Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.
классный час (5 класс) по теме

 

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен для челове­ка, что мы принимаем его всей ду­шой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надое­дает нам до самого нашего смерт­ного часа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл il_kute-ikmkt..docx57.12 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие  Сыйныфтан тыш чара

Тема: “Ил  куәте – икмәктә”

“Хлеб- всему голова”

(5 нче сыйныфлар өчен)

Үткәрде: II квалификацияле укытучылар Л.Н.Сәхәбиева, Г.Ф.Фәррахова

27.01.2012.

Әлмәт

Максат:

 1. Икмәккә хөрмәт хисе тәрбияләү, аның нинди урау юллар белән өстәлгә килүен аңлату:

   2. Укучыларда игенче хезмәтенә хөрмәт тәрбияләү;

   3. Туган якны, аның табигатен яратырга өндәү;

   4. Кешеләрне олыларга, ихтирам итәргә кирәклеген аңлату;

  5. “ Әти”, “ әни”,  “ Ватан”, “Икмәк” сүзләренең олылыгын билгеләү.

  Җиһазлар: икмәк, сөлге, иншалар, плакатлар, икмәк турында язылган мәкальләр, газета – җурналлар, презентация, дисклар, ризыклар.

Эпиграф к мероприятию:

Буханка хлеба — это настоящий Осколок солнца на моей земле. Огонь обогревающий, горячий Извечно на обеденном столе.

Э. Межелайтис

На сцене плакаты с пословицами и загадками о хлебе:

  1. Не шуба греет, а хлеб.
  2. От хлеба-соли не отказываются.
  3. Будет хлеб, будет и песня.
  4. Хлеб на стол — и стол престол.
  5. “Икмәк- илебезнең төп байлыгы.”
  6. “Ил терәге- икмәк”
  7. “Икмәкнең валчыгы да изге һәм кадерле”
  8. “Икмәк булса, җыр да була”
  9. “Икмәкне кадерләп, саклап тоту- ул барыбызның да изге бурычы”
  10. “И түгәрәк ипи, икмәк, ипекәй,
  11. Ашъяулыкта яткан ак кояш”
  12. Зарыли Данилку в сырую могилку,

А он полежал, полежал, а на волю сбежал,

Стоит, красуется, на него люди любуются.

(Зерно)

  1. Начали братцы из зыбки выбираться,

На землю упали — зелёными стали.

(Зерна)

Действующие лица

Ведущие (1) и (2) Чтец

ВЕДУЩИЙ (1): Подумайте о еде — и первая ваша мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате све жеиспечённого хлеба, о его хрус тящей золотистой корочке и пыш ном мякише. Никакая еда не будет действительно завершённой без ломтика хлеба. Ведь если взять немного овощей, или сыра, или кусочек мяса, или чашку бульона и добавить к каждому из них лишь пару ломтиков хлеба, получаешь уже целое блюдо. Важность хлеба подметил ещё в XVIII веке фран цузский агроном Антуан Огюст Парментье [1]...

ЧТЕЦ: «Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас только приспособлен для челове ка, что мы принимаем его всей ду шой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надое дает нам до самого нашего смерт ного часа».

ВЕДУЩИЙ (2): Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами — и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить... И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаи моотношения зерна и человека.

ЧТЕЦ:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

ВЕДУЩИЙ (1): Зерно на ладо ни — малая частица жизни. А ес ли — позволим себе это сравне ние — лежит оно на ладони необъятной пашни нашей стра ны? Из отдельных зёрен склады ваются миллионы тонн урожая.

Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущ ный? Где и как ты приобрёл ува жение людское? Как сумел стать не только пищей — святыней на шей, олицетворением жизни на земле?

Кланяясь тебе в поте лица тру довом, крестьяне далёкого прош лого, ублажая и холя, вымаливали у тебя жизнь — до будущего хлеба. Пусть ещё одним низким покло ном будет наше слово к тебе. Сло во уважения и благодарности.

ЧТЕЦ:

Работают эпохи жернова. Меняет жизнь привычное теченье, Утрачивая прежнее значенье, Уходят устаревшие слова.

Но есть слова, чей смысл так велик,

Что время обойтись без них не может,

О них ещё немало песен сложит,

О них серьёзней думать повелит.

Хочу сказать о добром слове «хлеб»,

Которое весомее с годами,

Судьбе его, просоленной слезами,

Впечатавшей в историю свой след...

<...>

И. Набиева. Слово о хлебе

ВЕДУЩИЙ (2): Наши далёкие предки, что населяли планету де сятки миллионов лет назад, жили, надо полагать, нелегко. Первая и главная забота — о пропитании. Мужчины в тяжёлой и опасной борьбе добывали мясо. Женщины и подростки занимались сбором плодов. И сколько же поколений жертвовали своими представите лями, добывая для нас сведения о том, что можно, а что нельзя упот реблять в пишу! Вы не задумыва лись, какой ценой пришло к нам, ныне живущим, знание о том, что один гриб съедобен, другой несёт смерть, что эта ягода сладка, но дурманит, а ту трогать нельзя — опасно?

(Звучит песня «О чём мечтают зёр на».)

ВЕДУЩИЙ (1): Наши предки вели наблюдения, эксперименти ровали  и исследовали, чтобы по дарить добытые знания идущим вслед. Сначала кочевой человек брал лишь то, что создано приро дой и не требовало труда. Потом в отдельных частях планеты племе на стали оседать. Места оседлости подсказывала гарантированная сытость. Древние люди охраняли и даже огораживали землю, где произрастали дикие злаки.

Земледелия ещё нет, но уже есть пристальный интерес к расте нию, дающему из года в год пищу. Угроза голода обостряла наблюда тельность. Брошенное в землю зерно возвращается многократно умноженным, урожай надёжнее, если были дожди, — всё подмечал наш мудрый предок. Едва утолив любопытство, он ставил свои отк рытия себе на службу. Так рожда лось земледелие.

ВЕДУЩИЙ (2): Сначала бро сали зерно в сделанную палкой лунку. Когда наблюдения подска зали, что в рыхлой земле растения растут лучше, родилась пахота. Когда-то в пищу шло сырое зер но. С появлением гончарной по суды его стали варить, потом рас тирать между камнями. Эту дроблёную крупу, или грубую му ку, ставили в горшках на раска лённые камни. Получалась каша. С давних лет и до сих пор кормит она человека.

ЧТЕЦ:<...>

Суша, море, сила солнечного зноя

Породили это зёрнышко ржаное.

Породили то, что им самим подобно.

Солнце, море, дождик, падающий

 дробно.Этот шарик-невеличку излучили

И в орбиту человечества включили.

Расширяясь, зёрнышко вот это

Превратилось бы и в солнце, и в планету.

Сердце солнца, и земли, и моря —

Это зёрнышко и смерть поборет!

Ибо в шелухе зерна ржаного

Жизнь таится, побеждая снова.

Ржи посевы ветерок колышет, 

Песню счастья люди да услышат!

ВЕДУЩИЙ (1): Но мы пох вальное слово ещё скажем каше и за то, что стала она прародитель ницей хлеба. Как-то раз во время варки жидкая каша перелилась за стенки горшка и с шипением вы лилась на раскалённые камни, превратясь в румяную лепёшку. Аппетитная на вид, приятно пах нущая, она удивила человека вку сом. Потом уже готовилась не каша, а тесто — основа для ле пёшки.

Считается, что способ приго товления хлеба из кислого теста был случайно открыт примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Егип те. У раба, Приставленного к кух не, подкисло тесто, и он, желая избежать положенной взбучки, лепешки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу — лепёшки ока зались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Бедняга так обрадовался, так по разился случившемуся, что пал на колени перед чудом и воскликнул: «Хлеб — это дар Божий!»

ВЕДУЩИЙ (2): Что же это та кое — хлеб? В словаре Д.Н. Ушако ва этому слову даётся шесть толко ваний. Первое — пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворён ной в воде. Второе — такой продукт в виде изделия какой-нибудь опре делённой формы. Третье — зерно, из которого приготовляется этот продукт. Четвёртое — растение, из зёрен которого изготовляются мука и крупа, злак. Пятое — пропита ние, пища, содержание, иждиве ние. И шестое значение — в пере носном смысле: средства к существованию, заработок.

ЧТЕЦ:

Всему начало плуг и борозда,

Поскольку борозда под вешним небом

Точнее, не конца, а продолженья,

Ну а ещё точнее — нет движенья,

А, значит, завершенья нет, венца!

О, сколько раз мы — век сменяет век — 

Имеет свойство обернуться хлебом.

Не забывай об этом никогда:

Всему начало плуг и борозда.

А без начала, ясно, нет конца, однажды

И бросил зёрна в землю человек.

С. Викулов. Плуг и борозда

ВЕДУЩИЙ (1): Кроме того, в идиоматических выражениях и поговорках значение слова «хлеб» приобретает особые оттенки, но всегда уважительные. Народ скла дывал такие поговорки: «Как хле ба искать», «Хлеб да соль», «Хле бом не корми», «Хлеб-соль водить», то есть дружить с кем-то.

Хлеб очень сытный и полез ный. В нём содержатся углеводы, белки, витамины, минеральные вещества, необходимые для обес печения нормальной жизнедея тельности организма человека. На свойства зерна влияют и сорт зер новой культуры, и условия, в ко торых она выращивается, — кли мат, почва, удобрения, орошение, агротехника, и то, как перевози лось, хранилось зерно.

ВЕДУЩИЙ (2): Пшеница -основная хлебная культура. Она занимает первое место по посев ной площади и по валовому сбору зерна среди других культур. Пше ница по ботанической классифи кации имеет 27 различных видов.

У нас в стране производственное значение имеют два из них — мяг кая и твёрдая. Мягкая идёт на из готовление муки для хлебопекар ной промышленности.

(Звучит песня «Русское поле».)

ВЕДУЩИЙ (1): Хлебозаводы производят сейчас сотни наиме нований хлеба: батоны и булки, караваи и буханки, сухари и ков риги. Хлеб ржаной и пшеничный, рижский и орловский, с отрубя ми, маком и изюмом.

Совсем недавно хлеб у нас в стране был самым дешёвым про дуктом по сравнению с другими странами. Сейчас хлеб стал доро же, но всё равно иногда можно увидеть на помойке валяющийся батон. Ребята! Вы прослушали много интересного и полезного о хлебе. Мы призываем вас: береги те хлеб! Хлеб — наше богатство!

ВЕДУЩИЙ (2): В домашних условиях чёрствый хлеб выбрасы вать не надо. Его можно освежить. Хлеб сбрызгивают водой или нак рывают чистой белой тканью и прогревают в течение нескольких минут до температуры 60—70 гра дусов. Из чёрствого хлеба можно приготовить не один десяток блюд. Это и супы, и запеканки, и пудинги, и блины, и клёцки, и гренки, и многое другое.

 [1] ПАРМЕНТЬЕ Антуан Огюст

(1737—1813), французский агро ном и фармацевт, прославившийся в первую очередь как активный пропагандист выращивания карто феля в Европе в качестве пищевой культуры. Он также провёл первую в истории кампанию принудительных прививок от оспы, изобрёл техно логию получения сахара из сахар ной свёклы, основал школу хлебо печения и внёс вклад в изучение способов заморозки и консервации пищи.

Станция «Горячий Хлеб»

Ведущий: О чём мы будем говорить? Есть пословица в на роде «Хлеб на столе, и стол — престол». Как приходит хлеб к нам на стол?

Ученик:

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук.

1-й ученик: Прежде, чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороно вать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.

2-й ученик: Но выращенные в поле колосья — ещё не хлеб. Их надо сжать, а труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит человеку на помощь техника, на полях разворачивается на стоящая битва — жатва.

3-й ученик: Затем зерно обмолачивают, после его надо про сеять, рассортировать, просушить и перевезти на зерноскла ды. Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превраща ют в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.

Ведущий: Видите, насколько труден и долог путь хлеба к нашему столу. И, наверное, самое трудное — искусство быть хлеборобом! Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах

зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним прой ти трудный путь рождения хлеба.

1-й ученик:

Слава тем, кто любит землю.

Тем, кто трудится на ней!

2-й ученик:

Вот он хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

3-й ученик:

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

4-й ученик:

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

5-й ученик:

В нем — здоровье наше, сила,

В нём — чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

6-й ученик:

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём...

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Помощники разносят хлеб детям. Они по русскому обычаю отламывают кусочек, макают в солонку. Через некоторое время продолжается разговор о хлебе.

Ведущий: Итак, продолжим наше путешествие. Мы прибы ваем на станцию...

Ученики (хором): Бережливых.

Ребята, закончить нашу встречу мне хочется небольшим стихотворением:

У народа есть слова:

Хлеб — всей жизни голова.

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.

Помните об этом, ребята, и никогда не бросайте недоеден ный кусок на землю. Проявляя уважение к хлебу, вы тем са мым выказываете благодарность природе и людям за их бес ценный труд.

О секретах Хлеба

Хлеб — непременный участник любой трапезы. Как по вседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. И, пожалуй, нет другого продукта, который употре бляли бы все народы мира.

Хлеб выпекают из пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, риса и кукурузы. В зависимости от того, какая мука исполь зуется, получается хлеб разного вкуса и вида. У европейских народов распространён пшеничный хлеб, а русские и немцы ржаной (чёрный) хлеб предпочитают пшеничному. В странах Латинской Америки основная хлебная культура — кукуруза, в Японии — рис. Качество хлеба зависит от качества помола муки и её сортов. В пшеничный хлеб, например, часто добав ляют кукурузную муку, придающую ему пышность и белизну. Если в тесто кладут дрожжи, то хлеб получается пышнее.

Секрет выпечки хлеба знали наши далёкие предки. Самому первому хлебу, найденному при раскопках в гробнице, около В,5 тысячи лет, а зерновые злаки известны человеку, по край ней мере, десятки тысяч лет.

Но почему же именно хлеб стал главным продуктом людей ■ разных уголках земли?

Возможно, потому что злаковые культуры отлично под водили для возделывания: тяжёлые зёрна не выветриваются, ■орошо переносят зиму и не замерзают в почве. Весной, после Нормирования колоса, у хлебов наступает период цветения. Ватем в течение месяца рождается зерно. Колос обмолачива ют, из собранных зёрен получают муку, а из неё — хлеб, содер жащий необходимые для питания человека углеводы, белки и витамины.

Так, новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно «прорастает» многими жизнями — новыми зёрнами в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба — в способности постоянно возрождаться к жизни, из года в год, из века в век! И питать этой новой жизнью человека!

Хлеб — всему голова

Как выглядел самый первый хлеб? Конечно, не как батоны и буханки, которые продают в современных магазинах. Наши предки собирали семена злаков, рас трата их между камнями и смешивали с водой. Первый хлеб «поминал мучнисто-зерновую кашу. Когда люди научились юбывать огонь, они стали выпекать на камнях пресные ле-гёшки из густой зерновой массы, похожей на тесто. Эти твёр-1ые подгорелые куски совсем не напоминали современный теб, но именно с них и началась эра хлебопечения. Со временем хлебопечение стало настоящим искусством. |Болыпих успехов в нём достигли египтяне. В Древнем Египте

уже 5—6 тысяч лет назад был известен секрет сбраживания те ста. А возраст самого древнего хлеба, найденного при раскоп ках в гробнице, оценивается в 3,5 тысячи лет. 

Древние греки переняли от египтян искусство хлебопече ния. Разрыхлённый хлеб из кислого теста считался в Древней Греции большим деликатесом и стоил очень дорого.

Слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», ко торое переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень на поминающее наше «хлеб» и украинское «хлиб».

На Руси хлеб всегда считался самым главным богатством. Неурожайные на зерно годы называли голодными, даже ес ли мяса и рыбы бывало вдоволь. С хлебом и солью встречали дорогих гостей. Эта традиция сохранилась и до наших дней: девушки в русских сарафанах подносят мягкий сдобный ка равай и соль в резной деревянной солонке.

Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением. Раньше людей называли просто Федька, Гришка, Петька. Мастеров-хлебопёков величали уважительно — Фё дор, Григорий, Пётр.

Много разных видов хлеба было на Руси. Однако словом «хлеб» чаще называли тот, что выпечен из ржаной муки. Ржа ной, «чёрный», хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же значительно дешевле его. Да и рожь в старину называли житом (от слова «жить»). Ведь если есть хлеб, значит, есть жизнь!

Из пшеничной муки пекли просфоры (хлеб для соверше ния церковного таинства) и калачи.

Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пи щей для человека. Теперь пекут хлеб уже специальные маши ны. Но как бы легко ни давался хлеб, не забывайте главного: чем бережнее мы будем относиться к хлебу, тем благополучнее станет наша жизнь!

     “ Игенче вальсы” җыры яңгырый.

Шигырь “ Икмәк” :

  1 укучы.Ипекәйнең, аның валчыгын да

                 Син төшерә күрмә идәнгә.

                Күз алдыма кытлык еллар килә,

               Ашлык килә, “ икмәк” дигәндә...

 2 укучы   Ак сөлгегә төреп тот син аны,

                  Искермәсен, исен сакласын!

                 Юлда күрсәң, иел, күтәр, аны –

                Икмәк җирдә аунап ятмасын!...

   3 укучы   Аш янына икмәк кирәк икән,

                   Бер телем ал, аша калдырма!...

                   Бер уртлаган калын сыныгыңны

                  Кадерсезләп чүпкә салдырма!..

   3 укучы     Ачлык йөри, хәлсез тәнен сөйрәп,

                     Дәүләтләрнең  үтеп читләрен.

                   ... Кадерен белеп аша, эшләп аша

                   Туган җирнең хәләл икмәген!...

 Укытучы: Кадерле кунаклар, кадерле укучылар! Без бүген сезнең белән олы бәйрәмгә җыелдык. Ул – Галиҗәнап икмәккә багышлана. Кичәбезне башлаганчы, мин сезгә икмәк турында мәгълүматлар укып китәм:

   Икмәк – беренче ризык. Аны безнең эрага кадәр 2840 – 2680 нче елларда мисырда пешерә башлаганнар. Нил елгасы буенда яшәгән халыклар ул заманнарда арпа боткасы  һәм сыра белән тукланганнар. Ә бер вакыт сыра кушылган ботканы җылы урында тоткан да, кызган таш өстенә куйган. Шунда боткадан күп тапкыр тәмлерәк, туклыклырак ризык барлыкка килгән.

   Туклыклыгы һәм яшәү өчен кирәкле 40% аксым, 70% минераль тозлар, 70% В һәм 100% РР витаминнары, тимер, кальций, фосфор бар.

   Татар халкының бик матур табышмагы белән башлыйм:

    Ике түгәрәк, урыны түрдәрәк,

   Эче тулы күзәнәк.

   Әчкелтем дә төчкелтем

   Бар нәрсәдән дә өстен.

Икмәк турында слайдлар күрсәтү.

4 укучы   Әйе, бу – икмәк. Халкыбыз аны әнкәй, әткәй дигән кебек кадерләп ипекәй дип атаган.

  1. Икмәк нинди ул ? Ул үзе гади генә сүз. Менә ул безнең каршыбызда. Олуг, бар нәрсәдән дә кадерле. Газиз әти - әни, туган ил белән тиң күргән ризыгыбыз – Икмәк! Ул тәмле, хуш исле, күпереп пешкән, йомшак.

Укучылар мәкальләр әйтәләр:

  Икмәкне күкрәккә куеп кисү, чиста ашъяулыкка төрү борынгыдан килә.

-“ Ипекәйне кадерсезләмә, үзең кадерсезлеккә калырсың”, - дигәннәр.

“Икмәк- илебезнең төп байлыгы.”

“Ил терәге- икмәк”

“Икмәкнең валчыгы да изге һәм кадерле”

“Икмәк булса, җыр да була”

“Икмәкне кадерләп, саклап тоту- ул барыбызның да изге бурычы”

“И түгәрәк ипи, икмәк, ипекәй,

Ашъяулыкта яткан ак кояш”

Укытучы: Укучылар, бодай, арыш оныннан нәрсәләр пешерәләр?

(Укучылар төрле ризыкларны саныйлар: бәлеш, өчпочмак, гөбәдия, токмач, чәк- чәк һ.б.)

Укытучы: Мин сезгә бодай, арыш оныннан тагын нинди тәмле әйберләр пешереп  булуы турында рецептлар таратам. Бәлки өегезгә кайткач әниләрегез белән бергәләп пешереп карарсыз? (Рецептлар тарата)

  Менә сезнең алдыгызда “ Камыр батыр” китабы. Бу китапны сез барыгыз да укып чыктыгыз инде.

  1. Әкияттәге камыр батыр нинди булган?
  2. Көчле, батыр, ул тиз үскән.
  3. Ни өчен шулай булган соң?
  4. Чөнки ул камырдан ясалган булган.
  5. Әйе, халкыбыз бу әкияттә икмәкнең көчен – куәтен күрсәткән.

Әйдәгез, тагын бер әкиятне искә төшерик әле. Ул – “ Алтын бөртекләр” дип атала(сәхнәләштерү).

  Алып баручы: Борын – борын заманда бер ир белән бер хатын яшәгәннәр. Аларның өч уллары булган. Бердәнбер көнне боларның әтиләре Туган илне яклап яуга киткән, әмма яу кырыннан кире әйләнеп кайтмаган. Ялгыз ана балаларын үзе генә тәрбияләп үстергән.

 Ана:- Улларым, килегез әле, мин сезне үстердем. Хәзер көнегезне үзегез күрегез.

  1 улы:- Без үз көнебезне үзебез күрер идек, акчабыз юк. Син, безгә берәр генә бөртек булса да алтын бир!  Ана:- Алтын бирәм. Берне түгел, мең бөртек. Тик ул алтыннарны әтиегез җыеп куйган иде. Аны үзегез эзләп табыгыз.

 2 улы:- Табабыз, табабыз.

Ана: -Әнә, Ташлытау белән Кармытауны күрәсезме? Шул басуга әтиегез алтын бөртекләре күмгән иде. Эзләп табыгыз шуны. Басуның җирен казыгыз, җиң сызганып, тир сыпырып эшләгез.

( Егетләр китә).

  Алып баручы: Егетләр өч сабан белән басуның күз карашы кадәр җирен сөреп чыкканнар. Ә алтын бөртекләре тапмаганнар. Алар бик күңелсезләнеп әниләре янына кайтканнар.

  3 улы: -Бер  генә алтын тапмадык, әни!

  Ана:- Борчылмагыз улларым! Табарсыз алтыннарны. Әнә бурадагы бодайны тишеп чәчегез шул җиргә, көз көне бодайны ургач, бодай тамырларына алтын бөртекләре ияреп  чыгар.

  Алып баручы: Егетләр әниләре әйткәнчә эшләгәннәр. Бодай мул булып уңган, аны урганнар, сукканнар.

  Ана:- Миңа үзегез урган игенне китерегез. Әтиегез җиргә күмгән алтын бөртекләре менә шулар инде, улларым.

  1 улы: -Рәхмәт әни! Син безне иген игәргә өйрәттең.

Укытучы:    Беркөн шулай эштән кайтканда, ял итә торган урында, өстәл өстендә ипи кисәкләре ята. Телемнәп киселгән ипине кемнәрдер ашаганнар, шунда ук сыр кисәкләре ята. Карыйм куак төбендә бер бөтен ипи ята. Шунда күңелемә бик авыр булып китте. Мин үз-үземә нинди ятсызлар ипи тикле ипине ташлап киткәннәр дип сөйләнеп алдым. Ипиләрне җыеп бер пакетка тутырып өйгә алып киттем, чебиләргә су белән җебетеп бирдем. Шунда уйлап куйдым: нинди кешеләр икән, хәзерге вакытта алар кая икән? Хәер, ул кешеләр кибеттән яңа ипи алып кайтып, тәмләп кенә ашап утыралардыр. Укучылар сезнең фикерегез, бу кешеләр дөрес эшләгәннәрме? Сездә шулай эшләр идегезме? Мин нишләргәтиешидем?

1 нчеукучы. Минем  фикеремчә, бу урындакүңелачканнар. Ләкин, алар икмәкнең кадерен югалтканнар. Алар бик ялгыш эшләгәннәр, әгәрдә мин булсам алай эшләмәс идем.

2 нчеукучы. Икмәктән дә кадерле нәрсә дөньяда юк. Мин икмәкне кадерләр идем. Алай ташлап калдырмас идем.

4 нчеукучы. Ипи, икмәк, ипекәй! Бу сүзләрдә күпме көч, мәхәббәт, горурлык, шатлык һәм бәхет хисләре! Шушы хисләрне тыя алмаган кеше генә шулай ташлап калдыра ала. Ипине хөрмәт итү безнең изге бурычыбыз.

Укытучы:    Бер көнне Алтын белән Бөртек бәхәсләшкәннәр.

Алтын.(үзен бик зурга куеп, башын күтәреп) Дөньяда миннәндә бай юк, иң кирәклесе мин,-дип, мактанырга тотынган.

Бөртек.(гаҗәпләнеп, башын аска иеп) Ничек инде, миннәндә кирәкле нәрсә, бу дөньяда юк.

Алтын.Менәнәрсә, башакдус, Минем белән ил санлаша. Илләрбер-берсе беләнсату  иткәндә, минем беләналыш -бирешясыйлар. Иңбайы, иңкирәклесе мин булам.

Бөртек. Кешеләргә күәт, көч бирүче мин. Һәр көн иртән аларның өстәлләрендә мин торам.

Мин булмасам, аларның кәефләре китә, шулай булгач иң кирәклесе мин.

(Алтын беләнБөртек шулай озак әйткәләшкәннән соң, икесе бер фикергә киләләр)

Алтын.Әйдә, Акылдансорыйбыз?

Бөртек.Ул безгә акыллы киңәш бирер, без чын дөресен белербез.

(Алтын белән Бөртек Акылга үзләренең ни өчен бәхәсләшүләрен сөйләп бирәләр)

Акыл.        (Алтын янынакилеп) Дөрес, син бай, син кирәкле, синең белән ил идәрә итеп була. Синең белән кешеләр санлашалар, ләкин Бөртектән башка яшәп булмый. Кулда алтын тотып  кына тамак туйдырып булмый. Ач тамакка алтын күренми. Шулай булгач иң кирәклесе Бөртек була инде аның.

        

Укытучы. Әйе, чыннан да тау хәтле алтын өелеп торсын, әгәр бөртек булмаса, тамак тук булмаса, ул алтыннарның  нигә кирәге бар. Мин синең фикерең белән килешәм.

 (1укучы Энҗе Мөэминованың “Икмәк” шигырен яттан сөйли.)

Яшәү чыганагы -кояш нурын,

 Җир җылысын саклап үзендә.

Күкрәкләргә терәп кисәр икмәк

 һәр табынның тора түрендә.

Икмәк игенченең җан           җылысы,

 Җир-анага кадер-   хөрмәте.

 Яшәү тамыры ул һәр йөрәкнең;

Шуңа кадерлибез икмәкне.

Әти-әни, Ватан һәм дә икмәк.

 Бу сүзләрдә -тормыш мәгънәсе.

 Бәхет, хезмәт, ирек, яшәү яме -

 Шул сүзләргә бәйле һәммәсе.

(Чайкала иген кырлары” җыры җырланыла.)

   Йомгаклау өлеше:

  1. Сез икмәкне саклау турында нәрсәләр беләсез?

(Укучылар үзләре язган иншаларын укыйлар)

Ребята, закончить нашу встречу мне хочется небольшим стихотворением:

У народа есть слова: Хлеб — всей жизни голова. Хлеб не падает нам с неба, Появляется не вдруг, Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятка рук.

Помните об этом, ребята, и никогда не бросайте недоеден ный кусок на землю. Проявляя уважение к хлебу, вы тем са мым выказываете благодарность природе и людям за их бес ценный труд.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

          .Сезнең арада киләчәктә икмәк үстерүче, икмәк пешерүче изге күңелле кешеләр бардыр дип ышанып калам.

Безнең кичәбездә катнашкан укучыларыбызга, килгән кунакларга  зур рәхмәт! Сезгә сәламәтлек, бәхет телим. Табыннарыгыз мул булсын,  эшләрегез уң булсын. Сезнең белән саубуллашабыз. Ә ипекәй безнең белән калсын. Безгә яшәргә, үсәргә көч бирсен.

  Кадерле укучылар, бүгенге дәрестә сезнең күңелегезгә изге бөртек салынды. Әгәр сезнең күңелләрегездә шул бөртекне кабул итәрлек җирлек булса, ул шыта башлар, тамыр җибәрер, сабак чыгарыр, яфрак ярыр, чәчәк атар һәм җимешләрен бирер. Ә ул җимешләрнең исеме:

  Игелек

  Мәрхәмәт

  Акыл

  Намус

Иманлы булыгыз, балалар!

Чайкала иген кырлары

Галимҗан Ибраһимов сүзләре, Исмай Шәмсетдинов көе.

Чайкала иген кырлары,
Уяна таң нурлары;
Киңлекләргә алып бара
Безнең басу юллары.

Игенченең уңганлыгы,
Игенченең хезмәт яме,
Игенченең тырышлыгы
Кырларыннан күренә.

Бер офыктан бер офыкка
Җәелгән иген кыры.
Иртәдән кичләргә кадәр
Яңгырый хезмәт җыры.

Игенченең уңганлыгы,
Игенченең хезмәт яме,
Игенченең тырышлыгы
Кырларыннан күренә.

Без барасы юллар якты,
Безнең юллар үр менә.
Бу кырларда җигүле ат
Дугасыннан күмелә.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Презентация "Хлеб- всему голова".

В презентации для детей подготовительной группы представлен порядок выращивания пшеницы. Они вспомнят профессии людей. Узнают какой долгий путь совершает зернышко пшеницы пока станет хлебом на нашем с...