлебозавод.

Цель: - знакомство с процессом выпекания хлеба

           - изучить сорта хлеба, состав хлеба.

Размышления ребят: «пользу или вред приносит хлеб».

( Сочинения ребят).

Решение задачи:

Сколько хлеба выбрасывают люди в день.

- если каждый ученик за 1 день недоест и выбросит 50г. хлеба, а в школе 700 учеников, то сколько это составит кг хлеба? ( 35 кг).

- а в ВАО Москвы 150 школ?

- а в Стране?

Над этим стоит задуматься!

Советы учащимся: что можно сделать с черствым хлебом?

(гренки, сухарики, панировку, обжарить с молоком, покормить птиц).

Рецепты выпечки из муки.

ВЫВОД: вырастить сами хлеб мы не смогли, но в процессе исследования этой проблемы поняли, что и в наше время при современной технике хлеб достаётся нелегко. Гипотеза подтвердилась.

Выход проекта: оформление проектной папки (портфолио проекта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА. А КАЧЕСТВО?»

Существует так мало ценностей, которые имели бы такое же значение для жизнедеятельности человека как хлеб.Хлеб - гениальное изобретение человечества. В мире мало ценно­стей, которые, как хлеб, ни на д...

Исследовательская работа "Хлеб-всему голова"

Исследовательская работа "Хлеб-всему голова" была выполнена для научной конференции ....

Тезисы. Информационно-исследовательский проект Хлеб всему голова"

Все знают, что самый важный продукт на Земле для каждого человека это ХЛЕБ, Но мы тпк привыкли, что он есть всегда, что просто перестали обращать внимание. И тьлько когда его нет мы удивляемся Как это...